На главную Лекции и практикум по психологии Управление персоналом Негативные последствия профессиональной деятельности
Негативные последствия профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Управление персоналом

Цель темы: изучение негативных последствий профессиональной деятельности: стресс, тревожность, «синдром психического выгорания», профессиональные деформации.


План темы:

8.1 Профессиональный стресс, его причины и последствия.
8.2 Ситуативная и личностная тревожность (методики Ч. Спилбергера, Ю. Ханина).
8.3 «Синдром психического выгорания». (Опросник на «выгорание», авторский коллектив СПб университета). Эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, редукция личных достижений как важнейшие показатели «синдрома психического выгорания» (Опросник «Эмоциональное выгорание», В.В. Бойко; методики «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя», В.В. Бойко, модификация - Е.П. Ильин; «Уровень невротизации» Л.И. Вассерман; «Шкала депрессии», Т.И. Балашова). Профессиональное «выгорание» (Опросник на «выгорание» MBI, К. Маслач; «Профессиональное «выгорание», Е.П. Ильин, Н.Бойко).
8.4 Профессиональные деформации личности и их уровни (Тест самоконтроля, О.Б. Полякова).


Дискуссия по теме: Можно ли избежать стрессовых состояний, или как найти выход из них.


8.1 Профессиональный стресс, его причины и последствия


Ученые делят стресс на положительный - эустресс и отрицательный вид - дистресс. Во время некомфортной ситуации организм выделяет адреналин, заставляющий искать решение проблемы. В минимальных дозах стресс полезен душе, приравниваясь к пользе физических упражнений для тела. Он помогает поддерживать способность думать, принимать решения, выживать. Большое количество перенапряжений вызывает потерю сил, слабость, ухудшает здоровье, вызывает круглосуточное беспокойство, загоняет человека в угол.
Стресс в профессиональной деятельности еще называют производственным. Он выражается в напряженном состоянии работника, появляющемся на фоне эмоционально-отрицательных факторов, связанных с выполнением рабочих задач. Этот вид стресса зафиксирован отдельной графой Международной классификацией болезней (МКБ-10).
Разновидности профстресса. Стресс, которые возникает на рабочем месте делят на 3 группы:
• Информационное напряжение возникает при беспрерывном потоке информации, когда человек должен принять важное решение в экстремально короткие сроки. Усложняет ситуацию высокий уровень ответственности, дефицит нужной информации и ощущение, что человек не справляется с поставленным заданием.
• Коммуникативные проблемы обусловлены проблемами в деловом общении, неумении сформулировать доводы, дать отказ, защититься от нападок или манипулирования, незнании хитрых приемов.
• Эмоциональные сбои появляются во время ситуаций вызвавших чувство унижения, обиду, вину, несостоятельность, неуверенность, угрозу. Негативно влияют конфликты с руководящими людьми, коллективом, деловыми партнерами. Этот вид стресса переносится сотрудником особенно тяжело, поскольку рушатся его ценности, самооценка, принципы. Это отрицательно отражается на рабочей и жизненной сферах.
Причины возникновения стресса на работе делят на личностные и организационные факторы, выделяют также факторы атмосферы в коллективе и условия труда.
К личностным особенностям относятся: низкий уровень сопротивляемости и борьбы с внешними неблагоприятными факторами, неуравновешенность; темперамент холерика; низкий уровень адаптации к наименьшим изменениям; низкая самооценка, неуверенность в себе; перфекционизм; личные проблемы, которые человек «несет» на работу и другие.
К коллективным проблемам относятся: межличностные конфликты; грубость руководителей; конкуренция и другие.
К организационным стрессовым моментам относят: неравномерное или несправедливое распределение обязанностей, перегрузка, большой объем задач; внеурочные переработки; недостаточная загруженность, с бессмысленным «отсиживанием» часов; отсутствие мотивации; неумение распланировать время и другие.
Описание неудовлетворительных условий труда, вызывающих стресс: холод, жара, сквозняк; недостаточное освещение; маленькое неуютное помещение; неудобство рабочего места; сопровождающий отвлекающий шум.
Последствия стрессов. К первичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности относятся различные виды психических состояний: состояние утомления и переутомления, эмоциональный стресс, острое стрессовое расстройство, дезорганизация деятельности, нарушение психической адаптации и др.
Вторичные состояния возникают при отсутствии или несвоевременности реабилитационных и восстановительных процедур, при отсутствии или недостаточной поддержке со стороны значимых людей. К вторичным последствиям профессиональных стрессов относятся: состояние
профессионального «выгорания», значительное снижение работоспособности, злоупотребление алкоголем и сильнодействующими лекарствами, депрессии, повышенная агрессивность, посттравматические расстройства нервной системы, профессиональная деформация личности.
К третичным последствиям стрессов в трудовой деятельности относятся следующие виды социально-психологических феноменов: ухудшение атмосферы в коллективе, нарушение дисциплины, проблемы внутри семьи, апатия и пессимизм, повышенная конфликтность, увольнение с работы, психосоматические заболевания, суицидальное поведение.


8.2 Ситуативная и личностная тревожность (методики Ч. Спилбергера, Ю. Ханина)


Тревожность как свойство личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение работника. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожности является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Цель диагностики: определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки
ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования.
Состояние тревоги или ситуативная тревожность (СТ) возникает «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу» (Ю. Л. Ханин).
Личностная тревожность (ЛТ) - это склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Высокая личностная тревожность может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматического заболеваниями. «ЛТ» как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением «СТ». Величина «ЛТ» характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать состояние тревожности.
Реактивная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.


8.3 «Синдром психического выгорания». (Опросник на «выгорание», авторский коллектив СПб университета)


Эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, редукция личных достижений как важнейшие показатели «синдрома психического выгорания» (Опросник «Эмоциональное выгорание», В.В. Бойко; методики «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя», В.В. Бойко, модификация - Е.П. Ильин; «Уровень невротизации» Л.И. Вассерман; «Шкала депрессии», Т.И. Балашова). Профессиональное «выгорание» (Опросник на «выгорание» MBI, К. Маслач; «Профессиональное «выгорание», Е.П. Ильин, Н.Бойко).
По своей сути синдром выгорания напоминает хроническую усталость, конкретнее он является её продолжением. Данному заболеванию может быть подвержен любой человек, работающий в любой области, даже домохозяйки. Как правило, трудоголики более подвержены такому состоянию, у таких людей наблюдается сильное чувство ответственности, они склонны воспринимать все очень близко к сердцу.
Синдром эмоционального выгорания обозначает состояние, при котором происходит психическое, эмоциональное и физическое истощение, развивается в результате постоянных стрессовых ситуаций. Такое психическое состояние возникает у людей, которым, по роду своей деятельности, приходится общаться с другими людьми довольно часто.
Синдром выгорания, как уже упоминалось, возникает чаще у альтруистов, у которых забота о ближнем превышает собственные интересы (работники соцслужб, медики, педагоги и т.п.). Обычно к синдрому выгорания приводит неспособность противостоять стрессам. Факторы, которые провоцируют развитие заболевания, разделяют на организационные и личностные, причем организационный фактор оказывает больше влияния на течение заболевания.
Диагностика синдрома эмоционального выгорания
Синдром выгорания имеет приблизительно 100 симптомов. Как уже было замечено, профессия может стать одной из причин развития синдрома эмоционального выгорания человека. Очень частым спутником заболевания является хроническая усталость, сниженная работоспособность.
При развитии синдрома выгорания, человек часто жалуется на сильную усталость, плохую переносимость нагрузок (с которыми раньше не возникало проблем), слабость или боль в мышцах, бессонницу (или наоборот, постоянная сонливость), раздражительность, забывчивость, агрессию, снижение
умственной работоспособности, невозможность сконцентрироваться,
сосредоточить внимание.
Выделяют три основных признака синдрома выгорания. Предшествующий период заключается в очень сильной активности, человек поглощен работой на 100%, отказывается заниматься чем-либо, не связанным с рабочим процессом, при этом сознательно игнорирует собственные потребности.
Период истощения. Возникает чувство перенапряжения, опустошения эмоциональной энергии, физических ресурсов.
Третьим признаком развития синдрома выгорания является чувство собственной ненужности, низкая самооценка. Человек не верит в свои возможности.
Для диагностики синдрома выгорания у человека, в 1986 году был разработан тест, который позволяет определить степень выгорания. Синдром выгорания имеет два фактора определения истощенности: эмоциональный (плохое самочувствие, нервное перенапряжение и пр.) и расстройство самовосприятия (изменение отношения к себе и окружающим).
Выделяется 5 основных проявлений, которые свойственны синдрому эмционального выгорания:
1. Физические - переутомление, усталость, нарушение сна, ухудшение общего самочувствия, повышение давления, воспаления на коже, заболевания сердечно-сосудистой системы, повышенная потливость, изменение веса и т.п.
2. Эмоциональные - циническое отношение, пессимизм, скудность эмоций, проявление черствости (к коллегам, подчиненным, близким, пациентам), безразличие, тяжелые душевные переживания и т.п.
3. Поведенческие - отсутствие аппетита, приступы агрессии, частое «отлынивание» от работы, нередко случаются травмы из-за сниженной концентрации внимания.
4. Интеллектуальные - новые идеи и теории в рабочем процессе не вызывают интереса и прежнего энтузиазма, предпочтение отдается шаблонному поведению, снижается проявление нестандартных, творческих подходов, отказ от участия в развивающих программах (тренинги, тесты и т.п.).
5. Социальные - снижение социальной активности, потеря интереса к своим увлечениям, проведению досуга, взаимодействие с другими людьми ограничивается рабочими моментами, чувство одиночества, плохой поддержки со стороны (коллег, близких) и пр.


8.4 Профессиональные деформации личности и их уровни (Тест самоконтроля, О.Б. Полякова)


Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.
Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.
Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой.
Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.
Позитивные последствия (“личностный рост”).
Негативные последствия (“профессиональная деформация”).
Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
- отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
- дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
- низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
- ослабление ранее имевшихся профессиональных данных,
профессиональных способностей, профессионального мышления;
- искаженное профессиональное развитие, появление ранее
отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
- появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.

Вопросы для контроля
1. Каковы разновидности профессионального стресса?
2. Каковы причины и последствия профессионального стресса?
3. В чем отличие ситуативной и личностной тревожности?
4. Охарактеризуйте важнейшие показатели «синдрома психического выгорания».
5. Показания диагностики синдрома эмоционального выгорания.
6. Проявления феномена профессиональной деформации.
7. Каковы тенденции профессиональных деструкций?
Источник: Исрафилова, Г.Ю. Психодиагностика в управлении персоналом. Учебное пособие./ Г.Ю. Исрафилова. - Нижнекамск : НХТИ (филиал) ФГБОУ ВО «КНИТУ», 2017. - 115 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.