«Слово — тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и неясным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, коверкающим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку— и вызвать слезу, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души». В. А. Сухомлинский
Красноречие — способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант. Его синонимами являются греческое слово «риторика», античное «ораторство». Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стало публичное обсуждение и решение вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшими условиями появления и развития ораторского искусства являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны, также активное развитие происходит в переломные эпохи в жизни общества. Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство имело место в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. Развитие греческого ораторского искусства связано с расцветом афинской рабовладельческой демократии. Все политические, военные деятели Афин были выдающимися ораторами. Например, Перикл, с его именем связаны мероприятия, приведшие к высочайшему внутреннему расцвету Греции. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей». Крупным политическим деятелем был и самый известный оратор Древней Греции Демосфен. Историк Плутарх писал о нем, что он превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Знаменитым он стал не сразу, так как имел физические недостатки {слабый голос, плохая дикция, одно плечо выше другого, привычка подергивать плечом), приложив много усилий (выходил на берег моря и пытался перекричать шум волны, над плечом повесил меч острием вниз, когда репетировал и др.), он преодолел природные недостатки и стал известнейшим оратором. Самым ярким и известным римским оратором признан Марк Туллий Цицерон. Его речи характерен стиль, средний между азианизмом (рубленые фразы, звуковые эффекты, цветистость и напыщенность языка) и аттикизмом (чистота речи, краткость, сжатость). На основе практического красноречия развивается и теория ораторского искусства — риторика, открываются школы, создаются учебники.
Свой вклад в развитие риторики внесли: Софист Горгий из Леонтины разработал стилистические приемы: антитезы; оксюморон — сочетание противоположных по смыслу понятий; членение предложений на симметрические части; рифмованные концовки; аллитерации — игра согласными буквами; ассонансы — повторение гласных звуков и др. Сократ ввел логичное доказательство, диалог в разных его формах — от спокойной беседы до напряженной полемики, «эвристику» — выяснение истины в споре, составные ее части: иронию и маевтику — обнаружению собеседником той истины, которую он носит в себе, но не осознает этого, способ формирования правильной мысли. Платон обращал особое внимание на эмоциональную убедительность речи, на творчество в деятельности оратора. Аристотель обобщил и теоретически обосновал достижения греческого ораторского искусства в работе «Риторика». Выделил и дал характеристику трем видам речей: политической (совещательной), судебной и эпидейктической (торжественной, парадной); способам доказательств, в том числе и эмоционального воздействия; стилям и построению речи. Цицерон выделил данные, которые необходимы оратору: природный талант, знания, навык, особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы. Для Цицерона оратор, — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Марк Фабий Квинтилиан призывал к всестороннему воспитанию оратора, мудреца, высоконравственного и образованного человека, владеющего стилистикой. В эпоху средневековья господствующим жанром становится церковное красноречие — гомилетика, на первый план выступает форма, внешняя красивость, внушение, а не убеждение, за владение чувствами и сознанием людей, влияние на психику и воображение. Легендарным византийским проповедником был Иоанн Хрисостом (ок.350-407 гг.), вошедший в историю как Иоанн Златоуст: это прозвище он получил за свое красноречие. Он был автором проповедей, псалмов, панегириков, обличительных речей, толкователем библейских текстов, литургий. Выдающимся оратором средневековья был и Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Главное в его речах — внушение, внешняя красивость, умение завладеть чувствами и сознанием людей. Средневековая университетская лекция была обращена к реальной действительности, подчинялась законам познания. «Новое время» характеризовалось ростом культуры, просвещения, светского мировоззрения, в этот период возрастает интерес к ораторскому искусства. Красноречие нового времени уделяло внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике, приобретало социально-политическую направленность. Большой вклад в развитие риторики внесли писатели и мыслители нового времени. Выдающимися ораторами были Ян Гус (ректор Пражского университета, религиозный проповедник), представители Французской буржуазной революции: Мирабо, Робеспьер и др. Большой вклад в развитие ораторского искусства внесли европейские писатели, философы, деятели искусства, такие как Леонардо да Винчи, Ф. Бекон, М. Монтенъ, И. Гете и др. До XIX века риторика оставалась частью гуманитарного образования. В XIX веке главная часть риторики — учение о словесном выражении — стала стилистикой, остальные разделы утратили свое значение. Развитие красноречия в России связано с трудами ученых, с практикой проповедников, книжников, летописцев, песнотворцев. Определенное влияние оказала византийская риторика, в частности, Иоанна Златоуста. В речах проповедников (митрополит Иларион, Кирилл Туровской, Серапион Владимирский) использовались символы, сравнения, образы родной природы, аллегории, метафоры. Первой, дошедшей до нашего времени, книгой является «Риторика» Макария (1617). В ней автор выделил три рода «глаголания: смиренный, высокий и мерный», и считал, что красноречию необходимо не только дарование, но и обучение, упражнения. Искусство светского публичного выступления связано с развитием академического красноречия, с открытием университета. В работе М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию», риторика определялась как наука об устной и письменной речи, а красноречие как искусство говорить красиво и склонять других к принятию мнения оратора. Для ораторского искусства М. В. Ломоносов считал необходимым наличие «дарования душевного», т. е. острого ум и памяти, «телесного» — громкого голоса, приятной внешности и осанки, «знание других наук» — образованного. Он выделил 4 части риторики: изобретение, украшение, расположение, произношение. Речь должна состоять из следующих частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Для привлечения слушателей, М. В. Ломоносов предлагал обратить внимание на образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора. Основные положения ораторского искусства нашли отражение и в работах М. М. Сперанского «Правила высшего красноречия», А. Ф. Мерзлякова «Краткая риторика» и др. Судебное красноречие становится ведущим в XIX веке, выступления были доходчивые, яркие, с проявлением внутреннего убеждения. А Ф. Кони — блестящий оратор, юрист, его публичные выступления потрясали своей убедительностью, красноречием слушателей, его наставления — рекомендации актуальны и сегодня: нужно знать предмет выступления в точности и подробности, язык и уметь пользоваться его богатством, нужно быть искренним, быть кратким (отсутствие лишнего, водянистого, засоряющего выступление). Большой вклад в развитие риторики внесли создатели академического красноречия, преподаватели-лекторы: Т. Н. Грановский, В. О. Ключевский, К А. Тимиря ;Д. И. Менделеев. Политическое красноречие в начале (в периоды революции) XX века оказало определенное влияние на искусство речи. Петроградский Институт живого слова, созданный в 1918 г. разрабатывал теории красноречия, спора, организовывал обучение лекторов. В 30-е годы теоретические исследования по риторике были прерваны, и вновь интерес к ней возродился в наши дни. В современной риторике выделяют следующие виды красноречия (Г. 3. Апресян, Н. Н. Кохтев и др.): социально-политический, академический, судебный, социально-бытовой, богословско-церковный. Жанрово-стилистичсские формы ораторского искусства: доклады (тематические, научные, отчетные), речи (политические, военные, судебные, агитационные и др.), лекции (вузовские, научно-популярные), рассказы, сообщения, проповеди. При подготовке к выступлению необходимо обратить внимание на ряд требований: 1. Подбор необходимого материала, содержания выступления (труды ведущих специалистов по данной теме, публикации в научных журналах и печати, личные знания и опыт в этой области). 2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. 3. Литературная обработка речи, с уточнением сложных, непонятных терминов. 4. Заучивание, запоминание текста речи, репетиция с соответствующей техникой речи, мимикой, жестами, с учетом времени. Любое выступление состоит из трех основных частей: 1. Вступление. Оно несет в себе психологическую нагрузку, подготовка слушателей к выступлению: установить благоприятную психологическую атмосферу, зрительный контакт с аудиторией, вызвать интерес неожиданным сообщением, историческим анекдотом, использовать прием сопереживания, парадоксальной ситуации, апелляция к непосредственным интересам аудитории или к авторитетам, юмористическое замечание и др. Подобные заготовки надо иметь заранее, записать на карточки и использовать в зависимости от содержания выступления, состава аудитории. 2. Основная часть. Главное — всестороннее раскрытие темы и сохранение устойчивого внимания аудитории. Необходимо иметь весь текст выступления, особенно, сели нет опыта публичных выступлений и слабое владение материалом, также иметь и план, и тезисы выступления. Дословное чтение текста будет гладким, но для установления контакта с аудиторией предпочтительна «живая речь». В зависимости от темы выступления, аудитории применимы различные методы:
• индуктивный — движение мысли от частного к общему, от единичных факторов и примеров к обобщению; • дедуктивный — от общего к частному; • аналогия — метод сходства, проведения параллели с известным материалом; концентрический — изложение материала вокруг поставленной проблемы; • ступенчатый — последовательное изложение темы; • хронологический или исторический — показ динамики развития событий или последовательность технологических процессов.
3. Заключение: подытожить и суммировать весь материал, изложенный в выступлении; усилить, закрепить главные мысли; поставить перспективные задачи; возможна иллюстративная концовка (стихи, афоризмы, цитаты, лозунги и т. д.). Основные приемы стимулирования внимания и интереса следующие: • установка на понимание, сотрудничество, со-размыпшенис, сопереживание; • личностные качества выступающего: обаяние, корректность, вежливость, дружелюбие, искренность, заинтересованность, увлеченность, объективность, информативность, уверенность в себе; • новизна, качество информации, релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением, т. е. говорить по существу дела, что важно в данном выступлении); • учет возрастных, психологических особенностей, уровня подготовленности слушателей; • импровизация; • переход от монолога к диалогу; • показ жизненно-практической значимости информации; • создание проблемной ситуации; • разнообразие форм, методов, средств подачи информации; • богатый словарный запас, большой фактический материал; • использование сравнений, сопоставлений, метафор, эпитетов, гипербол, аллегорий, аналогий, цитат, риторических вопросов, крылатых фраз, пословиц, поговорок, шутки, юмора, исторических сведений; • стилистические приемы: градация (нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова), инверсия (речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный), апелляция к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям; • применение наглядности (плакаты, таблицы, схемы, диаграммы, географические карты, буклеты, проспекты, кинофильмы, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы, видсопрезентации); • соблюдение этики; • культура речи — при выступлении необходимо избегать изобилия иностранных слов, устарелых выражений, напыщенных слов и выражений, штампов (затасканные, избитые выражения), канцеляризмов, жаргонизмы, слов-паразитов, многословия и демагогии, несоблюдения правильного произношения, вычурности и манерности; • техника речи:
- четкая дикция (ясное отчетливое произношение звуков, слогов, слов, фраз); - оптимальная скорость речи, темп; - тембр (передача средствами голоса разнообразных эмоций, выражение отношения к предмету разговора, уточнение коммуникативного смысла высказывания); - диапазон голоса (использование совокупности всех звуков различной высоты, изменение интонационного рисунка слов, фраз); - сила голоса, его полетность (способность голоса быть слышимым на расстоянии при минимальных затратах сил говорящего); - разнообразная интонация, суггестивность (способность голоса воздействовать на эмоции и поведение слушателей своим звучанием); • оптимальное использование мимики, жестов, пантомимики. План рецензии выступающего с докладом или сообщением: 1. Полнота, правильность выступления, какие ошибки допущены. 2. Последовательность и логичность изложения. 3. Наличие доказательств, примеров из прочитанных книг, теле- и радиопередач, обобщений, вывода. 4. Наличие ссылок на литературу и другие источники информации. 5. Правильность использования наглядности (карт, таблиц, схем и иллюстраций и т. д.). 6. Эмоциональность, грамотность речи, приемы активизации слушателей, учет состояния аудитории, используемые жесты и мимика. 7. Общий вывод. Замечания, рекомендации выступающему.
Задания для самостоятельной работы 1. Подготовить мини-доклад (5 мин.), максимально обогатив его приемами, стимулирующими внимание и интерес слушателей. Тематика — психолого-педагогическая. 2. Поупражняться в произношении скороговорок. 3. Дать определение понятиям: сравнение, сопоставление, метафора, эпитет, гипербола, аллегория, аналогия, цитата, риторический вопрос, крылатая фраза, пословица, поговорка, юмор, исторические сведения; афоризм, градация, инверсия, апелляция. Подобрать примеры. 4. Прослушав выступление (студента, телеведущего, артиста, политического деятеля и т. д.), проанализировать эту речь. Библиографический список 1. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика: уч. пособие. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. —430 с. 2. Волков А. А. Основы риторики: уч. пособие для студ. вузов. — М.: Академия Проект, 2005. — 301 с. 3. Голуб И. Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво. — М.: Изд-во «Омс-га-Л», 2014. —405 с. 4. Кузнецов И. Н. Практикум по риторике: уч.-справочное пособие. — Мн.: Современное слово, 2004. — 251 с. Источник: Касимова, 3. Адаптация студентов к обучению в вузе [Электронный ресурс] : учебное пособие / 3. Ш. Касимова. — Электрон, дан. и прогр. (6 Мб). — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. —64 с. |