1.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1.1. Организационная психология как научно-практическая дисциплина
План: 1. Научный статус организационной психологии. 2. Предмет и задачи организационной психологии. 3. Категориальный аппарат организационной психологии. 4. Принципы организационной психологии. 5. Методы организационной психологии
Тема 1.2. Психологические основы организации План: 1. Организация как объект изучения психологии организаций. 2. Типы организаций и их классификации по целевой направленности. 3. Основные функции персонала в организациях, их распределение. 4. Принципы организации. 5. Внешняя и внутренняя среда организации.
Тема 1.3. Основные теории организации в психологии План: 1. Применение психологических основ теории научного управления организацией Ф.Тейлора в решении задач организационного психолога на предприятии; 2. Применение психологических основ теории бюрократической организации М.Вебера в решении задач организационного психолога на предприятии; 3. Применение психологических основ теории Л. Гьюлика и Л.Урвика в решении задач организационного психолога на предприятии; 4. Применение психологических основ организационной концепции Э.Мэйо.
1.2. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1.1. Области исследования организационной психологии и взаимосвязь с другими науками
Цель: ознакомление со спецификой организационной психологии как научной дисциплины.
Задачи: • расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы; • определение места организационной психологии в системе научного знания; • ознакомление с основными областями исследования организационной психологии.
План семинара: 1. Организационная психология как самостоятельная научная дисциплина. 2. Место организационной психологии в системе научного знания. 3. Области исследования организационной психологии. 4. Роль психологических знаний в организационно-управленческой деятельности.
Контрольные вопросы и задания: 1. Определите объект, предмет, цель и задачи организационной психологии как научной дисциплины; 2. Покажите предметную взаимосвязь организационной психологии с другими науками; 3. Каковы основные области исследования организационной психологии как научной дисциплины? 4. Определите роль психологических знаний в сфере управления.
Семинар 1.2. Формирование подходов к исследованию поведения человека в организации
Занятие проводится с применением технологии обучения в команде. Данная технология предполагает работу в малых группах над вопросами семинарских занятий и подготовку студентами коллективного отчета по результатам совместного решения поставленного перед группой вопроса или задания.
Цель: изучение формирования подходов к исследованию поведения человека в организациив исторической последовательности.
Задачи: • овладение приемами работы в малых группах; • расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы; • ознакомление со спецификой различных научных школ, исследовавших поведение человека в организации.
План семинара: 1. Школа научного управления. 2. Административная школа управления. 3. Школа «человеческих отношений». 4. Деятельность группы «человеческих ресурсов».
Контрольные вопросы и задания: 1. Назовите основные положения системы научной организации труда. Кто был ее автором? 2. Расскажите о деятельности А. Файоля и о его вкладе в становление организационной психологии; 3. Определите приоритетные положения школы «человеческих отношений». 4. В чём заключается основное отличие школы «человеческих отношений» от научной и административной школ? 5. Расскажите о деятельности и приоритетных направлениях группы «человеческих ресурсов».
Семинар 1.3. Подходы к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации
Цель: анализ подходов к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации. Задачи: • расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы; • исследование взаимосвязи организационной культуры с поведением сотрудников и эффективностью организации; • ознакомление с подходами к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации.
План семинара: 1. Влияние организационной культуры на поведение сотрудников и групп в организации. 2. Эффективность организации и организационная культура. 3. Подходы к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации. 4. Проблема соответствия организационной культуры миссии и стратегии организации.
Контрольные вопросы и задания: 1. Каким образом организационная культура может влиять на поведение сотрудников и групп в организации; 2. Покажите взаимосвязь организационной культуры с эффективностью организации. Ответ проиллюстрируйте примерами; 3. Проведите сравнительный анализ различных подходов к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации; 4. Какие подходы существуют к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации? Самостоятельная работа:для самостоятельного анализа предлагается задание «Проблемы качества на электромеханическом заводе».
Семинар 1.4. Внедрение инноваций в организационном процессе
Цель: исследование специфики внедрения инноваций в организации.
Задачи: • расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы; • изучение природы нововведений в организации; • ознакомление с условиями успешного внедрения инноваций и причинами сопротивления нововведениям.
План семинара: 1. Природа нововведений в организации. 2. Причины сопротивления нововведениям и условия успешного внедрения инноваций. 3. Инновационная подготовка кадров. 4. Роль нововведений в организационном развитии.
Контрольные вопросы и задания: 1. В чём заключается природа нововведений в организации? 2. Почему сотрудники сопротивляются нововведениям? 3. Определите условия успешного внедрения инноваций; 4. Каким образом осуществляется инновационная подготовка кадров; 5. Проиллюстрируйте роль нововведений в организационном развитии.
1.3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тема 1. Основные понятия организационной психологии
1. Центростремительный принцип разрешения противоречий в организации: а) ориентирует работника на организационное сотрудничество; б) заставляет работника избегать организационного давления; в) определяет баланс отношений работников, их интересы и способы подчинения; г) предоставляет работнику альтернативу выбора действий и отношений. 2. Организационная власть преимущественно: а) обеспечивает влияние и устойчивый приоритет групповых целей; б) система принуждения в организации; в) система формирования организационного порядка; г) система мотивирования и стимулирования. 3. Организационная психология: а) наука о психических основах организации, ее динамики и изменениях; б) отрасль психологии, изучающая психическую деятельность и поведение человека в организации; в) отрасль психологии, изучающая соотношение целей в организации; г) наука, изучающая проблемы субъекта организационных отношений. 4. Предмет организационной психологии составляют: а) конфликтологический анализ организации; б) групповые технологий в организационном взаимодействии; в) изучение структуры организации; г) психические явления, реализующиеся в организациях. 5. Компетенция центральной власти в организации определяет: а) управление исполнителями; б) миссию организации; в) структурные преобразования; г) распределение ресурсов. 6. Б. Мильнер выделяет количество черт организации: а) 4; б) 5; в) 6; г) 8. 7. Среди общих в организации выделяют принцип: а) комплектности; б) интегративности; в) формализации; г) единоначалия. 8. Понятие миссии организации означает: а) основную цель организации; б) целенаправленное, рациональное и органичное функционирование; в) четкую и адекватную деятельность структуры организации; г) культуру и ценности организации. 9. Организация как система принадлежит к типу систем: а) открытых; б) закрытых; в) полуоткрытых; г) вероятностных. 10. Внешняя среда организации включает в свое содержание следующий компонент: а) объект управления; б) рынки; в) технологии; г) капитал. 11. Внутренняя среда организации включает в свое содержание факторы: а) структурные; б) экономические; в) социально-демографические; г) ресурсные. 12. Жизненный цикл организации на этапе формализации и управ-ления (по Б. Мильнеру) характеризуется: а) повышенными рисками; б) накоплением ресурсов; в) повышенной конфликтностью, связанной с распределением власти; г) созданной корпоративной культурой. 13. В содержательном определении сети целей организации существует правило: а) взаимозависимости целей; б) ориентированности целей; в) иерархичности целей; г) структурности целей. 14. При проектировании организации учитываются: а) система целей («дерево целей»); б) социальный статус; в) взаимосвязи и взаимоотношения работников; г) параметры структуры. 15. Система управления организацией — это: а) разнообразие властных функций; б) целенаправленное соподчинение; в) руководители организации и их подчиненные; г) коллектив в организации. 16. Субъектом управленческой деятельности является: а) секретарь; б) персонал; в) предприниматель; г) менеджер. 17. Возможность изменения энергии в замкнутых социальных системах утверждает закон: а) самосохранения; б) организации; в) развития; г) синергии. 18. Системообразующим фактором выделения организационных структур управления является: а) существование элементов структуры; б) специфика движения информации; в) способ объединения элементов; г) временной принцип существования. 19. В основе линейной структуры управления лежит принцип: а) координации; б) последовательности; в) оптимизации; г) иерархичности. 20. К недостаткам линейно-функциональных структур управления относят: а) сложность построения; б) отсутствие горизонтальных связей; в) нарушение принципа единоначалия; г) ограниченная пригодность в условиях диверсификации. 21. К социально-демографическим факторам внешней среды организации относят: а) факторы мирового рынка; б) покупательское поведение; в) основы законодательства; г) состояние рынка труда. 22. К ресурсным факторам внешней среды организации относят: а) состояние рынков труда; б) демографические тенденции; в) конкурентоспособность; г) состояние кредитно-финансовой системы. 23. Этап предпринимательства жизненного цикла организации (по Б. Мильнеру) характеризует: а) структурная определенность; б) сформированная миссия; в) корпоративная культура; г) свободный творческий процесс. 24. Этап упадка в жизненном цикле организации характеризует: а) инновационная эффективность; б) снижение количества конфликтов; в) увеличивающийся спрос на «человеческий капитал»; г) стабилизация роли организации на рынках. 25. Центробежные процессы в организации определяют: а) разрешение комплекса противоречий; б) ориентирование персонала к сотрудничеству, поиску взаимных целей и интересов; в) анализ поведенческих реакций работников; г) использование административного ресурса властных полномочий. 26. Центростремительные процессы в организации определяют: а) выделение приоритетов; б) отбор персонала по качествам профессионализма; в) координацию целей и задач организации; г) избегание организационного давления работниками. 27. Субъектом организационной деятельности является: а) персонал организации; б) административно-управленческий аппарат; в) непосредственные исполнители; г) различные организации и физические лица. 28. Структура аппарата управления организацией: а) упорядоченная совокупность управленческих подразделений и их отношений; б) совокупность устойчивых связей в организации, обеспечивающих ее целостность; в) устройство организации, определяемое составом основных ее частей; г) совокупность научных и практических приемов решения проблем организации. 29. Централизованный тип коммуникативной сети организации предполагает: а) дозированное распределение информационных потоков между элементами организации; б) распределение информационных потоков через ведущий элемент организации; в) сетевое распределение информационных потоков в организации; г) наличие главных и вспомогательных информационных потоков в организации. 30. Пластичность организации определяет: а) стабильность связей и отношений; б) устойчивость функционирования; в) потенциал развития; г) показатель уровня организованности системы. 31. Матричная структура управления организацией, основанная на принципах движения информации предполагает: а) движение информации в горизонтальном направлении; б) вертикальное направление движения информации; в) смешанное и дискретное движение информации; г) одновременное движение информации. 32. Одним из основателей организационной концепции «человеческих отношений» является: а) Ф. Тейлор; б) А. Файоль; в) М. Вебер; г) Р. Ликерт. 33. Организационный «принцип конечного результата» А. Файоля включает параметр: а) организационного порядка; б) должностной зависимости; в) сотрудничества; г) разделения труда. 34. Среди потребностей работников в организации выделяют потребности в аффилиации. Их суть: а) в теплых и дружеских отношениях с другими людьми; б) стремление делать что-либо лучше других; в) влиять на людей и побуждать их к действию; г) чувствовать ответственность за себя и за своих подчиненных. 35. Системообразующим признаком матричной организационной структуры является: а) гармоничная структура соподчинения работников; б) способ взаимодействия в организации; в) способ движения информации; г) величина организации. 36. Двенадцать принципов производительности труда сформулировал: а) Ф. Тейлор; б) А. Файоль; в) М. Вебер; г) Г. Эмерсон. 37. Теория выбора руководителей, теория реализации целей, теория справедливости характеризуются с позиции принципа: а) стимулирования производительности; б) конфликтности коллектива; в) проблем управления организацией; г) распределения материальных и людских ресурсов. 38. Принципы рационализма в управлении организацией были сформулированы: а) Ф. Тейлором; б) А. Маслоу; в) Ф. Герцбергом; г) П. Гудменом. 39. Среди принципов организации принято выделять: а) временные; б) диалектические; в) частные; г) нормативные. 40. Принцип развития организации определяет: а) степень развития организации; б) необратимое направленное развитие; в) равновесие между частями организации; г) структурную определенность организации. 41. Принцип дополнительности организационных систем определяет: а) диалектическое взаимодействие прогнозируемого и непрогнозируемого в деятельности организации; б) функциональный характер организационной деятельности; в) соотношение целей организации; г) движение заданных параметров информации в каналах организационной коммуникации. 42. Планирование как процесс реализации управленческих функций включает этап: а) субординирования; б) координации; в) определения целей; г) мотивирования. 43. Регрессивная реализация закона развития организации предполагает: а) равномерное изменение количества и качества; б) движение от сложного к простому, от высшего к низшему; в) скачкообразное изменение качества; г) движение от простого к сложному, от низшего к высшему. 44. Э. Мэйо считал, что решающее влияние на рост производительности труда оказывают: а) материальные факторы; б) социально-психологические факторы; в) информационные факторы; г) организационные факторы. 45. В содержание теории ожидания включают понятие: а) результата; б) валентности; в) ожидания; г) ситуации. 46. В определении уровней управления организацией исходят из принципа: а) координации; б) субординации; в) матрицы; г) иерархии. 47. Экспертная власть в организации зависит от следующих качеств субъекта управления: а) системности мировоззрения; б) личностных особенностей; в) уровня профессиональных знаний и умений; г) системы доминирующих отношений. 48. Адхократические организационные структуры характеризуются: а) простой формой соподчинения; б) низкой адаптивностью; в) матричным принципом движения информации; г) преобладанием организационно-распорядительных методов управления. Источник: Организационная психология: учебно-методическое пособие А.Б. Ооржак. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. - 68 с.
|