На главную Лекции и практикум по психологии Организационная психология Основы организационной психологии и управление
Основы организационной психологии и управление
Лекции и практикум по психологии - Организационная психология

1.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.1. Организационная психология как научно-практическая дисциплина

План:
1. Научный статус организационной психологии.
2. Предмет и задачи организационной психологии.
3. Категориальный аппарат организационной психологии.
4. Принципы организационной психологии.
5. Методы организационной психологии


Тема 1.2. Психологические основы организации
План:
1. Организация как объект изучения психологии организаций.
2. Типы организаций и их классификации по целевой направленности.
3. Основные функции персонала в организациях, их распределение.
4. Принципы организации.
5. Внешняя и внутренняя среда организации.


Тема 1.3. Основные теории организации в психологии
План:
1. Применение психологических основ теории научного управления организацией Ф.Тейлора в решении задач организационного психолога на предприятии;
2. Применение психологических основ теории бюрократической организации М.Вебера в решении задач организационного психолога на предприятии;
3. Применение психологических основ теории Л. Гьюлика и Л.Урвика в решении задач организационного психолога на предприятии;
4. Применение психологических основ организационной концепции Э.Мэйо.


1.2. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинар 1.1. Области исследования организационной психологии и взаимосвязь с другими науками


Цель: ознакомление со спецификой организационной психологии как научной дисциплины.

Задачи:
• расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы;
• определение места организационной психологии в системе научного знания;
• ознакомление с основными областями исследования организационной психологии.


План семинара:
1. Организационная психология как самостоятельная научная дисциплина.
2. Место организационной психологии в системе научного знания.
3. Области исследования организационной психологии.
4. Роль психологических знаний в организационно-управленческой деятельности.


Контрольные вопросы и задания:
1. Определите объект, предмет, цель и задачи организационной психологии как научной дисциплины;
2. Покажите предметную взаимосвязь организационной психологии с другими науками;
3. Каковы основные области исследования организационной психологии как научной дисциплины?
4. Определите роль психологических знаний в сфере управления.


Семинар 1.2. Формирование подходов к исследованию поведения человека в организации


Занятие проводится с применением технологии обучения в команде. Данная технология предполагает работу в малых группах над вопросами семинарских занятий и подготовку студентами коллективного отчета по результатам совместного решения поставленного перед группой вопроса или задания.


Цель: изучение формирования подходов к исследованию поведения человека в организациив исторической последовательности.


Задачи:
• овладение приемами работы в малых группах;
• расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы;
• ознакомление со спецификой различных научных школ, исследовавших поведение человека в организации.


План семинара:
1. Школа научного управления.
2. Административная школа управления.
3. Школа «человеческих отношений».
4. Деятельность группы «человеческих ресурсов».


Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите основные положения системы научной организации труда. Кто был ее автором?
2. Расскажите о деятельности А. Файоля и о его вкладе в становление организационной психологии;
3. Определите приоритетные положения школы «человеческих отношений».
4. В чём заключается основное отличие школы «человеческих отношений» от научной и административной школ?
5. Расскажите о деятельности и приоритетных направлениях группы «человеческих ресурсов».


Семинар 1.3. Подходы к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации


Цель: анализ подходов к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации.
Задачи:
• расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы;
• исследование взаимосвязи организационной культуры с поведением сотрудников и эффективностью организации;
• ознакомление с подходами к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации.


План семинара:
1. Влияние организационной культуры на поведение сотрудников и групп в организации.
2. Эффективность организации и организационная культура.
3. Подходы к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации.
4. Проблема соответствия организационной культуры миссии и стратегии организации.


Контрольные вопросы и задания:
1. Каким образом организационная культура может влиять на поведение сотрудников и групп в организации;
2. Покажите взаимосвязь организационной культуры с эффективностью организации. Ответ проиллюстрируйте примерами;
3. Проведите сравнительный анализ различных подходов к измерению влияния организационной культуры на эффективность организации;
4. Какие подходы существуют к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации?
Самостоятельная работа:для самостоятельного анализа предлагается задание «Проблемы качества на электромеханическом заводе».


Семинар 1.4. Внедрение инноваций в организационном процессе


Цель: исследование специфики внедрения инноваций в организации.


Задачи:
• расширение понятийного аппарата в рамках изучаемой темы;
• изучение природы нововведений в организации;
• ознакомление с условиями успешного внедрения инноваций и причинами сопротивления нововведениям.


План семинара:
1. Природа нововведений в организации.
2. Причины сопротивления нововведениям и условия успешного внедрения инноваций.
3. Инновационная подготовка кадров.
4. Роль нововведений в организационном развитии.


Контрольные вопросы и задания:
1. В чём заключается природа нововведений в организации?
2. Почему сотрудники сопротивляются нововведениям?
3. Определите условия успешного внедрения инноваций;
4. Каким образом осуществляется инновационная подготовка кадров;
5. Проиллюстрируйте роль нововведений в организационном развитии.


1.3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Основные понятия организационной психологии


1. Центростремительный принцип разрешения противоречий в организации:
а) ориентирует работника на организационное сотрудничество;
б) заставляет работника избегать организационного давления;
в) определяет баланс отношений работников, их интересы и способы подчинения;
г) предоставляет работнику альтернативу выбора действий и отношений.
2. Организационная власть преимущественно:
а) обеспечивает влияние и устойчивый приоритет групповых целей;
б) система принуждения в организации;
в) система формирования организационного порядка;
г) система мотивирования и стимулирования.
3. Организационная психология:
а) наука о психических основах организации, ее динамики и изменениях;
б) отрасль психологии, изучающая психическую деятельность и поведение человека в организации;
в) отрасль психологии, изучающая соотношение целей в организации;
г) наука, изучающая проблемы субъекта организационных отношений.
4. Предмет организационной психологии составляют:
а) конфликтологический анализ организации;
б) групповые технологий в организационном взаимодействии;
в) изучение структуры организации;
г) психические явления, реализующиеся в организациях.
5. Компетенция центральной власти в организации определяет:
а) управление исполнителями;
б) миссию организации;
в) структурные преобразования;
г) распределение ресурсов.
6. Б. Мильнер выделяет количество черт организации:
а) 4;
б) 5;
в) 6;
г) 8.
7. Среди общих в организации выделяют принцип:
а) комплектности;
б) интегративности;
в) формализации;
г) единоначалия.
8. Понятие миссии организации означает:
а) основную цель организации;
б) целенаправленное, рациональное и органичное функционирование;
в) четкую и адекватную деятельность структуры организации;
г) культуру и ценности организации.
9. Организация как система принадлежит к типу систем:
а) открытых;
б) закрытых;
в) полуоткрытых;
г) вероятностных.
10. Внешняя среда организации включает в свое содержание следующий компонент:
а) объект управления;
б) рынки;
в) технологии;
г) капитал.
11. Внутренняя среда организации включает в свое содержание факторы:
а) структурные;
б) экономические;
в) социально-демографические;
г) ресурсные.
12. Жизненный цикл организации на этапе формализации и управ-ления (по Б. Мильнеру) характеризуется:
а) повышенными рисками;
б) накоплением ресурсов;
в) повышенной конфликтностью, связанной с распределением власти;
г) созданной корпоративной культурой.
13. В содержательном определении сети целей организации существует правило:
а) взаимозависимости целей;
б) ориентированности целей;
в) иерархичности целей;
г) структурности целей.
14. При проектировании организации учитываются:
а) система целей («дерево целей»);
б) социальный статус;
в) взаимосвязи и взаимоотношения работников;
г) параметры структуры.
15. Система управления организацией — это:
а) разнообразие властных функций;
б) целенаправленное соподчинение;
в) руководители организации и их подчиненные;
г) коллектив в организации.
16. Субъектом управленческой деятельности является:
а) секретарь;
б) персонал;
в) предприниматель;
г) менеджер.
17. Возможность изменения энергии в замкнутых социальных системах утверждает закон:
а) самосохранения;
б) организации;
в) развития;
г) синергии.
18. Системообразующим фактором выделения организационных структур управления является:
а) существование элементов структуры;
б) специфика движения информации;
в) способ объединения элементов;
г) временной принцип существования.
19. В основе линейной структуры управления лежит принцип:
а) координации;
б) последовательности;
в) оптимизации;
г) иерархичности.
20. К недостаткам линейно-функциональных структур управления относят:
а) сложность построения;
б) отсутствие горизонтальных связей;
в) нарушение принципа единоначалия;
г) ограниченная пригодность в условиях диверсификации.
21. К социально-демографическим факторам внешней среды организации относят:
а) факторы мирового рынка;
б) покупательское поведение;
в) основы законодательства;
г) состояние рынка труда.
22. К ресурсным факторам внешней среды организации относят:
а) состояние рынков труда;
б) демографические тенденции;
в) конкурентоспособность;
г) состояние кредитно-финансовой системы.
23. Этап предпринимательства жизненного цикла организации (по Б. Мильнеру) характеризует:
а) структурная определенность;
б) сформированная миссия;
в) корпоративная культура;
г) свободный творческий процесс.
24. Этап упадка в жизненном цикле организации характеризует:
а) инновационная эффективность;
б) снижение количества конфликтов;
в) увеличивающийся спрос на «человеческий капитал»; г) стабилизация роли организации на рынках.
25. Центробежные процессы в организации определяют:
а) разрешение комплекса противоречий;
б) ориентирование персонала к сотрудничеству, поиску взаимных целей и интересов;
в) анализ поведенческих реакций работников;
г) использование административного ресурса властных полномочий.
26. Центростремительные процессы в организации определяют:
а) выделение приоритетов;
б) отбор персонала по качествам профессионализма; в) координацию целей и задач организации;
г) избегание организационного давления работниками.
27. Субъектом организационной деятельности является:
а) персонал организации;
б) административно-управленческий аппарат;
в) непосредственные исполнители;
г) различные организации и физические лица.
28. Структура аппарата управления организацией:
а) упорядоченная совокупность управленческих подразделений и их отношений;
б) совокупность устойчивых связей в организации, обеспечивающих ее целостность;
в) устройство организации, определяемое составом основных ее частей;
г) совокупность научных и практических приемов решения проблем организации.
29. Централизованный тип коммуникативной сети организации предполагает:
а) дозированное распределение информационных потоков между элементами организации;
б) распределение информационных потоков через ведущий элемент организации;
в) сетевое распределение информационных потоков в организации;
г) наличие главных и вспомогательных информационных потоков в организации.
30. Пластичность организации определяет:
а) стабильность связей и отношений;
б) устойчивость функционирования;
в) потенциал развития;
г) показатель уровня организованности системы.
31. Матричная структура управления организацией, основанная на принципах движения информации предполагает:
а) движение информации в горизонтальном направлении;
б) вертикальное направление движения информации;
в) смешанное и дискретное движение информации;
г) одновременное движение информации.
32. Одним из основателей организационной концепции «человеческих отношений» является:
а) Ф. Тейлор;
б) А. Файоль;
в) М. Вебер;
г) Р. Ликерт.
33. Организационный «принцип конечного результата» А. Файоля включает параметр:
а) организационного порядка;
б) должностной зависимости; в) сотрудничества; г) разделения труда.
34. Среди потребностей работников в организации выделяют потребности в аффилиации. Их суть:
а) в теплых и дружеских отношениях с другими людьми;
б) стремление делать что-либо лучше других;
в) влиять на людей и побуждать их к действию;
г) чувствовать ответственность за себя и за своих подчиненных.
35. Системообразующим признаком матричной организационной структуры является:
а) гармоничная структура соподчинения работников;
б) способ взаимодействия в организации;
в) способ движения информации;
г) величина организации.
36. Двенадцать принципов производительности труда сформулировал:
а) Ф. Тейлор;
б) А. Файоль;
в) М. Вебер;
г) Г. Эмерсон.
37. Теория выбора руководителей, теория реализации целей, теория справедливости характеризуются с позиции принципа:
а) стимулирования производительности;
б) конфликтности коллектива;
в) проблем управления организацией;
г) распределения материальных и людских ресурсов.
38. Принципы рационализма в управлении организацией были сформулированы:
а) Ф. Тейлором;
б) А. Маслоу;
в) Ф. Герцбергом;
г) П. Гудменом.
39. Среди принципов организации принято выделять:
а) временные;
б) диалектические;
в) частные;
г) нормативные.
40. Принцип развития организации определяет:
а) степень развития организации;
б) необратимое направленное развитие;
в) равновесие между частями организации;
г) структурную определенность организации.
41. Принцип дополнительности организационных систем определяет:
а) диалектическое взаимодействие прогнозируемого и непрогнозируемого в деятельности организации;
б) функциональный характер организационной деятельности;
в) соотношение целей организации;
г) движение заданных параметров информации в каналах организационной коммуникации.
42. Планирование как процесс реализации управленческих функций включает этап:
а) субординирования;
б) координации;
в) определения целей;
г) мотивирования.
43. Регрессивная реализация закона развития организации предполагает:
а) равномерное изменение количества и качества;
б) движение от сложного к простому, от высшего к низшему;
в) скачкообразное изменение качества;
г) движение от простого к сложному, от низшего к высшему.
44. Э. Мэйо считал, что решающее влияние на рост производительности труда оказывают:
а) материальные факторы;
б) социально-психологические факторы;
в) информационные факторы;
г) организационные факторы.
45. В содержание теории ожидания включают понятие:
а) результата;
б) валентности;
в) ожидания;
г) ситуации.
46. В определении уровней управления организацией исходят из принципа:
а) координации;
б) субординации;
в) матрицы;
г) иерархии.
47. Экспертная власть в организации зависит от следующих качеств субъекта управления:
а) системности мировоззрения;
б) личностных особенностей;
в) уровня профессиональных знаний и умений;
г) системы доминирующих отношений.
48. Адхократические организационные структуры характеризуются:
а) простой формой соподчинения;
б) низкой адаптивностью;
в) матричным принципом движения информации;
г) преобладанием организационно-распорядительных методов управления.
Источник: Организационная психология: учебно-методическое пособие А.Б. Ооржак. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. - 68 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.