На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся
Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся
Педагогически трудные дети - Работа с "трудными детьми"

Начальная школа
Работа с учащимися:
1. Выделение группы риска на основании педагогических наблюдений и психологической диагностики готовности к школе.
2. Углубленная психодиагностическая работа с учащимися группы риска:
а) сбор сведений от педагогов и родителей;
б) составление психодиагностической «батареи»;
в) проведение психодиагностических процедур;
г) обработка «сырых» материалов;
д) анализ полученных данных и составление программ сопровождения для каждого ученика и групп учащихся, имеющих сходные проблемы.

3. Реализация программ сопровождения.
4. Анализ хода реализации.
Работа с педагогами:
1. Совместная разработка программы сопровождения по преодолению отклонений в личностном и интеллектуальном развитии (метод — психолого-педагогический консилиум).
2. Семинар с педагогами по возрастным особенностям учащихся.
3. Семинар по особенностям отклоняющегося поведения учащихся начальной школы.
Работа с родителями:
1. Организация психологического всеобуча для родителей на родительских собраниях, заседаниях клубов и т. п.
2. Привлечение родителей к разработке и реализации программ сопровождения трудновоспитуемых учащихся. Заключение контракта психолог—педагог—родитель:
а) формулирование основных параметров контракта;
б) составление контракта.
3. Привлечение родителей к участию в группах тренинга эффективности родительского взаимодействия.
Средняя и старшая школа
Работа с коллективами классов:
1. Психодиагностическая работа с классными коллективами для  составления психолого-педагогической характеристики класса и согласованной с администрацией школы и классными руководителями коррекции планов воспитательной работы с учетом референтных ориентаций и мотивации отношений.
2. Мероприятия по формированию рефлексивного образа мышления учащихся (клубы психологической направленности, психологический всеобуч, работа консультационного пункта психолога для учащихся.)
3. Индивидуальное и групповое обсуждение результатов психодиагностики.
Индивидуальная работа с учащимися:
1. Уточнение параметров социально-психологического статуса трудновоспитуемых учащихся с учетом возрастного этапа развития.
2. Составление индивидуальных программ сопровождения на основе заключенных контрактов.
3. Анализ этапов реализации разработанных ранее программ.
Работа с педагогами:
1. Семинар «Психологические особенности подросткового возраста».
2. Семинар «Особенности отклоняющегося поведения подростков».
3. «Круглый стол» «Методика составления контракта».
4. Психолого-педагогический консилиум «Трудный класс».
5. Реализация программы сопровождения всеми участниками учебно-воспитательного процесса (администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, родители, психологи, социальные педагоги).
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию в тренинге модификации родительского поведения.
2. Сотрудничество в  составлении и реализации контрактов.
3. Индивидуальное психологическое консультирование родителей.
Работа администрации школы:
1. Формирование структуры социально-психологической службы школы.
2. Обеспечение взаимодействия всех звеньев, участвующих в процессе сопровождения и реабилитации (инспекция по делам несовершеннолетних, школа, родительский комитет и т. п.).
3. Контроль выполнения программы сопровождения трудновоспитуемых учащихся.
4. Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы.

Выработку оптимальной тактики работы с неуспевающими учащимися может облегчить типология неуспевающих школьников. Так известно, школьная неуспеваемость «многолика». В каждом конкретном случае неуспеваемости учитель встречается с новыми ее особенностями, и, следовательно, в каждом из них требуется индивидуальный подход. Этим отчасти и объясняются трудности преодоления неуспеваемости. Однако, как показало исследование Н.И. Мурачковского, в «психологическом складе» человека повторяющимися особенностями, от которых в решающей степени зависит успеваемость школьников, являются особенности направленности их личности и мыслительной деятельности. С учетом указанных особенностей были выделены три типа неуспевающих школьников.
Первый тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
Второй тип. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению и частичной или полной утратой позиции школьника.
Третий тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу.
Опираясь на эту классификацию, гораздо легче определить содержание работы с неуспевающими учащимися. Так, например, в работе с учащимися первого типа автор предложил основное внимание уделить развитию мыслительных операций и качеств ума. В работе с детьми второго типа акцент необходимо сделать на развитии у них мотивации учения через подбор посильных заданий и интересующей их деятельности, которой они занимаются более успешно.
Подготовка отчетного документа
(Примечание: инструкция может быть использована  как практикантами для составления отчета по практике, так и в деятельности школьного психолога для составления аналитической справки по запросу администрации или членов педагогического коллектива).
В справке, являющейся результатом психодиагностической деятельности, должны быть представлены не сами первичные данные, а определенные аналитические, обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу языком. 
В результате обобщения данных может получиться:
1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом.
2. Описание выявленных у ребенка или подростка нарушений или отклонений от возрастной, психической или социальной нормы. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в поведенческих отклонениях, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений.
3. Перечисление адекватных, с точки зрения психолога, форм сопровождения.
Примерная схема аналитической справки:
1. Сведения об обследуемом.
2. Формулировка первичного педагогического запроса.
3. Перечисление методов, использовавшихся в работе (наблюдение, диагностические методы, беседа).
4. Качественные характеристики учебной деятельности:

  • трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
  • трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах;
  • трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы;
  • трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
  • виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
  • предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.

5. Количественные показатели учебной деятельности:

  • успеваемость по основным предметам.

6. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

  • описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
  • описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения  общепринятых правил;
  • индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

7. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

  • описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке;
  • описание ситуаций, вызывающих у учащегося эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).

8. Наличие отклонений или нарушений в развитии (на основе  изучения интеллектуальной сферы).
9. Медицинская информация о ребенке:

  • физическое состояние ребенка на момент наблюдения;
  • наличие хронических заболеваний;
  • характеристика заболеваемости за последний год.

10. Возможные формы сопровождения:

  • для психолога,
  • для педагога,
  • для завуча,
  • для социального педагога.

11. Подписи исполнителей

Психолого-педагогическая характеристика
учащегося
___________ класса _________
Ф. И. О. _______________________________________________
Дата рождения__________________________________________
Мать ______________________________ образование ________
место работы___________________________________________
Отец ______________________________ образование ________
место работы ___________________________________________
Другие члены семьи _________________ образование ________
место работы___________________________________________
___________________________________ образование ________
место работы ___________________________________________
Психологическая диагностика
Интеллектуальное развитие личности:

  • Уровень развития интеллекта
  • Особенности внимания
  • Особенности памяти
  • Особенности мышления
  • Общая эрудиция

Индивидуально-типологические особенности личности:

  • Способности
  • Темперамент
  • Доминирующие черты характера
  • Самооценка
  • Тревожность
  • Агрессивность

Социально-педагогическая диагностика
Направленность личности:

  • Интересы
  • Потребности
  • Склонности
  • Мотивы
  • Ценностные ориентации

Социальные характеристики личности:

  • Мотивы общения
  • Социальный статус
  • Коммуникативные и организаторские способности
  • Референтные группы

Общие выводы  _________________________________________
_______________________________________________________
Задачи воспитания ______________________________________
_______________________________________________________
Направления работы  ____________________________________
_______________________________________________________
Карта
Ориентированного анализа причин недостатков
в поведении отдельных школьников

_______класса __________ школы __________________ района
Ф.И.О._________________________________________________


Причины недостатков в поведении

Отметить
причину
знаком  +

Недостатки семейного воспитания

 

Отрицательное влияние сверстников в школе и социуме

 

Отсутствие общественных поручений, занятий по интересам во внеурочное время

 

Слабое воспитательное влияние классного руководителя
на данного ученика

 

Необъективность оценки учебы или поведения ученика, нарушение такта общения с ним

 

Отсутствие индивидуального подхода в воспитании и обучении

 

Отсутствие систематичности настойчивости в преодолении и предупреждении нарушений общественного порядка

 

Нарушение в единстве требований школы, семьи, общественности

 

Систематические неудачи в учении

 

Эмоциональная неуравновешенность

 

Слабое развитие волевых качеств личности

 

Повышенная утомляемость, приводящая к нарушениям дисциплины

 

Неправильная самооценка своего поведения

 

Несформированность ответственного отношения к выполнению правил поведения

 

Отсутствие нормальных отношений в общении с товарищами по классу

 


Примечание. В процессе наблюдения за ходом обучения, воспитания и развития учащихся каждый учитель получает представление о характере и причинах недостатков в их поведении. Эти представления он дополняет данными, получаемыми с помощью других методов (бесед с учащимися, родителями, шефами; анкетирования; анализа различных школьных документов и творческих работ учащихся; проведения «педагогических консилиумов» и т. п.). Однако для оказания рациональной помощи ученику недостаточно знать только перечень причин. Необходимо выделить среди них доминирующие причины, сильнее всего влияющие на поведение в данный момент.
Итоги такого анализа могут быть наиболее эффективно использованы учителем, родителями, шефами, ученическим самоуправлением только при условии их компактного оформления. Для этого предлагается данная карта. Она заполняется классным руководителем с учетом мнения учителей, работающих в данном классе.
После записи фамилии ученика из всего перечня причин выделяются причины, присущие данному школьнику (для удобства их можно отметить точкой). Затем устанавливается среди них доминирующая и отмечается цифрой «1». Близко стоящие по силе влияния причины отмечаются цифрами «2» и «3», остальные — знаком «+». Если, по мнению классного руководителя, следует дополнить перечень причин, их можно записать в свободных графах.
В карту вносятся данные не на всех учащихся класса, а только на отдельных школьников, имеющих существенные недостатки в поведении.
Итогом заполнения карты является разработка рекомендаций  по работе с подростком для всех участников воспитательного процесса.

Модель работы с трудным подростком
Работа психолога


Название этапа

Цель
этапа

Основные направления в работе

Методы изучения

Начальный
(диагности-ческий)

Вскрыть причины трудновоспитуемости подростка.
Поставить психолого-педагогический диагноз

1. Изучить положение подростка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).

1. Метод изучения документальных данных подростка.

2. Выявить положительные качества личности подростка, его склонности и способности.

2. Метод беседы (с учителями, родителями, сверстниками, самим подростком).

3. Выявить негативные стороны личности подростка.

3. Метод наблюдения.

4. Выявить возможности подростка к обучению.

4. Метод опроса.

5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования подростка.

5. Метод независимых характеристик.

6. Изучить динамику реализации социальных потребностей подростка:
а) потребность в человеческих связях;
б) потребность в самоутверждении;
в) потребность в эмоциональной привязанности и т. д.

6. Метод социометрии.
7. Метод незаконченных предложений.

8. Комплекс экспериментальных методик, связанных с изучением личности подростка.

Работа педагогического коллектива


Название этапа

Цель
этапа

Основные направления в работе

Методы

Переори-ентацион-ный

1. Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения подростка.

2. Формировать положительные черты и качества личности подростка.

1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с подростком.
2. Рациональное построение социально значимых видов деятельности подростка.
3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка.
4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности.
5. Привлечение подростка к занятиям физкультурой
и спортом.
6. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
7. Принять усилия к разрыву нежелательных связей подростка.
8. Остаются в силе основные направления первого этапа.

1. Метод «педагогического взрыва»
2. Метод личного примера.
3. Метод убеждения.
4. Метод поощрения и наказания.
5. Методика организации коллективной творческой деятельности.
6. Метод беседы.
7. Метод самовоспитания.
8. Остаются в силе основные методы первого этапа изучения подростка.

В работе с родителями не рекомендуется  начинать с комплексных психодиагностических исследований, которые требуют длительного времени, серьезного практического опыта, анализа и интерпретации полученных данных. Более рационален следующий путь: выделение двух больших групп семей — гармоничных и проблемных.

Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся
(заполняется педагогом)
1. Общая характеристика семьи:
1.1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная.
1.2. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
1.3. Типовое состояние семьи:
— эмоциональный комфорт;
— тревожность;
— эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.
1.4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
1.5 Нарушения семейного воспитания:
— доминирующая гиперпротекция:
— потворствующая гиперпротекция;
— гипопротекция;
— эмоциональное отвержение;
— жестокое обращение;
— повышенная моральная ответственность.
1.6. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.
2. Особенности семейного воспитания: родители создают условия для правильного развития ребенка:

Анкета для родителей
Ф. И. О.  _______________________________________________
Образование: (отметьте ответ знаком «+»):
Высшее ____________________________________________
Среднее специальное  ________________________________
Среднее ____________________________________________
Неполное среднее  ___________________________________
Профессия:  ____________________________________________
Место работы __________________________________________
Состав семьи: (отметьте ответ знаком «+»):
Отец __________________________________________________
Мать __________________________________________________
Сестра  ________________________________________________
Брат  __________________________________________________
Бабушка _______________________________________________
Дедушка  ______________________________________________

1. С кем из взрослых в семье Ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает откровеннее?
Ответ:________________________________________________
2. Как Ваш ребенок реагирует на похвалу?
Ответ:________________________________________________
А на наказание?
Ответ:________________________________________________
3. Как Вы поощряете своего ребенка? ______________________
Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
Ответ:________________________________________________
Ответ:________________________________________________
4. Как Ваш ребенок реагирует на порицание?
Ответ:________________________________________________
5. Есть ли у него обязанности по дому?
Ответ:_________________ Какие? ________________________
6. С кем дружит Ваш ребенок?
Ответ:________________________________________________
7. Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребенка?
Ответ:________________________________________________
8. Как Ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
Ответ:________________________________________________
9. К каким видам деятельности у Вашего ребенка склонности, интересы?
Ответ:________________________________________________
10. Что бы Вы еще хотели сообщить о своем ребенке?
Ответ_________________________________________________
Методика незаконченных предложений
для родителей

Когда он родился, то…___________________________________
Самым интересным в первые годы жизни в нем было… _______
_______________________________________________________
Подруги и друзья нашего ребенка…________________________
Общаясь с одноклассниками…____________________________
Моему ребенку больше нравится общаться с… ______________
О проблемах моего ребенка я узнаю…______________________
Трудности в воспитании связаны с…_______________________
Мой ребенок совершил проступок. Я считаю, что его поведение является результатом…____________________________

Подготовка и проведение родительских собраний
и встреч

Из опыта работы: цикл встреч и собраний, проводимых психологом для родителей, может выглядеть схематично в следующем виде:

  • «Круглый стол» (подготовительный класс, две встречи).
  • Семинар-практикум (младший школьный возраст).
  • Родительская встреча (4-й класс).
  • «Круглый стол» (5-й класс, две встречи).
  • Родительская встреча (6-й класс).
  • Вечер вопросов и ответов (6—8-й классы).
  • «Круглый стол» (9—11-й классы).
  • Конверт дружеских вопросов (9—11-й классы).
  • Сократовская беседа (для любого возраста).
  • Психологическая гостиная (для любого возраста).

Источник: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА для студентов 4 курса дневного отделения (специальность 1-23 01 04: «Психология»)
Учебно-методическое пособие
Витебск, 2010
Авторы-составители: О.Е. Антипенко, С.А. Виноградова, Ю.Л. Довгая, Ж.Л. Данилова, Т.В. Савченко

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.