Начальная школа Работа с учащимися: 1. Выделение группы риска на основании педагогических наблюдений и психологической диагностики готовности к школе. 2. Углубленная психодиагностическая работа с учащимися группы риска: а) сбор сведений от педагогов и родителей; б) составление психодиагностической «батареи»; в) проведение психодиагностических процедур; г) обработка «сырых» материалов; д) анализ полученных данных и составление программ сопровождения для каждого ученика и групп учащихся, имеющих сходные проблемы.
3. Реализация программ сопровождения. 4. Анализ хода реализации. Работа с педагогами: 1. Совместная разработка программы сопровождения по преодолению отклонений в личностном и интеллектуальном развитии (метод — психолого-педагогический консилиум). 2. Семинар с педагогами по возрастным особенностям учащихся. 3. Семинар по особенностям отклоняющегося поведения учащихся начальной школы. Работа с родителями: 1. Организация психологического всеобуча для родителей на родительских собраниях, заседаниях клубов и т. п. 2. Привлечение родителей к разработке и реализации программ сопровождения трудновоспитуемых учащихся. Заключение контракта психолог—педагог—родитель: а) формулирование основных параметров контракта; б) составление контракта. 3. Привлечение родителей к участию в группах тренинга эффективности родительского взаимодействия. Средняя и старшая школа Работа с коллективами классов: 1. Психодиагностическая работа с классными коллективами для составления психолого-педагогической характеристики класса и согласованной с администрацией школы и классными руководителями коррекции планов воспитательной работы с учетом референтных ориентаций и мотивации отношений. 2. Мероприятия по формированию рефлексивного образа мышления учащихся (клубы психологической направленности, психологический всеобуч, работа консультационного пункта психолога для учащихся.) 3. Индивидуальное и групповое обсуждение результатов психодиагностики. Индивидуальная работа с учащимися: 1. Уточнение параметров социально-психологического статуса трудновоспитуемых учащихся с учетом возрастного этапа развития. 2. Составление индивидуальных программ сопровождения на основе заключенных контрактов. 3. Анализ этапов реализации разработанных ранее программ. Работа с педагогами: 1. Семинар «Психологические особенности подросткового возраста». 2. Семинар «Особенности отклоняющегося поведения подростков». 3. «Круглый стол» «Методика составления контракта». 4. Психолого-педагогический консилиум «Трудный класс». 5. Реализация программы сопровождения всеми участниками учебно-воспитательного процесса (администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, родители, психологи, социальные педагоги). Работа с родителями: 1. Привлечение родителей к участию в тренинге модификации родительского поведения. 2. Сотрудничество в составлении и реализации контрактов. 3. Индивидуальное психологическое консультирование родителей. Работа администрации школы: 1. Формирование структуры социально-психологической службы школы. 2. Обеспечение взаимодействия всех звеньев, участвующих в процессе сопровождения и реабилитации (инспекция по делам несовершеннолетних, школа, родительский комитет и т. п.). 3. Контроль выполнения программы сопровождения трудновоспитуемых учащихся. 4. Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы.
Выработку оптимальной тактики работы с неуспевающими учащимися может облегчить типология неуспевающих школьников. Так известно, школьная неуспеваемость «многолика». В каждом конкретном случае неуспеваемости учитель встречается с новыми ее особенностями, и, следовательно, в каждом из них требуется индивидуальный подход. Этим отчасти и объясняются трудности преодоления неуспеваемости. Однако, как показало исследование Н.И. Мурачковского, в «психологическом складе» человека повторяющимися особенностями, от которых в решающей степени зависит успеваемость школьников, являются особенности направленности их личности и мыслительной деятельности. С учетом указанных особенностей были выделены три типа неуспевающих школьников. Первый тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. Второй тип. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению и частичной или полной утратой позиции школьника. Третий тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу. Опираясь на эту классификацию, гораздо легче определить содержание работы с неуспевающими учащимися. Так, например, в работе с учащимися первого типа автор предложил основное внимание уделить развитию мыслительных операций и качеств ума. В работе с детьми второго типа акцент необходимо сделать на развитии у них мотивации учения через подбор посильных заданий и интересующей их деятельности, которой они занимаются более успешно. Подготовка отчетного документа (Примечание: инструкция может быть использована как практикантами для составления отчета по практике, так и в деятельности школьного психолога для составления аналитической справки по запросу администрации или членов педагогического коллектива). В справке, являющейся результатом психодиагностической деятельности, должны быть представлены не сами первичные данные, а определенные аналитические, обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу языком. В результате обобщения данных может получиться: 1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом. 2. Описание выявленных у ребенка или подростка нарушений или отклонений от возрастной, психической или социальной нормы. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в поведенческих отклонениях, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений. 3. Перечисление адекватных, с точки зрения психолога, форм сопровождения. Примерная схема аналитической справки: 1. Сведения об обследуемом. 2. Формулировка первичного педагогического запроса. 3. Перечисление методов, использовавшихся в работе (наблюдение, диагностические методы, беседа). 4. Качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
- виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.
5. Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам.
6. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
- описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил;
- индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
7. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащегося эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).
8. Наличие отклонений или нарушений в развитии (на основе изучения интеллектуальной сферы). 9. Медицинская информация о ребенке:
- физическое состояние ребенка на момент наблюдения;
- наличие хронических заболеваний;
- характеристика заболеваемости за последний год.
10. Возможные формы сопровождения:
- для психолога,
- для педагога,
- для завуча,
- для социального педагога.
11. Подписи исполнителей
Психолого-педагогическая характеристика учащегося___________ класса _________ Ф. И. О. _______________________________________________ Дата рождения__________________________________________ Мать ______________________________ образование ________ место работы___________________________________________ Отец ______________________________ образование ________ место работы ___________________________________________ Другие члены семьи _________________ образование ________ место работы___________________________________________ ___________________________________ образование ________ место работы ___________________________________________ Психологическая диагностика Интеллектуальное развитие личности:
- Уровень развития интеллекта
- Особенности внимания
- Особенности памяти
- Особенности мышления
- Общая эрудиция
Индивидуально-типологические особенности личности:
- Способности
- Темперамент
- Доминирующие черты характера
- Самооценка
- Тревожность
- Агрессивность
Социально-педагогическая диагностика Направленность личности:
- Интересы
- Потребности
- Склонности
- Мотивы
- Ценностные ориентации
Социальные характеристики личности:
- Мотивы общения
- Социальный статус
- Коммуникативные и организаторские способности
- Референтные группы
Общие выводы _________________________________________ _______________________________________________________ Задачи воспитания ______________________________________ _______________________________________________________ Направления работы ____________________________________ _______________________________________________________ Карта Ориентированного анализа причин недостатков в поведении отдельных школьников _______класса __________ школы __________________ района Ф.И.О._________________________________________________
Причины недостатков в поведении |
Отметить причину знаком +
|
Недостатки семейного воспитания
|
|
Отрицательное влияние сверстников в школе и социуме
|
|
Отсутствие общественных поручений, занятий по интересам во внеурочное время
|
|
Слабое воспитательное влияние классного руководителя на данного ученика
|
|
Необъективность оценки учебы или поведения ученика, нарушение такта общения с ним
|
|
Отсутствие индивидуального подхода в воспитании и обучении
|
|
Отсутствие систематичности настойчивости в преодолении и предупреждении нарушений общественного порядка
|
|
Нарушение в единстве требований школы, семьи, общественности
|
|
Систематические неудачи в учении
|
|
Эмоциональная неуравновешенность
|
|
Слабое развитие волевых качеств личности
|
|
Повышенная утомляемость, приводящая к нарушениям дисциплины
|
|
Неправильная самооценка своего поведения
|
|
Несформированность ответственного отношения к выполнению правил поведения
|
|
Отсутствие нормальных отношений в общении с товарищами по классу
|
|
Примечание. В процессе наблюдения за ходом обучения, воспитания и развития учащихся каждый учитель получает представление о характере и причинах недостатков в их поведении. Эти представления он дополняет данными, получаемыми с помощью других методов (бесед с учащимися, родителями, шефами; анкетирования; анализа различных школьных документов и творческих работ учащихся; проведения «педагогических консилиумов» и т. п.). Однако для оказания рациональной помощи ученику недостаточно знать только перечень причин. Необходимо выделить среди них доминирующие причины, сильнее всего влияющие на поведение в данный момент. Итоги такого анализа могут быть наиболее эффективно использованы учителем, родителями, шефами, ученическим самоуправлением только при условии их компактного оформления. Для этого предлагается данная карта. Она заполняется классным руководителем с учетом мнения учителей, работающих в данном классе. После записи фамилии ученика из всего перечня причин выделяются причины, присущие данному школьнику (для удобства их можно отметить точкой). Затем устанавливается среди них доминирующая и отмечается цифрой «1». Близко стоящие по силе влияния причины отмечаются цифрами «2» и «3», остальные — знаком «+». Если, по мнению классного руководителя, следует дополнить перечень причин, их можно записать в свободных графах. В карту вносятся данные не на всех учащихся класса, а только на отдельных школьников, имеющих существенные недостатки в поведении. Итогом заполнения карты является разработка рекомендаций по работе с подростком для всех участников воспитательного процесса.
Модель работы с трудным подростком Работа психолога
Название этапа |
Цель этапа
|
Основные направления в работе
|
Методы изучения
|
Начальный (диагности-ческий)
|
Вскрыть причины трудновоспитуемости подростка. Поставить психолого-педагогический диагноз
|
1. Изучить положение подростка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).
|
1. Метод изучения документальных данных подростка.
|
2. Выявить положительные качества личности подростка, его склонности и способности.
|
2. Метод беседы (с учителями, родителями, сверстниками, самим подростком).
|
3. Выявить негативные стороны личности подростка.
|
3. Метод наблюдения.
|
4. Выявить возможности подростка к обучению.
|
4. Метод опроса.
|
5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования подростка.
|
5. Метод независимых характеристик.
|
6. Изучить динамику реализации социальных потребностей подростка: а) потребность в человеческих связях; б) потребность в самоутверждении; в) потребность в эмоциональной привязанности и т. д.
|
6. Метод социометрии. 7. Метод незаконченных предложений.
|
8. Комплекс экспериментальных методик, связанных с изучением личности подростка.
|
Работа педагогического коллектива
Название этапа |
Цель этапа
|
Основные направления в работе
|
Методы
|
Переори-ентацион-ный
|
1. Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения подростка.
2. Формировать положительные черты и качества личности подростка.
|
1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с подростком. 2. Рациональное построение социально значимых видов деятельности подростка. 3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка. 4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности. 5. Привлечение подростка к занятиям физкультурой и спортом. 6. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. 7. Принять усилия к разрыву нежелательных связей подростка. 8. Остаются в силе основные направления первого этапа.
|
1. Метод «педагогического взрыва» 2. Метод личного примера. 3. Метод убеждения. 4. Метод поощрения и наказания. 5. Методика организации коллективной творческой деятельности. 6. Метод беседы. 7. Метод самовоспитания. 8. Остаются в силе основные методы первого этапа изучения подростка.
|
В работе с родителями не рекомендуется начинать с комплексных психодиагностических исследований, которые требуют длительного времени, серьезного практического опыта, анализа и интерпретации полученных данных. Более рационален следующий путь: выделение двух больших групп семей — гармоничных и проблемных. Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся (заполняется педагогом) 1. Общая характеристика семьи: 1.1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная. 1.2. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная). 1.3. Типовое состояние семьи: — эмоциональный комфорт; — тревожность; — эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение. 1.4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый. 1.5 Нарушения семейного воспитания: — доминирующая гиперпротекция: — потворствующая гиперпротекция; — гипопротекция; — эмоциональное отвержение; — жестокое обращение; — повышенная моральная ответственность. 1.6. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию. 2. Особенности семейного воспитания: родители создают условия для правильного развития ребенка:
Анкета для родителей Ф. И. О. _______________________________________________ Образование: (отметьте ответ знаком «+»): Высшее ____________________________________________ Среднее специальное ________________________________ Среднее ____________________________________________ Неполное среднее ___________________________________ Профессия: ____________________________________________ Место работы __________________________________________ Состав семьи: (отметьте ответ знаком «+»): Отец __________________________________________________ Мать __________________________________________________ Сестра ________________________________________________ Брат __________________________________________________ Бабушка _______________________________________________ Дедушка ______________________________________________
1. С кем из взрослых в семье Ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает откровеннее? Ответ:________________________________________________ 2. Как Ваш ребенок реагирует на похвалу? Ответ:________________________________________________ А на наказание? Ответ:________________________________________________ 3. Как Вы поощряете своего ребенка? ______________________ Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже? Ответ:________________________________________________ Ответ:________________________________________________ 4. Как Ваш ребенок реагирует на порицание? Ответ:________________________________________________ 5. Есть ли у него обязанности по дому? Ответ:_________________ Какие? ________________________ 6. С кем дружит Ваш ребенок? Ответ:________________________________________________ 7. Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребенка? Ответ:________________________________________________ 8. Как Ваш ребенок предпочитает проводить свободное время? Ответ:________________________________________________ 9. К каким видам деятельности у Вашего ребенка склонности, интересы? Ответ:________________________________________________ 10. Что бы Вы еще хотели сообщить о своем ребенке? Ответ_________________________________________________ Методика незаконченных предложений для родителей Когда он родился, то…___________________________________ Самым интересным в первые годы жизни в нем было… _______ _______________________________________________________ Подруги и друзья нашего ребенка…________________________ Общаясь с одноклассниками…____________________________ Моему ребенку больше нравится общаться с… ______________ О проблемах моего ребенка я узнаю…______________________ Трудности в воспитании связаны с…_______________________ Мой ребенок совершил проступок. Я считаю, что его поведение является результатом…____________________________
Подготовка и проведение родительских собраний и встреч Из опыта работы: цикл встреч и собраний, проводимых психологом для родителей, может выглядеть схематично в следующем виде:
- «Круглый стол» (подготовительный класс, две встречи).
- Семинар-практикум (младший школьный возраст).
- Родительская встреча (4-й класс).
- «Круглый стол» (5-й класс, две встречи).
- Родительская встреча (6-й класс).
- Вечер вопросов и ответов (6—8-й классы).
- «Круглый стол» (9—11-й классы).
- Конверт дружеских вопросов (9—11-й классы).
- Сократовская беседа (для любого возраста).
- Психологическая гостиная (для любого возраста).
Источник: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА для студентов 4 курса дневного отделения (специальность 1-23 01 04: «Психология») Учебно-методическое пособие Витебск, 2010 Авторы-составители: О.Е. Антипенко, С.А. Виноградова, Ю.Л. Довгая, Ж.Л. Данилова, Т.В. Савченко
|