На основе теоретического анализа нами был разработан и реализован в ходе опытно-эспериментальной работы на базе школ города Нижневартовска алгоритм процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков (Истрофилова О.И. Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования / Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова. – Москва, 2006. – С. 92–107.).
Алгоритм процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков предполагает:
- Констатация определенного неблагополучия в поведении ребенка, а именно наличия агрессии в поведении ребенка.
- Знакомство с ребенком или подростком, проявляющим агрессивное поведение.
- Осознание возможных причин агрессивного поведения, анализ особенностей случая.
- Постановка цели и задач диагностики.
- Выделение объекта и предмета диагностики, выделение признаков диагностируемого явления.
- Подбор наиболее эффективного диагностического инструментария (диагностических методов).
- Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных. Предварительная постановка социального диагноза.
- Составление программы диагностики агрессивности детей и подростков
- Сбор информации, необходимой для проверки гипотезы. Проведение диагностических методов. Практический этап.
- Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. Измерение и анализ показателей диагностических методов. Переработка и интерпретация данных (статистическая обработка и качественный анализ).
- Окончательная постановка диагноза. Формулирование и оформление выводов.
- При не подтверждении гипотезы повторение процедуры.
- Постановка прогноза развития ситуации.
- Рекомендация системы психолого-педагогических мер, направленных на ликвидацию и ослабление причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка.
- Определение содержания социальной и психолого-педагогической деятельности по коррекции агрессивности детей и подростков.
Рассмотрим более подробно разработанный и апробированный нами 9 практический этап алгоритма процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков. 9. Практический этап. Проведение методов диагностики агрессивности детей и подростков. Проведение диагностических методов по следующей схеме (для каждого отдельного случая):
- Общее предварительное изучение подростка, которое включает в себя:
– наблюдение за поведением подростка в школе; – наблюдение за его отношением к учебе, анализ успеваемости; – анализ его положения среди сверстников; – анализ взаимоотношений в семье; – анализ биографических данных; – беседы со специалистами школы по установлению наличия проявления агрессии в поведении ребенка.
- Занесение результатов наблюдения за проявлениями агрессии в примерную схему наблюдения за ребенком, которая позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположения о тенденции к формированию патохарактерологиче-ских агрессивных реакций.
- Выяснение преобладающего психического состояния: тревожность, агрессивность, фрустрация, ригидность используя тест «Самооценка психического состояния» (по Айзенку).
- Заполнение карты психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка, проявляющего различные формы агрессивного поведения.
- Установление наличия у подростка агрессивного поведения в результате проведенной работы.
- Подтверждение и уточнение установленного наличия агрессивности используя опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии). А также выявление уровня агрессивности и формы проявления агрессивного поведения: вербальная, физическая, косвенная и т.д.
- Получение дополнительных данных по проблеме используя: психологический анамнез, тест «Склонность к риску» (К. Левитов), проективные тесты: «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное»; методику незаконченных предложений, «Hand – тест», тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга.
- В результате проведенной работы выдвижение предположения о причине возникновения у подростка агрессивного поведения (различных форм проявления).
- Подтверждение и уточнение предположенных ранее причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка используя:
– тест «Самооценка» и тест «Уровень притязаний»; – данные психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка. – опросник Спилбергера (тест «Исследование тревожности: личностной, ситуативной»); – тест школьной тревожности Филлипса; – опросник К. Леонгарда (диагностика типов акцентуации черт характера) и т.д.
Источник: Истрофилова О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.– 244 с. |