На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Особенности защитных механизмов и копинг-стратегий у лиц с рискованным поведением (на примере зацеперов и руферов)
Особенности защитных механизмов и копинг-стратегий у лиц с рискованным поведением (на примере зацеперов и руферов)
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений

Поздняков Я.И., Делибалт В.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
(г. Москва, Россия)
В последнее время среди современной молодежи наблюдается распространение увлечений, связанных с рискованной деятельностью (руфинг, зацепинг, дигерство, сталкинг, опасное селфи и другие). Это подтверждается рядом статистических данных, например, по данным МВД в 2011 году сотрудниками транспортной полиции было задержано 239 участников неформального движения «зацеперов», в 2012 году уже 345, в 2013 году 424, а за первые три месяца 2014 года 107 молодых людей практикующих проезд на пригородных электричках снаружи вагона. Также можно наблюдать стремительный рост количества сторонников различных рискованных увлечений в социальных сетях (vk.com, Instagram, youtube) (Диденко К.В., Каратаева О.Н., 2014).

Социальные сети стали не только ресурсом для демонстрации своих «успехов» опытными представителями опасных увлечений, но и базой для популяризации и вовлечения в подобную деятельность новых участников, ведения активного обмена информацией касательно способов проникновения на крыши строящихся зданий, приобретения универсальных ключей для открытия дверей между вагонами метро, организации массовых акций, связанных с рискованной деятельностью.
В связи с данной проблемой со стороны правоохранительных органов был принят ряд мер по предотвращению правонарушений, связанных с подобной деятельностью. Например, установка защитных накладок между вагонами метро, организация оперативно-профилактических мероприятий («Внимание – поезд!», «Безопасность», «Подросток», «Семафор», «Вокзал» и пр.), установка камер наблюдения на станциях метро, мониторинг социальных сетей сотрудниками правоохранительных органов с целью выявления готовящихся массовых акций, ведение информационно-разъяснительной работы и другое. Тем не менее рост числа правонарушений и популяризация рискованных увлечений свидетельствует о недостаточной эффективности подобной деятельности (Диденко К.В., Каратаева О.Н., 2014).
Существенным пробелом является отсутствие специализированных методов работы направленных на профилактику рецидивов с уже выявленными нарушителями.
Разработка психологических программ по работе с людьми, проявляющими подобное специфическое рискованное поведение требует изучение психологических особенностей представителей указанных выше неформальных движений.
Одной из важнейших направлений психологической работы с молодыми людьми которым свойственно систематическая практика рискованного поведения, должна быть работа по развитию качеств, способствующих адаптации личности и выработку стратегий совладания с стрессовыми состояниями, тревогой и травматичным опытом. Для решения этой задачи необходимо изучение характерных защитных механизмов и уже имеющихся копинг-стратегий у склонных к рискованному образу жизни представителей молодежи.
Методологической основой исследования послужили общепсихологический подход к определению психологических защит (З. Фрейд, А. Фрейд, Ф.Б. Бассин, Б.Д. Карвасарский, А.А. Налчаджан, Е.С. Романова, Е.А. Сергиенко, Л.Ю. Субботина, В.А. Штроо).
Выборка исследования представлена участниками неформального движения «зацепинг» и руферов в возрасте от 18 до 23 лет. Контрольная группа будет представлена молодыми людьми возрасте от 18 до 23 лет не занимающимися видами спорта и досуговой деятельностью связанными с риском и не имеющими приводов в полицию.
Как показало исследование для людей склонных к риску характерны следующие защитные механизмы: отрицание, замещение, проекция, компенсация, рационализация и сублимация.

По итогам работы можно сделать вывод о не полном осознании возможных негативных последствий своей деятельности со стороны зацеперов и руферов, а также о склонности оправдывать свои действия используя псевдо-логичные рассуждения и зависимости от социального окружения.
Результаты данной работы демонстрируют важность рассмотрения
неформального движения «зацепинг» и «руферов», как самостоятельную субкультуру, для чего необходимо провести исследование особенностей ценностно-смысловой сферы, а также уделить внимание исследованию мотивационного компонента личности участников этих движений.
Данные полученные в ходе исследования могут быть применены для разработки программы профилактики рискованного поведения среди молодежи, а также позволяют разработать эффективную программу психологической работы с молодыми людьми, регулярно совершающими правонарушения, связанные с зацепингом и руфингом.
Литература
1. Диденко К.В., Каратаева О.Н. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. №2. С. 88-91.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.