На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность" - Методические указания к проведению игр
Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность" - Методические указания к проведению игр
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений
Индекс материала
Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность"
Методические указания к проведению игр
Игры: "Вымогательство", "Опасность"
Примерный ход игры "Незнакомец"
Все страницы

 

Методические указания к проведению игр

Игра 1. "Большое и маленькое "Нет!"
(по мотивам сказки Гизелы Браун) /1/
Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть "Нет!"
После инсценировки сказки предложить обсуждение.
Некоторые дети, хотя и говорят "Нет", если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез.
Необходимо научить детей произносить "Нет" громко, четко и уверенно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение "Учимся говорить "Нет".
Педагог говорит детям:
"Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать "Нет". Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое "Нет" лучше звучит. При помощи какого "Нет" вы получите нужный вам результат".
1. Педагог говорит "Нет" тихо и сдержанно , глядя при этом в сторону и немного наклонясь.
2. Педагог выкрикивает "Нет" громко и четко, при этом выпрямляясь и подняв голову.
Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае "Нет" более действенно. Группа делится на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать "Нет".

Игра 2. "Незнакомец"
Если данная игра проводится с детьми дошкольного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить "Я Вас не знаю". Если дети группы не знакомы с понятиями "опасный и безопасный незнакомец", необходимо объяснить, что они означают.
Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

  • что-то поднести до квартиры;
  • что-нибудь найти (например, выпавший ключ);
  • что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться.
В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый.
Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило:
"Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти,  то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься".
Или предложить детям правило:
" Всегда говори своим родителям, куда ты  идешь".
Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет:
"Я уверен, что твоя мама одобрит это".
"Твоя мама в курсе. Она разрешила."
"Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме". Никто не должен просить ребенка  что-либо хранить в тайне от родителей.

 

Игра 3. "Один дома"
Здесь не может быть никаких исключений из правил, иначе ребенок найдет лазейку. Детям дошкольного возраста нужно объяснить, что им не следует вообще подходить к двери и отзываться незнакомцам. Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать не следует даже знакомым людям.
Лучше не говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее:
"Мама сейчас занята и не может подойти".
Родители должны помочь уяснить ребенку, что такой ответ соответствует правилам безопасности ребенка в ситуации, когда он находится один в доме.
В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить позвонить от соседей или из лифта, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной, в туалете и т.п.)
В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты.
Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не представляют для них опасности. Эти правила необходимо соблюдать хотя бы на всякий случай.
Какие вопросы может решать взрослый человек с ребенком в отсутствие родителей? Нет таких вопросов.
Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе:
почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам и т.д.
(Сказки: "Волк и семеро козлят", "Кот, лиса и петух", "Красная шапочка").

Игра 4. "Телефонный звонок"
В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки.  Для этого следует научить детей задавать вопросы:
"Извините, кто вам нужен?", "Кого вам  позвать?"
Спрашивать имя и фамилию того, кому звонят, по какому номеру звонят:
"Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Будьте добры, скажите, пожалуйста, куда вы звоните? Извините, по какому номеру вы звоните? Простите, какой номер вы набрали?".
Правило:

  • Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).
  • Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить).

На первый взгляд многим взрослым может показаться неэтичным такой подход, в котором ребенка преднамеренно учат обману взрослых. Поэтому самому взрослому необходимо осознать и обязательно объяснить ребенку причину того, почему в подобных случаях это допустимо. Родители, например, могут сказать:
" Мы просим тебя при разговоре с кем бы то ни было по телефону не говорить о том, что в это время ты один дома. Мы разрешаем тебе делать это потому, что очень любим тебя и дорожим тобою. Такой ответ поможет нам не беспокоиться, когда ты находишься дома один, и убережет тебя от встречи с "опасным незнакомцем"".
У некоторых детей бывает страх перед телефонными звонками. В таком случае целесообразно терпеливо объяснять ребенку необходимость пользования телефоном, так как звонки могут быть от родителей, родственников, друзей и т.д. Отрабатывание навыков безопасных ответов, позволит воспитать вежливость, и доброжелательность по отношению к окружающим и в то же время сохранить бдительность.
Наличие работающего автоответчика создает впечатление, что дома никого нет, хотя ребенок может фиксировать звонки и знать, когда звонят близкие.
Если позвонивший говорит непристойности, надо научить детей сразу же вешать трубку. При повторных звонках следует сообщить в милицию. Можно рекомендовать родителям написать карточку для ребенка со всевозможными безопасными ответами.
В ходе проигрывания предоставьте возможность  каждому ребенку ответить на любой вопрос по телефону.
Необходимо убедиться, что ни у кого из детей подобная ситуация общения уже не вызывает сложностей, и он знает, как отвечать на телефонный звонок.

Игра 5. "Подкуп"
В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только "Спасибо", от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо услуги". Эти взрослые,  скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок  или угощение, могут отвести в безлюдное место.
Правило:
Ничего не брать у незнакомца.
Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть
правило: "Кричать, бежать, рассказывать".
(Сказки: "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях").

Игра 6. "Машина"
В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние
(Правило "Три больших шага"), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара.
Правило "Три больших шага":
Когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги.
После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе.
Следующее правило:
Не садиться в машину.
Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся  в автомобиле.
Например, взрослый может сказать:

  • что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;
  • что мама или папа попросили подвезти куда-либо;
  • что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию:
взрослый пытается затащить ребенка в машину.
Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать "Это не мой папа!", "Помогите!". Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.)
Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование.
Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

Игра 7. "Если потерялся..."
В этой игре главная цель, которую вы преследуете, - помочь ребенку выработать чувство уверенности для обращения к "безопасным незнакомцам" (кассирам, охранникам, милиционерам, водителям "скорой помощи", официантам и т.д.), то есть к любому человеку, который может предоставить помощь или временное убежище. Важно, чтобы ребенок понял, что он сам должен обращаться за помощью, уметь смело называть себя, свой адрес, телефон.
Ребенку необходимо знать следующие правила:
обязательно ждать родителей в безопасном месте.
В людных местах - не отходить от родителей или других взрослых на расстояние больше вытянутой руки.
Важно объяснить ребенку, что это правила его безопасности.
Помочь детям запомнить, что с родителями и другими взрослыми лучше заранее договориться о месте встречи, если вдруг они  отстанут от родителей или потеряются в общественном месте. (Такую же информацию дать родителям).
Если место встречи не оговорено, значит, в случае, если потерялся,  действовать по схеме:
Иди к прилавку магазина (аптеки, киоска, к окошку  кассы и т. п.) или подойди к милиционеру, и сообщи, что тебе нужна помощь в поиске твоих родителей.

Игра 8. "Защита"
Перед тем, как начать игру, детям надо сказать о том, что подобных ситуаций следует избегать и не давать преступнику возможность совершить преступление. Но, если вдруг ребенок оказался в этой ситуации, ему необходимо научиться безопасной  стратегии поведения:
спасать себя, не теряться, привлекать внимание окружающих и быть решительным.
Часто у детей в группе складывается мнение о том, что они якобы в состоянии справиться со взрослым с помощью приемов, шокеров, газовых баллончиков и т.д. В таких случаях, перед вами стоит задача – убедить их, что в данной ситуации необходимо бороться и не сдаваться,  не только  применяя приемы, которые не всегда  могут помочь (взрослый сильнее), а вести себя так, чтобы привлечь внимание окружающих как можно быстрее.
В проигрывании ситуации преследования, ребенок должен сначала убедиться в том, что его действительно преследуют (оглянуться, перейти на другую сторону, ускорить шаг) и тогда действовать:
убегать в безопасное место, привлекать к себе внимание окружающих и т.д.
Если незнакомец угрожает оружием, тогда оказывать сопротивление нельзя. Возможно, следует действовать хитростью. Если сразу не получается, то надо ждать удобного момента, когда незнакомец потеряет бдительность. Такой момент обязательно представится.

Игра 9. "Дорога домой"
Перед проведением игровых занятий объяснить ребенку, что дорога домой должна быть безопасной. Рассказать  о том, что если ребенок отказывается от предложения сократить путь и пройти через пустырь, темный двор, стройку и т.д., - это не проявление трусости, а разумное поведение.
Правило:
идти домой знакомой и безопасной дорогой.
Никакие оскорбления, посулы,  деньги не должны сбить ребенка с безопасного маршрута (эти моменты необходимо проиграть).
Перед началом игры детям можно предложить разбиться по парам. Каждый ребенок в ходе игры будет выполнять и ту, и другую роль. Пары играют по очереди - группа наблюдает.
После проигрывания данной ситуации целесообразно задать детям вопросы:

  • "О чем ты думал, когда …?"
  • "Какие чувства ты испытывал?"
  • "Что тебе хотелось сделать, когда ...?"

После того, как каждый ребенок побывал в той и другой роли, следует предложить всей группе обсуждение игры, где каждый выскажет свое мнение. В ходе анализа поощрять высказывания детей об испытанных ими чувствах в той или иной роли.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.