Проект "Рука помощи"
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Введение

Самоубийство (суицид) – это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни (М. Фарбер).
Когда мы соприкасаемся со смертью человека, нас по настоящему охватывает страх. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставшиеся с жизнью.
Социально-психологический анализ различных источников по данной проблеме позволяет констатировать, что частота суицидальных действий с летальным исходам у детей в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным ВОЗ, 2000 год самоубийства превысили к 814000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст.

У 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10% девушек этого возраста совершают суицидальные действия. В ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суицид находится на 2-3 месте. В РБ самоубийство, как причина смерти занимало в 1990-х годах 4-ое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. На протяжении 1997-2007 гг. в Беларуси сохраняется достаточно высокий, по мировым стандартам, уровень социальной активности. Характерной особенностью суицидального поведения, по данным анализа статистики, является выраженное количественное преобладание суицидальных попыток (парасуицидов) над завершенными действиями (уровень парасуицидов 8-10 раз превосходит уровень завершенных).
В 2004-2006 гг. в РБ зарегистрировано следующее количество самоубийств: 2004г. – 3411, 2005г. – 3021, 2006г. – 3093. В тоже время наибольший удельный вес самоубийств в общем числе смертей 2006г. зафиксировано в Гродненской области (13,5%), 1 человек, Свислочский район – 2007 год.
К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто
говорить о своих переживаниях. Поэтому предоставляется необходимым именно в образовательных учреждениях организовывать профилактику добровольного ухода подростков из жизни, при чем как с родителями так и с детьми. Как показало проведенное нами исследование, социально-психологическая профилактика суицида должно осуществляться в рамках смысло-утверждающих методик – в системе различных мероприятий от бесед до экскурсий, которые формировали смысл жизни у подростков и детей, опору, которая бы не пошатнулась при жизненных испытаниях, трагических стечениях обстоятельств и просто от внутреннего дискомфорта. В связи с этим нами был разработан проект направленный на формирование жизненной цели и профилактику «антивитальных переживаний» обусловленных желанием умереть (где нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется только отрицание жизни).
Объект проекта: индивидуально-личностные особенности подростков вызывающее суицидальное поведение.
Предмет: подростки 10-15 лет.

 

1. Цель. Задачи. Принципы.
Цель: Профилактика суицидального поведения подростков.
Задачи: 1. Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей психологическим знаниям по данной проблеме;
2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать суицидальному поведению;
3. Формирование жизненно важной цели подростка.
Принципы:

  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип гуманности:
  • Принцип доверия;
  • Принцип объективности;
  • Принцип достоверности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип открытости;
  • Принцип системности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип связи теории с практикой;

2. Ресурсное обеспечение

Кадровое:
- использование школьного административного ресурса;
- кадровый потенциал школы;
- привлечение специалистов из других учреждений и организаций.
Информационно-методическое:
- выпуск специальных бюллетеней, публикация статей, заметок в районной «Свислочской газете», выступления на радио;
- творческие разработки;
- проведение лекций, школьных конференций, семинаров по исследуемой проблеме;
Финансовое:
- внебюджетная деятельность, спонсорская помощь заинтересованных лиц, организации, структуры и др.:
- общеобразовательный бюджет школы.

 

Организационно и нормативно-правовое:
- общее руководство проектом осуществляет директор школы и его заместитель по воспитательной работе с СПС и Советом школы;
- система внешних связей школы;
- использование имеющихся и разработка совместных инструктивно-методических материалов.
Участники проекта:
- родители подростков 10—15 лет;
- дети подросткового возраста 10-15 лет;
- педагогический коллектив.
Партнёры в реализации проекта:
- ТМО;
- ИДН;
- Киновидеопредприятие;
- ДВР;
- СПЦ;
- Православная и католическая церковь.

Сроки проекта: 2008-2013 г.

3. Этапы и содержание работы по реализации проекта


Этапы

Цель

Задачи

Методы и средства

Организационно-подготовительный

Создание благоприятных условий для реализации проекта

1. Изучить теорию и практику реального положения проблемы.
2. Обеспечить научно-методическое сопровождение проекта.
3. Учет имеющихся информационных, кадровых, материальных ресурсов

- Информационно-аналитическая деятельность;
- подбор необходимой методической литературы по проблеме;
- подбор оптимальных форм и методов работы

Основной

Реализация основных направлений проекта

1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, учащихся, педагогов по изучаемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выявление социально-дезадаптированных подростков.

 

 

3. Организация и реализация коррекционно-развивающей деятельности по изменению личностных установок в отношении суицида.

- Родительский лекторий «Понять, простить, помочь»;
- индивидуальные и групповые консультации;
- работа дистанционной профессиональной студии для педагогов «Анатомия конфликта»
- работа консультационного пункта «Умение быть родителем»
- работа в центре
правовых знаний;
- семинар для педагогов «Суицидальное поведение подростков и факторы суицидального риска»
- выпуск психологических листков,
- публикация статей, заметок в районную «Свислочскую газету», выступления на радио.
- Наблюдение;
- опросы;
- тестирование (из программы «Социальный мониторинг»;
- программа диагностики акцентуации характера у подростков

- Коррекционно-развивающая программа
для учащихся «Я – ценность»
3 блока:
1. «Мой девиз по жизни».
Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя личностью».
2. «Мужество быть»
Цель: Воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.
3. «Я уверен в себе».
Цель: Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира.
- Клуб для родителей
«Моя семья»
Цель: коррекция детско-родительских отношений
- Семинар-практикум для педагогов «Позитивный стиль взаимодействия педагога с подростком
Цель: обучение педагогов навыкам позитивного взаимодействия с подростком

Заключительный

Подведение итогов проведенной работы по реализации проекта

1. Обобщение полученных результатов.
2. Анализ эффективности деятельности.

- Мониторинг результатов исследования;
- Изучение и обобщение передового опыта

4. Основные направления деятельности

Направление

Цель

Задачи

Реализаторы и содержание работы

Психодиагностическая

Раскрытие суицидаль-ных тенденций

1. Выявить группу риска одиноких и изолированных подростков.
2. Выявление акцентуированных подростков.
3. Изучение детско-родительских отношений.

СПС, классные руководители, педагоги, врач-психиатр, ИДН
- наблюдение;
- опросы;
- тестирование;
- социометрия,
- вербальная социометрия;
- программа диагностики акцентуации характера у подростков:
1. Беседа с родителями (Шурер и Смекалов «Симптомы диффисиности».)
2. Наблюдение (Карта наблюдения Д.Стотта).
3. Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (по Айзенку).
4. Выявление акцентуаций характера у подростков.
5. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко.
- Исследование детско-родительских отношений
(Проективная методика «Рисунок семьи»).

Психологическое консультиро-вание

Оказание психологи
ческой помощи учащимся, педагогам, родителям в решении возникших проблем

1. Прояснение и определение проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах возникновения проблемы.
3. Разработка рекомендаций для решения проблемы.

ТМО, СПЦ, СПС
- индивидуальные групповые консультации
- работа консультационного пункта «Умение быть родителям»

Коррекционно-развивающие

Формирование жизненной цели подростков

1. Помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя личностью.
2. Воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.
3. Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию.

СПС
- классные руководители, учителя-предметники;
- коррекционно-развивающая программа
«Я – ценность».

Просветительско-профилактическое

Повыше-ние психолого-педагогической грамотнос-ти учащихся, родителей, педагогов по изучаемой проблеме

1. Соблюдение в школе психололгических условий, необходимых для полноценного развития подростков.
2. Пропаганда психологических знаний.

СПС, ИДН, ТМО, церковь православная и католическая, Свислочский филиал КУП «Гроднооблкиновидиопрокат»
- лекторий для родителей «Понять, просить, помочь»;
- дистанционный клуб юного психолога
«Я в гармонии с миром» (на сайте школы gr klass @ mail .grodno.by);
- работа в центре правовых знаний;
- семинар для педагогов «Суицидальное поведение подростков и факторы суицидального риска»;
- выпуск психологических листков,
публикации статей, заметок, выступления на радио;
- телефон доверия;
- работа Воскресной школы;
- групповые занятия;
- тематические родительские собрания.

5. Формы и методы
- анкетирование, тестирование родителей, учащихся, педагогов;
- конференции, круглый стол, телефон доверия
- организация семейных праздников «День матери», «Моя семья – чудесное место для жизни»
- беседа, дискуссия, психологические размышления;
- лекция, бинарная лекция
- тематические родительские собрания;
- работа дистанционной профессиональной студии
- проведение семинаров, семинаров-практикумов
- работа лектория для родителей
- клубная деятельность;
- проведение коррекционно-развивающих занятий по программе «Я – ценность»;
- работа консультационного пункта;
- программа диагностики акцентуации характера у подростков;
- работа информационного центра, центра правовых знаний;
6. Критерии оценки эффективности реализации проектов

Ожидаемые результаты

Критерии

  • умение использовать педагогами, родителями и учащимися теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций.
  • умения по саморегуляции
  • способность обратиться за помощью способность сохранить спокойствие в трудной ситуации
  • изменение личностных установок в отношении суицида, повышение уровня психологической защищенности.
  • Применение методов психологической защиты
  • характерологические особенности личности по Айзенку.
  • формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.
  • Направленность личности
  • родительские установки и реакции

(Т. В. Архиреева).

  • формирование жизненной цели и ценностных установок подростков.
  • ценностные ориентации школьников.

 

  • Отсутствие суицидального поведения подростков (мысли о смерти, высказывания уйти из жизни и т.д.).
  • Мониторинг исследования результатов.

 

Литература

1. Абрумова А. Г. Суецид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А. Г. Абрумова, В. А. Тиховенко // Актуальные проблемы суицидологи / ред. А. Портнов. – М., 1978.-256с.
2. Войтехович Б. Самоубийства с позиции социальной медицины / Б. Войтехович, А. Редько // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 1996. - № 2. – с. 16-19.
3. Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление / Я. И. Гилинский // Проблемы борьбы с девиантным поведением / ред. Б. Левин. / М., 1989.-174с.
4. Ефремов В. С. Основы суициодологии / В. С. Ефремов. – СПб.: Диалект, 2004.
5. Игумнов С. А. Суицидальное поведение у подростков и принципы кризисной психотерапии // Психотерапия и клиническая психология. – 2004. - № 1. – с. 23-26.
6. Маинин-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960с.
7. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 192с.
8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 128с.
9. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001.- 304с.
10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ под ред.С.Ю.Циркина. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.
11. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: книга для школьных психологов, родителей, учителей, - 2-е изд. – М.: Академия.1997. – 96 с.
12. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков/Е.Шир// Журн.невропатол.и психиат.им.С.С.Корсакова. – 1984. - № 10. – с .56-60.
13. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. – 136 с.
14. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л. Основы нравственности: учеб. пособ. для школьников и студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 456 с.

Управление образования Гродненского облисполкома Отдел образования Свислочского райисполкома

Автор проекта: Криштофик Т.А Педагог-психолог УО «Свислочская средняя школа №2


 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.