Введение
Самоубийство (суицид) – это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни (М. Фарбер). Когда мы соприкасаемся со смертью человека, нас по настоящему охватывает страх. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставшиеся с жизнью. Социально-психологический анализ различных источников по данной проблеме позволяет констатировать, что частота суицидальных действий с летальным исходам у детей в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным ВОЗ, 2000 год самоубийства превысили к 814000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст.
У 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10% девушек этого возраста совершают суицидальные действия. В ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суицид находится на 2-3 месте. В РБ самоубийство, как причина смерти занимало в 1990-х годах 4-ое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. На протяжении 1997-2007 гг. в Беларуси сохраняется достаточно высокий, по мировым стандартам, уровень социальной активности. Характерной особенностью суицидального поведения, по данным анализа статистики, является выраженное количественное преобладание суицидальных попыток (парасуицидов) над завершенными действиями (уровень парасуицидов 8-10 раз превосходит уровень завершенных). В 2004-2006 гг. в РБ зарегистрировано следующее количество самоубийств: 2004г. – 3411, 2005г. – 3021, 2006г. – 3093. В тоже время наибольший удельный вес самоубийств в общем числе смертей 2006г. зафиксировано в Гродненской области (13,5%), 1 человек, Свислочский район – 2007 год. К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях. Поэтому предоставляется необходимым именно в образовательных учреждениях организовывать профилактику добровольного ухода подростков из жизни, при чем как с родителями так и с детьми. Как показало проведенное нами исследование, социально-психологическая профилактика суицида должно осуществляться в рамках смысло-утверждающих методик – в системе различных мероприятий от бесед до экскурсий, которые формировали смысл жизни у подростков и детей, опору, которая бы не пошатнулась при жизненных испытаниях, трагических стечениях обстоятельств и просто от внутреннего дискомфорта. В связи с этим нами был разработан проект направленный на формирование жизненной цели и профилактику «антивитальных переживаний» обусловленных желанием умереть (где нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется только отрицание жизни). Объект проекта: индивидуально-личностные особенности подростков вызывающее суицидальное поведение. Предмет: подростки 10-15 лет.
1. Цель. Задачи. Принципы. Цель: Профилактика суицидального поведения подростков. Задачи: 1. Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей психологическим знаниям по данной проблеме; 2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать суицидальному поведению; 3. Формирование жизненно важной цели подростка. Принципы:
- Принцип сотрудничества;
- Принцип гуманности:
- Принцип доверия;
- Принцип объективности;
- Принцип достоверности;
- Принцип доступности;
- Принцип открытости;
- Принцип системности;
- Принцип последовательности;
- Принцип связи теории с практикой;
2. Ресурсное обеспечение
Кадровое: - использование школьного административного ресурса; - кадровый потенциал школы; - привлечение специалистов из других учреждений и организаций. Информационно-методическое: - выпуск специальных бюллетеней, публикация статей, заметок в районной «Свислочской газете», выступления на радио; - творческие разработки; - проведение лекций, школьных конференций, семинаров по исследуемой проблеме; Финансовое: - внебюджетная деятельность, спонсорская помощь заинтересованных лиц, организации, структуры и др.: - общеобразовательный бюджет школы.
Организационно и нормативно-правовое: - общее руководство проектом осуществляет директор школы и его заместитель по воспитательной работе с СПС и Советом школы; - система внешних связей школы; - использование имеющихся и разработка совместных инструктивно-методических материалов. Участники проекта: - родители подростков 10—15 лет; - дети подросткового возраста 10-15 лет; - педагогический коллектив. Партнёры в реализации проекта: - ТМО; - ИДН; - Киновидеопредприятие; - ДВР; - СПЦ; - Православная и католическая церковь.
Сроки проекта: 2008-2013 г.
3. Этапы и содержание работы по реализации проекта
Этапы
|
Цель
|
Задачи
|
Методы и средства
|
Организационно-подготовительный
|
Создание благоприятных условий для реализации проекта
|
1. Изучить теорию и практику реального положения проблемы. 2. Обеспечить научно-методическое сопровождение проекта. 3. Учет имеющихся информационных, кадровых, материальных ресурсов
|
- Информационно-аналитическая деятельность; - подбор необходимой методической литературы по проблеме; - подбор оптимальных форм и методов работы
|
Основной
|
Реализация основных направлений проекта
|
1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, учащихся, педагогов по изучаемой проблеме.
2. Выявление социально-дезадаптированных подростков.
3. Организация и реализация коррекционно-развивающей деятельности по изменению личностных установок в отношении суицида.
|
- Родительский лекторий «Понять, простить, помочь»; - индивидуальные и групповые консультации; - работа дистанционной профессиональной студии для педагогов «Анатомия конфликта» - работа консультационного пункта «Умение быть родителем» - работа в центре правовых знаний; - семинар для педагогов «Суицидальное поведение подростков и факторы суицидального риска» - выпуск психологических листков, - публикация статей, заметок в районную «Свислочскую газету», выступления на радио. - Наблюдение; - опросы; - тестирование (из программы «Социальный мониторинг»; - программа диагностики акцентуации характера у подростков
- Коррекционно-развивающая программа для учащихся «Я – ценность» 3 блока: 1. «Мой девиз по жизни». Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя личностью». 2. «Мужество быть» Цель: Воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции. 3. «Я уверен в себе». Цель: Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира. - Клуб для родителей «Моя семья» Цель: коррекция детско-родительских отношений - Семинар-практикум для педагогов «Позитивный стиль взаимодействия педагога с подростком Цель: обучение педагогов навыкам позитивного взаимодействия с подростком
|
Заключительный
|
Подведение итогов проведенной работы по реализации проекта
|
1. Обобщение полученных результатов. 2. Анализ эффективности деятельности.
|
- Мониторинг результатов исследования; - Изучение и обобщение передового опыта
|
4. Основные направления деятельности
Направление
|
Цель
|
Задачи
|
Реализаторы и содержание работы
|
Психодиагностическая
|
Раскрытие суицидаль-ных тенденций
|
1. Выявить группу риска одиноких и изолированных подростков. 2. Выявление акцентуированных подростков. 3. Изучение детско-родительских отношений.
|
СПС, классные руководители, педагоги, врач-психиатр, ИДН - наблюдение; - опросы; - тестирование; - социометрия, - вербальная социометрия; - программа диагностики акцентуации характера у подростков: 1. Беседа с родителями (Шурер и Смекалов «Симптомы диффисиности».) 2. Наблюдение (Карта наблюдения Д.Стотта). 3. Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (по Айзенку). 4. Выявление акцентуаций характера у подростков. 5. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко. - Исследование детско-родительских отношений (Проективная методика «Рисунок семьи»).
|
Психологическое консультиро-вание
|
Оказание психологи ческой помощи учащимся, педагогам, родителям в решении возникших проблем
|
1. Прояснение и определение проблемы. 2. Выдвижение гипотез о причинах возникновения проблемы. 3. Разработка рекомендаций для решения проблемы.
|
ТМО, СПЦ, СПС - индивидуальные групповые консультации - работа консультационного пункта «Умение быть родителям»
|
Коррекционно-развивающие
|
Формирование жизненной цели подростков
|
1. Помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя личностью. 2. Воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции. 3. Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию.
|
СПС - классные руководители, учителя-предметники; - коррекционно-развивающая программа «Я – ценность».
|
Просветительско-профилактическое
|
Повыше-ние психолого-педагогической грамотнос-ти учащихся, родителей, педагогов по изучаемой проблеме
|
1. Соблюдение в школе психололгических условий, необходимых для полноценного развития подростков. 2. Пропаганда психологических знаний.
|
СПС, ИДН, ТМО, церковь православная и католическая, Свислочский филиал КУП «Гроднооблкиновидиопрокат» - лекторий для родителей «Понять, просить, помочь»; - дистанционный клуб юного психолога «Я в гармонии с миром» (на сайте школы gr klass @ mail .grodno.by); - работа в центре правовых знаний; - семинар для педагогов «Суицидальное поведение подростков и факторы суицидального риска»; - выпуск психологических листков, публикации статей, заметок, выступления на радио; - телефон доверия; - работа Воскресной школы; - групповые занятия; - тематические родительские собрания.
|
5. Формы и методы - анкетирование, тестирование родителей, учащихся, педагогов; - конференции, круглый стол, телефон доверия - организация семейных праздников «День матери», «Моя семья – чудесное место для жизни» - беседа, дискуссия, психологические размышления; - лекция, бинарная лекция - тематические родительские собрания; - работа дистанционной профессиональной студии - проведение семинаров, семинаров-практикумов - работа лектория для родителей - клубная деятельность; - проведение коррекционно-развивающих занятий по программе «Я – ценность»; - работа консультационного пункта; - программа диагностики акцентуации характера у подростков; - работа информационного центра, центра правовых знаний; 6. Критерии оценки эффективности реализации проектов
Ожидаемые результаты
|
Критерии
|
- умение использовать педагогами, родителями и учащимися теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций.
|
- умения по саморегуляции
- способность обратиться за помощью способность сохранить спокойствие в трудной ситуации
|
- изменение личностных установок в отношении суицида, повышение уровня психологической защищенности.
|
- Применение методов психологической защиты
- характерологические особенности личности по Айзенку.
|
- формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.
|
- родительские установки и реакции
(Т. В. Архиреева).
|
- формирование жизненной цели и ценностных установок подростков.
|
- ценностные ориентации школьников.
|
- Отсутствие суицидального поведения подростков (мысли о смерти, высказывания уйти из жизни и т.д.).
|
- Мониторинг исследования результатов.
|
Литература
1. Абрумова А. Г. Суецид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А. Г. Абрумова, В. А. Тиховенко // Актуальные проблемы суицидологи / ред. А. Портнов. – М., 1978.-256с. 2. Войтехович Б. Самоубийства с позиции социальной медицины / Б. Войтехович, А. Редько // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 1996. - № 2. – с. 16-19. 3. Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление / Я. И. Гилинский // Проблемы борьбы с девиантным поведением / ред. Б. Левин. / М., 1989.-174с. 4. Ефремов В. С. Основы суициодологии / В. С. Ефремов. – СПб.: Диалект, 2004. 5. Игумнов С. А. Суицидальное поведение у подростков и принципы кризисной психотерапии // Психотерапия и клиническая психология. – 2004. - № 1. – с. 23-26. 6. Маинин-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960с. 7. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 192с. 8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 128с. 9. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001.- 304с. 10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ под ред.С.Ю.Циркина. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с. 11. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: книга для школьных психологов, родителей, учителей, - 2-е изд. – М.: Академия.1997. – 96 с. 12. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков/Е.Шир// Журн.невропатол.и психиат.им.С.С.Корсакова. – 1984. - № 10. – с .56-60. 13. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. – 136 с. 14. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л. Основы нравственности: учеб. пособ. для школьников и студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 456 с.
Управление образования Гродненского облисполкома Отдел образования Свислочского райисполкома
Автор проекта: Криштофик Т.А Педагог-психолог УО «Свислочская средняя школа №2
|