На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Анализ профилактики детского суицида средствами Интернета в регионах РФ
Анализ профилактики детского суицида средствами Интернета в регионах РФ
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

В связи с обострившейся в последнее время проблемой детского суицида возникает необходимость анализа методов профилактической работы в этом направлении. Поскольку современное поколение - компьютерное поколение, информационные технологии имеют при этом первостепенное значение. В рамках настоящей статьи проведен анализ работы по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на основании справок, поступивших из регионов Российской Федерации и материалов интернет-сайтов.

Т.Ю. Богачева,
канд. психол. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Центр исследований проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи» (ЦПВиСППДМ), Москва

Поскольку сегодня Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни и, следовательно, жизни детей, не применять его в профилактических целях было бы неправильно. Наши исследования показывают, что значительное количество детей (до 75%) пользуются Интернетом самостоятельно, и только 25% - под надзором родителей.

КАК ПОКАЗАЛ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНТЕРНЕТЕ ПРОВОДЯТ В 21 ИЗ 67 РЕГИОНОВ СТРАНЫ


При этом следует помнить, что интернет-пространство включает в себя не только положительную информацию, но и массу отрицательной. Однако, как показал проведенный нами опрос, как педагоги (48,6%), так и родители (77,2%) видят прежде всего пользу Интернета: «в быстром доступе к любой необходимой информации» (около 58% педагогов и 44% родителей), «в доступности полезных материалов для работы/учебы» (более 80% педагогов и 30% родителей), «в формировании навыков уверенного интернет- пользователя» (около 28% педагогов и свыше 50% родителей).
Вред же Интернета большинство педагогов видят в социальных сетях (более 89% опрошенных) и виртуальных играх (более 64%). Родители считают, что вред от Интернета заключается лишь «в портящемся зрении» - (более 86%). Среди ответов детей эта причина отмечена в 18%. На первое место дети поставили «нехватку времени на другие занятия» - 36%.
Значительное число опрошенных (педагогов, родителей и детей) отметили, что вреда от Интернета практически нет При этом, по словам родителей, минимальное время, проводимое ими и их детьми в глобальной сети, - от 1 до 6 часов в день.
На наличие в Интернете сайтов о насилии, жестокости, с пропагандой суицидального поведения, порнографии, нецензурной лексики заострил внимание только один родитель.
Учитывая количество времени, проводимого ребенком в Интернете, для преодоления негативного влияния ресурсов, содержащих отрицательную информацию, специалисты все больше используют интернет-среду. Как показал мониторинг состояния работы по профилактике детского суицида в образовательных учреждениях России профилактическую работу среди несовершеннолетних в Интернете проводят в 21 из 67 регионов страны. По мнению специалистов, это позволяет оказать дистанционную помощь в решении задач по профилактике суицидального поведения как самим подросткам, так и их родителям и педагогам.
Специалисты разных регионов имеют возможность получать с помощью Интернета нужные данные, изучать новые методы и использовать литературу по вопросам профилактики детского суицида. Родители могут получать необходимую информацию в режиме онлайн и вовремя оценивать состояние своего ребенка.
Опишем некоторый опыт профилактики детского суицида средствами Интернета в регионах Российской Федерации.
Так, на интернет-сайте Липецкой области открыта рубрика для родителей, детей и подростков «Вопрос - ответ». В ней представлена информация по теме, родители имеют возможность задать волнующие их вопросы, на которые в достаточно короткий срок отвечают психологи.
В Архангельской области разработан комплекс экстренных мер по профилактике и выявлению фактов суицидального поведения среди несовершеннолетних: созданы полипрофессиональные бригады из врачей общей практики, психологов, психиатров, медицинских сестер, в задачу которых входит профилактика и помощь в суицидальных случаях, работа с семьями, где имели место завершенные и незавершенные суициды.
В Костромской области на интернет-странице «Профилактика суицида» (портал «Образование Костромской области», веб-узел «Здоровье будущих поколений») представлена библиотека электронных материалов по вопросам предотвращения суицидального поведения в детско-подростковых и молодежных коллективах, направленная на помощь подросткам, их родителям, педагогам.
Во Владимирской области проводится работа по внедрению новых форм работы с несовершеннолетними. Создана «Школа-центр социального здоровья микрорайона» (г. Гусь-Хрустальный), в рамках которой реализуется ряд программ профилактики детского суицида, в том числе и через организацию совместной работы детей и родителей, взаимодействие школы и родителей.
В Хабаровском крае специалисты психолого-медико-социального центра по запросу проводят антикризисное консультирование суицидентов. При особой необходимости (отдаленность места проживания, погодные особенности и др.) это осуществляется дистанционно - посредством специального форума на интернет- сайте Центра. Аналогичная работа проводится в Красноярском крае.
Значительное внимание уделяется проведению профилактических мероприятий, направленных на активное включение в них самих подростков. В Республике Дагестан проведен конкурс на лучшую историю «Как мне помог телефон доверия». В детских поликлиниках Карачаево-Черкесской Республики ведется электронная картотека социально неблагополучных детей, организован марафон «Выход есть - Ты не один». В Краснодарском крае работают «службы примирения», «ящик доверия», «Школа родителей-волонтеров», создана группа из педагогов-психологов с функцией краевой мобильной «скорой психологической помощи» и др.
Важно, что при организации работы по профилактике суицида в среде несовершеннолетних в разных регионах страны учитывается тот факт, что дети и подростки, имея доступ, могут найти в Интернете не только необходимую помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, правильный путь решения своих, на первый взгляд неразрешимых, проблем, но и информацию, которая может нанести вред здоровью, сайты, предлагающие разрушающие пути решения проблем. Так, в Ярославской области, Удмуртской Республике, Республике Дагестан ставятся и решаются задачи по обеспечению безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве, для чего применяются меры по ограничению доступности интернет-
сайтов, содержание которых может прямо или косвенно спровоцировать суицидальное поведение несовершеннолетних. Кроме того, из числа специалистов созданы экспертные комиссии по оценке материалов интернет-ресурсов, доступных обучающимся.

СОЗДАНЫ ЭКСПЕРТНЫЕ КОМИССИИ ПО ОЦЕНКЕ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОСТУПНЫХ ОБУЧАЮЩИМСЯ


Родители также пытаются контролировать безопасность ребенка в интернет-пространстве. Как показал наш опрос, 12% респондентов знают, как это сделать, 25% используют специальные программы и настройки браузера, 63% считают, что ребенок должен пользоваться Интернетом под контролем взрослых. Ряд родителей проводят специальные беседы об увиденном в Интернете, другие включают фильтр сайтов или пользуются п аролем.
Анализируемые материалы отражают понимание важности целенаправленной работы по ограждению детей от сайтов с вредоносным содержанием. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе с целью исключения свободного доступа к сайтам экстремистского, порнографического содержания, а также пропагандирующим суицидальные формы поведения, обслуживающие компании оказывают услуги по контентной фильтрации доступа к Интернету. Кроме того, выход в сеть осуществляется под постоянным контролем специалистов этих компаний, которые также проводят инструктажи для педагогов и родителей по организации мероприятий, исключающих доступ обучающихся, воспитанников к сайтам с небезопасным содержанием.

В ЦЕЛЯХ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМ, НЕСОВМЕСТИМЫМ С ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОГО НАВЫКА РАБОТЫ С ИНТЕРНЕТОМ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕКОМЕНДОВАНО ОБЕСПЕЧИТЬ ДВУХУРОВНЕВУЮ КОНТЕНТ-ФИЛЬТРАЦИЮ


В целях исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся, формирования у детей безопасного навыка работы с Интернетом Министерством образования и науки Мурманской области рекомендовано обеспечить двухуровневую контент-фильтрацию. Этот процесс реализуют специальные медиацентры.
В Смоленской области специалистам с привлечением волонтеров поручено организовать содействие сотрудникам служб телефонов доверия в освоении социальных сетей в Интернете, выявлении интернет-сообществ, объединяющих несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стимулирующих общение по суицидальной тематике. С целью снижения негативного влияния Интернета Министерством образования и науки Республики Татарстан организована разъяснительная работа с обучающимися и родителями о правилах безопасности в сети Интернет. Эту работу рекомендовано проводить систематически в рамках родительских собраний и программ родительского всеобуча. Кроме того, специалисты женского кризисного центра «Фатима» разработали буклеты «Родителям о безопасности детей в сети Интернет» и «Детям о безопасности в сети Интернет», которые распространяются через образовательные учреждения и медико- психологические центры.

РАЗРАБОТАН И РАЗМЕЩЕН НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ ПАКЕТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РОДИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ, КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОЗМОЖНЫМ МЕРАМ ПРЕВЕНЦИИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В Москве, а также в ряде других регионов (Чукотский автономный округ, Тюменская область, Республика Дагестан) разработан и размещен на специализированных интернет-сайтах пакет рекомендации (памяток) Для педагогов-психологов образовательных учреждений, родителей,
учителей, классных руководителей по выявлению антивитальных настроений возможным мерам превенции аутоагрессивного поведения несовершеннолетних.
В обучающие модули программы курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации Тамбовской области
для заместителей руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей интернатных учреждений, старших вожатых, педагогов дополнительного образования включен модуль «Сетевая безопасность. Безопасность детей в Интернете».
Общий анализ технологий работы по профилактике детского суицида средствами Интернета в регионах Российской Федерации показал, что в целях создания безопасного интернет-пространства для ребенка педагогам и родителям следует: ограничивать время, проводимое ребенком в Интернете;
• следить за тем, чем занят ребенок во время пользования компьютером;
• ни в коем случае не оставлять ребенка надолго одного с компьютером;
• предлагать вместе заняться изучением того или иного сайта;
• предлагать на выбор несколько интересных, полезных и, конечно, безопасных сайтов, которые ребенок сможет посещать и др.
В целом мониторинг показал, что специалисты регионов Российской Федерации понимают роль интернет-технологий в организации мероприятий по профилактике детского суицида и выражают готовность их развивать и распространять.
В рамках настоящей статьи, по данным, представленным из 67 регионов России, приведен перечень мер и мероприятий по профилактике детского суицида средствами Интернета, осуществляемых органами образования. Поскольку положительная динамика, как показал количественный анализ результатов мониторинга, была достигнута не только и не столько реализацией приведенного комплекса мер, это тема отдельной статьи. Тем не менее мы надеемся - описанные технологии пополнят методический арсенал специалистов в области проблемы.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа. Выпуск 3 Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.