Профилактическая игра-квест «Москва — территория здоровья!»
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Мы — рабы своих привычек. Измени свои привычки и изменится твоя жизнь.
Р. Кийосаки

Авторы-составители:
Кутянова И. П., Бондарева А. С.

Игра-квест «Москва — территория здоровья!» — это мероприятие по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Мероприятие положительно зарекомендовало при работе с учреждениями, подведомственными Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (интернаты, социальные реабилитационные центры), а также в период детских оздоровительных лагерей.
Квест является командной игрой, предназначенной для детей и подростков в возрасте 12-16 лет, и состоит из поиска заданий (опознавательных знаков) с использованием карты и подсказок, выполнения заданий, за которые начисляются баллы. Победителем считается команда, набравшая максимальное количество баллов.
Квест проходит в формате командной игры, в нём могут участвовать 3-7 команд, количество участников каждой команды — от 3 до 10 человек. Максимальное количество участников квеста — 70 человек.
Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей, привитие стойкого негативного отношения к потреблению наркотиков, алкоголя и табака.
Задачи:
• информирование правовых, медицинских и социальных последствиях употребления наркотиков, алкоголя и табака.
• формирование позитивного отношения подростка к здоровому образу жизни;
• формирование знаний о способах сохранения и развития здоровья;
• развитие навыков умения сказать «нет» в ситуации рискованных предложений;
• развитие умения делать выводы на основе изложенного материала.


Место проведения: компактный парк или иная локация с наличием
компактной территории и разнообразного наполнения (например, фонтан, спортплощадка, детская площадка и т. п.). Желательно помещение для обустройства Штаба (сцена и место для размещения материалов квеста). Перед сценой организуется Штаб мероприятия — 1-2 стола с обозначением. В Штабе в течение всего мероприятия дежурит сотрудник, к нему всегда можно подойти и решить вопросы, связанные с организацией и проведением мероприятия.
Продолжительность мероприятия: 1-1,5 часа.


Игра-квест проводится на территории парков, выход на территорию парка осуществляется в сопровождении сотрудников организаций, воспитанники которых принимают участие в мероприятиях.
Перед выходом в парк организаторы инструктируют участников о правилах соблюдения порядка на территории парка.
На территории парка команды получают конверты с инструкцией, схемой маршрутов, бланком протокола.
Капитаны зачитывают своим командам инструкцию по прохождению маршрутов для выполнения заданий. Команды расходятся по указанным в инструкции маршрутам. Выполнив все задания, команды возвращаются в свой штаб.
Подведение итогов квеста проходит около штаба. Организаторы подводят итоги, озвучивают баллы набранные командами за два этапа. Определяется команда-победитель. Проводится награждение команд дипломами победителя и сертификатами участника квеста.
Оборудование: раздаточный материал: конверты с раздаточным материалом для каждой команды, пословицы о здоровье, знаки для обозначения мест, где находятся задания, конверты с заданиями, спортивные приспособления (скакалки). Материалы и бланки для проведения квеста представлены в Приложении 11.


Квест проходит в несколько этапов:


1. Предварительная подготовка:
Задание командам (выбрать капитана, придумать название и девиз команды). Перед началом игры капитаны представляют свои команды (название образовательной организации, класс (группа), название команды, девиз).
Команды проходят инструктаж в штабе.
2. Поиск заданий по подсказкам, участие команд в заданиях, фиксация результатов. В игре предполагается 5 станций с разными заданиями.
3. Возвращение в штаб, подсчет баллов, подведение итогов Квеста, награждение победителей.
Сценарий проведения мероприятия
1. Сбор участников мероприятия около сцены.
2. Приветственное слово организаторов мероприятия.
3. Ведущий рассказывает о правилах проведения квеста (общая информация о том, что такое квест, сколько станций, о начислении баллов), дает задание командам выбрать капитана, придумать название и девиз команды.
4. Музыкальное сопровождение, команды выполняют задание.
5. Представление команд.
6. Капитаны команд подходят к штабу и получают конверты с заданиями, капитаны вскрывают конверты.
7. Ведущий рассказывает о содержимом конверта, что делать с подсказками, как пользоваться картой, как заполнять бланк, алгоритм прохождения станций, проводит инструктаж поведения детей в парке.
8. После музыкального сигнала ведущий дает старт, начинается квест, команды расходятся по станциям.
9. Поиск и выполнение заданий по 5 станциям. Когда команда находит опознавательный знак, то берет с собой один знак и отдает сотруднику на станции. Сотрудник на станции дает задание команде, ведет подсчет баллов, отмечает результаты (баллы и роспись) в своем бланке и в бланке команды.
10. Команды после выполнения всех заданий подходят к Штабу. Звучит музыка. Пока подходят все команды, дети собирают пословицы о здоровье, скульптуры о здоровье.
11. Проводится подсчет баллов, в это время ведущий подводит итоги, в открытом диалоге задает основные вопросы ребятам о последствиях наркопотребления.
12. Предоставляется слово жюри для оглашения результатов (музыка), участникам команд вручаются ценные призы и благодарственные письма.
13. Групповое фото.
14. Завершение мероприятия.


Станции квеста:
1. Станция «Знайка».
2. Станция «Здоровячок».
3. Станция «Физкультминутка».
4. Станция «Аргументы».
5. Станция «Юрист».


Задания квеста:
Станция «Знайка»
Назвать как можно больше вредных последствий наркомании, алкоголизма и табакокурения (вытягивают один из листочков с видом зависимости). (1-2 способа = 1 балл, 3-4 способа = 2 балла, 5 и более способов = = 3 балла), задания блицтурнира (1 балл за 5 правильных ответов на 5 произвольно выбранных вопросов из списка).
Блицтурнир» капитанский конкурс. Капитан команды максимально быстро отвечает на вопросы: «да»/«нет».
• Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. (Нет)
• Наркоман может умереть от СПИДа. (Да)
• Наркомания — это болезнь. (Да)
Наркотики помогают общению, сближают людей. (Нет)
• Сбыт наркотиков преследуется законом. (Да)
• У людей, принимающих наркотики, дети рождаются здоровыми, без каких-либо отклонений. (Нет)
• Вымогательство наркотиков является преступлением и наказывается по закону. (Да)
• Хранить наркотики друга — уголовная ответственность? (Да)
• Наркомана достаточно изолировать от наркотиков на несколько дней, и он станет здоровым. (Нет)
• Чаще всего наркоманы совершают преступления, чтобы найти деньги на наркотики. (Да)


Станция «Здоровячок»
Как сохранить здоровье — 2 этапа — назвать как можно больше способов сохранить здоровье, (1-3 способа = 1 балл, 3-5 способа = 2 балла, 5 и более способов = 3 балла).
Станция «Аргументы»
Аргументы сказать «Нет» — назвать как можно больше аргументов, как сказать «Нет» в случае предложения пробы. (1-2 способа = 1 балл, 3-4 способа = 2 балла, 5 и более способов = 3 балла).
Станция «Физкультминутка»
физические упражнения (приседания — 50 раз суммарно от команды, скакалка — 20 раз без остановки 2 человека от команды).
Станция «Юрист»
Ведущий задает любые 5 вопросов, за каждый правильный ответ начисляется балл.


1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
1. Углекислый газ.
2. Сланцевый газ.
3. Сероводородный газ.
4. Угарный газ.


2. Зависит ли возможность бросить курить от стажа куреня?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить курить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.


3. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.


4. Какой орган наряду с лёгкими больше всего страдает от последствий курения?
1. Печень.
2. Мозг.
3. Сердце.
4. Почки.


5. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
1. Верно.
2. Неверно.


6. Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?
1. Верно.
2. Неверно.


7. С какого возраста лицо, совершившее правонарушение, привлекается к административной ответственности?
1. 14 лет.
2. 16 лет.
3. 18 лет.
4. 21 год.


8. Что такое незаконный сбыт запрещенных веществ?
1. Незаконный сбыт запрещенных веществ — любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи другим лицам (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т. д.), а также иные способы реализации.
2. Незаконный сбыт запрещенных веществ, признается исключительно их возмездная (за денежные средства, либо с иной другой денежной выгодой) передача другим лицам.


9. Что такое незаконное приобретение запрещенных веществ?
1. Приобретением запрещенных веществ является их покупка, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы, в дар, в уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркосодержащих растений после сбора урожая и т. п.
2. Приобретение запрещенных веществ, признается исключительно их покупка за денежные средства.


10. После совершения административного правонарушения информация о правонарушении попадает в базу ГУ МВД и в МФЦ. Данную информацию могут запросить при поступлении в учебное заведение или при устройстве на работу. Как долго хранится информация в базах?
1. Один год.
2. Пять лет.
3. Без ограничения срока давности.


11. В каких случаях можно освободиться от уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, перевозки, изготовления, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества?
1. Нельзя освободиться от уголовной ответственности.
2. В случае добровольной сдачи!


12. Что означает термин «Пассивное курение»?
1. «Пассивное» курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков.
2. «Пассивное» курение состоит в том, что курильщики при курении не вдыхают сигаретный дым.


13. Почему курильщику, как правило, трудно выучить стихотворение?
a. Портится зрение.
b. Выпадают волосы.
c. Ухудшается память.
d. Слоятся ногти.


14. Сколько литров табачного дёгтя проходит за 10 лет через дыхательные пути курильщика?
1. 8 литров.
2. 5 литров.
3. 3 литра.
4. 1 литр.


15. Что такое алкоголизм?
1. Распущенность.
2. Пагубная привычка.
3. Болезнь.
4. Грех.


16. Как влияет алкоголь на развитие подростка?
1. Задерживает психическое развитие.
2. Задерживает умственное развитие.
3. Задерживает физическое развитие.
4. Задерживает психическое, умственное и физическое развитие подростка.


17. Продолжите пословицу древнегреческого комедиографа Менандра «Много вина — мало...»
1. Денег.
2. Общения.
3. Счастья.
4. Ума.


18. Какой спирт служит основой водки?
1. Этиловый
2. Метиловый
3. Пищевой
4. Медицинский


18. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача — влечёт административный штраф в размере?
1. от 1 до 2 тысяч рублей или административный арест до 15 суток.
2. от 2 до 3 тысяч рублей или административный арест до 15 суток.
3. от 3 до 4 тысяч рублей или административный арест до 15 суток.
4. от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест до 15 суток.


19. Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества наказывается лишением свободы от?
от 1 года до пожизненного лишения свободы.
от 2 лет до пожизненного лишения свободы.
от 3 лет до пожизненного лишения свободы.
от 4 лет до пожизненного лишения свободы.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ
(для прохождения маршрута квеста)


1. На территории парка размещены пункты с заданиями.
2. Пункты расположены в разных частях парка (см. схему парка).
3. Команда проходит пункты с заданиями по порядку, указанному в подсказках.
4. Задача команды: найти 5 пунктов с вопросами, ориентируясь на подсказки и карту. Пункты обозначены опознавательными знаками.
5. Найдя пункт с заданием, необходимо взять ОДИН знак и передать ответственному по станции (он будет находиться поблизости от пункта с заданием и подойдет к команде, как только команда найдет задание по подсказкам).
6. На станции необходимо выполнить задание, которое даст ответственный по станции, обязательно зафиксировать в протоколе баллы за выполнение задания, роспись ответственного по станции.
7. При возникновении вопросов всегда можно обратиться в Штаб.

Источник: Кутянова, И. П. Социализация подростков групп риска / И. П. Кутянова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 163 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.