На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Общая технология психологической профилактики суицидального поведения среди подростков в возрасте 12-17 лет
Общая технология психологической профилактики суицидального поведения среди подростков в возрасте 12-17 лет
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

В настоящее время профилактика суицидального поведения является крайне актуальной. Практически в каждом субъекте РФ создаются разными ведомствами рекомендации [5, 9, 20, 21, 22, 28], направленные на предотвращение и снижение интенсивности проявлений СП.
Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних - это система государственных, социально-экономических, педагогических, медицинских, психологических, и иных мероприятий, направленных на предотвращение развития у детей и подростков суицидального поведения (суицидальных попыток и завершенных суицидов).

Основой ранней профилактики СП является: создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; а также своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Отсюда, психолого-педагогическая профилактика должна быть направлена на предупреждение основной причины суицидального поведения - устранение внешних причин, факторов и условий, вызывающих социально-психологическую дезадаптацию личности [25].
Правовой базой в профилактике СП выступают Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.01.2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида», Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р (ред. от 01.12.2018) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства».
Психологическими разработками в области исследования и профилактики суицидального поведения занимались А. М. Амбрумова, Е. В. Змановская, А. Полева, И. А. Погодина и др.
Анализ существующих методических и нормативных документов позволяет выделить следующие актуальные направления психопрофилактической работы с подростками по профилактике суицидального поведения: психологическая превенция и интервенция.
Превентивные меры заключаются в проведении профилактики и своевременном выявлении суицидального риска. Социальная профилактика - сознательно и целенаправленно организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, педагогических, психологических и других проблем и достижению определенного желаемого результата [20].
Суицид, который совершен или может быть совершен учащимся образовательного учреждения затрагивает как родственников, так и всех субъектов образовательного процесса. Поэтому деятельность психолога должна быть направлена на взаимодействие со все системой в целом, и заключается она в своевременном выявлении риска суицида, кризисном вмешательстве, проведении программ по предотвращению суицида, внедрении индивидуальных и групповых форм работы с подростками, подключение классного руководителя и родителей подростка к сложившейся ситуации.
Основными целями профилактики СП являются:
- выявление причин и условий, которые способствуют появлению суицидального поведения;
- уменьшение вероятности появления суицидального поведения;
- сохранение и поддержание оптимального образа жизни;
- содействие подростку в достижении поставленной цели, раскрытие внутренних и внешних ресурсов, творческих способностей.
Исходя из целей профилактики СП, профилактическими задачами, решающимися в ходе данной деятельности, являются:
- мониторинг, прогноз и анализ явлений, которые способствуют возникновению суицидального поведения;
- изучение жизнедеятельности подростков, имеющих риск суицидального поведения, выявление факторов, приводящих к личностной деформации;
- устранение или максимальное ограничение негативно влияющих факторов на личность подростка;
- постоянное выявление подростков, склонных к суициду;
- активное профилактическое воздействие на данную категорию подростков;
- формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку среди сверстников и в семье, где с раннего возраста закладываются предпосылки здорового или, наоборот, саморазрушающего, аддиктивного поведения.
Формами профилактической поддержки считаются:
- воздействие на социальную среду, в виде формирования тех или иных установок,
- информирование, в виде проведения бесед, лекций, создания социальных роликов, распространение специальной литературы и т. п.;
- обучение важным социальным навыкам, таким как устойчивость к негативному влиянию, повышение самооценки, формирование жизненных навыков;
- активизация личностных ресурсов, занятия спортом, искусством, участие в группах общения;
- организация здорового образа жизни, нахождении гармонии с собой и с окружающим миром.
В ряде случаев выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику [22], направленные на профилактику этапности развития суицидального поведения.
В зависимости от участников, можно выделить основные направления психопрофилактической работы с родителями, с учителем и классом школы. Рассмотрим данные ключевые направления.

 

Психопрофилактическая работа с родителями подростка с риском СП


Как было отмечено в разделе оказания индивидуальной психологической помощи подростку с риском суицидального поведения, психолог при выявлении риска обязан предупредить родителей о возникших признаках суицидальной опасности, информировать родителей о возрастных, индивидуальных особенностях подростка, о его способе реагирования на кризисную ситуацию.
При этом важны следующие аспекты психопрофилактической работы:
Во-первых, формирование общего представления о проблеме подросткового суицида.
Во-вторых, информирование о признаках суицидальной опасности и способах психологической профилактики суицидального поведения среди подростков (индивидуальная консультативная помощь, экстренная помощь по телефону доверия, работа со специализированными сайтами).
В-третьих, крайне важно информировать родителей о необходимости налаживания конструктивных межличностных отношений и урегулирования конфликтов в семье. Родителям очень важно проявлять любовь и заинтересованность в подростке, но избегая гиперопеки. Родители должны чаще разговаривать о переживаниях подростка, не осуждая его переживания. Родители, как никто иной, могут поддерживать подростка. 
Даже единичная беседа родителей (законных представителей) с психологом или классным руководителем подростка способна изменить качество межличностных отношений и снизить переживания социально-психологической дезадаптации, а также - заметно снизить риск возникновения суицидального поведения.
В настоящее время в научной литературе разработано достаточное количество методических рекомендаций, памяток для родителей по предупреждению появления суицидального поведения среди подростков [25]. В приложении 3 представлена типовая памятка для родителей подростка.
Психопрофилактическая работа в школе
Помимо семьи важнейшей сферой профилактической работы по предотвращению суицидального поведения, безусловно должна быть школа.


Психолого-педагогические условия, обеспечивающие профилактику суицидального поведения, включают в себя [25]:
1) выделение ключевых параметров образовательной среды ребенка;
2) организацию психолого-педагогического сопровождения суицидентов;
3) обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения учащихся;
4) уровневую профилактику суицидов в образовательных организациях на основе внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков адаптивного поведения;
5) совместную деятельность образовательных организаций и отдельных социальных институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи.


А. Н. Волкова предлагает модель психолого-педагогического профилактики суицидального поведения подростков, и выделяет основные условия успешной ее реализации:
1. Микросоциальные условия. Учет динамики умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выборе режимов обучения, составлении недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегающих педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных работ и экзаменов.
2. Понимание руководителями школы и педагогическим коллективом значимости решения вопросов формирования, укрепления и сохранения здоровья учащихся в процессе получения ими образования, присутствие фактора социального одобрения деятельности, отнесенной к здоровому образу жизни.
3. Формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку среди сверстников и в семье, где с раннего возраста закладываются предпосылки здорового или, наоборот, са- моразрушающего, аддиктивного поведения.
4. Конструктивная политика школы в отношении здоровья и личностного развития детей - реальные ценности, нормы и правила, позволяющие предъявлять адекватные требования к возможностям учеников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, активно участвовать в жизнедеятельности школы, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия [9].
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, является многоуровневым. В традиционной схеме профилактики основным критерием выделения уровня выступает степень суицидального риска, в модели психолого-педагогического сопровождения профилактики предлагается новый подход - по уровням социальной структуры образовательной организации, начиная от подростка, далее - группы его ближайшего школьного окружения, затем - школы. Принципиальным отличием такого подхода являются целевые группы каждого уровня, характеризующиеся и как объект, и как субъект превенции. Психологическая помощь как один из уровней системы социальных воздействий на личность подростка с проявлениями суицидального поведения имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, что находит отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.


Направления работы классного руководителя по профилактике суицидального поведения подростков в классе:

1. Обеспечение социально-правовой защиты всех субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей).
2. Обучение подростков социально важным навыкам: навыки принятия решения, умение противостоять негативным влияниям со стороны (умение сказать «нет»), навыки саморегуляции, формирование коммуникативной компетентности.
3. Формирование у подростков культуры здорового и безопасного образа жизни (профилактика девиантного поведения).
4. Формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции у подростков через вовлечение подростков в социально-значимые виды деятельности: организация школьного самоуправления, формирование установок на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности (благотворительная деятельность, культура, спорт, искусство, наука и др.).
5. Работа с родителями, семьей: формирование у родителей и детей навыков совместной деятельности и общения, информирование родителей об особенностях суицидального поведения у подростков, о поведенческих признаках, которые могут свидетельствовать о скрытых проблемах ребенка; ознакомление родителей с теми формами семейных отношений, которые приводят к негативным последствиям.
6. Выявление подростков «группы риска» с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и работа по их реабилитации совместно с социальным педагогом и психологом;
7. Взаимодействие с учащимися в сети Интернет посредством социальных сетей (ВКонтакте, Мой круг, Одноклассники). Анализируя интерфейс страницы учащегося, классный руководитель может получить дополнительную информацию о психологической составляющей его личности, интересах, особенностях общения с другими пользователями социальной сети, интересующих темах и т. д. На странице учащийся самопрезентует себя с помощью различных средств: аватар, статус, фотографии, записи на стене, друзья, перечень групп, в которых состоит подросток. Всё это составляет портрет его личности. Поэтому уметь анализировать информацию в социальной сети должен и психолог, социальный педагог, и классный руководитель.
8. Сотрудничество классных руководителей с общественными организациями, занимающиеся вопросами профилактики суицидального поведения подростков.
Следующим направлением психопрофилактической работы с подростками по профилактике суицидального поведения может быть интервенция - индивидуальная и групповая работа с учащимися, которая может включать проведение тренингов в группе и индивидуальные консультации, для того, чтобы помочь подросткам нормализовать их психическое состояние. Консультационная беседа имеет свои этапы: на начальном этапе устанавливается эмоциональный контакт с подростком. В ряде случаев может применяться оценка риска суицидального поведения по предоставленному алгоритму [22]. На втором этапе консультативной работы устанавливается последовательность тех событий, которые привели к состоянию безысходности. На третьем этапе планируется совместная деятельность по преодолению возникшего кризиса и на заключительном этапе формируется дальнейший план действия и активной поддержки подростка. Пример проведения консультативной профилактической беседы представлен в разделе индивидуальной помощи подростку с риском СП.
Таким образом, существующие модели профилактической работы с риском суицидального поведения направлены на охват максимально большего количества участников жизни подростка - потенциального суицидента. Разносторонняя профилактическая работа, безусловно, необходима. Но, зачастую охватить системными мерами все социальное окружение подростка, имеющего суицидальные наклонности, невозможно, и профилактические мероприятия проводятся разово, бессистемно. В подобном случае выбор стратегии времени профилактической работы играет значимую роль. Определение точки включения профилактической работы будет иметь определяющее значение во всей последующей деятельности педагога-психолога.
Источник: Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. - Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.