На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Взаимосвязь личностно-поведенческих особенностей подростков с их стратегией аддиктивного поведения
Взаимосвязь личностно-поведенческих особенностей подростков с их стратегией аддиктивного поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек

В.А.Хриптович, аспирантка кафедры психологии БГПУ им. М.Танка

Взаимосвязь личностно-поведенческих особенностей подростков с их стратегией аддиктивного поведения

Курение подростков – одна из затяжных проблем системы образования, за решение которой не берутся даже опытные педагоги. По существу, белорусская школа смирилась с этой формой аддиктивного поведения подростков, считая, что есть более острые и важные вопросы воспитания современной учащейся молодежи. При этом забывается, что как раз с курения в подростковом возрасте начинаются многие проблемы поведенческого характера.

Мы предполагаем, что приобщение к курению во многом определяется стратегией поведения в конфликте, уровнем самооценки и притязаний, ценностными ориентациями, которые активно формируются в подростковом возрасте. Для доказательства этой взаимосвязи в пяти школах г. Минска (№№ 36, 53, 54, 69, 92) мы провели исследование, целью которого было выявление личностных и поведенческих особенностей подростков с разными стратегиями аддиктивного поведения (курящих и некурящих).
Мы исследовали подростков, используя методики «Тест описания поведения» К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) [1], «Исследование самооценки» по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан) [3], «Ценностные ориентации» М.Рокича [2] в варианте обработки Е.Хмелева [5].
Изучение курящих и некурящих подростков по методике «Тест описания поведения» К.Томаса. По данной методике определяются пять стратегий поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление. При обработке экспериментальных данных 1 этапа мы использовали критерий Фишера. Полученные результаты представлены в таблице 1 (здесь и далее ДК – девочки курящие; ДНК – девочки некурящие; МК – мальчики курящие; МНК – мальчики некурящие; 1 – первый этап эксперимента; 2 – второй этап эксперимента; Э – экспериментальная группа; К – контрольная группа).
Таблица 1
Выявление различий в распределении признака между группами
курящих и некурящих подростков с помощью критерия Фишера
по методике «Тест описания поведения» К.Томаса

Стратегии

Испытуемые

ДК-ДНК

МК-МНК

ДК-МК

ДНК-МНК

Соперничество

3,874

0,378

1,234

2,261

Сотрудничество

2,874

0,501

0,873

0,888

Компромисс

1,139

0,543

0,774

0,178

Избежание

0,501

1,408

1,867

0,960

Приспособление

1,159

0,774

1,667

1,897

Статистический анализ показывает, что имеются значимые различия между группами курящих и некурящих девочек в выборе стратегий «соперничество» и «сотрудничество». Курящие девочки чаще предпочитают такую стратегию поведения в конфликте как «соперничество», некурящие девочки – «сотрудничество».
Значимые различия обнаружены между курящими девочками и мальчиками по стратегии «избежание» и «приспособление». Мальчики чаще используют стратегию «избежание», девочки – «приспособление».
Статистически значимые различия выявлены и между группами некурящих девочек и мальчиков по стратегиям «соперничество» и «приспособление». Мальчики чаще используют стратегию «соперничество», девочки – «приспособление».
После проведения экспериментальной работы по программе «Жизнь без табака» [4] мы повторно исследовали эти же группы подростков и сравнили полученные данные при помощи Т-критерия Вилкоксона. Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка сдвига значений на втором этапе исследования у курящих и некурящих испытуемых экспериментальных и контрольных групп
по методике «Тест описания поведения К.Томаса»
с использованием критерия Вилкоксона

Стратегии

Испытуемые

ДКЭ

ДКК

ДНКЭ

ДНКК

МКЭ

МКК

МНКЭ

МНКК

Соперничество1 Соперничество2

0,005**

0,695

0,160

0,982

0,592

0,026***

0,097

0,858

Сотрудничество1
Сотрудничество2

0,001*

0,793

0,357

0,477

0,007**

0,965

0,093

0,561

Компромисс1
Компромисс2

0,097

0,000*

0,000*

0,333

0,138

0,976

0,111

0,766

Избежание1
Избежание2

0,183

0,245

0,519

0,557

0,003**

0,021***

0,635

0,151

Приспособление1 Приспособление2

0,873

0,009**

0,026***

0,545

0,571

0,795

0,306

0,343

* - р ≤ 0,001 ** - р ≤ 0,01 *** - р ≤ 0,05

Статистический анализ показывает, что значимые различия обнаружены в экспериментальной группе курящих девочек по стратегиям «соперничество» и «сотрудничество». Девочки стали реже выбирать стратегию «соперничество» и чаще – «сотрудничество».
В контрольной группе курящих девочек значимые различия выявлены по стратегиям «компромисс» и «приспособление». Курящие девочки контрольной группы стали чаще выбирать стратегию «компромисс» и реже – «приспособление».
В экспериментальной группе некурящих девочек значимые различия обнаружены по стратегиям «компромисс» и «приспособление». Девочки стали чаще выбирать стратегию «компромисс» и реже – «приспособление».
В экспериментальной группе курящих мальчиков значимые различия обнаружены по стратегиям «сотрудничество» и «избежание». Эти подростки стали чаще выбирать стратегию «сотрудничество» и реже – «избежание».
В контрольной группе курящих мальчиков значимые различия выявленыены по стратегиям «соперничество» и «избежание». Курящие мальчики стали реже выбирать стратегию «соперничество» и чаще – «избежание».
В группах некурящих мальчиков значимых различий не обнаружено.

Изучение курящих и некурящих подростков по методике «Исследование уровня самооценки».
При помощи коэффициента корреляции Пирсона нами выявлена корреляция между уровнями самооценки и притязаний как на первом, так и на втором этапах эксперимента. Это говорит о том, что чем выше уровень самооценки, тем выше уровень притязаний. Особенно ярко это проявилось в экспериментальной и контрольной группах некурящих девочек.
Затем мы сравнили средние значения уровня самооценки на первом и втором этапах при помощи t-критерия Стьюдента и получили результаты, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Сравнение средних значений уровня самооценки и уровня притязаний на первом и втором этапах между группами курящих и некурящих подростков экспериментальных и контрольных групп по критерию Стьюдента

Испытуемые

УС1-УС2

УП1-УП2

ДКЭ

0,034***

0,400

ДКК

0,048***

0,125

ДНКЭ

0,001*

0,002**

ДНКК

0,056

0,002**

МКЭ

0,034***

0,329

МКК

0,397

0,254

МНКЭ

0,106

0,055

МНКК

0,398

0,191

* - р ≤ 0,001 ** - р ≤ 0,01 *** - р ≤ 0,05

Обнаружены значимые различия между уровнем самооценки на первом и втором этапах у курящих девочек, некурящих девочек из экспериментальной группы и курящих мальчиков из экспериментальной группы. В этих группах значительно увеличился уровень самооценкии. Уровень притязаний значительно вырос в группах некурящих девочек Необходимо отметить, что в экспериментальной группе некурящих девочек произошли значимые изменения как в уровне самооценки, так и в уровне притязаний (они повысились). Следовательно, программа “Жизнь без табака” оказывает большее влияние на самооценку некурящих девочек.

При анализе результатов методики “Ценностные ориентации” был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Во всех группах выявлена сильная и очень сильная прямопорциональная линейная корреляция как на первом, так и на втором этапах эксперимента. Это говорит о том, что значимых различий между курящими и некурящими подростками в выборе ценностей не выявлено. На первом этапе очень сильная корреляционная связь отмечается между группами курящих и некурящих мальчиков. На втором этапе усилилось сходство во взглядах на ценностные ориентации между группами курящих девочек и мальчиков.
Для вычисления суммарного наполнения по ценностям, выбираемым на 1-3 места, а также на 17-18 места мы произвели расчеты по методике Хмелева с помощью Excel. Выявлено, что у подростков, независимо от пристрастия к курению, одни и те же ценности выдвигаются на первые и последние места. Однако выявлены и некоторые различия. Познание некурящие подростки поставили на 10, а курящие – на 15 место, то есть для них (курящих) образование не столь важно, как, например, свобода, которую они поставили на 8 место. А вот некурящим подросткам она не так важна – 10 место. Для некурящих подростков более важной является жизненная мудрость (5 место), которая у курящих подростков находится на 8 месте. Абсолютно противоположная картина наблюдается в отношении такой ценности, как общественное признание: у курящих подростков она на 11 месте, у некурящих - на 14 месте. Такие ценности как продуктивная жизнь, уверенность в себе и красота природы и искусства оказались более значимыми для курящих подростков (14, 11 и 10 место) в отличие от некурящих (16, 13 и 12 место).
После проведенной работы у курящих девочек более значимыми стали такие ценности как «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «интересная работа», «познание», «развлечения», «уверенность в себе». Менее значимыми стали «красота природы и искусства», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «продуктивная жизнь», «развитие», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «счастье других».
Для курящих мальчиков более значимыми стали такие ценности как «активная деятельная жизнь», «красота природы и искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «развитие», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество». Менее значимыми стали «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «развлечения», «счастье других», «уверенность в себе».
Для некурящих девочек более значимыми стали ценности «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь», «свобода», «творчество». «уверенность в себе». Менее значимыми стали «жизненная мудрость», «красота природы и искусства», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «познание», «развитие», «счастье других».
Для некурящих мальчиков более значимыми стали ценности «активная деятельная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», «продуктивная жизнь», «развитие», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество», «уверенность в себе». Менее значимыми стали «жизненная мудрость», «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «познание», «развлечения», «счастье других».
В экспериментальных группах после проведенной работы более значимыми стали ценности «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», «красота природы и искусства», «свобода», «творчество», «уверенность в себе». Менее значимыми стали «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «продуктивная жизнь», «счастье других».
В контрольных группах более значимыми стали ценности «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», «продуктивная жизнь», «свобода», «творчество», «уверенность в себе». Менее значимыми стали «жизненная мудрость», «красота природы и искусства», «общественное признание», «познание», «развитие», «развлечения», «счастье других».

Выводы:
1. Курящие девочки в отличие от некурящих склонны придерживаться стратегии «соперничество». Они чаще курящих мальчиков используют стратегию «приспособление». Курящие мальчики предпочитают «избежание». Некурящие мальчики чаще используют стратегию «соперничество», а некурящие девочки – «приспособление».
2. После проведенной работы курящие девочки из экспериментальной группы стали реже выбирать стратегию «соперничество» и чаще – «сотрудничество». Некурящие девочки из экспериментальной группы стали чаще выбирать стратегию «компромисс» и реже – «приспособление». Курящие мальчики из экспериментальной группы стали чаще выбирать стратегию «сотрудничество» и реже – «избежание».
3. Выявлена прямопропорциональная линейная корреляция между уровнем самооценки и уровнем притязаний: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень притязаний и наоборот. Подростки, независимо от пристрастия к курению, обладают высоким уровнем самооценки и притязаний. После проведенной работы у всех подростков уровень самооценки и притязаний повысился. Особенно ярко это проявилось у курящих девочек, некурящих девочек из экспериментальной группы и курящих мальчиков из экспериментальной группы (уровень самооценки повысился), а также у некурящих девочек (уровень притязаний повысился).
4. Выдвижение таких ценностей как «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «материально обеспеченная жизнь» на первые места не зависит от типа поведения исследуемых подростков, также как и выдвижение таких ценностей как «творчество», «развлечения», «счастье других», «красота природы и искусства» на последние места. Полученные результаты могут объясняться тем, что некоторые ценности являются глобальными и значимыми для каждого человека, независимо от того, курит он или нет.
5. Другие же ценности больше связаны с реальной повседневной жизнью подростков, вследствие чего и наблюдаются такие различия в их расстановке, хотя это может объясняться и индивидуальными и мировоззренческими особенностями испытуемых. Для курящих подростков более значимыми являются такие ценности как свобода, общественное признание, продуктивная жизнь, уверенность в себе и красота природы и искусства. Для некурящих – познание, жизненная мудрость.

1. Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога. Х.арьков., 1996. Ч.1 – с.280-282; ч.2. – С.316-319.
2. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2001. – С. 567-578.
3. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. – С. 110-118.
4. Сизанов А.Н., Поплавский Н.Н., Хриптович В.А. Жизнь без табака: Пособие для педагогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2004. – 528 с.
5. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников, 2001, № 8. – С. 10 – 13.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.