На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Профилактика пьянства среди подрастающего поколения
Профилактика пьянства среди подрастающего поколения
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек

Для антиалкогольной пропаганды среди молодёжи требуются, прежде всего, медицинские и психологические знания. Именно медицина за тысячелетия своей истории накопила множество знаний, касающихся борьбы против пьянства и алкоголизма. Вместе с тем для проведения антиалкогольной пропаганды в учебных заведениях одних только врачей явно не достаточно. Часть этой работы может выполняться в содружестве с педагогами и кураторами, которые хорошо знают своих студентов. Это во многом обеспечивает успех антиалкогольной пропаганды в студенческих аудиториях. О нескольких принципах пропаганды трезвого образа жизни в этой среде и пойдёт речь.

Принцип компетентности

Занимающимся антиалкогольной работой необходимо располагать знаниями о том, как развивается алкоголизм. Важными представляются знания об уровне информированности студентов об этих проблемах. По нашим данным, уровень знаний у юношей и девушек по вопросам пьянства и алкоголизма соответствует среднему для населения уровню. Их информированность от курса к курсу изменяется незначительно. В среде выпивающих молодых людей широко распространены неверные знания и заблуждения о безвредном и даже положительном действии спиртных напитков на организм человека. Общим для всех студентов является распознавание алкоголизма только на самом тяжёлом, завершающем этапе и игнорирование более ранних признаков этого заболевания. Для успешного проведения антиалкогольной работы педагоги должны быть более информированы по этим вопросам.

Принцип высокой цели

Соблюдение трезвости важно рассматривать как образ жизни, позволяющий более полно реализовать возможности человека, коллектива и общества в целом, а не только как заботу о здоровье. Трезвый образ жизни характерен для этапов истории общества, когда необходимо мобилизовать всю энергию, весь человеческий потенциал. Здоровый, трезвый образ жизни доступен, прежде всего, для молодёжи ‒ проводника новшеств в обществе.

Принцип актуальности сообщаемых сведений и эмоциональной вовлечённости слушателей

В отличие от взрослых юноши и девушки не склонны подолгу слушать лекцию, по крупицам выбирая интересные данные, поэтому необходимо избегать неинтересных для большинства присутствующих сведений. Важным представляется как эмоциональный стиль изложения материала, так и иллюстративность сообщаемой информации: демонстрация фильмов видеороликов, фотографий на антиалкогольную тематику.

Принцип достоверности сообщаемых данных

Подростковая аудитория характеризуется достаточно высокой информированностью, критичностью. Поэтому важно стремиться давать только научно обоснованную, выверенную информацию и избегать пусть ярких, впечатляющих, но не проверенных сведений.

Принцип реалистичности.

Важно представлять реальную ситуацию употребления спиртных напитков студентами, не отрываться от действительности. Для этого можно проводить анонимное анкетирование, собирать информацию с помощью интервью и других методов. В одних коллективах преобладает характерный для юношей протест против спиртного, в других ‒ положительное к нему отношение. И методы антиалкогольной пропаганды должны отличаться в этих коллективах. Если в одной аудитории нужно поддержать и упрочить юношеский протест, то в другой – развенчать миф о престижности употребления алкоголя.

Принцип активного участия слушателей в лекции

Антиалкогольная лекция для юношества, на наш взгляд, не должна продолжаться более 30 минут. После этого монологический стиль изложения материала лучше сменить на вариант, когда педагог вступает в полемику со сторонниками употребления алкоголя и, используя свой авторитет и знания, разоблачает их заблуждения о безвредности или даже полезности спиртного, показывает низкую компетентность этих молодых людей. Когда же в коллективе есть юноши с активно отрицательным отношением к спиртному, можно использовать вариант «круглого стола», предполагающий активную дискуссию молодых людей и последующее резюме педагога.

Принцип персонального обращения к каждому слушателю

Антиалкогольная тематика для студентов становится привлекательной, когда сообщаются сведения о проблемах, близких именно им. Преподаватель, хорошо зная своих студентов, может строить лекцию на конкретных фактах из жизни группы, тогда каждый студент воспринимает себя активным действующим лицом. Или же может использовать приём, когда приводится вроде бы отвлечённый пример поведения, но касающийся присутствующих, т.е. молодые люди и девушки узнают себя в героях истории.

Принцип комплексности

Антиалкогольными лекциями можно дополнять другие формы борьбы за трезвость. Эффективность лекции выше, когда она становится кульминацией или завершением очередного этапа антиалкогольной работы в вузе. Борьба за трезвость молодёжи включает комплекс разъяснительных и запретительных мер. Лекция по медико-психологическим аспектам борьбы за трезвость ‒ один из важных моментов антиалкогольной работы с подростками. Почему же борьба за здоровый, трезвый образ жизни молодёжи рассматривается как важнейшая задача? Бурно растущий, созревающий организм юноши и девушки более чувствителен к воздействию токсических веществ, чем у детей. Нередко «скорая помощь» привозит в больницу молодых людей с тяжёлым отравлением алкоголем. Они бывают в бессознательном состоянии, ничего не воспринимают и не чувствуют.
Начальные проявления алкоголизма сегодня нередки и у молодых людей. Чаще всего они возникают через один-два года после начала употребления спиртных напитков, когда подростки проводят время в компаниях подвыпивших друзей и алкогольное опьянение становится наиболее желанным состоянием. Влечение к спиртному появляется не только в вечерние часы, но и в течение всего дня. Интересы, обучение, семья, прежние увлечения теряют свою значимость. Нарушаются отношения с прежними друзьями и товарищами. Большая часть времени уходит на добычу алкоголя. Свободного времени становится всё больше в связи с потерей интереса к прежним занятиям, круг интересов сужается. В общении с новыми друзьями разговоры на алкогольную тематику занимают важнейшее место. Достоинства человека оцениваются по его «умению» выпивать, по возможностям найти деньги на спиртное. Проведение воскресных и праздничных дней без алкоголя расценивается как пустая потеря времени. Так постепенно формируется психическая зависимость от алкоголя. Наступает состояние, когда человек теряет свою свободу, становится рабом спиртных напитков. В то же время возрастает частота алкогольных эксцессов, увеличиваются дозы употребляемых спиртных напитков. В ряде случаев отмечается забывание периода опьянения, когда часть событий подросток помнит хорошо, а некоторые более или менее длительные эпизоды выпадают из памяти. Иногда пропадает защитная рвота, и тогда любые принятые дозы алкоголя циркулируют в организме до их полного распада.
Страшно то, что в молодом возрасте начальные признаки алкоголизма проявляются непостоянно. Они то исчезают, то обнаруживаются вновь с большей силой. Именно поэтому молодые люди зачастую не расценивают данные проявления как первые грозные признаки алкоголизма. Только в редких случаях они способны самостоятельно избавиться от алкогольных проблем, вернуться к трезвой жизни. Им нужно помочь понять, что только здоровый, трезвый образ жизни позволяет реализовать возможности организма, весело и полноценно проводить свободное время, развиваться, добиваться поставленных в жизни задач и целей.
Сегодня большинство юношей и девушек знают об отрицательном влиянии спиртных напитков. Многие отказываются от них. Как правило, значительное большинство (9 из 10) выступают против употребления спиртных напитков. Они говорят о неприятном вкусе и запахе алкоголя, плохом самочувствии в день употребления и на следующий день, о непривлекательном виде, глупом поведении выпившего человека.
Типы отношения к употреблению спиртных напитков: отрицательное, безразличное, двойственное и положительное.
Отрицательное отношение к употреблению спиртных напитков встречается у лиц, в представлении которых об алкоголе подчёркивается его токсичное действие, вред для здоровья, семьи, общества в целом. Отрицательное отношение обусловлено мировоззрением, иногда низкой переносимостью спиртного. Такие люди доверяют своим органам чувств и говорят о плохом вкусе и запахе алкогольных напитков. Отрицательное отношение формируется начиная с дошкольного возраста. Первые пробы спиртного производят плохое впечатление, и это закрепляет отрицательное отношение. В дальнейшем алкоголь избегается или употребляется в малых дозах, когда невозможно отказаться. Люди с отрицательным отношением стремятся к тому, чтобы совсем прекратить употребление алкоголя в любых формах и количествах. В их семьях спиртное употребляется по особым случаям в малых и умеренных дозах или не употребляется совсем. Близкие друзья также воздерживаются или выпивают редко, относятся к алкоголю отрицательно или безразлично. Отрицательное отношение может быть активным и пассивным. Люди с активным отрицательным отношением часто и охотно высказываются против спиртного, пропагандируют трезвость, стремятся привить свою точку зрения окружающим. Люди с пассивным отрицательным отношением редко высказываются на эту тему. У них разработана индивидуальная стратегия поведения, обеспечивающая отказ от употребления алкогольных напитков.
Безразличное отношение к употреблению спиртных напитков отмечается у лиц, представления которых об алкоголе отмечаются неполнотой и фрагментарностью. Эти вопросы их попросту не интересуют. Безразличное отношение формируется в семье начиная с дошкольного возраста. Первые пробы спиртного не производят никакого впечатления или оставляют неприятные воспоминания. В дальнейшем спиртные напитки не употребляются или допускаются лишь в малых дозах в ситуациях, когда очень трудно отказаться. Спиртное обычно вызывает неприятные ощущения. В семьях таких людей алкогольные напитки не употребляются или в традициях семьи играют незначительную роль. Близкие друзья редко прибегают к спиртному и относятся к нему безразлично или даже отрицательно. Люди с безразличным отношением мало интересуются вопросами борьбы с пьянством, поэтому они часто не замечают алкогольных проблем, даже у людей из своего ближайшего окружения.
Двойственное отношение к употреблению спиртных напитков встречается у людей, представления которых об алкоголе отличаются противоречивостью. Они отмечают токсическое действие спиртного, вред для здоровья семьи, общества в целом и одновременно говорят о его положительном влиянии на настроение, общение, самочувствие.
Они считают, что следует воздерживаться от употребления спиртного, но при этом допускают возможность выпивок, даже частых. Двойственное отношение начинает формироваться с дошкольного возраста. Важным представляется влияние семьи, где также можно обнаружить двойственное отношение к спиртному. Нередко отец и дедушка относятся положительно к спиртным напиткам, а мама и бабушка – отрицательно. Причем все члены семьи авторитетны и не компрометируют себя в глазах ребёнка. Первые пробы спиртных напитков чаще всего производят неприятное впечатление, реже остаются неприятные воспоминания, особенно когда опьянение сопровождалось рвотой или другими проявлениями отравления. В дальнейшем алкоголь может употребляться с нарастающей частотой и увеличением доз. Типичны раскаяние после эксцессов, различные по длительности интервалы воздержания. В других случаях спиртное употребляется редко, но твёрдой установки на трезвость нет. Стиль употребления спиртных напитков такими людьми зависит от условий их жизни, допустимости алкоголя в ближайшем окружении. Они обычно не являются активными инициаторами алкогольных эксцессов, выпивают под влиянием окружающих, но это влияние – толчок к выпивке – в каждом конкретном случае может быть незначительным, малозаметным. Среди их друзей и близких знакомых встречаются люди как с различными типами отношения к спиртному, так и с различными мнениями о частоте употребления спиртных напитков. Люди с двойственным отношением к спиртному с интересом воспринимают сведения о проблемах пьянства. Их высказывания по этому поводу противоречивы и даже могут производить впечатление неоткровенности. Так, они могут поддержать мнение о необходимости усиления запретных мер и разделять заблуждения о положительных свойствах алкоголя. Более того, их алкогольное поведение часто противоречит их же высказываниям. Пьянство таких лиц повышает риск развития алкоголизма.
Положительное отношение к спиртным напиткам встречается у лиц, в представлении которых об алкогольных напитках подчёркивается их положительное воздействие на настроение, общение, самочувствие. В ряде случаев положительно оцениваются любые формы пьянства, иногда вводятся определённые ограничения, как бы устанавливаются правила выпивать только по значительному поводу, в кругу друзей, не напиваться и др. Эти лица всегда нарушают установленные ими правила. Для семей таких людей характерно положительное отношение к спиртному одного из родителей, иногда встречаются тяжелые формы семейного пьянства. Хотя в ряде случаев отношение семьи к алкогольным напиткам может быть безразличным или отрицательным. Близкие друзья таких людей относятся к алкоголю положительно или двойственно и часто выпивают. Такие люди теряют своих старых друзей, заводят новые обширные знакомства, обусловленные совместными выпивками. Для таких лиц характерна поддержка любых высказываний о якобы положительном действии алкоголя. Они разделяют и распространяют заблуждения о необходимости употребления спиртных напитков во время торжеств и праздников, общения в дружеских компаниях и во многих других случаях. Они критически оценивают любые сведения об отрицательных свойствах алкоголя, считают, что отрицательные последствия пьянства их лично не коснутся, активно высказываются против мер, ограничивающих доступность спиртного. Положительное отношение может быть активным и пассивным. Лица с пассивным положительным отношением к спиртному неохотно высказываются по этому поводу, но охотно выпивают. Далеко не всегда удаётся выявить их как инициаторов алкогольных эксцессов. Они умеют скрывать свои выпивки от окружающих. Лица с активным положительным отношением к спиртным напиткам являются активными инициаторами алкогольных эксцессов. Они демонстрируют своё положительное отношение к спиртному, насмехаются над непьющими, стремятся вовлечь их в пьянство. Таким юношам и девушкам обычно не хватает денег, не достаёт компании, выпивать в одиночестве неинтересно, поэтому они часто заняты поисками тех, кто бы с ними выпил. Повод для выпивки у них всегда есть, и, когда рядом нет привычных собутыльников, они мастерски уговаривают окружающих. Жертвами таких «алкогольных лидеров» обычно становятся юноши и девушки с двойственным отношением к спиртному. Является ли употребление алкоголя признаком смелости, независимости, проявлением дружеских отношений или особого хорошего расположения, как утверждают любители выпить? Эти утверждения ‒ ложь! Молодые люди выпивают именно в тех случаях, когда не хватает смелости, алкоголь помогает им выразить протест, свою силу воли и характер. Независимым становится тот человек, который способен сам решать свои проблемы, добиваться поставленных целей. Выпивка – это самый простой путь демонстрации «независимости», того, чего нет на самом деле. Когда юноша предлагает выпить девушке, это проявление плохого к ней отношения. Ведь спиртные напитки особенно калечат именно молодой женский организм, организм будущей матери. Юноши и девушки с положительным и двойственным отношением к алкогольным напиткам выпивают чаще других. Если же сравнить частоту их выпивок и последующих наказаний, то окажется, что наказываются они редко в сравнении со сверстниками, вовлечёнными ими в пьянство, так как в отличие от сверстников эти молодые люди умеют скрывать своё опьянение, знают, как себя вести. Особо ловко и часто за счёт других уходят от ответственности лица с пассивно положительным отношением к спиртным напиткам. Только запреты и наказания не могут привести к полному отказу от спиртных напитков.

Контрольные вопросы и задания
1. Используя источники, предложенные в библиографическом списке, сравните цифры употребления спиртного подростками, девушками, юношами за 2000 и 2010 гг.
2. Является ли патологией употребление спиртного?
3. Какие специалисты и как занимаются профилактикой подросткового алкоголизма?
4. На каких принципах основана профилактика подросткового алкоголизма? Раскройте их.
5. В чем заключается принцип комплексности профилактики подросткового алкоголизма?
6. Каковы типы отношения к употреблению спиртных напитков?

Источник: Профилактика подросткового алкоголизма: принципы, коррекция, динамика: учеб. пособие / З. Н. Зыкова, С. А. Великова, Н. В. Шаманин; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир Изд-во ВлГУ,2013. - 76 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.