На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций
Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций Делибалт В.В., Богданович Н.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Актуальной проблемой в области практической помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в юридически значимых ситуациях, является обобщение тех технологий, которые используются в практике работы отечественных и зарубежных специалистов. Можно выделить следующие технологии:

1. Технологии сбора информации о несовершеннолетнем. Данные технологии представлены различными методами структурированной оценки поведения (ОРВ, SAVRY и др.), которые позволяют провести подробный анализ не только факторов риска (в т.ч. рецедивов) и ресурсов развития, но также составить индивидуальный план работы с несовершеннолетним. Нередко данные технологии используются для составления так называемого ювенального досье или досудебного доклада в рамках уголовного процесса в отношении несовершеннолетних правонарушителей (реже – в гражданском процессе), которое может быть дополнено классическим психологическим заключением и характеристиками несовершеннолетнего другими специалистами (педагогами, социальными педагогами, воспитателями и др.).
2. Технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте.
3. Технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи.
4. Технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают психологическое просвещение, различные тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультированию и психотерапию, а также программы по созданию семейных групп взаимопомощи.
5. Технологии организации социальной среды используются прежде всего на основе просвещения через СМИ, а также включают программы работы с подростковой и молодежной субкультурой, различные социальные проекты и социальная реклама.
6. Технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видео- и телефильмов.
7. Технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков.
8. Технологии формирования социальных альтернатив, базирующиеся на идее о формировании альтернативной просоциальной деятельности.
9. Технологии работы со специалистами (прежде всего педагогами), направленные на создание социально-поддерживающего климата в школах, реабилитационных центрах, колониях, работу с самооценкой и Я-концепцией специалистов, профессиональным выгоранием, а также включающие тренинги личностного контроля и социальных навыков.
10. Восстановительные технологии, в основе которых лежат программы примирения и медиации.
11. Технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само- и взаимопомощи (среди сверстников, родителей, учителей).
12. Технологии индивидуальной и групповой психотерапии, основанные на различных психотерапевтических подходах (психодинамическом, гуманистическом, поведенческом, когнитивном, семейных систем и др.).
13. Постпенитенциарные технологии помощи несовершеннолетним и их родителям (в т.ч. родителям, освобождающимся из мест лишения свободы), направлены на социальную адаптацию и интеграцию.
14. Мультикомпонентные технологии, учитывающие индивидуальные и средовые аспекты работы с клиентами и включающие в себя различные компоненты, состоящие из вышеописанных технологий. Данные технологии являются одними из самых эффективных в процессе работы с несовершеннолетними с проблемным и девиантным поведением.

Данный перечень не является исчерпывающим, но ориентирует практиков в вариативных возможностях организации психосоциальной помощи несовершеннолетним и их семьям в правовом контексте.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.