На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение К вопросу о предпосылках отклоняющегося поведения подростков
К вопросу о предпосылках отклоняющегося поведения подростков
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Ю.Н. Гут
канд. пед. наук, доц.
НИУ БелГУ г. Белгород

Необходимым условием эффективной работы по преодолению подростковых поведенческих нарушений является выявление их причины. Формирование отклоняющегося поведения в юном возрасте - это феномен, в котором и социальные, и психологические, и биологические механизмы включены в качестве звеньев этиопатогенеза клинической картины расстройства. Отсюда, для обоснования мероприятий психологической профилактики зависимого поведения необходимы исследования психологических механизмов, определяющих риск нарушения адаптационных ресурсов.

Представители нейропсихологического подхода (И. Вайнерберг, Э. Голдберг, В.Н. Москвин) доказали, что наряду с неблагоприятной ситуацией развития провоцировать отклоняющееся поведение могут также некоторые врожденные предпосылки. Согласно Э. Гольдбергу, «...отношения между врожденной дисфункцией лобных долей и преступностью является особо интригующим и сложным», а «повреждение лобных долей вызывает ухудшение проницательности, контроля за импульсами и предвидения последствий, что ведет к социально неприемлемому поведению» [1, 199].
По А.Р. Лурия, роль префронтальных отделов мозга выявляется не только в отношении актуально действующих сигналов, но и в формировании социально активного поведения, направленного на будущее [2].
В науке появились достаточно много фактов, которые свидетельствуют о том, что восприятие времени включено в общий контекст психической жизни личности и отражает присущие ей черты (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, Ф. Зимбардо, А.А. Кроник, Н.Н. Толстых). Результаты исследований свидетельствуют о том, что успешность социализации подростка, саморегуляция и самосознание тесно связаны со способностью адекватного отражения различных временных отношений: прошлое, настоящее, будущее.
В последнее время отмечается рост интереса исследователей к феноменологии восприятия времени. Однако многие аспекты данной проблемы еще нуждается в изучении, в том числе и взаимосвязь особенностей восприятия времени с психофизиологической организацией активности человека.
С целью изучения взаимосвязи показателей функциональной асимметрии мозга с особенностями временных перспектив как предпосылок отклоняющегося поведения или личностной зрелости подростков мы провели исследование, в котором приняли участие 60 подростков с отклоняющимся поведением.
На первом этапе мы изучили субъективную оценку психологического времени испытуемых. Самые высокие показатели были выявлены по шкале «настоящее» - 11 б., среднестатистические данные шкалы «прошлое» - 6 б. и «будущее» - 7 б. [2]. Исходя из данных проведенной беседы, полученные результаты объясняются отсутствием четких представлений у подростков о будущем и его неопределенностью.
При анализе особенностей переживания времени, мы выявили, что подростки довольно негативно относятся к своему времяпрепровождению, оценивая время растянутым, пустотным.
Далее мы изучали взаимосвязь показателей функциональной асимметрии мозга и особенности временных перспектив. Используя моторную пробу «перекрест рук» А.Р. Лурии («поза Наполеона» - как наиболее эффективный показатель скрытой рукости [4]). В результате подростки были разделены на группу с правым показателем 25 человек и группу с левым - 35 человек.
По данным методики «Временные ориентации» между подгруппами с разной латеральной организацией были обнаружены значимые различия только по результатам шкал «прошлое». То есть ориентация в прошлое более выражена у подростков с левым показателем пробы «перекрест рук» (6,4), чем в группе подростков с правым показателем (5, 3).
Сравнительный анализ данных методики «Временной семантический дифференциал» выявил значимые различия по шкале «Эмоциональное отношение к времени»: в группе с правым показателем пробы «перекрест рук» - 8,4, с левым показателем -7,0 [3]. Таким образом, в группе с правым показателем пробы «перекрест рук» считают свое времяпрепровождение более приятным и насыщенным, для лиц с доминированием правого полушария (левый показатель пробы «перекрест рук») переживание времени менее приятное и пустотное [2].
Полученные факты говорят о роли право- и левополушарных функций в восприятии и оценке времени (позитивная оценка более характерна для левого полушария, а негативная - для правого).
С помощью корреляционного анализа продолжим изучение взаимосвязи показателей восприятия и оценки времени и склонности к отклоняющемуся поведению подростков.
В ходе анализа мы обнаружили прямую корреляцию между показателями шкалы «Эмоциональное отношение ко времени» методики «Временной семантический дифференциал» и шкалы «Склонность к преодолению норм и правил» (СОП) - (0,27). То есть, чем менее приятно переживают время подростки с поведенческими нарушениями, тем более они предрасположены к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Обратимся к анализу взаимосвязи показателей функциональной асимметрии мозга и особенности временных перспектив у подростков с разными латеральными показателями.
В группе подростков с правосторонней латеральной организацией обнаружена обратная корреляция между показателями шкалы «Континуальность - Дискретность» (Временной семантический дифференциал) (-0,40) и шкалы «Склонности к делинквентному поведению». Таким образом, чем более разнообразно время подростков, тем менее вероятны разногласия с общепринятым образом жизни и правовыми нормами [3].
В группе подростков с левым показателем моторной пробы выявлены статистически значимые взаимосвязи: направленность в прошлое положительно коррелирует со склонностью к аддиктивному поведению (0,54); нацеленность на настоящее связана со склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и волевым контролем эмоциональных реакций (0,51 и 0,42 соответственно) и отрицательно коррелирует со значениями шкалы «Эмоциональное отношение ко времени» (Временной семантический дифференциал) (-0,41). То есть, у подростков с латентной леворукостью ориентация на настоящее время обусловлена слабостью волевого контроля эмоциональных реакций, склонностью к риску, поэтому время характеризуется ими как неприятно-ограниченное. Направленность в будущее отрицательно коррелирует с такими разновидностями отклоняющегося поведения как склонность к социальной желательности (-0,47), склонность к зависимому поведению(-0,54), к самоповреждающему, саморазрушающему (0,44) и делинквентному поведению (-0,55). Следовательно, чем меньше для подростков значимо будущее, тем реже они следуют общепринятым нормам поведения и более подвержены реализации аддиктивного поведения, готовности рисковать собственной жизнью и противостоять общественным и правовым нормам [3].
Таким образом, в результате исследования обнаружены различия в особенностях восприятия, оценки времени и поведенческих нарушений подростков с разной латеральной организацией и характерные личностные особенности у испытуемых с одинаковыми профилями. Было установлено, что подростки с левым показателем моторной пробы более ориентированы в прошлое, а подростки с правосторонними показателями пробы выражают более приятное эмоциональное отношение к досугу и времени в целом. Сочетание общепсихологического и дифференциально-психологического подхода позволило установить связи особенностей функциональной асимметрии, фиксируемые в показателях моторных проб с личностными характеристиками, реализуемые в организации временного и жизненного пространства человека.
Полученные данные могут быть направлены на решение вопроса концептуально-методического обеспечения формирования временной компетентности как условия повышения адаптационного потенциала лиц, склонных к зависимому поведению.

Библиографический список
1. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / пер. с англ. Д. Булгаков. - М.: Смысл, 2003. - 315 с.
2. Гут, Ю.Н. Личностные и нейропсихологические предпосылки девиантного поведения у подростков: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук (19.00.01) [Электронный ресурс] / Ю.Н. Гут. - М. - 2014. - 28 с.
3. Гут, Ю.Н. Индивидуально-психологические особенности личности девиантного подростка с разной функциональной асимметрией мозга [Электронный ресурс] / Ю.Н. Гут, М.К. Кабардов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки, 2013. - № 27(170). - Вып. 20. - С. 258-268.
4. Sakano N. Latent left-handedness. Its relation to hemispheric and psychological functions. - Jena: Gustav Fischer Verlag, 1982. - 122 p.
Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с. - ISBN 978-5 7972-2585-0

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.