На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Аддикции и агрессия: причинно-следственные связи
Аддикции и агрессия: причинно-следственные связи
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Е.А. Макарова
д-р психол. наук, проф. ТИ им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ» (РИНХ) г. Таганрог

Существует несколько действующих теорий о природе и особенностях аддикций. Все эти теории упускают из виду то, что зависимости не отличаются от любого другого человеческого поведения. Аддиктивное поведение не происходит случайным образом. Оно является мощным побуждением, вызванным сильными чувствами или эмоциональным расстройством. Аддиктивные действия предпринимаются, даже когда человек полностью осознает их катастрофические последствия и старается противостоять соблазну, но, как правило, самостоятельно справиться с ним не может.

Короче говоря, они идентичны другим хорошо известным психологическим симптомам поведения, называемого «компульсивным». Действительно, хотя аддикции часто более опасны, чем другое компульсивное поведение, они имеют общие характеристики.
Известно, что компульсии можно лечить с помощью хорошей психотерапии, которая исследует эмоциональное происхождение симптомов. (Такое общее психологическое отклонение не следует путать с заболеванием «обсессивно-компульсивное расстройство», которое легко различимо клинически, не имеет психологической основы и хорошо лечится медикаментами).
Если бы такое поведение было направлено на получение и использование наркотических средств, зависимость была бы легко заметна. Действительно, некоторые аддикции называются компульсиями, такие как, например, «компульсивная азартная игра». То, что в исследованиях психологи разделяют компульсивное и аддиктивное поведение, является серьезной ошибкой. Для эффективной борьбы с аддикциями нужно рассмотреть их основную природу, узнать ее психологию и, возможно, воспользоваться уже имеющимися средствами предотвращения компульсивного поведения.
Любому аддиктивному поведению непременно предшествует чувство подавленности, беспомощности или бессилия. Особые ситуации или чувства, которые порождают эту беспомощность, отличаются у разных людей. Аддиктивное поведение подменяет это ощущение беспомощности захватывающими эмоциями, заставляет человека чувствовать себя в действии, которое полностью находится под его контролем. Следовательно, это действие создает чувство уверенности в себе, восстановления контроля над своей жизнью. Отмена беспомощности - это психологическая функция аддикций.
Состояние беспомощности, которое предшествует аддикции, всегда связано с большим гневом - в основном это нормальный ярость, которую испытывает человек, загнанный в ловушку, не в силах найти из нее выход. Именно эта ярость в результате беспомощности является мощным стимулом для аддикций. Это объясняет, почему аддикции настолько непреодолимы. Терапевтическим следствием таких объяснений является то, что люди, страдающие аддикциями, могут узнать, что их неспособность отказаться от компульсивного поведения - это понятный психологический процесс, а не признак их душевной и моральной слабости или когнитивной нелогичности.
Вследствие этого для избавления от аддикций необходимо сосредоточить внимания не на самом привыкании, а на чувствах и событиях, которые предшествовали самой первой мысли о принятии аддиктивного поведения, когда возникло чувство полного отчаяния. Это ключевой момент в зависимости, который возникает незадолго до действия, но часто длится довольно долго. Вот несколько основных особенностей аддикций:
1. Аддикция связана с моральной или духовной проблемой;
2. Аддикция объясняется незнанием, и с ней следует бороться лекциями и просвещением о том, как работает зависимость, и о том, какие меры можно предпринимать для борьбы с ней;
3. Аддикция обусловлена отсутствием мотивации к воздержанию и с ней следует бороться, формируя и усиливая эту мотивацию;
4. Аддикция объясняется ошибочным мышлением, и для борьбы с ней следует использовать различные когнитивные подходы и поведенческую теорию личности [1].
Распространенным среди подростков и молодежи является зависимость от видео- и онлайн-игр. Некоторые подростки настолько увлечены виртуальным миром и тем, что в нем происходит, что совершенно забывают о реальном мире, все их общение сосредоточено на игровом поле, с вир - туальными друзьями, в нереальных условиях.
Иногда дети и подростки забывают поесть, не бывают на свежем воздухе, забывают готовиться к занятиям. Их это не особенно тревожит. Многие родители, желая добра своим детям, уверены в том, что им следует ограничить время пребывания онлайн или разрешают детям играть только в определенные видеоигры, тем самым вызывая ответную негативную реакцию со стороны подростков. Исследователи постоянно изучают негативные и позитивные воздействия видеоигр, добавляя этим путаницу и разлад не только в среде исследователей, но учителей и родителей [4].
Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить. По Л. Берковицу, это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету.
Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния [2].
Дискуссии о том, что насилие в видеоиграх способствует насилию в реальной жизни, являются довольно спорными. Хотя недавние исследования показали, что насильственные и агрессивные игры, жестокость в СМИ, насилие в семье ведут к увеличению агрессии подростков. «Массированное воздействие агрессии, демонстрируемой телевидением» способно сформировать в юных умах твердый взгляд на мир и убеждения о том, как следует поступать по отношению к другим людям [1], хотя другие исследователи показывают, что на самом деле может быть и другая причина такого агрессивного поведения, а именно, разочарование при проигрыше и неудаче, или невозможность посмотреть любимый сериал из-за запрета родителей, отсутствие чувства безопасности и понимания дома, в собственной семье.
Недавние исследования [3, 7], для того чтобы узнать больше о психологическом воздействии видеоигр, уделяли особое внимание пользовательскому опыту, а не содержанию игр. Была опробована мотивационную гипотезу, основанная на теории самоопределения: количество агрессии, связанной с играми, было бы напрямую связано с тем, что игры препятствовали психологической необходимости в компетентности. Другими словами, чем больше подросток не справляется с освоением и ходом игры, тем более агрессивным он себя чувствует. Особенно это касается командных онлайн-игр, где поведение и компетентность каждого геймера существенно влияет на успех команды.
Для исследования были созданы семь различных лабораторных экспериментов, в которых в общей сложности участвовало почти 600 человек в разном возрасте. Для этих экспериментов исследователи манипулировали интерфейсом, элементами управления и степенью сложности в пользовательских видеоиграх. Участники играли в эти игры, некоторые из которых включали насильственные и ненасильственные вариации при различных обстоятельствах. Участники также были протестированы на любые агрессивные чувства или поведение, при этом был использован опросник Басса- Дарки для подростков [6].
Исследователи обнаружили похожие результаты во всех экспериментах. На сюжет или персонажей в играх влияло агрессивное поведение геймеров в том случае, если игроки не могли овладеть элементами игры и уровнем сложности. Чем больше разочарований геймер испытывал во время игры, тем более наглядно он проявлял агрессивные мысли, чувства или поведение. Исследователи также обнаружили, что, играя в игры, повышающие доверие игроков и предполагающие взаимопомощь в команде, геймеры больше наслаждались игрой и демонстрировали более низкий уровень агрессии. Данные модели поведения не зависели от насильственного или ненасильственного содержания игры.
«Когда эксперимент связан с угрозами нашему эго, это может заставить нас быть враждебными и проявлять агрессию по отношению к другим людям. Когда люди чувствуют, что теряют контроль над результатом игры, это приводит к агрессии. Мы видели это в наших экспериментах. Если вы ставите под сомнение чью-то компетенцию, этот человек становится более агрессивным независимо от того, было ли содержание игры жестоким или нет» [8].
В рамках этого исследования были опрошены 300 заядлых геймеров по поводу их чувств в игре, чтобы увидеть, были ли эти результаты эксперимента доказаны в реальных сценариях. Геймеры сообщили, что неспособность овладеть игрой или потеря контроля неизменно вызывала чувство разочарования, которое, в свою очередь, приводило к раздражению, ярости и вербальной агрессии по отношению к другим игрокам.
Согласно этому исследованию, жестокое содержание игр не влияет на то, становится ли геймер агрессивным. Плохо разработанные игры или очень сложные игры могут заставить его проявить агрессивность и даже жестокость, даже если это не предусмотрено условиями игры. Поэтому, как было доказано в ходе эксперимента, некоторые ненасильственные игры могут оказаться более разрушительными для психики геймера в силу их особой сложности или необходимости в особых компетенциях для прохождения игры, чем игры с насильственным контентом, чья репутация и привела к необходимости данного исследования.
Как предполагают результаты этого исследования, фактическая причина и следствия видеоигр по формированию аддикции и агрессивного поведения сложнее, чем просто уязвимость подростковой психики к насильственному контенту и жестоким образам и персонажам. Вместо того чтобы связывать проблемы агрессивного поведения подростков с жестоким игровым контентом и основывать любое ограничение доступа к играм на таком контенте, было бы намного полезнее со стороны родителей обеспечить, чтобы их дети играли умеренно и изучали надлежащие механизмы преодоления чувства неадекватности или разочарования в случае неудачи или проигрыша в игре. Это исследование показало результаты не только в изучении взаимосвязи зависимости от онлайн-игр и агрессивностью, но как побочные данные были выявлены связи между самоконтролем и нарциссическими чертами личности, которые известны как психологические характеристики, связанные с популяциями «групп риска» для онлайн-игр.
Кроме того, были рассмотрены проблемы агрессии, самоконтроля, межличностных отношений и поведенческих отклонений подростков в онлайн- играх, которые могут быть спроецированы из виртуальной реальности в реальную жизнь. Были также сделаны предположения, что некоторые психологические характеристики, такие как агрессия, самоконтроль и нарциссические черты личности, могут способствовать пристрастию подростков к онлайн-играм. Такие результаты помогут углубить понимание популяции «риска» для онлайн-игр и предоставить основную информацию для разработки профилактических программ для детей и подростков, увлекающихся онлайн-играми.

Библиографический список

1. Бандура А. Теория социального научения. Евразия, 2000. - 320 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
3. Клочкова А.В Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект) "Культура: управление, экономика, право". - 2006. - № 4.
4. Пилюгин А.Е. Зависимость от видеоигр как следствие переживаемого подростком дефицита субъектности // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 5. - С. 116-118.
5. Шаров К. С. Онлайн-видеоигры как фактор социальных девиаций // Ценности и смыслы. - 2015. - № 3 (37). - С. 52-64.
6. Aggression in adolescents: Use of the Buss-Durkee Inventory. South Med J. 1975; 68(4):431-6.
7. Hollingdale Jack, Tobias Greitemeyer. The Effect of Online Violent Video Games on Levels of Aggression. PLOS ONE, 2014, Volume 9, Issue 11. - Pp. 1-5.
8. DeWall, C.N., Anderson, C.A.: The General Aggression Model. In: Shaver, P., Mikulincer, M. (eds.) Human Aggression and Violence: Causes, Manifestations, and Consequences. - Рр. 1533. APA, Washington, DC (2011).

Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.