На главную Профилактическая работа психолога в школе Компьютерная зависимость Психологические особенности киберкоммуникативной аддикции
Психологические особенности киберкоммуникативной аддикции
Профилактическая работа психолога в школе - Компьютерная зависимость

О.А. Липовая
канд. филол. наук, доц.
ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог
Н.В. Корниенко
студентка
ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

Стремительное развитие современных информационных коммуникационных технологий привело к тому, что мы уже не представляем жизни без них. Роль Интернета, бесспорно, велика. Всемирная сеть открывает перед человеком множество перспектив для развития в различных сферах: работа, учеба, поиск нужной информации, общение, досуг. Интернет на настоящий момент, является одной из самых лучших платформ для развития человека в современном обществе. Однако, как показали исследования последних лет, наряду с положительными аспектами влияния Всемирной сети на человека, существует и отрицательное, которое приводит к Интернет-зависимости. Феномен этого явления в исследованиях специалистов по симптоматике протекания приравнивается к алкогольной и наркотической зависимости.
Термин «Internet-addiction» (в нашем словоупотреблении известен как "интернет-аддикция" или "интернет-зависимость") появился в 1995 году. Его предложил американский психиатр Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете [9]. На настоящий момент известно несколько разновидностей данного явления:
1) компьютерная зависимость;
2) зависимость от навигации в Интернетпространстве;
3) киберкоммуникативная зависимость;
4) киберсексуальная зависимость;
5) патологическая привязанность к электронным покупкам и азартным играм [1].

На наш взгляд, наибольший интерес вызывает киберкоммуникативная аддикция. Рассмотрим её психологические особенности. Интернет удовлетворяет потребность поддерживать общение с людьми независимо от места дислокации, в любое время. Ещё несколько лет назад можно было сказать, что Всемирная сеть даёт возможность такого общения, а на настоящий момент можно утверждать, что удовлетворяет потребность в общении и часто приводит к зависимости. Аддиктивное поведение в данном случае - результат неблагоприятного социального взаимодействия, нарушения социализации. Виртуальное общение даёт возможность пользователям сети Интернет самореализоваться, не прилагая практически никаких усилий, показать себя такими, какими бы хотели быть, а не теми, кем являются на самом деле. Интернет позволяет реализовывать «Я-желательное». Следовательно, основным фактором формирования киберкоммуникативной аддикции является незрелость личности. Подвержены киберкоммуникативной зависимости в большей степени дети и подростки. В этом возрасте замещение реального общения виртуальным несёт в себе серьёзные последствия в виде личностных нарушений. Под влиянием социальных сетей у подростка происходят изменения в мотивационной, когнитивной и эмоциональной среде, также, ослабевает способность адаптации. К «бегству от реальности» ребёнка может подтолкнуть ряд факторов: неудачи в школе, конфликты в семье, с учителями или сверстниками, ощущение одиночества и многое другое. Под воздействием киберкоммуникативной зависимости у подростков начинает наблюдаться неорганизованность, склонность к чувству вины, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, неуверенность в себе, склонность к возвышению собственной персоны без видимых на то причин.
Компьютерная зависимость представляется не менее губительной. Каждый из нас уже не представляет своей жизни без электронного «друга», который как помогает, так и вредит человеку. Самыми уязвимыми, как и в случае с киберкоммуникативной зависимостью, являются дети и подростки. Компьютеры для них выступают в роли «воспитателя», при этом сильно воздействуя на ещё не окрепшую психику ребёнка. Компьютер и его игровые программы становятся очень важным аспектом воспитания личности, что зачастую недооценивается. Интернет - источник разнообразной информации, которая не всегда фильтруется перед тем, как поступить в обиход. Чем и пользуются подростки. Интернет полезен лишь для тех, кто умеет использовать его по назначению, мотивированно. Дети и подростки не всегда способны контролировать своё времяпрепровождение во всемирной Сети. Многие родители допускают долгое пребывание своего ребенка на просторах Интернета, не контролируя сайты, которые он посещает. А обращают внимание лишь тогда, когда это становится проблемой.
Еще одной разновидностью аддикции подростков является зависимость от игр в Интернет-пространстве. Они дают возможность ребёнку выплеснуть эмоции, которые не находят выхода в реальной среде. Однако, мало кто из игроков смотрит в корень проблемы и понимает, что эти самые эмоции формируются и приобретаются в процессе прохождения самой игры. Большое количество подростков предпочитают игры, сюжет которых основан на насилии. Различные шумы, изощренная графика создают мощный зрительный, слуховой эффект, воздействуя на чуткое сознание детей. Это может стать причиной частых проявлений агрессии у ребёнка. Присутствует, также, вероятность того, что персонаж любимой игры станет для подростка кумиром, на которого он будет стремиться быть похожим даже во всем, даже в мелочах.
В современной жизни существует масса путей развития, свобода выбора среды общения, образа жизни, многообразие возможностей самореализации. Это предъявляет высокие требования к уровню саморегуляции в каждом из нас. В любом изобилии необходимо уметь выделять для себя «первичное» и «вторичное», грамотно расставлять приоритеты. Зависимость же поглощает человека и лишает его свободы выбора.
По мнению исследователя О.А. Липовой, основополагающим для личностного развития является развитие критического мышления [3], [6], [7]. Этому следует уделять особое внимание, так как саморегуляция и самоконтроль невозможны без развитой способности анализировать ситуацию, осуществлять выбор и нести за него ответственность. Как отмечает исследователь О.А. Липовая, развитое критическое мышление не даст попасться в интернет-ловушку и позволит человеку самостоятельно расставить приоритеты [4], [5], [6], [7], [8].

Библиографический список
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск- Терра, 2000. - 431 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 288 с.
3. Липовая О.А. Психологические особенности вербального буллинга // Вербальный буллинг в соцсетях и иноязычном медиадискурсе: мат. Международ. заоч. науч. конф. / отв. ред.
О.В. Кравец [Электронный ресурс]. - Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. - 2018. - С. 197-199.
4. Липовая О.А., Корниенко А.А. Аддиктивные особенности экстремизма и терроризма // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: сб. мат. I-ой Региональной научно-практич. конф. Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2018. - С. 25-28.
5. Липовая О.А., Попеня Е.А. Аддиктивные особенности компьютерных игр // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: сб. мат. I-ой Региональной научно- практич. конф. Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2018. - С. 112-116.
6. Липовая О.А., Шахова П.В. Психологические особенности компьютерной зависимости у подростков // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: сб. мат. I-ой Региональной научно-практич. конф. Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2018. - С. 133-136.
7. Липовая О.А., Штенская А.Е. Психологическая специфика интернет-зависимости //Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: сб. мат. I-ой
Региональной научно-практич. конф. Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2018. С. 116-118.
8. Липовая О.А., Штенская А.Е. Психологические особенности проявления агрессии у подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2018. - № 2. - С. 55-58.
9. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.
Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.