Интернет-зависимость: помощь и профилактика
Профилактическая работа психолога в школе - Компьютерная зависимость

Одним из следствий распространенности и доступности Интернета в современном мире стали увеличение частоты и продолжительности его использования, особенно среди подростков. Квалификация феномена так называемого чрезмерного использования Интернета неоднозначна: одни исследователи говорят о склонности к интернет-зависимости, тогда как другие обращают внимание на то, что с развитием технологий сами границы нормы и патологии сдвигаются, и то, что выглядит как зависимость, может быть проявлением современного образа жизни.


Для описания нарушений при использовании Интернета предложено несколько близких терминов. Наиболее широкий из них - проблемное использование, к которому относятся любое применение технологии во вред себе или другим. В случае, когда частота и длительность пользования Интернетом такова, что порождает конфликт с другими сферами жизни человека и вызывает переживание потери контроля, говорят о чрезмерном использовании Интернета. Наконец, термин «интернет-зависимость» предложен по аналогии с зависимостью от психоактивных веществ и гэмблинга (игромания, пристрастие к азартным играм) и подразумевает полное соответствие клиническим критериям.


• Интернет-зависимостью обычно называют поведенческую (нехимическую) зависимость, реализуемую посредством современных технологий и Интернета. Ни в американской классификации психических расстройств пятого пересмотра DSM-V, ни в международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра МКБ-и интернет- зависимость не выделяется как самостоятельное заболевание. Однако в МКБ-и включена зависимость от видео-игр и азартных онлайн-игр. Кроме того, интернет-зависимость считается заболеванием в Австралии, Китае, Японии, Индии, Италии, Южной Корее и Тайване.
• Недавние исследования свидетельствуют о том, что интернет-зависимость может служить своеобразным предиктором дальнейшего потребления психоактивных веществ подростками и молодежью (Rucker et al.# 2015). Анализ статей, посвященных взаимосвязи интернет- зависимости с другими расстройствами, показал, что в 75 % исследований выявлена выраженная корреляция с депрессией, в 57 % - с тревогой, в 100 % - с СДВГ, в 60% - с обсессивно-компульсивным расстройством, в 66 % - с чрезмерной агрессивностью (Carli et al., 2013).

 

КРИТЕРИИ ЧРЕЗМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ


• 1. Особенность, «сверхценность», когда нечто становится крайне значимым, определяет мысли и чувства человека, руководит его поведением;
• 2. Изменения настроения: улучшение настроения, когда человек сталкивается с объектом аддикции и его ухудшение, когда объект аддикции недоступен;
• 3. Рост толерантности, как необходимость всё чаще и чаще делать что-либо;
• 4. Симптом отмены, когда объект аддикции недоступен, выражается в негативных эмоциях и физических симптомах, например, бессонницы;
• 5. Конфликт с окружающим миром и с самим собой;
• 6. Рецидив как возвращение к аддиктивному поведению после долгого периода воздержания от него (Griffiths, 2005).

• 1. Симптом отмены -ухудшение эмоционального самочувствия и дискомфорт, когда нет возможности использовать Интернет и улучшение настроения при выходе в Интернет.
• 2. Потеря контроля над временем, проведенным онлайн, то есть невозможность его контролировать.
• 3. Замена реальности Интернетом - Интернет оказывается важнее реальной жизни, и онлайн подменяет офлайн. В реальной жизни, как следствие, могут возникать конфликты с окружающим миром.
• 4. Толерантность - постоянный рост времени, проведенного в сети.
• 5. Склонность к рецидивам - возвращение зависимости после долгих периодов воздержания от Интернета (Young, 1999).

ТИПЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

• 1. Интернет-гемблеры, которые пользуются разнообразными интернет- тотализаторами, аукционами, лотереями и т. д.
• 2. Интернет-геймеры, пользующиеся разнообразными интернетиграми, из которых наибольший аддиктивный потенциал имеют так называемые онлайновые ролевые игры для большого количества игроков (massively multiplayer online role-playing games-MMORPG).
• 3. Интернет-трудоголики, которые реализуют свой работоголизм посредством Сети (поиск баз данных, составление программ и т. д.).
• 4. Интернет-сексоголики, посещающие разнообразные порносайты, занимающиеся виртуальным сексом.
• 5. Интернет-эротоголики - любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством Сети.
• 6. Интернет-покупатели, реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн.
• 7. Коммуникационные интернет-аддикты, которые часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т. д., другими словами, заменяют реальную аддикцию отношений виртуальной.


ПОМОЩЬ ПРИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ


• Терапия интернет-зависимости в целом не отличается от терапии любой другой зависимости, в нее входят: фармакологические препараты и помощь психиатра, психотерапия и помощь психолога в том числе в сопровождении фармакологического лечения, а также группы поддержки зависимых.


ПРОФИЛАКТИКА И ПОДДЕРЖКА


• • Попросите человека в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий - например, от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
• • Должен быть установлен не запрет, а регламент пользования интернетом (количество времени, которые можно проводить онлайн, запрет на использование сети до выполнения домашних заданий или решение важных задач).
• • Предложите заняться чем-то вместе, постарайтесь чем-то увлечь. Попробуйте перенести деятельность в Интернете в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями - при этом общаясь друг с другом «вживую». Важно, чтобы были не связанные с интернетом увлечения, которым можно посвящать свое свободное время.
• • Люди с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без сети: постарайтесь тактично поговорить об ошибочности этого представления.
• • В случае серьезных проблем необходимо обратиться за помощью к специалисту.


ПОМОЩЬ ПРИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ


обучение копинг-стратегиям (стратегиям совладания со стрессом), кроме «ухода» в Интернет;
изучение временных паттернов и их перестройка. В ходе терапии изучается, как человек распределяет свое время, в том числе когда и сколько времени он тратит на посещение сети. После этого его побуждают к постепенному изменению временных паттернов, прежде всего к сокращению времени нахождения в Интернете;
установление внешних стоп-сигналов. Например, зависимому пользователю рекомендуют ставить будильник, чтобы он прозвенел за час до предполагаемого выхода из сети. За этот час он психологически подготовится к выходу и успеет закончить свои дела;
составление расписания: пользователь вместе с терапевтом составляют расписание посещения Интернета таким образом, чтобы человек оказывался в сети на короткое время по несколько раз в день;
написание списка действий, от совершения которых человек отказался ради Интернета, выделение среди них наиболее важных, их обсуждение;
развешивание по дому карточек, на которых записаны недостатки слишком частого использования Интернета;
обсуждение достоинств редкого пользования Интернетом;
индивидуальная и групповая терапия, направленная на работу с низкой самооценкой, отсутствием социальных навыков и другими индивидуальными особенностями, присущими Интернет-зависимым пользователям.

Источник ГАЛЕЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Профилактика деструктивных коммуникации в интернет-среде Минск 2021

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.