На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Профилактика деструктивных коммуникации в интернет-среде
Профилактика деструктивных коммуникации в интернет-среде
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Цифровые технологии существенно трансформировали труд, досуг, отношения и коммуникации человечества.
В начале XXI в. Интернет стал наиболее влиятельной средой для все более сложного воздействия наличность в коммерческих, идеологических, политических, а порой откровенно злонамеренных антигуманных целях.
Наряду с новыми возможностями, феномены киберкоммуникации могут представлять реальную угрозу психологическому и физическому благополучию личности и общества в целом.
Профилактика и предотвращение проявлений деструктивного и аутодеструктивного поведения в веб-пространстве существует в общем контексте деструктивных проявлений в социуме, однако имеет свою специфику.

Актуальность программ профилактики деструктивных коммуникации

Темпы развития цифрового пространства часто превышают способности
Адаптации личности

Развитие цифровых технологий опережает процессы модернизации
Образования

Психологические особенности личности с нарушениями поведения являются
Предпосылками для деструктивной деятельности

Наиболее незащищенными оказываются группы лиц, наиболее подверженные прямому и скрытому влиянию и бесконтрольно использующие персонализированные цифровые технологии

Необходимые разработки

Обучающие программы в области кибербезопасности личности и информационной гигиены

Профилактика деструктивного поведения в интернет

Стратегии развития навыков противостояния деструктивным коммуникациям

Технологии развития навыков осознанной саморегуляции всех членов общества

Технологии формирования смысловой и ценностной культуры личности

Методические цели программ профилактики деструктивных коммуникаций

Повышение цифровой компетентности в области кибербезопасности личности, осведомленности о рисках и угрозах, определяющих и провоцирующих различные виды деструктивного поведения в Интернет; знакомство с видами, механизмами и последствиями деструктивного поведения в Интернет.
Формирование профессиональных и личностных компетенций, необходимых для противодействия и профилактики деструктивного поведения в сети Интернет.
Формирование и расширение репертуара личности в по противодействию различным видам деструктивного поведения в сети и их профилактике, обучение эффективным стратегиям совладания и решения проблем в ситуациях киберагрессии.
Развитие цифровой культуры поведения личности, конвенционализация экологичных коммуникаций (усвоение правил безопасных и ответственных коммуникаций)
Повышение безопасности в веб-среде, повышение общественной безопасности
Повышение адаптивного и просоциального потенциала личности через развитие навыков осознанной саморегуляции: рационального и критического мышления, эмоционально-волевой саморегуляции, смыслоценностной саморегуляции


СТРУКТУРА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ


* Цифровая компетентность: ученика, студента, педагога, специалиста, родителя. Рекомендации обеспечения безопасности детей и подростков в Интернет.
* Изучение теорий онтогенеза нарушений поведения, враждебности и агрессивности, являющихся предпосылками для деструктивной деятельности, для более глубокого и точного понимания деструктивного поведения.
* Интерактивные практические занятия:
- Обучение навыкам профилирования, опознавания и анализа деструктивного контента
- Обучение навыкам эффективного поведения при столкновении с деструктивным цифровым контентом
- Развитие навыков осознанной саморегуляции
- Развитие просоциальной активности, препятствующей деструктивным коммуникациям


ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ


• Перенос акцента с решения проблем на их профилактику
• Понимание психологических проблем как результата дефицита навыков (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) в биопсихосоциальной модели
• Холистичность
• Просоциальность


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ


Онлайн-риски и вызовы веб-среды.
Информационные воздействия (войны, кампании и операции).
Цифровые технологии управления поведением (дофаминергические кратковременные петли обратной связи, создание событий и сообществ, эмоциональный и информационный прессинг, фейк ньюз, троллинг и пр.)
Сетевое растормаживание.

ОНЛАЙН - РИСКИ

• - контентные риски
• - коммуникационные риски
• - потребительские риски
• - технические риски
• - риски интернет-зависимости


• Контентные риски возникают в процессе столкновения с негативным, противозаконным, неэтичным, вредоносным цифровым контентом (текстовым, аудио-, визуальным и т.д.):
• - фейковой информацией
• - насилием, агрессией, жестокостью, ненавистью, нецензурной лексикой
• - порнографией
• - пропагандой деструктивного и аутодеструктивного поведения: (экстремизма, терроризма, деструктивных субкультур, анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.).
Известно, что более половины подростков 12-17 лет сталкиваются с изображением жестокости онлайн, каждый пятый-шестой подросток-с информацией о способах употребления наркотиков и причинения себе вреда, каждый второй - с порнографическими изображениями или видео, а также описанием способов чрезмерного похудения.
- коммуникационные риски - агрессивные коммуникации (начиная от грубых, негативных и жестоких сообщений в сети до крайне травматичного кибербуллинга, и заканчивая распространением интимной, порочащей, оскорбляющей и унижающей личность информации, непристойными предложениями и онлайн-насилием, связанным с сексуальными отношениями и незаконными контактами - онлайн-грумингом и секс-шантажом: угрозой публикации интимных фото жертвы с целью вымогательства дополнительных фотографий, видео или сексуальных действий, доксингом - объявлениями о том, что жертва предлагает сексуальные услуги и др.) возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в сети.


Коммуникационные риски являются наиболее распространенными: с ними сталкивается половина подростков и молодежи (данные популяционного исследования российского Фонда развития Интернета 2018 г.), а родители детей и подростков далеко не всегда представляют масштабы возникающих проблем. Также коммуникационными рисками являются манипулирование сознанием и действиями, незаконные контакты, знакомства в сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни, вовлечение в различные опасные и запрещенные сообщества террористической и экстремистской направленности, а также деструктивные субкультуры, сообщества и т.п. Коммуникационные риски имеют сложную ролевую структуру (жертва, агрессор, наблюдатели или свидетели и др.).
- потребительские риски, как результат злоупотребления в Интернете правами потребителя, включают в себя риск приобретения товара низкого качества, различных подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью мошенничества.
- технические риски определяются возможностями реализации угроз повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или хищения персональной информации посредством вредоносных программ (вирусы, «черви», «трояны», шпионские программы, боты и
ДР-);
-риски интернет-зависимости, связанные с непреодолимой тягой к чрезмерному использованию Интернета. Интернет-зависимость нередко относят к аутодеструктивному поведению, она чаще всего проявляется в форме увлечения играми и онлайн-играми, гемблингом в интернет-казино, навязчивой потребности в общении посредством мессенджеров, социальных сетей и форумов, запойном просмотре видеороликов, фильмов и сериалов, киберпорнозависимости, пристрастию к киберсексу и т.д.. Среди основных симптомов интернет- зависимости: потеря контроля над временем, проводимым в сети; синдром отмены; замена реальности. Если рассматривать общий показатель склонности к интернет-зависимости, то у двух старших подростков из трех и у половины молодых людей можно отметить определенную склонность к чрезмерной увлеченности интернетом. Но только в одном случае из десяти речь может идти о выраженной склонности к интернет-зависимости (Солдатова, Рассказова, 2013).


• биологические (риски угрозы здоровью и жизни личности);
• психологические (риски угрозы психологическому благополучию индивида, социальной группы и общества);
• социальные (риски десоциализации, угрозы социальному благополучию индивида, его социальным отношениям, социальной реализации и адаптации, и последствия, значимые для общества).
• Когнитивные риски (связаны с некритичностью мышления, дефицитом рационального мышления, когнитивными искажениями).
• Эмоциональные риски (связаны с дефицитом навыков эмоциональноволевой саморегуляции индивида, его подверженностью эмоциональному заражению).
• Поведенческие риски (связанные с поведенческими реакциями индивида на раздражители и стрессоры).
• Смыслоценностные риски (связанные с Я-концепцией индивида, его смыслоценностной системой).


ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО И АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


• Деструктивное поведение: формы негативного, неэтичного, жестокого, агрессивного, насильственного онлайн-поведения, наносящего намеренный прямой и психологический ущерб личности, направленного на разрушение межличностных отношений и социальных связей, но и те формы поведения, которые способствуют нецеленаправленному распространению негативного поведения онлайн или провоцируют к соответствующему поведению офлайн.
• Аутодеструктивное поведение направлено на самого себя и угрожает целостности развития личности, ее психологическому и физическому здоровью. Основными формами такого поведения является нанесение себе телесных повреждений (селфхарм), «цифровое самоповреждение» (при котором пользователи анонимно размещают и распространяют в Интернете оскорбительный и причиняющий им вред контент о самих себе), расстройства пищевого поведения и наиболее опасный вид аутодеструктивного поведения - суицид.

МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

* Who says what to whom in which channel with what effect?


• КТО СКАЗАЛ ЧТО КОМУ ПО КАКОМУ КАНАЛУ С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?


Гарольд Лассвелл
Элмер Левис (1896 г)


Обобщенная теоретическая модель AIDA, описывающая структуру информационного воздействия.
Привлечение внимания (англ, attention)
Интерес (англ, interest)
Желание (англ, desire)
Активизация деятельности (англ, activity).
Позже в формулу был внесен еще один элемент - мотив (англ, motive), в связи с чем формула приобрела окончательный вид и стала называться AIMDA, где А- внимание,
I - интерес,
М - мотив,
D -желание,
А- активизация деятельности.
Формула AIMDA, хотя и подвергается критике многих специалистов, имеет большой опыт практического применения. Возможность приобретения человеком какого-либо товара не обязательно является прямым следствием привлечения внимания, между привлечением внимания и поступком существует сложная цепь причинно-следственных связей, определяемых немалым количеством факторов, которые играют очень заметную роль в процессе принятия решения под воздействием воспринимаемой информации.
• формула АССА, которая сводит эффект информационного воздействия к четырем этапам потребительского поведения:
• внимание (англ, attention),
• восприятие аргументов (англ, comprehension),
• убеждение (англ, conviction),
• действие (англ, action).

• Г. Гольдман
• формула DIBABA, которая представляет собой модель этапов процесса принятия решения человеком: i) определение потребностей и желаний потенциальных потребителей; 2) отождествление потребительских нужд с предложением рекламы; 3) направление потребителя на необходимые выводы о действиях, которые ассоциируются с его потребностями; 4) учет предполагаемой реакции потребителя; 5) вызов у потребителя желания действовать; 6) создание благоприятной для действия обстановки.
• Р. Колли
• модель DAGMAR. Данная формула изначально применялась к рекламе продукции с целью повышения продаж, но, как показала практика, может применяться и в других случаях визуального информационного воздействия на человека. Формула образуется из начальных букв английской фразы: Defining advertising goals - measuring advertising results (определение рекламных целей - измерение результатов рекламы). Согласно этой модели, акт покупки проходит четыре фазы: i) узнавание марки товара; 2) ассимиляция - осведомление адресата о качестве товара; 3) убеждение - психологическое предрасположение к покупке; 4) действие - совершение покупки адресатом рекламы.

СЕТЕВОЕ РАССТОРМАЖИВАНИЕ


• Эффект сетевого растормаживания (Джон Супер) - ослабление психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, который заставляет людей вести себя в интернете так, как они обычно не поступают в реальной жизни. При отсутствии обратной связи в реальном времени между отправителем и получателем, которая имеет место быть при личном общении и разговоре по телефону, нас не сильно беспокоит, что мы можем обидеть или оскорбить людей в сети.
• Мы не испытываем дискомфорта просто потому, что не видим замешательства, уныния, гнева и других эмоций на лицах людей, вызванных нашими словами. Отсутствие незамедлительной реакции, как правило, способствует тому, чтобы мы обрушили на собеседника все, что было в наших мыслях, не задумываясь о последствиях.
• Для предотвращения подобной потребуется применение навыков социального осознания (способности осознавать мир чувств других людей). Если у вас нет физической возможности видеть мимику и жесты собеседника, слышать интонацию его голоса, нарисуйте его в вашем воображении и представьте, что он мог бы чувствовать при чтении вашего сообщения.

• Различают два вида растормаживания: положительное и токсическое. Благодаря эффекту положительного растормаживания (benign disinhibition) люди чувствуют себя свободнее, дают волю скрытым эмоциям в интернет- пространстве и даже проявляют неожиданную доброту и великодушие. Благоприятное растормаживание дает людям возможность заняться самоисследованием и самосовершенствованием, находя новые пути существования и способы решения проблем. Если же они тяготеют к темной стороне интернета, посещая соответствующие сайты (например, пропагандирующие насилие), на волю выходят грубость, агрессия, ненависть, и такое растормаживание уже следует называть токсическим (toxic disinhibition). Токсическое растормаживание, как правило, связано с желанием удовлетворить сомнительные потребности, не направленные на личностный рост человека.
• Факторы сетевого растормаживания:
• «Вы меня не знаете» или диссоциативная анонимность
• «Вы меня не видите» или невидимость
• «Увидимся позже» или асинхронность коммуникации
• «Это все лишь в моей голове» или солипсическая интроекция, проекция
• «Это все игра» или диссоциативное воображение
• «Мы равны» или минимизация власти

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И ОПЕРАЦИИ


• Конец двадцатого века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства и в военной области. Речь идет о феномене информационных войн (операций). Впервые на эту тему заговорил Э. Тоффлер в своей теории типологии воин. Войны аграрного периода велись за территории, войны индустриального периода - за средства производства. Войны информационного века будут вестись за средства обработки и порождения информации/знаний.
• Информация всегда была значимой, но с начала информационной эпохи она стала еще более значимой. Согласно американским оценкам, 120 стран в настоящий момент ведут разработки в этой области. Американский военный аналитик Тимоти Томас суммировал набор угроз, вытекающих из данного развития информационных технологий. Анализ угроз очень важен для такой науки, как национальная безопасность, которая часто трактуется как менеджмент угроз. Таким образом существует набор из следующих угроз:
• - информационные технологии представляют опасность для всех стран,
• - отсутствуют легальные механизмы противодействия им, одобренные всем международным сообществом,
• - возникновение новых методов манипуляции восприятием, эмоциями, интересами и выбором,
• - доступность больших массивов информации для всех (включая террористов).
• Джордж Стейн, один из представителей школы Максвелла, трактует информационную войну как действующую в области того, как люди думают и как принимают решения. В качестве одного из возможных инструментов он называет создание и передачу фиктивных сообщений, которые могут быть направлены как на массовую аудиторию, так и на индивидуальное сознание. Это напрямую перекликается с высказыванием Э. Тоффлера о том, что воображение будет столь же важным фактором, как и информация вообще.
• В качестве целей информационной войны Ричард Шафранский называет системы знаний и представлений. Системы представлений при этом рассматриваются как максимально индивидуализированные. "Враг в реальности представляет из себя множество врагов, множество отдельных разумов". На стратегическом уровне удачная информационная кампания должна воздействовать на процесс выбора противника, соответственно, на его поведение. К примеру, воздействие на лидеров противника должно учитывать три ряда вопросов:
• - Каково отношение информационной кампании к более общим целям кампании?
• - Что должны знать или во что должны верить лидеры противника по окончании информационной кампании?
• - Каков наилучший информационный инструментарий для достижения поставленных целей?
• Уже в 1994 г. в инструкции по психологическим операциям ВВС США в числе своих задач указывают "ввод информации для воздействия на мысли, эмоции и мотивы иностранных правительств, организаций, групп и индивидов11. Характерным для школы Максвелла стало представление об информационном пространстве (инфосфере) как о пространстве войн, противоборств и кампаний будущего (и это в определенной степени было экстраполяцией воздушного пространства). Информационное пространство возникло как реальность, и новой задачей стал контроль этого пространства для достижения соответствующего информационного доминирования.

Источник ГАЛЕЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Профилактика деструктивных
коммуникации в интернет-среде
Минск 2021

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.