На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Агрессивное поведение, делинквентное поведение, вандализм и граффити, аутоагрессивное поведение
Агрессивное поведение, делинквентное поведение, вандализм и граффити, аутоагрессивное поведение
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

1. Делинквентное поведение

Правонарушения являются одной из форм антиобщественного поведения. Антиобщественное поведение направлено против интересов общества в целом, отдельных его ячеек, конкретных людей. К антиобщественному поведению относят: правонарушения; поступки, связанные с невыполнением или непризнанием нравственных норм поведения в обществе (неповиновение старшим, лживость, драчливость, вызывающая манера поведения, сквернословие и др.).


Правонарушение - это несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. Оно может заключаться в совершении запрещенного действия или, наоборот, в невыполнении предписанной законом обязанности. По своей тяжести правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки - главным образом малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности. Как правило, это нарушения установленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.
Преступление - опасное для общества действие (бездействие), а потому в качестве меры наказания законодательством предусматривается уголовная ответственность. По закону уголовную ответственность несут граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Однако за особо опасные преступления (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, злостное хулиганство, умышленное повреждение общественного или личного имущества, хищение наркотических средств и пр.) несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет.
Разновидность преступного (криминального) поведения человека представляет собой делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.
К.К. Платонов выделил несколько типов личности преступников, которые характеризуются рядом параметров: соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям; неустойчивостью внутреннего мира, склонностью совершать преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц; высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм; не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм; возможностью только случайного преступления. К группе лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка). Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе и для самого человека) его последствий. Нередко делинквентные действия опосредуются ситуационно-импульсными или аффектогенными мотивами. В основе ситуационно-импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности (С.А. Арсентьев). Реализуются ситуационно-импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.
Различие делинквентного и криминального поведения коренится не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность (деликты могут совершать и взрослые, и даже пожилые люди), а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих. Используя образное выражение Е. Анчел, к делинквентному поведению можно отнести «преступные действия, намерения которых были невинными». Основой делинквентного поведения взрослого и пожилого человека является психический инфантилизм с комплексом характерных признаков: неумением разводить идеальные и реальные цели, не соответствующей возрасту наивностью и прямодушием, детской восторженностью, эгоцентризмом, формально-обязательным выполнением долга и подчиняемостью, нежеланием и неумением прогнозировать возможные будущие нежелательные события (антиципационной несостоятельностью), повышенной обидчивостью, потребностью в утешении и опеке, склонностью к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям.

2. Вандализм и граффити


Говоря о вандализме исследователи данного феномена подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также и том, что индивидуальные, групповые социальные нормы и понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают (Ю.А. Клейберг).
Как констатируют многие исследователи, вандализм преимущественно мужской феномен. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет.
В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма: злобный, тактический, идеологический, как мщение, как способ приобретения, как игра.
Кроме уже рассмотренных мотивов мести и приобретения Д. Кантер называет следующие причины: гнев, скука, познание окружающего мира, эстетическое переживание, экзистенциональное исследование.
Однако существует оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на столах и даже памятниках культуры. Они выполнены всевозможными способами - мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы. В современном мире граффити является одной из распространенных форм вандализма и наносит значительный финансовый и социальный ущерб городской среде во многих странах. Городское пространство, насыщенное граффити, снижает психологическую и функциональную поддержку со стороны окружающей среды. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости.
В то же время граффити выполняют и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности Они являются способом выражения установок, конфликтов и проблем, большей частью подавленных и скрытых.
Настенные рисунки и надписи представляют весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, столах, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов. Кроме того, в личных граффити в большей степени обнаруживается воздействие обстановки.
Рассматривая феномен городских надписей, М. Кокорев выделяет три вида. Первый - содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики. Второе - разрушающие граффити, которые появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип- хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Граффити в стиле «хип-хоп» представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид - динамичные росчерки - автографы, украшенные различными символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами.
В. Седнев собрал и классифицировал надписи и рисунки в общественном транспорте города. Его классификация содержит три вида. К первому относится идентифицирующие надписи - имена, клички, места жительства или учебы, дата или цель поездки, номера телефонов. Второй вид образуют асоциальные надписи - нецензурные слова и символы в чей-либо адрес или без адреса. Третий вид представлен символическими граффити, относящимися к популярным музыкальным группам и исполнителям, а также наименованиям фирм, производящих обувь, одежду, аппаратуру.
К мотивам рисовальщиков можно отнести следующие: утверждение личностной или групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; сексуальные и развлекательные мотивы.
Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростковомолодежной девиантности и делинквентности.

3. Агрессивное поведение


Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или совершает агрессивные действия. В косвенной форме агрессия скрывается под неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией и таким образом оказывает давление на жертву.
Различные авторы по-разному определяют агрессию и агрессивность: как реакцию личности на враждебную окружающую действительность (К. Хорни, Э. Фромм, как врожденную реакцию человека «для защиты занимаемой территории», как реакцию, возникающую в ситуациях фрустрации (К. Мюллер).
Агрессивные проявления могут быть 2-х типов: мотивационная агрессия как самоценность; инструментальная агрессия, т.е. агрессия как средство достижения цели.
Хорошо известна классификация агрессивных реакций А. Басса и А. Дарки, которая помогает правильно понять те или иные поведенческие проявления: физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.
Агрессивные реакции появляются рано. Младенцы проявляют свое недовольство через плач, который, если взрослые на него не реагируют, становится все более интенсивным и раздражительным. Достаточно быстро дети начинают понимать, что их комфорт и существование полностью зависит от других людей. Повторение подобных ситуаций в жизненном опыте ребенка приводит к формированию у него агрессивного поведения. Как правило, это ситуации повседневной жизни, такие, как насильное кормление, жесткая борьба с сосанием соски или пальцев, высаживание на холодный горшок. Вначале это инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения конкретной цели: привлечения к себе внимания, избавления от необходимости выполнять те или иные действия, но постепенно накапливаясь, она может трансформироваться в мотивационную.
Проявлению агрессивности у дошкольников обычно предшествуют переживания обиды, ущемленного самолюбия. Впервые агрессивность возникает именно в психотравмирующей ситуации и направлена против тех, кого ребенок считает причиной конфликта. Наиболее типичными являются такие ситуации, как: конфликты с родителями, ревность к появившемуся в семье младшему ребенку, изолированность в группе сверстников, насмешки и обиды со стороны ровесников.
Во многих жизненных ситуациях реакция злости и агрессии является вполне закономерной. Сами по себе внутренние состояния агрессии и злости мало беспокоят окружающих. Агрессия ребенка или подростка выступает для нас в виде проблем его поведения. При этом необходимо учитывать, что у девочек, сильнее, чем у мальчиков выражена тенденция к скрытой агрессии. В значительной мере это объясняется социальными требованиями и воспитанием, в результате чего женская агрессия очень рано принимает более скрытые формы: сарказм, критичность, общая неудовлетворенность жизнью, поддразнивание окружающих, сплетничанье.
Вопросы, связанные с социализацией агрессии, исследовались неоднократно. В работе К. Левина, Е. Маккоби и Р. Сирса показано, что в процессе социализации агрессии ведущую роль играют два фактора:
- снисходительность определяет поведение родителя до совершения проступка: ожидает ли родитель агрессии со стороны ребенка, в какой мере его поведение предостерегает (удерживает) ребенка от агрессивных проступков;
- строгость наказания родителем агрессивного ребенка характеризует поведение родителя после свершения поступка.
В течение дня с появлением усталости накапливается и агрессия. Нам всем знакомо как освобождаются от нее девочки и мальчики во время школьных перемен: подвижные игры младших школьников в значительной мере позволяют им избавиться от внутреннего дискомфорта, связанного с возрастанием агрессии. У младших подростков уже заметна дифференциация: подобным образом «снимают» агрессию мальчики и отдельные девочки, а в более старшем возрасте и далеко не все мальчики. С точки же зрения эмоционального здоровья человека, скрытая агрессия таит в себе серьезную опасность. Постоянное подавление агрессии, неумение реализовать, «снять» ее адекватно ситуации, не причиняя ущерба ни себе, ни окружающим, приводит зачастую к тяжелейшему проявлению скрытой агрессии - деструктивному поведению, формами которого являются алкоголизм, наркомания и т.д.
Различные виды агрессивных действий могут быть обусловлены различными факторами и входить в структуру разных типов девиантного поведения. Наиболее яркий вид - физическая агрессия в виде нападения на жертву - как правило, отражает криминальное поведение, хотя может встречаться и при делинквентном типе отклоняющегося поведения. Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (в терминологии Э. Фромма - доброкачественной и злокачественной). Различие перечисленных форм заключается в намерениях, предшествующих проявлению агрессивности. При конструктивной агрессии злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он выступает как основание для выбора именно данного способа взаимодействия с людьми.
Конструктивная форма агрессии может быть названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия может быть признаком психопатологического типа девиантного поведения, в частности при олигофрении или иных синдромах, сопровождающихся снижением интеллекта. Суть ee заключается в нарушении способности человека с умственной отсталостью правильно оценивать действия окружающих и собственные реакции, в неумении просчитать и спланировать последствия собственных действий. Вследствие этого, например, дружеское рукопожатие может закончиться переломом костей кисти руки, а душевные объятия - болезненным удушением. Признаки инфантилизма и интеллектуальной недостаточности способны привести к тяжелым последствиям и в рамках игровой агрессии, когда человек как бы «заигрывается» в пылу эмоциональной вовлеченности и не соизмеряет силу и выраженность движений в отношении партнера по игре или совместной деятельности. Агрессивность как удовлетворение потребности в самоутверждении и самоуважении является неотъемлемой составной частью эмоционально неустойчивого и истерического расстройств личности, при которых вспышки гнева, раздражения и физической агрессии часто не имеют преднамеренного злого умысла, а формируются как ответные реакции по механизмам «короткого замыкания» или «смещенного аффекта».
Неконструктивная агрессивность - признак либо криминального, либо психопатологического поведения. В первом случае агрессивность человека опосредуется его осознаваемым деструктивным отношением к реальности и окружающим его людям, оппозиционной стратегией и тактикой взаимодействия с действительностью, которая расценивается враждебной. Во втором - она обусловлена психопатологическими симптомами и синдромами, чаще других затрагивающими сферу восприятия, мышления, сознания и воли.


4. Аутоагрессивное поведение


Аутоагрессивное поведение, в отличие от агрессивного, направлено на причинение вреда самому человеку, а не его окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносное воздействие на близкое окружение). Доминирующий вид аутоагрессии - физическая агрессия, хотя можно условно говорить и об аутоагрессии, например, в виде вербального самоуничижающего и самообвиняющего поведения, проявляющегося в преподнесении себя окружающим в невыгодном свете, самооскорблении и обзывании себя бранными словами, сравнении себя с «низменным, ничтожным, никчемным» существом.
Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоповреждении (парасуицидальном поведении). Их различия заключены в конечной цели (смерти или членовредительстве) и вероятности ее достижения. Под суицидальным поведением понимается намеренное стремление человека к смерти. Оно может быть обусловлено формированием внутриличностного конфликта под воздействием внешних ситуационных факторов или в связи с возникновением психопатологических расстройств, вызывающих стремление к лишению себя жизни без реального воздействия внешних ситуационных факторов. Если при первом варианте побуждение к суициду чаще всего осознанно, осмысленно и произвольно, то при втором возможно нарушение осознания и понимания смысла собственных намерений и действий, а также утрата произвольности. Так, суицидальное поведение может быть обусловлено ощущением воздействия неконтролируемой силы, толкающей человека на то или иное насильственное действие в отношении себя.
Различают (Э. Дюркгейм) три типа суицидального поведения:
1) «аномическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями;
2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей и
3) «эгоистическoe», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых обществом человеку.
Аномическое суицидальное поведение наиболее часто встречается у психически здоровых людей как реакция личности на непреодолимые жизненные трудности и фрустрирующие события. Данный вид поведения следует рассматривать как способ психологического реагирования, избранный человеком в зависимости от ценности и значимости происшедшего события. Возможно адекватное реагирование в условиях тяжелого и сверхзначимого раздражителя - события, преодоление которого затрудненно или невозможно для личности в силу нравственных установок, некоторых физических проявлений, и неадекватное реагирование, при котором выбранная суицидальная реакция явно не соответствует стимулу.
Аномический тип суицидального поведения возможен и в случаях, когда жизнь ставит перед человеком мировоззренческую или нравственную проблему выбора того или иного поступка, которую он не в силах разрешить, выбирая уход из жизни. Человек может быть поставлен в ситуацию выбора между совершением аморального поступка или действия, которое ему претит в силу эстетических приоритетов, и лишением себя жизни. Решение данной проблемы зависит от личностных качеств индивида, ситуации, а также его психического состояния в конкретный период времени.
Альтруистический тип суицидального поведения также базируется на личностной структуре индивида, когда благо людей, общества и государства ставит выше собственного блага и даже жизни. Данный тип встречается у людей, ориентированных на высокие идеи, живущих общественными интересами и рассматривающих собственную жизнь в отрыве от окружающих людей и oбщества. Альтруистические суициды совершаются как психически здоровыми, знающими реальный смысл происходящего, так и психически больными людьми, находящимися, например, в состоянии религиозного исступления уходящими из жизни по бредовым мотивам «всеобщего блага».
Эгоистический тип суицидального поведения возникает как ответ на завышенные требования со стороны окружающих, предъявляемые к поведению индивида. Таким человеком реалистичные нормативы и принуждение к выбору соответствующего типа поведения начинают восприниматься как угроза самостоятельности. Он принимает решение расстаться с жизнью по причине неуместности его существования в условиях давления и контроля со стороны как близких, так и общества в целом. Суицидальное поведение оказывается в данном случае не реакцией на критическое положение, а позицией по отношению к окружающему миру. Нередко оно встречается у лиц с акцентуациями характера, испытывающих одиночество, отчужденность, непонимание.
Возможны индивидуальная, групповая и массовая формы самоубийств. При индивидуальной существенная роль отводится индивидуально-психологическим особенностям человека и параметрам ситуации. В рамках групповых и массовых самоубийств доминирующим становится прессинг окружения и ситуации, в то время как индивидуальные свойства и качества человека отходят на второй план. Целенаправленное или нецеленаправленное давление со стороны окружающих на индивида способствует тому, что он выбирает суицидальное поведение по принципу подражания, соответствия требованиям референтной группы.
Выделяется довольно большое количество способов самоубийств: самоповешение, самоудавление, самоутопление, самоотравление, самосожжение, самоубийство с помощью колющих и режущих предметов, самоубийство с помощью огнестрельного оружия, самоубийство с помощью электрического тока, самоубийство с помощью использования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов, самоубийство при падении с высоты, самоубийство с помощью прекращения приема пищи, самоубийство переохлаждением или перегревом.
Выбор способа самоубийства зависит от социальных, культурноисторических, религиозных, эстетических, ситуационных моментов и индивидуально-психологических особенностей человека. Нередко традиции могли подвигнуть индивида к тем или иным приоритетам при выборе способа ухода из жизни: например, японский самурай мужественно делал себе харакири, влюбленные романтично бросались с моста, офицер стрелял в себя, ревнивец вешался. Культурологический и этнопсихологический аспекты находят отражение в факте неодинаковой распространенности аутоагрессивного суицидального поведения в различных регионах. Считается, что выбор способа суицида обусловливается в большей степени эстетическими представлениями. По мнению Л.З. Трегубова и Ю.Р. Вагина, существует три основных эстетических параметра при выборе способа суицидальных действий: при прочих равных условиях человек стремится выбрать тот способ самоубийства, который наиболее соответствует его понятиям о чести, красоте, приемлемости и допустимости в данной социальной среде; при прочих равных условиях человек стремится выбрать тот способ, который, по его мнению, ведет к наименьшему обезображиванию тела; при прочих равных условиях человек всегда считается с тем, какие эстетические переживания вызовет вид его тела у окружающих.
Наряду с эстетическими критериями при выборе способа аутоагрессии нередко значимым является болезненность или безболезненность предполагаемого действия. Человек с парасуицидальными намерениями может стремиться избежать интенсивного болевого раздражителя, тогда как для индивида с истинным намерением покончить жизнь самоубийством характер может не быть существенным.
Часть лиц с аутоагрессивным поведением (чаще с психическими аномалиями) имеет тенденцию к ощущению боли и сопряженных с ней сильных эмоциональных переживаний, в то время как исход аутоагрессии для них не является значимым. Подобная специфика отмечается при аутоагрессивном поведении в рамках аддиктивного типа девиантного поведения. Парасуицидальные попытки совершаются, как правило, с целью вывода себя из состояния бесчувствия, безрадостности, безэмоциональности путем испытания острых аффективно-шоковых переживаний. Для этого используются какие-либо рискованные и опасные для жизни действия: удушение до степени появления первых признаков измененного состояния сознания; хождение над обрывом или по краю пропасти, балкона, подоконника, перилам моста; игра с заряженным боевыми и холостыми патронами пистолетом на «испытание судьбы»; прижигание или надрезание кожи и иные болевые воздействия; демонстрация окружающим решимости совершить суицидальный поступок с садомазохистскими стремлениями и получением удовлетворения при доведении окружающих до состояния исступления.
Специфичную группу составляют лица, совершающие аутоагрессивные групповые и массовые акты по религиозным соображениям. Их мотив растворяется в общегрупповом мотиве - принести себя в жертву, совершить самоубийство ради какой-то общей цели и высокой идеи. Подобное поведение наблюдается, как правило, при аддиктивном поведении в виде религиозного фанатизма и совершается под влиянием повышенной внушаемости людей, включенных в эмоционально значимые групповые и коллективные взаимодействия.
К числу наиболее частых причин суицидов относят (А.Е. Личко): потеря любимого человека; состояние переутомления; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, психотропных средств и наркотиков; отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Выделяют экстраперсональные и интроперсональные факторы повышенного суицидального риска. Наиболее важные экстраперсо- налъные факторы: психозы и пограничные психические расстройства; суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицидальный период (до 3 месяцев); подростковый возраст; экстремальные, особенно маргинальные условия (служба в армии, длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и др.); утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников; конфликтная психотравмирующая ситуация; пьянство, употребление наркотиков и токсических средств.
Интроперсональные факторы: особенности характера; сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам; неполноценность коммуникативных контактных систем; неадекватная личностным возможностям самооценка; отсутствие или утрата целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.
Антисуицидальные факторы: выраженная эмоциональная привязанность к близким; родственные обязанности; чувство гражданского долга, понятие о чести, дружеские привязанности; зависимость от общественного мнения, представление о трусости, позорности суицида; наличие планов, определяющих цель в жизни.
Источник: Девиантное поведение и его профилактика Курс лекций Составитель: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова, кандидат педагогических наук Н.И. Бумаженко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.