Причины возникновения и симптомы зависимости
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Появление зависимости психологи связывают с несоответствием между требованиями к индивиду успевать и лидировать во всех отраслях и его неспособностью влиться в этот бешеный ритм современной жизни. Человек, который не умеет снимать напряжение волевыми усилиями, аутогенной тренировкой, йогой, прибегает к более понятным и легким способам. Некоторые начинают пить, другие - садятся за компьютер, чтобы подстрелить зомби, женщины чаще заедают свои проблемы или тратят деньги.

 

Закономерности развития зависимости однотипны в самых разных случаях: скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством, внешняя социабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими эмоциональными контактами. И хотя на первый взгляд между алкоголиком и азартным игроком очень мало общего, существуют сходные особенности личности, влияющие на проявление аддиктивного поведения:
• стремление говорить неправду;
• стремление обвинять других, зная, что они не виновны;
• фиксация на себе и своих желаниях;
• неумение планировать будущее и грамотно распределять время;
• стремление уходить от ответственности и принятия решений;
• стереотипность, повторяемость поведения;
• высокая внушаемость - сиюминутный отзыв на приглашение, рекламу, подражание большинству;
• отрицание своих чувств - из-за прежних психологических травм гонят от себя эмоции, не анализируют их, не прорабатывают;
• максимализм - впадают в крайности: либо все прекрасно, либо очень плохо;
• высокая тревожность - люди беспокоятся по любому поводу, волнуются относительно будущего;
• сниженная переносимость трудностей повседневной жизни.


Генетики склоняются к тому, что при возникновении химических и биохимических зависимостей большую роль играет наследственность.
Психофизиологи настаивают на том, что в процессе аддикции играет немаловажную роль гормональный сбой в подростковом возрасте вследствие ряда психических факторов.
У аддитивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А. Петровский), характеризующийся побуждением в риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
По мнению Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции; голод по признанию; голод по контакту и физическому поглаживанию; сексуальный структурный голод или голод по структурированию времени; голод по инцидентам.
В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности. Для самих аддиктов, так и для их близких, важно понимать: аддикт никогда не сможет удовлетворить чувство голода. Вылечить аддикцию невозможно. Но можно научиться контролировать приближающийся «голод» и управлять своим состоянием.
Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать: желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей; азартность, стремление к острым ощущениям; незрелость личности; низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость; трудности с самоидентификацией и самовыражением; чувство одиночества, беззащитность; восприятие своих проблем как трудных; эмоциональная скудость.
Для каждого вида аддикции характерны свои специфические проявления, но есть также общие диагностические показатели того, что человек зависим. Прежде всего, поведение становится компульсивным, т. е. систематически повторяются некие поведенческие акты. Если лишить человека возможности такой деятельности, у него возникает обсессивный синдром (синдром навязчивости) - ломка (у химических аддиктов - физическая, у нехимических - психологическая). Человек предпринимает систематические попытки избавиться от зависимости самостоятельно, но опять в нее впадает. Возращение к предмету зависимости после перерыва носит эйфорический характер, человек теряет ориентацию во времени. Без получения желаемого возникают тяжелые расстройства, которые объединяются в «синдром отмены»: тяжелые болевые ощущения, упадок настроения, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и другие расстройства. Включаются защитные реакции на критику окружающих, человек становится агрессивным. Сам он чаще отрицает зависимость, доказывает окружающим, что сможет остановиться, когда сам того захочет.


Этапы формирования зависимости


Выделяют 5 этапов формирования аддикции.
На 1 -м этапе человек испытывает небывалый эмоциональный подъем, связанный с рискованным, азартным поведением или химическим воздействием.
На 2-м этапе человек прибегает к предмету аддикции в ситуациях напряжения, при этом межличностные отношения постепенно отходят на второй план, нарастает душевный дискомфорт, провоцирующий аддиктивное поведение.
На 3-м этапе аддиктивное поведение становится стереотипным ответом на требования реальности, аддитивные потребности доминируют в мотивационной сфере личности; человек не реагирует ни на критику его поведения, ни на проблемы близких людей.
На 4-м этапе аддикт полностью отчуждается от общества и своей прежней личности, окружающие воспринимают его как «конченого» человека, он теряет даже способность манипулировать людьми.
5-й этап является катастрофой: разрушается не только психика, но и организм; происходит истощение всех жизненных ресурсов. К такому же исходу приводят и нехимические аддикции - из-за духовного опустошения и постоянного стресса

Источник: Профилактика аддиктивного поведения студентов : метод. рекомендации / сост. : К. Э. Зборовский [и др.] ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2020. - 60 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.