Лобасова А.Д., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Васильева О.И., канд. пед. наук, доцент Подростковый возраст является одним из самых сложных в развитии ребенка, т. к. в этот период происходит ряд изменений во всех сферах жизни растущего человека. По мнению Д.А. Ягофарова в этом возрасте человек очень уязвим перед негативными воздействиями, которые, как правило, могут оказывать на него виктимизирующее влияние [5]. У подростков увеличиваются многочисленные риски оказаться в роли жертвы. С позиции криминологии мы говорим о склонности быть жертвой преступных посягательств, а с позиции социальной педагогики - жертвой неблагоприятных условий социализации. Уровень этой склонности характеризуется понятием «виктимность». Виктимность - генетическая или приобретенная предрасположенность человека к становлению жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации [2].
Подросток в силу своей потенциальной виктимности может быть склонен к проявлению виктимного поведения - поведения, провоцирующего процесс виктимизации, ставящего в позицию жертвы. Мы считаем, что в этот период особенно важно защитить подростков от неблагоприятных воздействий социума, принять меры по предупреждению проявлений виктимного поведения. Система социально-педагогической профилактики представляет собой организованную целенаправленную деятельность, направленную на выявление и устранение различных виктимологически значимых явлений и процессов, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы неблагоприятных условий социализации [4]. Для выявления склонностей подростков к определенному типу виктимного поведения нами была выбрана методика О.О. Андронниковой «Склонность к виктимному поведению», проведенная на обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений г. Барнаула. Выборку исследования составили 22 человека в возрасте 14-15 лет. Таблица - Результаты исследования склонности к виктимному поведению
Шкала
|
Выше нормы
|
Норма
|
Ниже нормы
|
Склонность к агрессивному виктимному поведению
|
7 чел. (32%)
|
10 чел. (45%)
|
5 чел. (23%)
|
Склонность к гиперсоциальному поведению
|
4 чел. (18%)
|
13 чел. (59%)
|
5 чел. (23%)
|
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
|
3 чел. (14%)
|
12 чел. (54%)
|
7 чел. (32%)
|
Склонность к зависимому и беспомощному поведению
|
5 чел. (23%)
|
13 чел. (59%)
|
4 чел. (18%)
|
Склонность к некритичному поведению
|
8 чел. (36%)
|
11 чел. (50%)
|
3 чел. (14%)
|
Реализованная виктимность
|
2 чел. (9%)
|
16 чел. (73%)
|
4 чел. (18%)
|
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в данной выборке у 14 испытуемых выражена склонность к какому-либо типу виктимного поведения. Из них у 6 человек имеется склонность к одному из типов виктимного поведения: агрессивное виктимное поведение, гиперсоциальное виктимное поведение, зависимое и беспомощное виктимное поведение. Склонность к комбинации двух типов поведения имеют 3 испытуемых: агрессивное и некритичное виктимное поведение, гиперсоциальное и некритичное виктимное поведение. У 3 испытуемых диагностирована склонность к сочетанию трех типов: агрессивное, зависимое и беспомощное, некритичное виктимное поведение (2 чел.); самоповреждающее и саморазрушающее, зависимое и беспомощное, некритичное виктимное поведение. У двух человек кроме указанных тройных комбинаций типов склонности к виктимному поведению выявлена реализованная виктимность. Высокий показатель склонности к агрессивному виктимному поведению (у 32 % испытуемых) обусловливает риск попадания испытуемых подростков в неблагоприятные и даже опасные ситуации. Агрессия может проявляться как в форме нападения, так и в любой другой форме, характеризующейся провокационной направленностью. Как правило, именно подростки с таким типом виктимного поведения становятся участниками драк, спровоцированных с их стороны оскорблением, издевательством и пр. по отношению к другим. Низкие показатели данного вида виктимного поведения диагностированы у 23 % испытуемых. Такие подростки имеют хороший уровень самоконтроля, также стремятся придерживаться общепринятых норм и правил поведения. Они стабильны в сохранении своих установок, интересов и целей. Однако, у лиц данного типа отмечается снижение мотивации достижения. Показатели склонности к гиперсоциальному поведению выше нормы выявлены у 18 % человек. Поведение этой категории подростков социально одобряемо, однако отличается жертвенностью. Они считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, когда они видят несправедливость, даже в случаях, угрожающих их здоровью или жизни. Подростки, у которых показатели данной склонности ниже нормы (23 %), как правило, пассивны, равнодушны к тем явлениям, которые происходят вокруг них. Они стараются избегать конфликтов и не выделяться. Склонность выше нормы к самоповреждающему и саморазрушающему поведению определена у 14 % испытуемых. Таким подросткам присуща жертвенность, проявляемая в ответ на активное поведение человека, провоцирующего ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. Для детей с данным видом склонности, попавших в такую ситуацию, характерно поведение двух видов: провоцирующее, когда для причинения вреда самим себе они собственными провокациями привлекают другое лицо; самопричиняющее - склонность к необдуманным поступкам, к риску, зачастую опасному как для себя, так и окружающих. У подростков с показателями ниже нормы (их 32 %) отмечается повышенная забота о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок, неприятностей. Высокие показатели склонности к зависимому и беспомощному поведению диагностированы у 23 % испытуемых. Это лица, не оказывающие сопротивления, противодействия негативному влиянию социума. Они могут иметь низкую самооценку, сформированную установку на беспомощность, как правило, занимают ролевую позицию жертвы. Такие подростки очень внушаемы, уступчивы, склонны к аддиктивному поведению (употреблению алкоголя, наркотиков и т. д.). Подростки с низкими показателями данной склонности (18 % испытуемых) стремятся к независимости, обособленности, стараются выделиться из группы сверстников, выразить свою точку зрения. Склонность к некритичному поведению выше нормы выявлена у 36 % испытуемых. К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. Подростки этого типа попадают в неблагоприятные, опасные ситуации по своей неосторожности, беспечности. Испытуемые с показателями ниже нормы (14 %) отличаются вдумчивостью, осторожностью, стремлением предугадывать возможные последствия своих поступков, но иногда это приводит к пассивности, страхам. Результат исследования по шкале «Реализованная виктимность» крайне важен. Показатели выше нормы проявили 9 % испытуемых. Это означает, что такие подростки часто попадают в ситуации, которые могут быть опасны для их жизни или же негативно на них влиять. Дети, демонстрирующие показатели ниже нормы (18 %), попадают в критические ситуации не часто, либо у них уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций [3]. Полученные результаты исследования подтверждают актуальность проблемы профилактики виктимного поведения, необходимость разработки и реализации программы социальнопедагогической профилактики виктимного поведения подростков. Нами составлен проект программы по профилактике виктимного поведения подростков. Программа будет носить комплексный характер как результат совместной работы социального педагога, психолога, педагогического персонала образовательного учреждения и других социальных институтов.
Помимо диагностики виктимогенных склонностей, качеств и свойств личности подростков система работы по профилактике виктимного поведения подростков-школьников должна включать (по Ю.В. Васильковой): • психологическую коррекцию виктимогенных особенностей личности и устойчивых психоэмоциональных состояний подростков как факторов их виктимизации; • психологическую коррекцию стереотипов самовосприятия («идеологии жертвы»), самооценки, шаблонов жертвенного поведения детей и формирование моделей безопасного виктимного поведения; • формирование и закрепление у школьников оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций; • просветительскую работу, включающую разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них, а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций; • реализацию системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией школ, интернатов, детских домов), направленную на снижение уровня детской виктимизации [1].
Таким образом, программа по профилактике виктимного поведения будет включать три направления: работу с подростками, работу с родителями, работу с сотрудниками общеобразовательного учреждения. При составлении и реализации программы необходимо учесть диагностированные типы виктимного поведения подростков, к которым они имеют склонность, для определения методов, форм и средств по развитию их личностных и социальных ресурсов, коррекции девиантных форм поведения. Работа с педагогами будет нацелена на расширение представлений о признаках, особенностях и факторах виктимного поведения подростков. Профилактическая работа социального педагога с родителями предполагает не только информирование об особенностях виктимного поведения, но и получение знаний об отношениях в семье, стилях семейного воспитания, способах повышения воспитательного потенциала и авторитета родителей. Программа по профилактике виктимного поведения подростков будет включать разнообразные методы и формы - тренинги, деловые игры, дискуссии, семинары, факультативы, классные часы, родительские и педагогические собрания, индивидуальные и групповые занятия.
Библиографический список 1. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. - Москва : Академия, 2013. - 160 с. 2. Мудрик, А. В., Петрина, М. Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс / А. В. Мудрик, М. Г. Петрина // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 119-126. 3. Основы виктимологии : учебно-методическое пособие / Сост. Л. Е. Тарасова. - Саратов, 2014. - 173 с. 4. Социальная педагогика : курс лекций : учебное пособие для студентов вузов / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова и др. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 416 с. 5. Ягофаров, Д. А. Ювенальное право : курс лекций / Д. А. Ягофаров // Основы государства и права. - 2004. - № 5. - С. 38-47.
Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020. |