На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Признаки зависимой личности и гиперкомпенсация
Признаки зависимой личности и гиперкомпенсация
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее.
У. Шекспир

Зависимое поведение личности характеризуется непреодолимой психологической зависимостью от кого-либо или от чего-либо, а также склонностью к пассивному поведению. Страх быть отвергнутым другим человеком, потерять обладание над ставшим сверхценным предметом, не иметь возможности осуществлять главную и сверхзначимую деятельность, лишиться удовольствия или оптимального комфортного состояния — формирует у зависимой личности тревожную привязанность.

Поэтому высокий уровень беспокойства, депрессивные настроения и соматические расстройства — являются характерными состояниями человека с зависимым поведением. Психологической основой этих состояний является неуверенность в своих возможностях, негативно влияющая на результативность деятельности, что приводит к формированию чрезмерно заниженной самооценки на фоне внешнего социального неодобрения. Такой тип личности зачастую производит впечатление крайне беспомощного, слабовольного и нерешительного человека.

В главном диагностическом руководстве психотерапевта DSM-5 зависимое расстройство отнесено к кластеру тревожных и панических расстройств, а также включает в себя 5 или более из нижеперечисленных признаков, которые могут проявляться начиная с 18 лет в различных обстоятельствах:
1. сложности в принятии решений без участия, советов и заверений от окружающих;
2. требование человека от других принятия на себя ответственности за большую часть событий его жизни;
3. боязнь не соглашаться с другими из-за страха неодобрения и потери поддержки;
4. сложности в проявлении инициативы и реализации в новой деятельности без поддержки других;
5. способность согласиться делать неприемлемые для себя вещи из-за избыточной потребности получать поддержку и одобрение;
6. ощущения уязвимости и беспомощности в одиночестве;
7. отчаянный поиск новых отношений, когда заканчиваются нынешние,из страха остаться без поддержки и помощи;
8. чрезмерная озабоченность и страх из-за перспективы самостоятельно заботиться о себе.
В работах Б.М. Сегала выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:
1. сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4. стремление говорить неправду;
5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6. стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7. стереотипность, повторяемость поведения;
8. зависимость;
9. тревожность.


По мнению В. А. Петровского, у аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности. Зависимой личности неприемлема традиционная жизнь с традиционными устоями, размеренностью и прогнозируемостью, а, наоборот, предсказуемость, размеренность и планомерность собственной судьбы являются для зависимого человека раздражающими факторами. В то же время кризисные ситуации с их острыми переживаниями, непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами оказываются подходящей средой, в которой зависимая личность обретает уверенность в себе, самоуважение и даже чувство превосходства над другими.
В норме же, здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и, в отличие от зависимых, тяжелее переносят кризисные ситуации, стараясь избегать острых рискованных ситуаций и травмирующих событий. Поэтому классической противоположностью аддиктивной личности является человек, живущий собственными интересами и интересами близких людей, хорошо приспособленный к окружающей действительности. Именно так вырабатываются устои и традиции, становящиеся общественно ценными и поощряемыми нормами поведения.
Избавиться от чувства неполноценности личности с расстройствами поведения помогает гиперкомпенсация как одна из защитных механизмов психики человека. Тем не менее, как и все бессознательные механизмы психологической защиты, эта реакция выпоняет неоднозначную роль в благополучии жизнедеятельности, поскольку по сути она не решает проблему, а маскирует и подменяет ее. Термин «гиперкомпенсация» был введен в науку австрийским психологом Альфредом Адлером и понимается как бессознательный механизм утрированного проявления качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Но иногда личность действует сознательно и сама признает свое стремление что-либо доказать, отомстить, превзойти. Такой тип поведения психофизиологически затратен и требует чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), который в итоге трансформируется в крайнюю противоположность и «сверхвозмещение», поэтому со временем может привести к эмоциональному и физическому истощению. Например, человек, ощущающий себя зависимым и безвольным, превращается в тирана, таким образом компенсируя свой недостаток. Неконтролируемая гиперкомпенсация, как правило, вредит личности во многих сферах жизни. Примерами явления гиперкомпенсации может быть навязчивость и болтливость стеснительного человека, демонстративное и асоциальное поведение неуверенного в себе человека; агрессия по отношению к более слабым; болезненное фантазирование с представлением в них себя сильным и жестким; стремление навредить более успешным людям; стремление причинять несчастье окружающим, чтобы продемонстрировать свою значимость и власть (геростратизм); неоправданный риск своей жизнью для подтверждения силы или красоты и т.д.
Тем не менее, гиперкомпенсация может играть и положительную роль в жизни человека, помогая преодолеть многие страхи, особенно надуманные и безосновательные. Немаловажную роль в этом также имеет, схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты - компенсация, когда возникает стремление к успеху в противоположной недостатку, сфере. Такие феномены проявляются даже на уровне психофизиологии, когда у человека с ослабленным зрением обостряется слух и другие ощущения, а на поведенческом - у слабого физически человека возникает потребность к интеллектуальному развитию.
Источником возникновения гиперкомпенсации явлется реальный или вымышленный недостаток в виде комплекса неполноценности, формирующийся на ранних стадиях развития человека. Этот фактор участвует в формировании неадекватной самооценки личности под воздействием оценок и суждений извне. Например, вымышленные недостатки формируется при деструктивном воспитании ребенка, чаще проявляющееся в гиперопеке или отвержении. Наличие референтной группы тоже оказывает дополнительное влияние посредством авторитетного мнения, способного нанести психологическую травму и спровоцировать тем самым гиперкомпенсацию. Например, неосторожная реплика в адрес молодого человека, испытывающего проблемы с лишним весом, может привести к такой гиперкомпенсации как анорексия. Кроме того, явление гиперкомпенсации порой вынуждает человека самоутверждаться за чужой счет, принижая других, потому что возможность почувствовать себя значимым достигается только в условиях осознания превосходства над другими.
Таким образом, гиперкомпенсацию можно считать трансформацией комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими, что препятствует нормальному развитию личности и построению нормальных межличностных отношений.
В работах В.П. Самохвалова и других ученых выделяются также конституционально-генетические, органические и психодинамические факторы, ведущие к развитию аномалии характера и расстройств поведения. В развитии личностных качеств преобладают генетические факторы (до 60%). Вместе с тем, большинство аномальных личностных свойств передается по рецессивному или полигенному типу. Продолжительные соматические и неврологические расстройства в детстве, черепномозговые травмы также способствуют формированию аномального характера. Боьшую роль имеет и воспитание в неблагополучной семье, частым фоном которой является употребление родителями психоактивных веществ. Тем не менее, в жизни существуют факты развития совершенно гармоничных и успешных личностей даже при наличии всех неблагоприятных средовых обстоятельств, и, наоборот, имеются факты развития патологических личностей во внешне гармоничных и генетически благополучных семьях.
Есть научное предположение, что начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. Существует эмоциональное состояние, объединяющее фармакологические и нефармакологические типы аддикций, в основе которого находится свойственное человеку стремление к психологическому комфорту. В нормальных условиях психологический комфорт достигается такими способами как преодоление препятствий, удовлетворение любопытства, проявление симпатии к другим людям, оказание помощи; следование религиозному опыту, занятием спортом и т.д. В случаях формирования аддикций этот выбор резко сужается, происходит чрезмерная фиксация на каком-нибудь одном способе достижения комфорта, а все остальные исключаются или отодвигаются на второй план.
Источник: Шершнёва, Т. В. Психология : пособие для студентов специальности «Профессиональное обучение (по направлениям)» : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2022. - Ч. 3. - 2022. - 105 с. (Ч. 3).

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.