Аддиктивное поведение личности
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.


3.1. Виды аддиктивной реализации


Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся:
1. химические (зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) - токсикомании, зависимость от наркотических препаратов - наркомания, алкогольная зависимость);
2. биохимические (пищевые) аддикции (анорексия, булимия, зависимость от диет, аддикция к шоколаду, переедание, голодание, раздельное питание);
3. нехимические:
- интернет-зависимость,
- гэмблинг - патологическая страсть к азартным играм,
- аддикции отношений - сексуальные аддикции; эротические (любовные);
- избегания, созависимости;
- фанатизм - религиозный, спортивный, национальный, политический, музыкальный,
- трудоголизм - «работоголизм»;
- ониомания - шопинг;
- «технологические» аддикции - компьютерные, «теле-мобильные», sms - аддикции;
- телеаддикции - просмотр сериалов и телепередач;
- зависимость от риска и «экстремальных» развлечений;
синдром Тоада - зависимость от «веселого» автовождения;
- body modification - экстремальный пирсинг, татуаж, шрамирование и т.д.
Основные мотивы личностей к аддиктивному поведению. Основным мотивом личностей, склонных к такому поведению, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь для него неинтересна и однообразна. Человек не принимает того, что считается в обществе нормой: заниматься какой-либо деятельностью, соблюдать социальные, правовые и нравственные нормы.


3.2. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:


1. сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4. стремление говорить неправду;
5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6. стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7. стереотипность, повторяемость поведения;
8. зависимость;
9. тревожность.


Главным в поведении аффективной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизни, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.
Человек, как правило, сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности, игнорируя все остальные.


4 типа «бегства от реальности»:
1. «бегство в тело»,
2. «бегство в работу»,
3. «бегство в контакты или одиночество»,
4. «бегство в фантазии».


«Бегство в тело» - это собственное психическое или физическое усовершенствование. Так называемая «паранойя здоровья» - увлечение оздоровительными мероприятиями, сексуальными контактами, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления.
«Бегство в работу» - «трудоголизм».
«Бегство в контакты или одиночество» - общение становится единственным желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо минимальное количество контактов при склонности к размышлениям. «Бегство в фантазии» - идея воплотить какой-либо «проект» в жизнь, интерес к псевдофилософским исканиям, религиозный фанатизм и т.п.


3.3. Факторы развития аддиктивного поведения


1. Нравственная незрелость личности:
- отрицательное отношение к обучению;
- отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок;
- узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;
- неопределенность в вопросах профессиональной ориентации;
- отсутствие установки на трудовую деятельность;
- дефицит мотивации достижений;
- уход от ответственных ситуаций и решений;
- утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности;
- терпимость к пьянству, наркотикам.
2. Нарушенная социальная микросреда:
- неполная семья;
- сильная занятость родителей;
- отсутствие братьев и сестер;
- искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей;
- патологизирующие типы семейного воспитания;
- легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются;
- алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей;
- низкий образовательный уровень родителей;
3. Индивидуально-биологические особенности личности:
- наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма;
- тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве;
- органические поражения мозга;
- умственное недоразвитие;
- психологический инфантилизм.


Клинические формы девиантного поведения
1. Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия проявляется открыто или косвенно. В косвенной форме агрессия проявляется в виде неприязненного отношения, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, влияния на жертву.
2. Аутоагрессия (суицидальное поведение).
3. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния
измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.).
4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности:
- низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам;
- повышенная тревожность, импульсивность;
- склонность к рискованному поведению;
- недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях;
- различной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов;
- неврозы и психопатии.
5. Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание).
6. Аномалии сексуального поведения.
7. Сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм религиозный, спортивный, музыкальный и т.п.).
8. Сверхценные психопатологические увлечения («философская интоксикация», сутяжничество, разновидности маний (клептомания и т.п.) и др.)
9. Характерологические и патохарактерологические реакции
(отказа, оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации,
эмансипации, группирования со сверстниками и др.).
10. Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, нарциссическое поведение и т.п.).
11. Безнравственное и аморальное поведение.
12. Неэстетичное поведение.


3.4. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения


Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации.
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.


3.5. Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие


Диагностический: включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности - т.е. механизмов социального контроля за своей жизнью, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
Информационно-просветительский этап: представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Тренинги - личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика - аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи.
Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: «...поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются» чрезмерному «контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни». В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности. В подростковом возрасте «решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе». «Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - «делать жизнь с кого?». В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей. Направленность на людей - «своеобразная психологическая повернутость к людям» - в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Источник: Узеиров А.А. Девиантные формы поведения личности: учебнометодическое пособие / А.А. Узеиров; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, колледж. - Ростов Н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017. - 30 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.