На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Влияние семейного социума на возникновение отклонений в поведении младшего школьника
Влияние семейного социума на возникновение отклонений в поведении младшего школьника
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Уже в древнейших произведениях человечества мы находим упоминание о том, что семья играет важнейшую роль в процессе развития и формирования личности. Например, в священной книге Христиан Библии говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою..., чтобы продлились дни твои..., чтобы хорошо тебе было» [10], и «... кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» [11].

В Новом завете сказано следующее: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» [128].


В Коране указывается: «... а родителям, делание добра и близким, и сиротам, и беднякам.»; «завещает вам аллах относительно ваших детей: сыну - долю подобную доле двух дочерей» [71, с. 46, с. 52]. В наставлениях Пророка Мухаммада: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, - это хорошее воспитание» [3].
В Книге Молитв Израиля сказано: «Вот дела, плоды которых в этом мире, но сами они остаются для мира грядущего, а именно: почитание отца и матери.» [76].
В Библии определены и обязанности родителей по отношению к детям: давать им имена («Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус»); обеспечивать их физические потребности и оставить им наследство («Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей»); дать детям образование; воспитывать детей («Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится») [10].
Таким образом, патриархальная семья признается и Кораном, и Библией основой существования людей и воспитания детей, хотя в их поучениях отражены быт, нравы и строй того (древнего) мира.
Отражение проблем семьи и ее роли в воспитании подрастающего поколения имеют глубокие традиции и в русской духовной и светской литературе. Большое внимание семье и ее роли в развитии личности ребенка, воспитанию у детей уважения к старшим, необходимости заботы со стороны родителей к детям уделено в одном из важнейших произведений древнерусской литературы «Домострое».
«А пошлет кому бог своих детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить и воспитать их в добром поучении» [11].
Систематизированное научное освещение данной проблемы относится к 18-19 векам. Много писали о важности родительского влияния на процесс воспитания и становления личности детей в семье в России 18 века Н.И. Новиков, Н.Н. Поновский, А.А. Прокопович-Антонский и др.
Н.И. Новиков писал: «Воспитание детей весьма важно... для... отца и для ... матери., пренебреженные в воспитании дети накажут их за беспечность, и, вместо того, чтобы быть утехою и радостию их, будут разрушителями их покоя и удовольствия» [94] Н.Н. Поновский отвел родителям половину всего воздействия на формирование личности ребенка [104]. А.А. Прокопович-Антонский отмечал, что первыми воспитателями детей должны быть их родители, поскольку дать жизнь - это долг человека, а воспитание полезных членов общества - его обязанность [106].
Большое внимание роли семейного воспитания уделяли П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.
Кризисные явления, переживаемые семьей во второй половине XX века, связанные с мировой тенденцией снижения воспитательной роли семьи и попыткой декларирования приоритета общественного воспитания над семейным в нашей стране, вызвали рост разводов, размах детской преступности, увеличение масштабов социального сиротства. 
Современная семья переживает очень сложный период, характеризующийся серьезными изменениями.
Изучив и проанализировав теоретические исследования, мы сочли возможным представить основные виды изменений в семье, оказывающие влияние на формирование отклоняющегося поведения (рис. 2).

Основные виды изменений в семье

Рис. 2. Основные виды изменений в семье, способствующие возникновению отклоняющегося поведения младших школьников

Раскроем более подробно те изменения в семье, которые в психолого-педагогической литературе характеризуются как определяющие в процессе возникновения отклоняющегося поведения младших школьников.
К структурным изменениям относят нуклеоризацию семьи, рост количества неполных семей, увеличение количества детей, лишенных семьи, изменения в системе власти и авторитета.
Более 90% от общего количества семей относится к нуклеарному типу, в связи с чем родители не могут постоянно использовать воспитательный опыт старшего поколения. «В область прошлого уходит картина, когда дед рассказывает сидящему у него на коленях малышу об истории их народа и о многих неповторимых приметах прошлой эпохи... Никакой документальный фильм не в состоянии заменить живого слова непосредственной связи поколений [25, с. 4]. Мы обращаем особое внимание на данный факт, поскольку растущая в связи с этим безнадзорность детей приводит к формированию различного рода отклонений в поведении учащихся начальных классов.
Несмотря на то, что старшее поколение уже не имеет главенствующей роли, которая была характерна в патриархальной семье, его помощь имеет для молодых родителей большое значение.
Одним из основных изменений структуры семьи является увеличение количества неполных семей, по данным некоторых исследований к неполным относятся около 30% от всех семей России. По мнению детского омбутсмена А. Кузнецовой из 17 млн семей около 6 млн - неполные. При этом 5 млн - это матери-одиночки [112]. Родители (в основном матери) в такой семье испытывают дефицит времени на общение с детьми в связи с занятостью, что ведет к появлению детской безнадзорности. Кроме того, в неполных семьях отцы практически не принимают участия в воспитании детей. Лишь 4% отцов активно помогают в воспитании детей от распавшегося брака, а 32% детей никогда не встречались с отцом. Настораживает тот факт, что 80% разведенных отцов ограничивают свой вклад в воспитание детей лишь выплатой алиментов.
Мы признаем, что отсутствие одного из родителей не обязательно приводит к формированию неполноценной личности, тем не менее в научной литературе отмечается, что признаки различных видов деформации личности имеются, об этом свидетельствуют и данные практики. Памела С. Марр и С. Кеннеди указывают, что один родитель «...сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и новым моделям взаимодействия, если он хочет стать опорой для своего ребенка. Один родитель и его ребенок постепенно приходят к новым взаимосвязям с окружающим миром и к соответствующему самосознанию» [85, с. 146].
В психолого-педагогической литературе отмечается, что дети, растущие без отца, часто отличаются пониженным уровнем притязаний, повышенным уровнем тревожности, у них встречаются невротические симптомы, неумение налаживать контакт со сверстниками, а мальчики с трудом усваивают мужской стиль поведения, мужские роли и отличаются гипертрофированной мускулинностью, которая проявляется в драчливости и грубости. «Мать, оставшись одна, осознавая недостаток мужского влияния, начинает имитировать мужскую строгость, причем ограничиваясь лишь заботой о формальном послушании, нежели об эмоциональном благополучии ребенка. В результате дети растут пассивными, физически и морально слабыми» [113, с. 37].
Мы придаем особое значение влиянию данного факта, поскольку возникшая вследствие развода неполная семья оказывается наиболее уязвимой с точки зрения ее воспитательного потенциала, развод и предшествующий ему конфликт в семье деформирует психику ребенка, его нравственное и эмоциональное развитие.
Многими исследователями отмечается увеличение масштабов социального сиротства. В Российской Федерации около трети всех детей мира проживает в сиротских учреждениях. Причем только 5% из них действительно не имеют родителей, а у 95% родители живы, но либо отказались от детей, либо лишены родительских прав [110]. Данный факт, по нашему мнению, оказывает решающее влияние на возникновение отклоняющегося поведения младших школьников, поскольку никакой другой социальный институт не может заменить семьи в процессе формирования и развития личности.
Большие изменения претерпевает в последние 15-20 лет система отношений власти и авторитета. Атмосфера, царящая в русской семье 16-17 веков, видна из поучения «Домостроя»: «Наказывай сына своего в юности, и успокоит он тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей: и не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти» [33]. Для большинства современных родителей именно дети являются одной из главных ценностей, но это ничуть не умаляет количества проблем. Отмечается тенденция ломки привычных позиций, когда отец перестает быть ее экономическим главой и на первый план в системе внутрисемейных взаимодействий быт выдвигает мать.
Следует отметить, что в формально «полных» семьях роль отца зачастую сведена к минимуму. По данным социологических исследований, отцы в 4 раза реже, чем матери обсуждают с детьми различные проблемы, в 1,5 раза реже контролируют учебу, причем дети отмечают, что с матерью они более откровенны. При ответе на вопрос, кто для тебя является наибольшим авторитетом, лишь 9% школьников назвали отца и 19% - мать. Мать чаще становится для ребенка образцом для подражания, от 20% до 28% школьников хотят быть похожими на мать и лишь 10% на отца.
Данные социологических опросов показывают, что в современной России характеризуется изменением идеалов полов и стиранием границ между мужским и женским. Наряду с традиционными функциями (защита семьи и ее материальное обеспечение) от мужчин ожидают проявления фемининных качеств (сострадание, внимательность,
отзывчивость и нежность), что приводит, по мнению исследователей, к демаскулинизации мужчин [75].
Таким образом, на смену авторитету родительской власти приходит авторитет личности родителей. Запреты становятся все менее контролируемы и реализуемы, так как дети зачастую имеют возможность проводить большое количество времени за пределами семьи в обществе сверстников, а родители не всегда могут различить, что следует разрешать, а что запрещать. Мы считаем данный факт особенно значимым, поскольку все это делает ситуацию родителей достаточно драматичной и не способствует успешности семейного воспитания.
Дезорганизация семьи ведет к увеличению конфликтности, при наличии детей в таких семьях возникают проблемы с воспитанием, вследствие отсутствия необходимых условий для нормального процесса социализации и развития личности ребенка.
В психолого-педагогической литературе к изменениям, ведущим к процессам дезорганизации семейного воспитания, относят изменения функционирования семьи, включающие изменения репродуктивного поведения, нарушения в хозяйственно-потребностной сфере, нарушения функций социальной поддержки, поддержки и сохранения здоровья детей, социализации и воспитания детей.
Процесс функционирования семьи включает в себя ролевую деятельность ее членов - совокупность установок, норм и образцов поведения, характерных для одних членов семьи по отношению к другим ее членам. Мы рассматриваем функции семьи как внешнее проявление ее деятельности по удовлетворению потребностей членов семьи.
Многими исследователями отмечается изменение репродуктивного поведения, т.е. нарушения выполнения функции деторождения, заключающейся в воспроизводстве жизни, приводящее к резкому снижению количества детей. Причем согласно данным Росстата от 13.03.2019 «Оценка численности населения на 1 января 2019 года и в среднем за 2018 г.», рождаемость в России снизилась до такого уровня, который не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Число умерших превысило число родившихся на 13,7% [91].
Мы обращаем особое внимание на приведенные данные, поскольку однодетная семья становится типичной для России, таким образом, процесс социализации ребенка происходит при ослабленном воспитательном потенциале семьи, которая не может опереться на особые свойства многодетной семьи как социально-психологической целостности. Однодетная семья отличается от многодетной повышенной конфликтностью. Кроме того, однодетная семья - это наряду с демографической, нравственной и социальной прежде всего педагогическая проблема, поскольку, братья и сестры необходимы ребенку для полноценного общения, которое придает ребенку чувство уверенности и защищенности, создает полноту мироощущения. Мы считаем данное последствие изменения репродуктивного поведения семьи особенно важным, поскольку единственный ребенок значительно позже взрослеет, а иногда, наоборот, приобретает внешние признаки взрослости (излишний рационализм, интеллектуализм) слишком рано, так как много времени проводит среди взрослых. В результате страдает развитие коммуникативных навыков детей, что сказывается на положении в школе и вызывает затруднение в общении со сверстниками, результатом чего может стать возникновение отклонений в поведении.
Следует отметить, что многодетная семья, как институт воспитания детей, тоже имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наряду с такими позитивными характеристиками, как большие возможности для общения, отсутствие почвы для формирования эгоизма, органичное усвоение норм человеческого общежития, успешность формирования некоторых нравственных качеств, адаптивность, процесс воспитания в многодетной семье достаточно сложен и противоречив. Во-первых, детям из многодетных семей чаще характерна повышенная агрессивность и неадекватное реагирование на жизненные ситуации, так как взрослые в таких семьях часто утрачивают чувство справедливости, не всегда способны распределить свое внимание и привязанность между детьми.
В настоящее время в исследованиях накоплен большой материал, свидетельствующий об отрицательном влиянии семейных факторов на репродуктивное поведение семьи, социальное, психическое и физическое здоровье детей, выявлена их взаимосвязь с различными формами отклоняющегося поведения.
А.С. Беличева на основе результатов криминологических, медико-социальных и психолого-педагогических исследований выделяет факторы социального риска, оказывающие отрицательное влияние на выполнение семьей репродуктивных функций: социально-экономические, медико-санитарные, социально-психологические, социально-демографические, криминальные.
Автор отмечает, что наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений [7].
Опираясь в нашем исследовании на данную классификацию, мы считаем необходимым отметить, что «удельный вес» этих факторов различен: одни проявляют свое воздействие эпизодически, ослабляя или усиливая свое влияние с течением времени, а другие являются стабильными и постоянно действующими.
Нарушения в хозяйственно-потребностной или бытовой сфере (экономическая функция семьи) обусловлены характером социально-экономической политики, реализуемой государством. Формирование новых групп населения (в исследованиях отмечается, что в сегодня в России сформировались социально-классовые группы населения: «элитные группы», «региональные и корпоративные элиты», «верхний средний класс», «динамичный средний класс», «аутсайдеры», «маргиналы», «криминалитет») и расслоение семей по уровням доходов (по данным статистического комитета СНГ и Счетной палаты, уровень доходов 10% богатого населения превышает уровень доходов 10% бедного населения в 17 раз [29]) обусловили различный уровень благосостояния, возможностей, стандартов потребления, социальной активности и адаптации. Принадлежность к той или иной группе определяет и разнообразие спектра отклонений в поведении детей. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в последнее десятилетие экономическое благосостояние и благополучие семьи снижается. Появление ребенка в семье зачастую становится причиной ее перехода в более низкие по материальной обеспеченности группы. По данным исследований НИИ семьи, рождение первенца снижает ее жизненный уровень примерно на 30%. В исследованиях отмечается, что если к началу 90-х годов 46% (17 млн) детей от всей общей численности России проживало в семьях с низким доходом, то в последние годы материальный достаток многих семей еще более снизился, и они оказались за чертой бедности, в 2016 году реальные доходы населения сократились на 5,9% [31].
Во многих семьях родители выполняют свои обязанности по материальному обеспечению детей за счет добровольного отказа от удовлетворения своих личных нужд, на пределе собственных возможностей. По данным исследований, проведенным НИИ гигиены детства, 77% семей более половины своих ресурсов тратят на нужды детей. Повышается плата за услуги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, для некоторых регионов характерна частичная коммерциализация школы, резко повысились цены на детские товары. По данным социологических исследований, даже в общеобразовательных школах на некоторые виды занятий платят до 60% родителей.
Родители, предпринимая попытки справиться с финансовыми затруднениями, вынуждены искать дополнительный заработок, что не всегда снижает остроту проблемы, но ведет к взаимному отчуждению детей и родителей друг от друга, поскольку сокращается количество времени на общение.
Мы придаем данному факту особое значение, поскольку фактически утрачивается роль семьи как основного института развития и воспитания детей, что особенно негативно сказывается на формировании личности младшего школьника.
Одной из важнейших и определяющих функций семьи является функция социальной поддержки. Именно семья должна быть той нишей, где человек может найти внимание, тепло, понимание и защиту. Поэтому эмблемой Года Семьи (1994 год) было выбрано сердце, защищенное крышей, символ жизни и любви. Сегодня, как никогда, человек нуждается в поддержке близких людей. Во-первых, к этому побуждают материальные затруднения и, во-вторых, психологические проблемы: ощущение социальной уязвимости, страх перед безработицей, чувство нестабильности, опасение за сохранность жизни, что усиливает потребность в сопереживании, понимании, ласке, уважении и признании уникальности и самоценности личности. Эти потребности очень сложно, а порой и невозможно удовлетворить вне семьи.
Проведенный нами анализ положения семьи позволяет утверждать, что современные социальные проблемы не только не способствуют выполнению рекреативной функции, но и усугубляют и без того сложную психологическую атмосферу семьи, ее внутренние отношения. Таким образом, семейный союз оказывается под воздействием дестабилизирующих, разрушающих факторов, которые провоцируют конфликтные ситуации, что не может не сказаться в негативном плане на возможности обеспечения семьей чувства безопасности, привязанности к группе, эмоциональной связи, возможности самоутверждения детей и, в конечном итоге, затруднит процесс социализации личности.
Для обеспечения нормализации процесса развития и воспитания ребенка большое значение имеет выполнение семьей функции поддержки и сохранения здоровья детей. По данным исследований, увеличивается количество детей, страдающих врожденными аномалиями, онкологическими заболеваниями, психическими расстройствами и болезнями нервной системы, в Мониторинг здоровья детей 5-9 лет обнаружил, что уже на дошкольном этапе здоровых детей не более 10%; у 70% обследованных регистрируются множественные функциональные нарушения (болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, кровообращения, ЛОР-патологии) [121].
Наиболее значимой является функция социализации и воспитания детей. В последнее время много говорится о том, что именно семья является основным фактором социализации личности. Однако признание необходимости повысить роль семьи в осуществлении процесса развития и формирования личности, не может решить всех накопившихся проблем. На наш взгляд, главная из них заключается в том, что в связи с недостаточной педагогической компетентностью родителей, низким уровнем экономического и материального благосостояния семья пока не в состоянии эффективно реализовать воспитательную функцию.
Именно снижение воспитательного потенциала семьи, ее материального благосостояния привело к возрастанию уровня детской преступности. Согласно данным МВД РФ каждое двадцать седьмое преступление (3,7%) совершается несовершеннолетними или при их соучастии [126].
В.М. Кормщиков установил, что в криминогенных семьях среди лиц «третьего поколения» (дедушки и бабушки) 10% привлекались к уголовной и административной ответственности, а 20% вели паразитический образ жизни, среди лиц «второго поколения», соответственно 40% и 50%. Что касается внуков, то 75% из них уже проявили свои антиобщественные наклонности. На детей из таких семей приходится 64,5% всех правонарушений [59].
Таким образом, в процессе возникновения отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте решающее значение имеет нарушение выполнения семьей функции социализации и воспитания детей.
Связь между социальным статусом семьи и процессом социализации личности ребенка не подлежит сомнению. Под социальным статусом понимается интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе в системе социальных связей и отношений. Статус семьи как социального института общества можно определить как отношение взрослых ее членов (в первую очередь родителей) к тому или иному классу. В нашем обществе идет процесс формирования новых групп населения, присущих обществу с рыночным типом экономики: предпринимателей, бизнесменов, фермеров и т.д., наряду с уже существующими классами (рабочие, крестьяне и социальная группа интеллигенции). Данная тенденция, характерная для современного этапа развития общества, может стать объектом специального изучения, вследствие чего мы сочли возможным в рамках нашего исследования лишь констатировать ее наличие.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что важное значение для возникновения отклоняющегося поведения детей имеет семейное неблагополучие, критерием которого является характер семейных отношений. Выделяется три группы причин неблагополучия в семье, которые негативно воздействуют на ребенка: макросоциального характера, обусловленные кризисными явлениями в социально-экономической сфере, которые непосредственно воздействуют на семью, снижая ее воспитательный потенциал; психолого-педагогического характера, обусловленные сложившейся системой внутрисемейных отношений; биологического характера, обусловленные патологией (генетической, психической или физической).
В нашем исследовании не рассматривается третья группа причин: во-первых, в связи с их особой спецификой и, во-вторых, вследствие того, что объектом нашего изучения является роль семьи в возникновении отклоняющегося поведения младшего школьника с «нормальным», а не «аномальным» развитием личности.
Мы считаем, что определяющими для возникновения отклоняющегося поведения младших школьников являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т.е. патогенными выступают не столько состав и структура семьи, уровень ее материального обеспечения, сколько сформировавшийся в ней психологический климат. В связи с чем более подробно рассмотрим роль тех психолого-педагогических причин, которые оказывают решающее влияние на возникновение отклонений в поведении младшего школьника.
Неблагоприятная семейная атмосфера приводит ребенка к психической депривации. Особенно опасна с точки зрения провоцирования отклонений в психике и поведении ребенка конфликтность супружеских отношений, которая, как правило, сопровождает разводную и предразводную ситуации.
Особо важными факторами, стимулирующими возникновение отклонений в поведении, является алкоголизм родителей, жестокие взаимоотношения между супругами и особенно в их отношении к детям. По некоторым данным в России каждый год от жестокости собственных родителей гибнет до 2,5 тыс. детей [111]. Лишь в одном из семи случаев физическое наказание ребенка происходит по его вине, в остальных же случаях оно бывает не связано с провинностью ребенка.
Нельзя не согласиться с мнением многих исследователей, утверждающих, что воспитание в неблагополучной семье приводит к проявлениям низкой степени социальной нормативности. Они характеризуются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, неадекватной самооценкой, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью. Вследствие лишения эмпатий- ного общения они оказываются неспособными к сочувствию, сопереживанию, отзывчивости.
С.А. Беличевой подчеркивается, что в группах благополучных школьников и школьников с отклоняющимся поведением наблюдаются существенные различия в составе семьи, образовательном уровне родителей, количестве детей (многодетные семьи у благополучных школьников составляют 17,5%, а у неблагополучных 35%). По данным С.А. Бе- личевой, здоровый образ жизни (без семейных скандалов, дебошей, злоупотребления алкоголем) ведут 23,8% семей социально запущенных школьников и 93,8% семей благополучных школьников. В 65% семей благополучных школьников отношения характеризуются как эмоционально близкие, отмечаются дружба и взаимопонимание, среди семей неблагополучных школьников таких только 12,5% [7].

Таким образом, становится очевидным, что уровень образования родителей, наличие или отсутствие полной семьи определяют такие существенные условия семейного воспитания, как способность семьи развивать духовные потребности ребенка, его познавательные интересы, общекультурный уровень семьи. Однако все эти факторы еще не характеризуют в полной мере образ жизни семьи, ее психологический климат, эмоциональные отношения, ценностные ориентации родителей, в связи с чем возникает необходимость в изучении социально-психологических факторов семейного воспитания.
В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что решающее значение в возникновении отклонений в поведении младшего школьника, связанных с семейными факторами, имеет наличие ошибок семейного воспитания, которые определяют типы воспитания детей в семье.
Характеризуя типы воспитания детей в семье, способствующие возникновению отклоняющегося поведения младших школьников, С.А. Беличева выделяет типичные стили семейного воспитания [7]; М.И. Буянов называет типы отношений к ребенку [18]; С.В. Ковалев описывает родительские позиции и степени выраженности эмоционального отношения к ребенку [57], В.Н. Дружинин [34] - степень выраженности заботы матери.
Дадим характеристику некоторых классификаций типов семейного воспитания, приводящих к возникновению отклоняющегося поведения младших школьников.
В своем исследовании мы опираемся на характеристику, данную С.А. Беличевой, которая выделяет наиболее типичные стили воспитания, сложившиеся в педагогически несостоятельных семьях: 1) попустительско-снисходительный; 2) позицию круговой обороны; 3) демонстративный; 4) педантично-подозрительный; 5) жестко-авторитарный; 6) увещевательный; 7) отстраненно-равнодушный; 8) воспитание по типу «кумир семьи»; 9) непоследовательный стиль [7].
В своем исследовании мы опираемся на данную классификацию стилей отношения родителей к детям, поскольку она наиболее полно отражает причины возникновения отклоняющегося поведения учащихся младшего школьного возраста.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется проблеме отношений родителей к детям как одной из наиболее значимых в процессе возникновения отклоняющегося поведения.
А.И. Захаров характеризует воспитание через определенные стороны отношения родителей к детям, выделяя наиболее существенные из них в виде трех групп факторов.
К факторам первого порядка автор относит: реактивный характер отношения, проекцию личных проблем на детей, разрыв между словом и делом, неумение стабилизировать кризисные ситуации в психологическом развитии ребенка, трудность в установлении отношений.
В качестве факторов второго порядка выступают: непонимание своеобразия личностного развития ребенка,
106
непринятие детей, несоответствие требований и ожиданий родителей потребностям и возможностям ребенка, негибкость в отношениях с детьми, неравномерность отношения родителей на протяжении онтогенеза, несогласованность отношений между родителями.
Факторами третьего порядка являются: аффективность, тревожность, доминантность, гиперсоциальность, недоверие к возможностям детей, недостаточная отзывчивость, противоречивость в отношениях с детьми [44].
Мы видим ценность данной классификации в том, что, во-первых, автором охарактеризованы основные отклонения в процессе воспитания, во-вторых, раскрыты особенности отношений родителей к детям и, в-третьих, учтены личностные особенности родителей, способствующие процессу возникновения отклонений в поведении младших школьников.
Следует отметить, что почти все типы «отклоняющегося воспитания» проявляются в неполных и конфликтных семьях. А.И. Захаров считает основной причиной появления таких типов «извращенную» ролевую структуру семьи, поскольку мать в таких семьях имеет высокий уровень тревожности, недостаточно эмпатична и отзывчива, излишне требовательна, категорична и аффективна, имея при этом ярко выраженные черты «мужественности», гиперсоциальности и эгоцентричности. Отец же характеризуется психомоторной нестабильностью, импульсивностью, излишней мнительностью, он излишне мягок, раним и женственен, зависим и неспособен управлять ситуацией. Следствия такого положения дел весьма плачевны, поскольку отец, имеет важнейшее значение для развития ребенка и формирования его личности с самого рождения.
В ряде исследований отмечается, что отец, являясь первым внешним объектом для ребенка, играет роль модели, способствуя идентификации, поощряет процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. В случае недееспособности отца (невозможности выполнять роль лидера и нести ответственность за семью), если он потерпел неудачу во внешнем мире, он начинает бороться за власть в семье, что приводит к конфликтам. Таким образом, если общество не способствует активности мужчины в обеспечении семьи, препятствует ему, это неизбежно приводит к распаду семьи как социального института.
Несмотря на отдельные различия, у матерей и отцов есть некоторые общие черты: неадекватный уровень самооценки, приводящий к недостаточной уверенности в себе, недостаточная пластичность, негибкость, эгоцентризм, способствующие развитию гиперсоциализированных черт характера, импрессивный характер переработки чувств и переживаний.
Исследователи [7] выделяют семьи с прямым (криминально-аморальные и аморально-асоциальные) и косвенным (конфликтные и педагогически несостоятельные) семьи. Наиболее опасной сточки зрения формирования отклоняющегося поведения являются криминально-аморальные семьи, для которых характерны алкоголизм, наркомания, жестокое обращение. Дети в таких семьях, как правило, рано приобщаются к потреблению психоактивных веществ и попадают под влияние преступных группировок.
В социально-аморальных семьях, которые могут производить впечатление вполне благополучных, у детей формируется искаженная система ценностей.
В конфликтных семьях, как правило, нарушенными оказываются отношения в супружеской, детско-родительской и симблинговой подсистемах, вследствие чего утрачивается воспитательная роль семьи, а ее нишу занимают другие, часто асоциальной направленностью, институты воспитания.
Мы считаем, что определяющими для возникновения отклоняющегося поведения младших школьников являются субъективные факторы и причины психологопедагогического свойства, т.е. патогенными выступают не столько состав и структура семьи, уровень ее материального обеспечения, сколько сформировавшийся в ней психологический климат.
Педагогическая несостоятельность родителей определяется рядом причин, среди которых наиболее значимой называют психологические проблемы родителей.
Э.Г. Эйдемиллер [139] указывает, что важную роль в формировании отклоняющегося поведения играет наличие у родителей психологических, как правило, неосознаваемых проблем (расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, несформированность родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, воспитательный конфликт, сдвиг в установках по отношению к ребенку в зависимости от его пола) и деформация личности родителей (акцентуации характера и неблагоприятные личностные черты, такие как сензитивность, аффективность, тревожность, эгоцентричность и доминантность).
С.А. Беличева [7] подчеркивает, что решающую роль в формировании отклоняющегося поведения играют неблагоприятные стили семейного воспитания (попустительско-снисходительный, демонстративный, позиция круговой обороны, жестко-авторитарный, увещевательный, отстраненно-равнодушный и непоследовательный).
А.И. Захаров [44] отмечает, что отклонения в поведении могут быть детерминированы навязыванием ребенку патологических ролей («кумир семьи», «мамино (папино, бабушкино) сокровище», «паинька», «болезненный ребенок», «ужасный ребенок»), либо ошибками в воспитании (эмоциональный симбиоз, воспитание по типу гиперопеки, воспитание по типу гипоопеки, воспитание по типу Золушки).
А.С. Спиваковская [123] выделяет восемь типов семей с нарушенными отношениями: внешне спокойная семья, «вулканическая семья», семья-«санаторий», семья-«крепость», семья-«театр», семья-«третий лишний», семья-«маскарад». Также автором выделены типы семей по степени выраженности эмоционального отношения (воспитание по типу любви и принятия, воспитание по типу излишней требовательности), типы воспитания исходя из эмоционального и поведенческого аспектов (теплое отношение к ребенку, холодное разрешающее воспитание, теплое ограничивающее воспитание, холодное ограничивающее воспитание) и типы родительской любви, относительно сочетания трех спектров отношений - симпатия-антипатия, уважение- пренебрежение, близость-дальность - (действенная любовь, действенная жалость, отвержение, преследование, отказ).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить ряд причин неблагополучия в семье, оказывающих влияние на формирование отклоняющегося поведения детей (табл. 2).


Причины, оказывающие влияние на формирование отклоняющегося поведения младших школьников


Таблица 2

Характер
и обусловленность

Причины

Причины макросоциального характера (кризисные явления в социально-экономической сфере

  • падение жизненного уровня семьи и ухудшение условий содержания детей в семье;
  • снижение уровня социальных гарантий;
  • жилищные проблемы;
  • неготовность школы к воспитанию проблемных детей;
  • разрушение традиционного понимания нравственных и моральных норм;
  • усиление влияния криминальной субкультуры на общество и семью;
  • негативное влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка

 

 

 

Причины психолого-педагогического характера (сложившаяся система внутрисемейных взаимоотношений, низкий уровень психологопедагогической культуры семьи)

разрушение традиционной структуры семьи:

  • включение женщины в систему общественного производства;
  • самоустранение родителей от процесса воспитания;
  • утверждение приоритета общественного воспитания;
  • расхождение во взглядах на жизнь между родителями и детьми;
  • разрушение традиций совместного проведения досуга родителей и детей;
  • снижение приоритета детско-родительских отношений;
  • нарастание отчуждения между старшими и младшими поколениями;
  • неподготовленность родителей к выполнению воспитательной функции;
  • нарушение внутрисемейных взаимоотношений:
  • конфликтные ситуации в семье;
  • алкоголизм родителей;
  • неблагополучный микроклимат семьи;
  • наличие ошибок в воспитании детей;
  • незнание индивидуальных и возрастных особенностей детей и неумение учитывать их во взаимодействии с ребенком;
  • недостаток эмоционального общения с ребенком;
  • неадекватный стиль детско-родительских отношений

 

Таким образом, психолого-педагогический и социологический анализ современной семьи как фактора социализации личности ребенка позволяет утверждать, что семья имеет оптимальные возможности для реализации воспитательной функции, однако процесс социализации ребенка в современной семье становится особенно сложным и неоднозначным, поскольку в нынешних социально-экономических условиях жизни российской семьи имеется ряд неблагоприятных тенденций, способствующих понижению ее воспитательного потенциала.
В связи с вышеизложенным делаем вывод, что семья требует внимательного к себе отношения, а также психологической и педагогической помощи. Родители, будущие и уже состоявшиеся, нуждаются в психолого-педагогической информации по вопросам воспитания детей, в связи с чем одной из важнейших задач педагогики мы считаем усиление воспитательной функции семьи и, если это необходимо, включение в решение этой функции других институтов воспитания.
Психолого-педагогический, социологический анализ современной семьи как фактора социализации личности ребенка позволяет сделать следующие выводы.


Во-первых, семья имеет оптимальные возможности для реализации воспитательной функции, поскольку:
- процесс общения детей со взрослыми является постоянным и интенсивным;
- в семье ребенок получает первые уроки взаимодействия полов и будущей семейной жизни;
- родители формируют отношение к трудовой и учебной деятельности и требованиям ответственности перед обществом;
- семья обеспечивает общение детей в различных сферах родственных, бытовых, соседских, трудовых и досуговых контактов и отношений;
- эмоционально-психологический микроклимат, основанный на тесной и неповторимой близости воспитанников и воспитателей, невозможно воспроизвести ни в каких других социальных институтах, кроме семьи.


Во-вторых, процесс социализации ребенка в современной семье становится особенно сложным и неоднозначным, поскольку в нынешних социально-экономических условиях жизни российской семьи имеется ряд неблагоприятных тенденций:

- неуклонно снижается рождаемость;
- сокращается количество детей в семье;
- снижается жизненный уровень;
- повышается нестабильность браков;
- снижаются возможности семьи по удовлетворению насущных потребностей детей, что способствует понижению воспитательного потенциала семьи.


Кроме того, многие родители в связи с большой бытовой и производственной загруженностью испытывают недостаток времени для общения с детьми, многие их них не обладают достаточными знаниями для осуществления эффективного процесса воспитания, а также в связи с материальными затруднениями не могут создать условий для разностороннего развития детей.
Таким образом, семья, как один из важнейших факторов развития личности школьника, часто является причиной возникновения отклонений в поведении ребенка. В преодолении негативных влияний семьи большую роль может сыграть учитель. Воспитательные воздействия семьи и учителя, сфокусированные на личности школьника, должны быть гармонично и диалектически сочетаемы, взаимообусловлены и взаимодополняемы. Целью работы учителя с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением является обеспечение максимально благоприятных для ребенка условий развития, поскольку учитель, обладая знаниями в области психолого-педагогических, этико-эстетических и других дисциплин, является лицом профессионально-компетентным и личностно заинтересованным в решении возникающих проблем.


Учителю необходимо знание особенностей современной семьи, тенденций ее развития и роли семьи в возникновении отклоняющегося поведения младшего школьника необходимо учителю для успешного решения следующих задач:
- выработка единого с родителями взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка;
- правильное определение цели и задач воспитания в имеющихся условиях социально-педагогической ситуации развития ребенка;
- изучение ребенка с разных позиций и под разным углом зрения;
- выработка общей методики и техники воспитательных воздействий, координация и корректировка их в различных жизненных ситуациях;
- установление эмоционально-положительных взаимоотношений в системе «учитель-родители-ребенок».
Источник: Жукова, М.В. Подготовка будущего учителя к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением : монография / М.В. Жукова; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск : Изд-во Южно- Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2019. - 329 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.