На главную Профилактическая работа психолога в школе Компьютерная зависимость О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних - Технология работы с семьей «Семья и школа вместе» (FAST)
О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних - Технология работы с семьей «Семья и школа вместе» (FAST)
Профилактическая работа психолога в школе - Компьютерная зависимость
Индекс материала
О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних
Диагностические технологии
Технология работы с семьей «Семья и школа вместе» (FAST)
Технологии лечения и реабилитации
Приложения
Все страницы

 

Технология работы с семьей «Семья и школа вместе» (FAST)

Данная технология является одной из главных универсальных составляющих стандарт первичной профилактики вовлечения детей и подростков в деструктивные социальные эпидемии, рекомендуемых для внедрения в системе среднего образования РК.
Но, кроме того, технология FAST, при соответствующей модификации (стандартная программа в этом случае дополняется фрагментами тематического семейного консультирования по вопросам контроля компьютерного времени детей со стороны родителей) является основным компонентом эффективной первичной профилактики интернет-зависимости второго типа, поскольку цели, задачи, принципы и подходы в реализации FAST почти идеально соответствуют приоритетным мишеням, имеющим особое значение при формировании интернет-зависимости второго типа.
Программа «FAST – семья и школа вместе» представляет собой комплексное высокоструктурированное взаимодействие специалистов – школьных психологов, социальных педагогов, иных специалистов, занимающихся воспитательной работой в учебных заведениях, – с родителями и детьми, обучающимися в данном учебном заведении.
Конечной целью FAST является повышение уровней адаптации, социализации и успешности в быту, школе и обществе за счет реализации основных задач и компонентов программы:
- выстраивания системы запретных факторов для ребёнка;
- поддержки родителей и усиления родительской позиции;
- расширения участия родителей в делах школы, укрепления социальных взаимоотношений с другими родителями в школе и учителями;
- снижение риска повседневного стресса для ребёнка и семьи;
- снижение риска злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами;
- снижение риска вовлечения в психологическую зависимость (включая игроманию, интернет-зависимость).
Программа FAST была разработана доктором Линн МакДональд, профессором исследований по социальной работе Университета Мидлсекса (Великобритания) на основании социоэкологической теории детского развития.
Программа включает универсальный восьминедельный учебный план для построения отношений между родителями и детьми, родителями и школой, а также между родителями и местным сообществом. После успешного завершения программы родители продолжают встречаться каждый месяц. Это поддерживает достигнутый уровень результатов и способствует дальнейшим позитивным изменениям.
В рамках реализации программы, в ходе еженедельных занятий, дети и родители принимают участие в мероприятиях, разработанных для улучшения результатов по всем направлениям и компонентам программы. Эти мероприятия включают:
- пояснение ролей и обязанностей участников объединенных групп;
- наставничество сиспользованием специальных таблиц;
- разработка флажков семьи;
- подготовка специального угощения и общения семей в объединенной группе;
- разучивание приветствия FAST;
- разучивание специальных имитационных упражнений: «каракули», «шарады чувств», «время другом», «родительский час», «детский час», «особая игра», «дождь»;
- семейный ужин;
- семейные игры;
- выслушивание и общение;
- непосредственное общение родителей с о своим ребенком;
- налаживание отношений с другими родителями и обществом.
Программа FAST представляет собой всемирно признанную практику с доказательной эффективностью в отношении достижения заявленных целей. В истории применения данной программы во многих странах (Австрия, Австралия, Великобритания, Германия, Голландия, Канада, Россия, США и др.) наблюдались самые высокие результаты и показатели среди аналогичных программ. Данную программу официально рекомендует UNODC – авторитетное агентство Организации Объединенных Наций – в качестве эффективного средства первичной профилактики распространения химической и психологической зависимости.
В Казахстане внедрение FAST было начато в 2010 году в рамках пилотного проекта UNODC в 4-х школах. Оценка промежуточных результатов реализации программы подтвердила ее высокую эффективность. В ходе реализации пилотного проекта была подготовлена региональная команда тренеров (6 специалистов), которые могут проводить соответствующие семинары-тренинги для внедрения FAST в конкретных образовательных учреждениях.

Технология аддиктологического консультирования

Аддиктологическое консультирование – это специфическая форма психологической помощи, направленной, в данном случае, на снижение рисков формирования интернет-зависимости второго типа (речь идёт о рисках почти полного замещения реальной активности ребёнка или подростка на виртуальную активность, зависимость от данной формы коммуникации, существенно искажающей развитие индивида. Данный тип зависимости необходимо различать с типичными признаками формирующейся компьютерной игромании – интернет-зависимости первого типа).
Аддиктологическое консультирование является более дифференцированной технологией психологического воздействия (в сравнении, например, с технологией FAST), учитывающей специфику основных мишеней и начальных проявлений компьютерной зависимости.
Основной целевой группой здесь являются дети (старшего школьного возраста), подростки с признаками чрезмерного увлечения компьютерными технологиями, их родители.
Аддиктологическое консультирование может осуществляться специалистом-психологом, врачом - аддиктологом (наркологом), специалистом по социальной работе, прошедшими тематическое усовершенствование, либо специальные курсы по профилю аддиктологического консультирования.
Основные задачи аддиктологического консультирования совпадают с этапами реализации данной технологии:
- на первом (диагностическом) этапе необходимо уточнить характеристики семейной системы – функциональная, дисфункциональная семья, – уточнить специфику дисфункциональных компонентов (правила, роли, иерархия и т.д.); выяснить форму контроля над поведением ребёнка и ролевые функции родителей в отношении структурирования времени, рода занятий, выполнения домашней работы, учёбы в школе и других форм активности, соответственно, уточнить степень свободы и самоорганизации, которая допускается в семье. Эти сведения лучше собирать отдельно у родителей и детей (для чего иногда необходимо несколько встреч), и уже после того, как установлен хороший терапевтический контакт, как с родителями, так и с детьми. В этом случае диагностические сведения будут существенно более полными и откровенными;
- на втором (коррекционном) этапе выясняется характер представлений о зависимом поведении и степени осознания наличия данной проблемы, в первую очередь, у ребёнка (подростка), по поводу которого проявлена озабоченность, но также и у его родителей. Далее, с учётом выявленных особенностей репрезентации (желательно цитирование конкретных высказываний подростка, его родителей о зависимом поведении и его последствиях), поводится «обогащение», коррекция и формирование оптимальных терапевтических контекстов: подростка информируют о том, что такое зависимость (в частности – интернет-зависимость); чем такое поведение может повредить или даже перечеркнуть будущее человека; каким образом возможно избежать прогрессирующего формирования зависимости; а также о том, как усилить свои характеристики и повысить шансы на успех в реальной жизни. Необходимая информация даётся в доступной форме, возможно более наглядно, в рамках диалога, с подчёркиванием значимости реакций собеседника на сказанное «а что ты сам думаешь по этому поводу?», «а как у тебя с этим?», «а как бы ты решил эту проблему?» и т.д.
Информация для родителей дается несколько в ином ключе. Здесь важно донести роль отношений в семье и особенно родительско-детских отношений в том, что способствует формированию зависимости (например: формальное, незаинтересованное общение; попустительство или гиперопека; навязывание чужеродных сценариев, неприемлемых для ребёнка; установление правил поведения, которые невозможно соблюдать; двойные сигналы, на которые невозможно ориентироваться; игнорирование принципов организации-самоорганизации и др.), и в том, что отодвигает ребёнка от такого рода рисков. Далее, показать, как могут применяться эти отношения, например, за счёт участия в программе «Семья и школа вместе (FAST)», когда имеет место активное сотрудничество с подготовленными специалистами и реальное, пошаговое продвижение к той модели семейных отношений, которая в наибольшей степени способствует преодолению имеющихся проблем, в том числе касающихся признаков появления компьютерной зависимости у детей.
Данный этап полезно завершать констатацией разницы между тем, что родители и их дети знали о проблемах, связанных с формированием компьютерной зависимости «до» и «после» проведения соответствующего аддиктологического консультирования;
- на третьем (организационном) этапе, вначале с родителями, а затем на общей встрече консультанта с родителями и детьми, обсуждаются условия семейного договора организации-самоорганизации контроля времени подростка, в том числе и компьютерного времени. При этом оговоренные условия, в конечном итоге, должны быть приемлемыми и выполнимыми как со стороны родителей, так и со стороны подростка. Эти условия должны включать способы реальной мотивации подростка на выполнение данного договора, а также – способы компенсаторной активности (за счёт времени, ранее использовавшегося на интернет-коммуникации), которые по степени интереса не должны уступать компьютерному общению. В ходе обсуждения настоящего договора ребёнок (подросток) должен получить эмоциональный импульс – сигнал того, что начинается новая достаточно интересная жизнь, в которой семейные отношения значительно «потеплели», а степень заинтересованного внимания к нему – существенно увеличилась. Этот договор может быть озвучен устно или подписан на бумаге (по желанию участвующих сторон). Однако в любом случае процедура его финального утверждения должна носить оттенок глубины, серьёзности и торжественности. В заключительном обращении консультанта к участникам встречи эти терапевтические моменты могут быть усилены.

Технология экспресс-психотерапии

Экспресс-психотерапия – практика использования достаточно специфических методов и средств профессиональной психотерапии с целью достижения значительных, устойчивых и продолжающихся конструктивных изменений у клиентов в ограниченные временные периоды (1 - 3 терапевтические сессии).
Экспресс-психотерапия в технологическом плане – двухуровневая коммуникация, в ходе которой на поверхностном технологическом уровне реализуются структурированные техники полимодальной психотерапии, а на глубинном – универсальные механизмы терапевтических изменений. Соответственно, важны как осознаваемая активность личности клиента (поверхностный структурно-технологический уровень), так и синергетическая активность внесознательных инстанций, обеспечивающая гиперпластику необходимую для терапевтических изменений (глубинный уровень коммуникаций). Последняя актуализируется за счёт специальных мета-технологий, что требует особой подготовки специалиста-психотерапевта.
Главной задачей экспресс-психотерапии (ЭП) на рассматриваемом этапе аддиктологической помощи, является снижение рисков и редукция начальных проявлений зависимости у лиц с признаками формирования интернет-зависимости второго типа. Соответственно последние являются основной группой, охватываемой данной технологией.
Методика проведения ЭП с клиентами, у которых имеются начальные признаки вовлечения в компьютерную зависимость 2-го типа, имеет свои особенности, связанные, в основном, с тем, что существенная часть охватываемого контингента представлена детьми старшего школьного возраста и подростками, то есть лицами с незрелой психикой. Отсюда - необходимость интенсивной терапевтической работы с двумя типами мишеней: универсальными (актуализация потенциала и свойств психологического здоровья-устойчивости) и актуальными (формирование устойчивой мотивации на отказ от зависимого поведения; проработка и закрепление альтернативных жизненных сценариев; решение актуальных проблем, связанных с реализацией последних). Имеет значение и то, что у клиентов с начальными признаками формирования компьютерной зависимости, как правило, отсутствуют очевидно вредные последствия такого рода зависимости (например, в виде признаков психического, соматического неблагополучия, тяжёлых проблем в школе, семье, социального аута и др.). Данное обстоятельство, с одной стороны, существенно осложняет процесс психотерапии в силу неосознанности, «непережитости» контраргументов того, почему всё же не стоит продолжать сверхинтенсивную работу с компьютером, которая оборачивается существенными потерями здоровья и социальными потерями. В тоже время можно отметить и позитивный момент – несформированность или неполная сформированность биологического механизма патологического влечения – основного рычага, возвращающего клиента к привычному способу патологической адаптации. В связи со всем сказанным, основная идея экспресс-психотерапии, проводимой с данным контингентом, заключается в «достраивании» и актуализации тех личностных свойств, которые способствуют осознанному выбору в критической ситуации; разворачивают панораму и «проживание» неизбежных вредных последствий в случае продолжения практики зависимого поведения; драматическом проживании конфликта, терапевтической конфронтации между позитивным сценарием и его ценностями - с одной стороны, и сценарием развития компьютерной зависимости – с другой стороны, с последующей дезактуализацией и удалением деструктивного сценария из осознаваемых и неосознаваемых горизонтов психики клиента. Попутно, как уже говорилось, должны быть решены проблемы формирования конструктивных копингов и ресурсной мета-позиции в сфере взаимодействия с основными агентами со-бытия.
Основные этапы и технологические блоки ЭП, проводимой с профильными клиентами, следующие.
На первом этапе устанавливается доверительный контакт, формируются терапевтические отношения. За счёт использования мета-технологий ЭП актуализируется глубинный уровень терапевтической коммуникации, формируется «пространство психотерапии» с полным набором гиперпластических характеристик клиента.
На втором этапе проводится диссоциация личностных статусов клиента, актуализируется и подкрепляется «сильное Я» клиента, ориентированное на достижение долгосрочных результатов и на сущностное решение проблем. С этой целью используют такие структурированные техники полимодальной экспресс-психотерапии, как «матрёшка» - ролевое разыгрывание сценария видеоклипа с последовательно меняющимися образами клиента: 1) родители хотят видеть меня…, 2) учителя хотят видеть меня…, 3) друзья хотят видеть меня…, 4) компьютер хочет видеть меня… (здесь возможна эксплуатация образа клиента в виде приставки к компьютеру, т.е. зависимого, управляемого человека), 5) а на самом деле я… (здесь важно сформировать образ самодостаточного устремлённого в будущее человека, знающего, чего он хочет в жизни, и умеющего достигать своих целей; образ должен быть достаточно ярким, рельефным, запоминающимся). В ходе реализации данной техники клиент последовательно выступает в роли режиссёра, суфлёра, дублёра, основного актёра. Таким образом, с разных позиций формируется образ себя - ресурсного, который существенно отличается от навязанных сценарных ролей и может противостоять формированию зависимости. Продолжением данной техники может быть разыгрывание диалога между сильным ресурсным Я клиента и его слабым зависимым Я с моментами терапевтической конфронтации, с выяснением сфер компетенции, ответственности и подчинения. Однако такого рода конфронтация полезна только при готовности клиента к развороту события в этом направлении. При отсутствии признаков заинтересованности лучше переходить к следующему этапу.
На третьем этапе формируется (актуализируется) конструктивный жизненный сценарий. С этой целью клиенту предлагается выстроить линию собственной жизни от прошлого (здесь клиенту предлагается вспомнить свои детские мечты и представления о будущем) к будущему, выстроить картину этого будущего - кто он, чего достиг, кто рядом с ним, в каких он отношениях с этим окружением, что чувствует, кого хочет поблагодарить за достигнутый результат. При выстраивании этой композиции важно не торопить клиента, дать ему возможность прочувствовать свою будущую роль, оценить её преимущества, сформировать внутреннюю мотивацию к достижению планируемого статуса. Далее рекомендуется несколько раз пропутешествовать вдоль линии жизни и неспешно, в темпе, который удобен клиенту, рассказать о тех событиях, которые, по его мнению, будут продвигать его к желаемому результату. Терапевт должен ненавязчиво сопровождать клиента в этом «путешествии», помогать преодолевать возможные заминки, вроде «я же не знаю, что со мной может случиться…» и т.д., фразами: «сейчас это неважно, ты только попробуй и посмотри что получится…», «давай пофантазируем, хуже от этого не будет, это так замечательно – фантазировать о своём будущем, когда у тебя много времени впереди…». При этом у клиента снижается стартовый порог нерешительности, ответственности, с одновременным повышением мотивации к достижению результата. Таким образом, в ходе прохождения линии жизни формируется позитивный сценарий с выстраиванием реальных событий и повышением мотивации к реализации данного сценария. Упражнение заканчивается тем, что клиенту предлагается подумать о препятствиях, которые могут помешать реализации этого сценария. Например, его чрезмерное увлечение компьютерными технологиями и всё более увеличивающийся отрыв от реальной жизни, трудности общения со сверстниками, неверие в себя, низкая самооценка и пр. Клиент должен сам сформулировать эти препятствия, а терапевт – подчеркнуть важность решений, которые могут быть приняты клиентом здесь и сейчас в отношении этих возможных препятствий, и конкретно – в отношении чрезмерного увлечения компьютерными технологиями. Как правило, при обсуждении данной темы у клиента появляются дополнительные вопросы о возможных последствиях компьютерной зависимости. Или же терапевт может ненавязчиво предложить обсудить эти вопросы в игровой интересной форме. В этом случае с клиентом разыгрываются две вспомогательные техники: «Лестница потерь» с демонстрацией всех возможных последствий вовлечения в социальную эпидемию компьютерной зависимости, а также «Два магазина» с иллюстрацией того очевидного факта, что на самом деле за компьютерное время чем дальше, тем больше приходится платить и не только деньгами. В тоже время - в «другом магазине», где можно приобрести реальные жизненные ценности, стоимость таких приобретений, особенно вначале, может показаться высокой (в смысле времени, необходимом для реального общения, учебы, взаимодействия со сверстниками, спорта и др.). Но в последующем это затраченное время вернёт клиенту много больше – успех, реализацию значимых жизненных планов, достижение того места в жизни, о котором мечтал. То есть в первом «магазине» ведётся нечестная «торговля» во вред клиенту, а во втором – честная, на пользу клиенту.
На четвертом этапе клиенту предлагается прорепетировать, прочувствовать те последствия, к которым могут приводить его решения в отношении отказа от зависимого поведения или, наоборот, потворствования компьютерной зависимости. С этой целью проводится техника «Витязь на распутье». Клиенту предлагается обозначить два возможных маршрута – сценария отказа от зависимого поведения и ограничения компьютерного времени, а также – сценария потворствования формирующемуся влечению с увеличением компьютерного времени. Желательно (в случае, если клиент праворукий – правша), чтобы линия первого сценария была направлена вправо, в светлую часть комнаты, а вторая линия – влево – в тёмную часть комнаты. Терапевт стимулирует данное построение невербальными подсказками. Далее с помощью стульев размечаются временные вехи соответствующих сценариев – 0,5 года, 1 год, 3 года, 5 лет. Клиенту объясняют сюжет сказочной картины «Витязь на распутье», обозначают камень (стул), где имеется надпись «Пойдёшь налево – найдёшь…, пойдёшь направо – найдёшь…». При этом скрыто эксплуатируется сценарий того, что поход налево (так часто бывает и в сказках, и в жизни) оборачивается серьёзными неприятностями, и чаще всего древние витязи погибали именно на этом направлении. Но в данном случае клиенту ничего не угрожает, - в этом путешествии он может хорошо и отчётливо прочувствовать разницу своего собственного физического, эмоционального состояния при прохождении этих временных сценариев. Далее клиенту, в той очередности и в том темпе, которые представляются ему приемлемыми, предлагают двигаться в избранном направлении, оставаясь в тех временных вехах, которые были обозначены ранее – 0,5 года, 1 год, 3 года, 5 лет. При этом клиенту предлагают усаживаться на стул, если он хочет - закрыть глаза и проанализировать свои ощущения, проговорив это вслух. После каждой такой остановки путешествие возобновляется, пока клиент не достигнет конечной точки – 5 лет. После чего необходимо вернуться в исходную точку и продолжить путешествие в другом направлении. Обычно разница в фиксируемом по обозначенным временным вехам состоянии нарастает по мере продвижения к конечной точке, в которой она достигает максимума. В случае если все предыдущие этапы технологии ЭП были реализованы правильно, то существенно более комфортное состояние фиксируется клиентом в конечной точке сценария отказа от зависимого поведения. Этот момент используется для укрепления последнего сценария и повышения мотивации на принятие решения в его пользу, что и предлагается сделать клиенту в завершение данного технического блока.
На пятом этапе клиенту предлагается вернуться на «линию жизни», сконструированную на третьем этапе ЭП, - в пиковую точку, когда исполнились все его планы в отношении профессиональной карьеры, личной жизни и другого. Нелишним здесь будет ещё одно прохождение вдоль линии жизни и проговаривании основных событий, планируемых в будущем. В тоже время здесь обозначаются и те препятствия, которые необходимо преодолеть (эти участки можно обозначить стульями). При выстраивании этих «пунктов» терапевт спрашивает клиента о том, как можно было бы решить эти проблемы наилучшим образом, отсылая, тем самым, решение проблемы в будущее (при этом снимается груз ответственности и пороговое напряжение). Попутно выясняется стойкость решения в отношении зависимого поведения, принятого на предыдущем этапе. При достижении пиковой точки и актуализации ресурсных ощущений, свойственных человеку, достигнувшему серьёзных успехов, клиенту предлагается посмотреть на пройденный путь и вспомнить, как он решил все те проблемы, которые были обозначены соответствующими вехами (тем самым отсылая решение обозначенных проблем в прошлое). Находясь в ресурсном состоянии, клиент обычно с легкостью проговаривает варианты решения всего того, что ранее представлялось как проблемы и сложности, «а сейчас ничего этого будто и нет». Такие формулировки указывают на то, что сценарий преодоления имеющихся сложностей уже полностью усвоен, и последние из разряда «проблем» перешли в разряд «обычных жизненных обстоятельств», которые можно решать, не откладывая на потом.
На шестом этапе клиенту предлагают в этом обновленном поле настоящей и будущей жизни (при этом может эксплуатироваться вся площадь кабинета или тренингового зала, где проходит сеанс психотерапии) выстроить всех значимых агентов, с которыми ему приходится общаться в настоящем и придётся устанавливать отношения в будущем, – я сам, родные, друзья, соученики, сослуживцы, другие, весь мир вообще. Далее реализуется техника «Ресурсные поля». Её суть сводится к тому, что клиенту наглядно демонстрируют, а потом он и сам проигрывает варианты коммуникации и установления отношений с каждым из поименованных агентов. При этом основной урок заключается в том, что человек, как и весь мир, не плох или хорош, – он поворачивается к тебе той стороной, которую ты сам актуализируешь своими действиями и сигналами – агрессивными, конфронтационными или, наоборот, доброжелательными, направленными на установление сотрудничества и ровных, спокойных отношений. В ходе кругового общения со всеми основными персонажами клиент учится новым способам коммуникации и тут же получает обратную связь – позитивное подкрепление от задействованных участников. В завершение данного технического блока терапевт обращает внимание клиента на то, что всё поле настоящей и будущей жизни клиента может выглядеть как одно большое ресурсное поле, где можно чувствовать себя как в большом доме – хорошо и спокойно. При этом важно помнить о главном секрете – как сделать так, чтобы развернуть мир и его обитателей своей светлой стороной.
На седьмом этапе клиенту предлагается вернуться в точку настоящего, чтобы ещё раз оценить произошедшие с ним изменения и пережить конфронтацию между прежним способом движения по жизни и теми знаниями и умениями, которые он приобрёл в ходе терапевтической сессии (или 2-3-х сессий). С этой целью используется техника «Ресурсный разворот». В её первой части клиенту предлагается не «пятиться» по линии жизни, глядя всё время в то место, где раньше светил компьютерный экран и его тянуло в ту сторону. При этом за спиной клиента выстраивают препятствия из стульев, на которые он постоянно натыкается (психотерапевт следит за тем, чтобы клиент не получил травму). Постоянно усиливается чувство дискомфорта и даже агрессии клиента, не желающего рисковать и получать ушибы. На пике неприятных переживаний клиента драматическим образом разворачивают лицом в будущее (желательно, чтобы в перспективе было светлое окно), и при позитивном подкреплении терапевта и других участников процесса клиент теперь уже с лёгкостью и комфортом двигается по линии жизни, недоумевая, почему же этого не случилось раньше. При этом терапевт усиливает конфронтацию и отрицание прошлого, опасного способа передвижения, постоянно сопоставляя его с зависимым поведением. Формулы подкрепления следующие: «Но теперь это в прошлом… всё что мешало, уже ушло и растворилось без следа… теперь ясно и понятно, как двигаться дальше». В завершение данной техники клиенту предлагают в спокойном режиме расписать все необходимые мероприятия, способствующие его успеху на этом пути, на ближайшие месяцы. А также определить время, которое он в течение каждого дня будет затрачивать на важные дела, и какое время будет затрачено на работу с компьютером без ущерба для него самого.
Хорошим непосредственным результатом считается резкое ограничение компьютерного времени, фиксируемое в соответствующих планах, с невербальными проявлениями, сигнализирующими о спокойствии и достаточно комфортном состоянии у клиента, а также – появление новых пунктов в каждодневном расписании, не связанных с интернет-деятельностью.
В долгосрочной перспективе удовлетворительным результатом считается выдерживание данного графика с постоянным наращиванием активности по другим направлениям конструктивной деятельности клиента.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.