Страница 5 из 5
Приложение 1
ШКАЛА ЛОЖНЫХ ПАРИ
Перевод, адаптация, апробация - А.А. Карпов, В.В. Козлов
Назначение Шкала ложных пари состоит из двух пунктов DSM-IV, на которые можно ответить «Да» или «Нет». За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Можно набрать 1 или 2 балла. Эти два пункта позволяют с высокой точностью проводить различие между проблемными и обычными игроками (Нил и др., 2005).
Инструкция Ответьте, пожалуйста, на 2 вопроса. Возможны два варианта ответа: «Да» или «Нет».
Опросник
- Вы когда-нибудь испытывали желание ставить всё больше и больше денег на игру?
- Приходилось ли вам лгать близким или важным для вас людям о том, как много вы тратите на игру?
Обработка и интерпретация результатов: За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Можно набрать от 0 до 2 баллов. При ответе «Да» на один или оба вопроса, ставится предположение о проблемности игрока и требуется дополнительная консультация специалиста с целью определения масштаба проблем. Ответ «Нет» на оба вопроса, скорее всего, означает, что игрок не проблемный. Дальнейшая консультация - по желанию игрока (Джонсон, Хамер, Нора, Тан, Айнстенстайн, и Инглехарт, 1988).
Приложение 2
МАССАЧУСЕТСКИЙ ОПРОСНИК УВЛЕЧЕНИЯ АЗАРТНЫМИ ИГРАМИ (MASSACHUSETTS GAMBLING SCREEN) (МАGS)
Перевод, адаптация, апробация –А.А. Карпов, В.В. Козлов
Назначение: Массачусетский опросник (МАGS) разработан Шаффером, Ла Бриером, Скапланом, Каммингсом в 1994 году. Методика позволяет оценить подростковое увлечение азартными играми. Она состоит из 26 вопросов, отвечать на которые можно «Да» или «Нет», и содержит 2 шкалы. Четырнадцать вопросов заимствованы из краткого мичиганского скрининг-теста на алкоголизм (SMAST), а 12 вопросов - из DSM-IV. Этот опросник позволяет разделить подростков на патологических игроков, склонных к зависимости и непатологических игроков. Опросник имеет хороший уровень надежности и достоверности (Россен, 2001).
Инструкция: вам предлагается 31 вопрос и несколько вариантов ответа на каждый из них.
- Прочтите вопрос и варианты ответов на него.
- Выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и обведите кружком выбранный вами ответ.
Придерживайтесь следующих правил:
- Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит в голову.
- Не пропускайте вопросы. На каждый из них необходимо дать ответ.
- Отвечайте как можно более искренно. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Пожалуйста, приступайте к работе.
Опросник
1 |
Вы когда-нибудь играли в азартные игры (лотереи, бинго, ставки на спорт, игральные карты, кости, ставки на бега, другие игры на удачу)?
|
ДА
|
НЕТ
|
2
|
Вы когда-нибудь начинали играть или увеличивали время игры под воздействием психологического давления на вас, давления со стороны общества или из-за финансовых проблем?
|
ДА
|
НЕТ
|
3
|
Как вы считаете, много ли вы играете в азартные игры по сравнению с другими
|
МЕНЬШЕ
|
СТОЛЬКО ЖЕ
|
БОЛЬШЕ
|
4
|
Вы считаете нормальным то, как часто вы играете?
|
ДА
|
НЕТ
|
5
|
Ваши друзья и родственники считают, что вы не злоупотребляете азартными играми?
|
ДА
|
НЕТ
|
6.
|
Возникало ли у вас чувство, что что-то или кто-то заставляет вас играть, когда вы этого не делаете?
|
ДА
|
НЕТ
|
Если вы НИКОГДА НЕ ИГРАЛИ, ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 29
|
7.
|
Вы когда-либо испытывали чувство вины, вызванное азартными играми?
|
ДА
|
НЕТ
|
8.
|
Кто-нибудь из ваших родственников беспокоился или жаловался на ваше увлечение азартными играми?
|
ДА
|
НЕТ
|
9
|
Посещали ли вас мысли о том, чтобы прекратить играть или уменьшить время/деньги, которые вы тратите на игру?
|
ДА
|
НЕТ
|
10.
|
Всегда ли вы в состоянии прервать игру, если этого захотите?
|
ДА
|
НЕТ
|
11.
|
Возникали ли у вас проблемы или недопонимание с друзьями или родственниками в результате увлечения азартными играми?
|
ДА
|
НЕТ
|
12.
|
У вас были неприятности на работе/учёбе, вызванные вашим увлечением азартными играми?
|
ДА
|
НЕТ
|
13.
|
Вы когда-либо пренебрегали своими обязанностями на работе/учёбе/дома из-за игр?
|
ДА
|
НЕТ
|
14
|
Обращались ли вы к кому-либо за помощью из-за увлечения азартными играми?
|
ДА
|
НЕТ
|
15.
|
Задерживала ли вас милиция в результате каких-либо действий, связанных с азартными играми?
|
ДА
|
НЕТ
|
16.
|
Были ли вы когда-либо поглощены мыслями о том, как достать деньги на игру или воспоминаниями о своих прошлых играх?
|
ДА
|
НЕТ
|
17
|
Возникали ли у вас такие мысли за 12 последних месяцев?
|
ДА
|
НЕТ
|
18.
|
Повышали ли вы ставки, чтобы достичь желаемого удовольствия/возбуждения?
|
ДА
|
НЕТ
|
19.
|
Замечали ли вы, что количество обычно отводимого времени на игру приносит меньше удовольствия, чем раньше?
|
ДА
|
НЕТ
|
20.
|
Вы чувствовали себя беспокойным и раздражительным из-за уменьшения времени, потраченного на игру?
|
ДА
|
НЕТ
|
21.
|
Пытались ли вы снять игрой неприятные чувства (раздражительность, беспокойство)?
|
ДА
|
НЕТ
|
22.
|
Играете ли вы, чтобы забыть о проблемах или уйти от чувства беспомощности, вины, тревоги, депрессии?
|
ДА
|
НЕТ
|
23.
|
После проигрыша пытаетесь ли вы отыграться на другой день?
|
ДА
|
НЕТ
|
24.
|
Доставали ли вы деньги на игру нелегальным путём (подделка, мошенничество, кража, хищение?)
|
ДА
|
НЕТ
|
25.
|
Грозили ли вам из-за вашего увлечения азартными играми увольнением с работы, отчислением с места учёбы, разрывом важных для вас отношений или потерей возможностей карьерного роста?
|
ДА
|
НЕТ
|
26.
|
Занимали ли вы деньги на игру или чтобы расплатиться с долгами у друзей, родственников или коллег
|
ДА
|
НЕТ
|
27.
|
Вы делали попытки уменьшить или прекратить играть вообще?
|
ДА
|
НЕТ
|
28.
|
Сколько лет вам было, когда вы в первый раз попробовали играть?
|
|
|
29.
|
Укажите ваш пол
|
|
|
30.
|
Сколько вам полных лет?
|
|
|
31.
|
Насколько честно вы отвечали на эти вопросы?
|
Очень нечестно
|
Местами честно
|
Местами нечестно
|
Очень честно
|
Обработка и интерпретация результатов: Примечание: не все вопросы из опросника учитываются в подсчёте баллов.
- По каждому вопросу впишите выбранное значение в соответствующую строку.
- Подсчитайте сумму набранных баллов по вопросам 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15.
- Из полученной суммы нужно вычесть 0,62.
Классификация по MAGS:
Вопрос 6: |
нет = 0
|
да = 0,63
|
Вопрос 8:
|
нет = 0
|
да = 0,91
|
Вопрос 10:
|
нет = 0
|
да = 0,56
|
Вопрос 11:
|
нет = 0
|
да = 0,93
|
Вопрос 12:
|
нет = 0
|
да = 1,51
|
Вопрос 13:
|
нет = 0
|
да = 1,53
|
Вопрос 15:
|
нет = 0
|
да = 1,63
|
Сумма _________ Вычтите (-) 0,62 Итого __________
Если в итоге получилось отрицательное число, то респондент относится к группе непатологических игроков. Если в итоге получилось число от 0 до 2 включительно, то респондент в группе риска - он находится в процессе изменения и может стать патологическим игроком. Если в итоге получилось более 2, то респондент относится к группе патологических игроков. Правила подсчета баллов по второй части опросника (DSM-IV) Не все вопросы из опросника учитываются в подсчете баллов.
- По каждому вопросу впишите выбранное значение в соответствующую строку.
- Подсчитайте сумму набранных баллов по вопросам 16-27.
Классификация по DSM-IV:
Вопрос 16 |
нет = 0
|
да = 1
|
Вопрос 17
|
нет = 0
|
да = 0,5
|
Вопрос 18
|
нет = 0
|
да = 0,5
|
Вопрос 19
|
нет = 0
|
да = 0,5
|
Вопрос 20
|
нет - 0
|
да = 0,5
|
Вопрос 21
|
нет = 0
|
да = 1
|
Вопрос 22
|
нет = 0
|
да = 1
|
Вопрос 23
|
нет = 0
|
да = 1
|
Вопрос 24
|
нет = 0
|
да = 1
|
Вопрос 25
|
нет = 0
|
да = 1
|
Вопрос 26
|
нет = 0
|
да = 1
|
Вопрос 27
|
нет = 0
|
да = 1
|
Сумма __________
- Если сумма меньше 5 баллов, то респондент относится к группе непатологических игроков.
- Если сумма 5 и более баллов, то респондент относится к группе патологических игроков (Шаффер, Ла Бриер, Сканлан и Каммингс, 1994).
Приложение 3
КАНАДСКИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ОПРОСНИК (CAGI)
Перевод, адаптация, апробация - А.А. Карпов, В.В. Козлов Назначение: Канадский подростковый опросник (Canadian Adolescent Gambling Inventory) разработан в 2005 году (Виби, Уинн, Стинчфилд, Тремблей) для оценки уровня подросткового гемблинга в Альбертском институте исследования гемблинга в Канаде. Апробация методики проводилась в течение трёх лет на выборках: 472 студента из провинции Манитоба и Квебек, 2394 ученика общеобразовательных школ; 343 учащихся общеобразовательных школ прошли полное обследование; клиническую проверку прошло 109 студентов из общего числа респондентов. Методика включает 5 шкал (время, потраченное на игру; психологические последствия гемблинга; социальные последствия гемблинга; финансовые последствия гемблинга; шкала контроля), позволяющих определить уровень проблемного гемблинга подростка. Инструкция: вам предлагается 46 вопросов и несколько вариантов ответов на каждый из них. Прочтите вопрос и варианты ответов на него.
- Выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и обведите кружком выбранный вами ответ.
Придерживайтесь следующих правил:
- Отвечайте на вопросы, опираясь на 12 последних месяцев вашей жизни.
Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит в голову.
- Не пропускайте вопросы. На каждый из них необходимо дать ответ. Отвечайте как можно более искренно. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. Старайтесь избегать вариантов ответа: «Не могу сказать», «Нет ответа». Пожалуйста, приступайте к работе.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 МЕСЯЦА
Как часто вы играли на деньги или другие ценности в нижеперечисленные игры и сколько приблизительно времени в неделю вы тратили на них?
|
Как часто вы играли на деньги в нижеперечисленные игры и делали ставки?
|
|
Сколько времени вы тратили на этот тип игры в неделю?
|
|
Не играл за последние 3 месяца
|
1 раз в месяц
|
2-3 раза в месяц
|
1 раз в неделю
|
2-6 раз в неделю
|
Каждый день
|
|
15 мин и меньше
|
30 минут
|
1 час
|
2 часа
|
3 часа
|
4 часа
|
5 часов
|
6 час и более
|
1. Лотерейные билеты
|
1а
|
|
|
|
|
|
|
1б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Мгновенная лотерея
|
2а
|
|
|
|
|
|
|
2б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Благотворительные лотереи
|
3а
|
|
|
|
|
|
|
3б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Другие лотереи
|
4а
|
|
|
|
|
|
|
4б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Кости, карты, настольные игры
|
5а
|
|
|
|
|
|
|
5б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Терминалы видеолотереи
|
6а
|
|
|
|
|
|
|
6б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Блитто
|
7а
|
|
|
|
|
|
|
7б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Игровые автоматы в казино
|
8а
|
|
|
|
|
|
|
8б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Видеоигры на деньги или другие ценности
|
9а
|
|
|
|
|
|
|
9б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Интернет
|
10а
|
|
|
|
|
|
|
10б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Спортивные игры (футбол, хоккей и др.)
|
11а
|
|
|
|
|
|
|
|
11б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Спортивные игры через букмекера
|
12а
|
|
|
|
|
|
|
|
12б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Игра на скачках
|
13а
|
|
|
|
|
|
|
|
13б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Покер, блэк джек, рулетка в казино
|
14а
|
|
|
|
|
|
|
|
14б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Ставки на игры, требующие особых умений (бильярд, дартс, гольф и др.)
|
15а
|
|
|
|
|
|
|
|
15б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Ставки на спор, что вы сможете сделать что-либо необычное
|
16а
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Ставки на спор, что кто-либо другой может сделать что-либо необычное
|
17а
|
|
|
|
|
|
|
|
17б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. Бинго
|
18а
|
|
|
|
|
|
|
|
18б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. Другие формы и виды игр или ставок на деньги (поясните)
|
19а
|
|
|
|
|
|
|
|
19б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если за последние 3 месяца вы ни разу не играли ни в одну из перечисленных игр, то опросник завершён и вам не нужно отвечать на следующие вопросы. Если же за последние 3 месяца вы, хотя бы раз, играли в какую-либо из перечисленных выше игр, то, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
- Сколько денег вы потратили на азартные игры за 3 последних месяца? _______ рублей
Отвечая на следующие вопросы, учитывайте последние 3 месяца.
|
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
21
|
Вы испытывали чувство вины за потраченные на игру деньги?
|
|
|
|
|
22
|
Вы прогуливали занятия в школе, тренировки или занятия в кружках ради того, чтобы поиграть?
|
|
|
|
|
23
|
Вы тратили на игру денег больше, чем могли себе позволить?
|
|
|
|
|
24
|
Как часто вы думали о том, чтобы пойти поиграть?
|
|
|
|
|
25
|
Вы расстраивались или впадали в депрессию из-за потраченных на игру денег?
|
|
|
|
|
26
|
Пропускали ли вы встречи с родственниками или семейные собрания из-за игры?
|
|
|
|
|
27
|
Вы часто говорите об азартных играх?
|
|
|
|
|
28
|
Как часто вы расстраиваетесь, в результате игры?
|
|
|
|
|
29
|
Вы переставали встречаться со своими друзьями, которые не играют в азартные игры, а чаще встречались с играющими друзьями?
|
|
|
|
|
30
|
Вы планировали время на игру в вашем расписании?
|
|
|
|
|
31
|
Вы были не удовлетворены положением вещей во время игры или последствиями игры?
|
|
|
|
|
32
|
Как часто вы пропускали встречи с друзьями из-за игры?
|
|
|
|
|
33
|
Как часто вы ставили на кон только что выигранные деньги?
|
|
|
|
|
34
|
Вы испытывали стрессовые состояния из-за игры?
|
|
|
|
|
35
|
Ваши родственники или друзья жаловались на то, что вы слишком много играете?
|
|
|
|
|
36
|
Как часто вы играли дольше, чем планировали?
|
|
|
|
|
37
|
У вас возникали мысли, что было бы лучше прекратить играть вообще?
|
|
|
|
|
38
|
Вы играли вместо того, чтобы делать уроки?
|
|
|
|
|
39
|
Как часто вы тратили денег на игру больше, чем запланировали?
|
|
|
|
|
40
|
У вас возникала нехватка денег из-за игры?
|
|
|
|
|
41
|
Вы влезали в долги из-за игры?
|
|
|
|
|
42
|
Кто-нибудь давил или угрожал вам из-за долгов по игре?
|
|
|
|
|
За последние 3 месяца
|
|
|
Никогда
|
1-3 раза
|
4-6 раз
|
7 и более раз
|
43
|
Вы занимали деньги у родственников, друзей, других лиц?
|
|
|
|
|
44
|
Тратили ли вы предназначенные на обеды, одежду или кино деньги, чтобы поиграть или расплатиться с долгами по игре?
|
|
|
|
|
45
|
Вы продавали свои вещи, чтобы достать деньги на игру или расплатиться долгами по игре?
|
|
|
|
|
46
|
Как часто вы угрожали, запугивали, били людей, которые должны вам деньги, выигранные в азартные игры?
|
|
|
|
|
Укажите ваш пол:
Укажите ваш возраст:
Обработка и интерпретация результатов: Интерпретация проводится по 5 шкалам:
- Время, потраченное на игру.
- Психологические последствия гемблинга.
- Социальные последствия гемблинга.
- Финансовые последствия гемблинга.
- Шкала контроля.
- Необходимо подсчитать сумму набранных баллов по каждой шкале и сравнить их с приведённой ниже нормативной таблицей классификации подросткового гемблинга.
Время, потраченное на игру: Подсчитывается сумма времени, потраченного на игру, по вопросам 16 - 186 (где 0 минут = 0; 15 минут =0,25; 30 минут =0,50; 1 час = 1; 2 часа = 2; 3 часа = 3; 4 часа = 4; 5 часов = 5; 6 или более часов = 6). Шкалы последствий:
- Психологические последствия
Подсчитайте сумму баллов по вопросам 21, 25, 28, 31, 34, 37, где «НИКОГДА» = 0; «ИНОГДА» = 1; «ЧАСТО» = 2; «ВСЕГДА» = 3. Можно набрать от 0 до 18 баллов.
- Социальные последствия
Подсчитайте сумму баллов по вопросам 22, 26, 29, 32, 35, 38, где «НИКОГДА» = 0 баллов; «ИНОГДА» = 1 балл; «ЧАСТО» = 2 балла; «ВСЕГДА» = 3 балла. Можно набрать от 0 до 18 баллов.
- Финансовые последствия
Подсчитайте сумму баллов по вопросам 23, 40, 41, 42, 43, 44, 43,! 46, где «НИКОГДА» = 0 баллов. «ИНОГДА» = 1 балл; «1-3 РАЗА» = 1 балл; «ЧАСТО» = 2 балла; «4-6 РАЗ» = 2 балла; «ВСЕГДА» = 3 балла; «7 И БОЛЕЕ РАЗ» = 3 балла. Можно набрать от 1 до 24 баллов.
- Шкала контроля
Подсчитайте сумму баллов по вопросам 24, 27, 30, 33, 36, 39, где «НИКОГДА» = 0; «ИНОГДА» = 1; «ЧАСТО» = 2; «ВСЕГДА» = 3. Можно набрать от 0 до 18 баллов.
Классификация подросткового гемблинга
|
Незначительный риск
|
Низкий уровень риска
|
Средний уровень риска
|
Проблемный игрок
|
Психологические последствия
|
0 баллов
|
1-2 балла
|
3-8 баллов
|
9 и более баллов
|
Социальные последствия
|
0 баллов
|
1 балл
|
2-5 баллов
|
6 и более баллов
|
Финансовые последствия
|
0 баллов
|
1 балл
|
2-5 баллов
|
6 и более баллов
|
Уровень контроля
|
0 баллов
|
1-4 балла
|
5-9 баллов
|
10 и более баллов
|
Время, потраченное на игру
|
1 балл или меньше
|
1,25-3,75 баллов
|
4-11,75 баллов
|
12 и более баллов
|
Приложение 4
ВОСЬМИПУНКТНЫЙ ОПРОСНИК
Перевод, адаптация, апробация – А.А. Карпов, В.В. Козлов
Назначение: этот инструмент можно применять для определения проблем, связанных с игрой, если официальный диагноз игровой зависимости не требуется. Он был разработан Салливаном (1999) и содержит 8 пунктов. Контрольный список вопросов состоит из пунктов SOGS,DSM-IV и GA-20 и оценивается с помощью 3 вариантов ответов: «Да», «В большинстве случаев», «Нет». Ответ «Да» - 5 Баллов, «В большинстве случаев» - 3 балла, «Нет» - 0 баллов. Баллы по всем вопросам суммируются - 30 и более баллов означает нормальный социальный гемблинг, респондент имеет здоровые игровые привычки; 13-29 баллов - у респондента сформировано ненормальное отношение к игре - требуется консультация специалиста; 12 и менее баллов - проблемный игрок. Сформированные привычки и отношение к игре свидетельствует о проблемном гемблинге. В двух последних случаях рекомендуется дальнейшее обследование и постановка официального диагноза. Опросник отличается приемлемой внутренней согласованностью и ретестовой надежностью, также он показал высокие корреляции с SOGS (Нил и др., 2005).
Инструкция: вам предлагается 8 вопросов и 3 варианта ответов на каждый из них (а, б, в). Отвечать нужно следующим образом: Сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а, б, или в) в клетке на листе для ответов. Помните следующие правила:
- Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит в голову.
- Не пропускайте вопросы. На каждый из них необходимо дать ответ.
- Отвечайте как можно более искренно. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме необходимо поставить либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в специальном бланке.
Бланк ответов
Опросник 1. Перед тем как начать играть, определяете ли вы сумму, больше которой вы не можете потратить? а. Да, конечно. Я всегда слежу за своими расходами. б. В большинстве случаев я придерживаюсь планов своих расходов, но не всегда. в. Нет. Ограничения - это не для меня!
- Можете ли вы не поддаваться сильному желанию играть?
а. Да, без проблем. б. В большинстве случаев да, но иногда желание настолько сильное, что я не могу ему противостоять. в. Нет, при сильном желании я начинаю играть.
- Играете ли вы для того, чтобы справиться со стрессом и уйти от своих проблем?
а. Да, игра - это отличный способ забыться. б. Иногда, но игра для меня не единственный способ развеяться. в. Нет, для меня игра - просто развлечение. 4. Во время игры вы следите за тем, сколько вы выиграли и проиграли? а. Да, я всегда знаю, сколько я потратил денег. б. В большинстве случаев да, но в самый разгар игры следить за деньгами не всегда просто. в. Нет, когда я играю, я забываю обо всем на свете. 5. В разговорах об азартных играх, честно ли вы говорите о суммах, потраченных вами на игру? а. Да, без колебаний. б. Иногда, когда у меня есть желание. в. Нет, это моё личное дело.
- Вы когда-нибудь занимали деньги на игру?
а. Да, чаще чем мне хотелось бы. б. Иногда занимаю, но всегда быстро отдаю. в. Нет, я считаю, что играть в долг - не для меня.
- Вы пытаетесь отыграться в случае проигрышей?
а. Да, «госпожа Удача» не всегда улыбается мне. б. Иногда да, но я понимаю, что я могу проиграть еще больше в. Нет, если я проигрываю, то прекращаю играть. Небольшие выигрыши - небольшие проигрыши!
- Считаете ли вы, что можете перехитрить систему?
а. Да, и я знаю как. б. Иногда я думаю, что это возможно. в. Нет, нельзя контролировать удачу.
Обработка и интерпретация результатов: Подсчитайте сумму набранных вами баллов по ответам на каждый из вопросов (соответствующая цифра в скобках).
Ключ: 5 баллов начисляется за каждый из ответов: 1а, 2а, Зв, 4а, 5а, 6в, 7в, 8в. 3 балла начисляется за каждый из «б» ответов: 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86. 0 баллов начисляется за каждый из ответов: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6а, 7а, 8а. 30 и более баллов - вы социальный гемблер, ваши ответы указывают на то, что у вас здоровые игровые привычки. 13-29 баллов - у вас сформировано ненормальное отношение к игре. Этот уровень указывает на потенциальное наличие проблем. Требуется консультация специалиста. 12 и менее баллов - вы проблемный игрок. Сформированные привычки и отношение к игре свидетельствуют о проблемном гемблинге. Запишитесь на консультацию к специалисту.
Приложение 5
ВОПРОСЫ СЕМЬЕ И ДРУЗЬЯМ ИГРОКА
Перевод, адаптация, апробация - А.А. Карпов, В.В. Козлов
Назначение: методика разработана Линдой Берман и Мэри - Элен Сигел в 1998 году (Берман и Сигел, 1998). Позволяет определить есть ли в вашей семье проблемный игрок. Некоторые вопросы могут показаться не связанными с азартными играми. Как утверждают авторы методики, ключ к пониманию азартного поведения и проблем, связанных с ним, едва уловим. Ряд игроков может соответствовать многим из этих критериев, другие - лишь небольшой части. Эти вопросы не диагностируют тяжесть и масштаб проблем, связанных с азартным поведением или размером ставок. Вопросник позволяет определить, живете ли вы с человеком, который играет слишком много.
Инструкция: перед вами список из 26вопросов. Внимательно прочтите каждый вопрос и дайте на него ответ «Да» или «Нет». Запишите свой ответ рядом с каждым вопросом или в специальном бланке. Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Не пропускайте вопросы. На каждый из них необходимо дать ответ. Отвечайте как можно более искренно.
Бланк ответов
1 |
|
7.
|
|
13.
|
|
19.
|
|
25.
|
|
2
|
|
8.
|
|
14.
|
|
20.
|
|
26.
|
|
3.
|
|
9.
|
|
15.
|
|
21.
|
|
|
|
4.
|
|
10.
|
|
16.
|
|
22.
|
|
|
|
5.
|
|
11.
|
|
17.
|
|
23.
|
|
|
|
6.
|
|
12.
|
|
18.
|
|
24.
|
|
|
|
Опросник
- Вы озадачены тем, что вашей семье вдруг стало не хватать денег?
- Занимал ли подозреваемый вами человек деньги на оплату очередных ежемесячных счетов, притом, что общие суммы доходов, расходов и счетов остались прежними?
- Случалось ли, что ваши личные или имущественные ценности таинственно исчезали?
- Приходилось ли вам продавать личное имущество, чтобы выплачивать долги?
- Подозреваемый человек скрытен в отношении денег?
- Кажется ли вам, что подозреваемый вами человек более безответственен в обращении с деньгами, чем другие, и нереалистично взвешивает свои шансы?
- Обнаруживали ли вы существование тайных займов?
- Продолжает ли подозреваемый игрок обзаводиться новыми кредитными картами?
- Обращался ли к вам подозреваемый игрок с настоятельной просьбой совместно подписать кредит?
10. Произошли ли какие-нибудь изменения в плане управления деньгами? Пример: оплата счётов с опозданием или неоплата счётов.
- Изменились ли в последнее время приоритеты расходов?
Пример: отказ от своего автомобиля и переход на общественный транспорт, отказ от покупки новой одежды.
- Он (она) стал экономить на страховке, своём здоровье?
- Прибегал ли он к некоторым уловкам, чтобы получить деньги для вас?
Пример: переоценка некоторых расходов, сокрытие информации о доходах.
- Были ли у него какие-нибудь неприятности с законом из-за денег?
- Он (она) оплачивает счета далеко вперёд без каких-либо видимых причин?
- Вы заметили, что лицо избегает некоторых друзей, знакомых родственников?
- Вы подозреваете, что он (она) крадёт у вас деньги?
- Он (она) старается перевести тему разговора, когда вы пытаетесь обсудить расходы, доходы, состояние активов?
- Он (она) прекращает откладывать деньги, хотя раньше это делал (-а).
- Он (она) ищет новые способы заработать дополнительные деньги? Подрабатывает на второй работе или работает сверхурочно, хотя дополнительных расходов нет, и не предвидится, а доказательств дополнительного заработка нет?
- Вы часто слышите разговоры по телефону, касающиеся игры?
- Вам лгали, чтобы скрыть финансовые последствия азартных игр?
- Вы знаете, что он (она) играет на большие ставки?
- Он (она) играет все чаще?
- Он (она) скрывает, сколько ставит на игру?
- Вы когда-нибудь получали щедрые подарки в результате выигрыша?
Обработка и интерпретация результатов: Ключ: ответ «Да» - 1 балл; ответ «Нет» - 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по первым 20 вопросам. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 21-26. Если вы набрали 7 и более баллов по первым двадцати вопросам и хотя бы один балл по вопросам 21-26, то проблемы, возникающие в вашей семье, вполне могут быть связаны с увлечением азартными играми близкого вам человека. Если же по вопросам 21-26 сумма баллов равна 3 и более, скорее всего этот человек - проблемный игрок. Обратитесь к специалисту.
Приложение 6
ЖИВЕТЕ ЛИ ВЫ С ЗАВИСИМЫМ ИГРОКОМ?
Модифицированный вариант А.А. Карпова, В.В. Козлова
Назначение: 20 вопросов, разработанных Обществом анонимных игроков, - инструмент, позволяющий определить, живёте ли вы с зависимым игроком. Вопросник состоит из 20 вопросов. Отвечать можно «Да» или «Нет». Каждый ответ «Да» прибавляет к сумме один балл. Чем выше суммарный балл, тем больше проблем у игрока и тем с большей вероятностью ему потребуется специализированное лечение.
Инструкция: перед вами список из 20 вопросов. Часть из них адресована вашим собственным чувствам и мыслям, другая часть - поведению игрока. Внимательно прочтите каждый вопрос и дайте на него ответ «Да» или «Нет». Запишите свой ответ рядом с каждым вопросом или в специальном бланке. Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Не пропускайте вопросы. На каждый из них необходимо дать ответ. Отвечайте как можно более искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Бланк ответов
1 |
|
6
|
|
11
|
|
16
|
|
2
|
|
7
|
|
12
|
|
17
|
|
3
|
|
8
|
|
13
|
|
18
|
|
4
|
|
9
|
|
14
|
|
19
|
|
5
|
|
10
|
|
15
|
|
20
|
|
Опросник 1. Вы находите, что у вас много неоплаченных счетов? 2. Он/она часто отсутствует дома в течение длительных, необъяснимых периодов времени?
- Тратил (-а) ли он/она рабочее время на азартные игры?
- Считаете ли вы, что ему/ей нельзя доверять деньги?
- Говорил (-а) ли он/она, что перестанет играть, умоляя дать еще шанс, но играл (-а) снова и снова?
- Играл (-а) ли он/она дольше, чем был (-а) намерен (-а) и до тех пор, пока не кончались деньги?
- Пытался/пыталась ли он/она незамедлительно вернуться в игру, чтобы попытаться восстановить потери или выиграть?
8. Играл (-а) ли он/она, чтобы получить деньги для решения финансовых трудностей или, надеясь на то, что азартные игры принесут семье материальный комфорт и богатство? 9. Приходилось ли ему/ей занимать деньги на игру или на то, чтобы расплатиться с долгами по игре? 10. Совершал (-а) ли он/она незаконные действия, чтобы достать деньги на игру? 11.. Прячете ли вы деньги, необходимые для жизни, понимая, что если не сделаете этого, то семья может остаться без еды или одежды?
- Проверяли ли вы его/её одежду или кошелёк, чтобы проверить играет ли он/она?
- Прячете ли вы его/её деньги?
- Вы замечаете, что он/она изменился/ась?
- Лжёт ли он/она, пытаясь скрыть своё увлечение азартными играми?
- Вызывает ли он/она чувство вины, чтобы сбросить ответственность за азартные игры на вас?
- Вы пытаетесь контролировать его/её жизнь?
- Страдает ли он/она от угрызений совести или депрессии в связи с азартными играми?
- Возникали ли у вас мысли о разрыве отношений из-за его/её увлечения азартными играми?
- Считаете ли вы, что ваша жизнь кошмар?
Обработка и интерпретация результатов: Ключ: ответ «Да» - 1 балл; ответ «Нет» - 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по 20 вопросам. 1-3 балла - возможно, у подозреваемого человека есть проблемы, связанные с азартными играми. 4-7 баллов - игрок занимает пограничное положение между социальным и проблемным игроком. Возможно, что вы находитесь в эмоциональной зависимости от поведения этого человека. Рекомендуется консультация специалиста. 8 и более баллов - вы живете с проблемным игроком. Возможно у вас сильная эмоциональная зависимость от поведения этого человека. Вы можете находиться в состоянии хронического стресса, а ваше эмоциональное состояние обусловлено и зависит от его/ её эмоционального состояния. Вы нуждаетесь в срочной консультации квалифицированного специалиста.
Приложение 7
ВОПРОСЫ для ПОДРОСТКОВ
Перевод, адаптация, апробация - А.А. Карпов, В.В. Козлов
Назначение: 15 вопросов данной методики предназначены для подростков. Если вы обеспокоены тем, что происходит с вашим ребенком, то его честные ответы на представленные вопросы помогут вам оценить, насколько сильно азартные игры вторглись в вашу жизнь. Отвечать можно «Да» или «Нет». Каждый ответ «Да» прибавляет к сумме 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем больше проблем у подростка и тем с большей вероятностью ему потребуется специализированное лечение.
Инструкция: перед вами список из 15 вопросов. Внимательно прочтите каждый вопрос и дайте на него ответ «Да» или «Нет». 3апишите свой ответ рядом с каждым вопросом или в специально бланке. Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Не пропускай вопросы. На каждый из них необходимо дать ответ. Отвечайте к можно более искренно. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Бланк ответов
1. |
|
6.
|
|
11.
|
|
2.
|
|
7.
|
|
12.
|
|
3.
|
|
8.
|
|
13.
|
|
4.
|
|
9.
|
|
14.
|
|
5.
|
|
10.
|
|
15.
|
|
Опросник
- Вы занимали деньги на игру?
- Вы пытались отыграть проигрыши?
- Азартная игра - это то, чем вам нравится заниматься?
- Пропускали ли вы школу, спортивные и другие внеклассные мероприятия в связи с азартными играми?
- Есть ли кто-нибудь, кто обеспокоен по поводу вашего увлечения?
- Вы лжете друзьям или семье по поводу игры?
- Вы играли на деньги, которые должны были быть использованы для других целей (на обед, кружки, транспорт, одежду)?
- Крали ли вы деньги у друзей, из дома или с работы, чтобы вновь поиграть или вернуть игорные долги?
- Мысли об азартных играх занимают вас?
10. Вы пытались прекратить азартные игры, но у вас не получилось это сделать? 11. Вы носите с собой атрибуты игры (кости, игральные карты или лотерейные билеты)?
- Считаете ли вы, что азартные игры являются хорошим средством для зарабатывания денег?
- Берёте ли вы на игру большие суммы денег?
- Играете ли вы, чтобы избежать тревоги или разочарования?
- Вы продолжите играть, даже если это принесёт боль вам или вашим близким?
Обработка и интерпретация результатов: За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по 15 вопросам. 1-3 балла - возможно, у подростка есть проблемы, связанные с азартными играми. 4-6 баллов - у подростка сформировано ненормальное отношение к игре. Этот уровень указывает на потенциальное наличие проблем. Подросток занимает пограничное положение между социальным и проблемным игроком. Требуется консультация специалиста. 7 и более баллов - подросток является проблемным игроком. Сформированные привычки и отношение к игре свидетельствуют о проблемном гемблинге. Запишитесь на консультацию к специалисту.
|