На главную Младший школьный возраст Умственное развитие Психолого-педагогические особенности развития воображения учащихся начальных классов в изобразительной деятельности
Психолого-педагогические особенности развития воображения учащихся начальных классов в изобразительной деятельности
Младший школьный возраст - Умственное развитие

Развитие творческих способностей является одним из важнейших условий формирования личности. Система современного образования позволяет сформировать творческую индивидуальность детей на разных возрастных этапах. Чем младше ребёнок по возрасту, тем он более податлив обучению и освоению чего-то нового и неизведанного. Если с раннего возраста развивать творческие способности у детей, то в дальнейшем это может стать залогом успешного человека в будущем, который сможет находить решения в сложных ситуациях.


Формирование воображения у детей младшего школьного возраста сложный и в тоже время интересный процесс. Детей тянет ко всему красочному, яркому, фантастическому и увлекательному, тем самым активизируя мыслительную деятельность, позволяющую реализовывать творческий замысел, используя различные техники рисования (акварельными и гуашевыми красками, цветными и простыми карандашами, мелками и пастелью). Если не развивать творческое воображение и фантазию с раннего возраста, то в дальнейшем с годами способности творческой деятельности будут угасать.


Методологической и теоретической основой исследования явились:
-             научные труды известных психологов Б.Г. Ананьева. М.Я. Басова. Б.М. Вёличковского. Н.Н. Волкова. Т.С. Выготского. В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева. В.И. Киреенко. Б.Ф. Ломова, И.П. Павлова. Л.А. Регуш. И. Рока. С.Л. Рубинштейна. И М. Сеченова. В.Д. Шадрикова. ДМ. Узнадзе, Б.М. Теплова и др.;
-             исследования по детской психологии А.К. Марковой. Н А. Менчинской. В С. Мухиной, С.В. Филиной,
-             методические исследования по изобразительному искусству Г.В Беда, В.П. Зинченко, Л.А. Ивахновой, С.Е. Игнатьева, А.И. Иконникова. В.В. Корешкова, Н.Н. Кузина, В.К. Лебедко. Л.Г. Медведева. Н.Н. Ростовцева. Г.Б. Смирнова. В.Н. Стасевича, А.А. Унковского, А С. Хворостова. Н.К. Шабанова. Б.М. Юсова и др.; различные методические подходы к изобразительному творчеству детей О. И. Галкиной. С.Е. Игнатьева. Н.П. Сакулиной, Г.В. Лабунской. А.А. Люблинской. Б.М. Йеменского. Е.Е. Рожковой. Н.М. Сокольниковой. Е В. Шорохова. В С. Щербакова и др.;
-             теоретические и методологические работы в области теории развивающего обучения, концепций поэтапных формирований умственных знаний Д Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина. Н.Ф. Талызиной.


Важным моментом в развитии любого ребенка является переход от дошкольного детства к школьной жизни. Младший школьный возраст охватывает период от 7 до 10 лет и совпадает с обучением 1-4 классах начальной школы, характеризуется перестройкой всего организма и имеет свои особенности.
Воображение в семилетием возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами, многие дети способны представлять и жить в воображаемом мире. Трудно не поразится неуемной фантазией ребенка, красочным и неповторимым образам в рисунках. Развитие воображения на более высоком уровне оказывается у тех детей, которым уделяется значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности, задания которых требуют самостоятельного воссоздания новых образов. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.
Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное). на второй продуктивное. Первоначально воссоздаваемые образы характеризуют реальный объект, бедны деталями. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии в ходе описания картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия - образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня и становится наиболее продуктивно для развития психики. На этом этапе ребенок делает скачек в своем психическом развитии.
В возрасте 7-8 лет ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению.
У детей 7-10 лет развито положительное отношение к себе, и он уверен в своих силах, что позволяет ему проявлять эмоциональность и самостоятельность в решении бытовых и социальных задач.
Творческое воображение в этом возрасте имеет подражательный характер.
Авторитет взрослого человека очень важен для детей этого возраста. Необходимо контролировать творческий процесс, помогать при выполнении какого-либо задания, направлять в нужное русло, но ни в коем случае не выполнять работу за него. Дети в данном возрасте очень активны, не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном, любознательны, искренние, бурно проявляют эмоции, при неудаче в деле резко теряют интерес к продолжению какого-либо вида деятельности. Необходимо обращать внимание на достижения ребенка, хвалить и поощрять. Беседы и рассказы на интересные темы повышают творческую работоспособность юного художника, нестандартные занятия пробуждают творческий потенциал к неизведанному миру.
В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию 7-10 лет.
Психологами доказано, что на различных этапах жизни воображение широко включено в творческую деятельность человека. На значение воображения. фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи. изучавшие онтогенез психического развития. «Воображение и фантазия являются единым процессом мысленного преобразования действительности. Различие состоит в том. что воображение основано на имеющихся знаниях и опыте, а фантазия связана с созданием образов, не находящих воплощение в реальности» [112, с. 624].
Важность изучения воображения осознаётся психологами, педагогами-практиками. родителями учеников.
Л.С. Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности есть, но существуют и не являются главными для психического развития.
В. Штерн [24]. Д. Дьюи [8] утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. С.Л. Рубинштейн указывал на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Исследователи детского изобразительного творчестве» Н.П. Сакудина, [22.] Т.С. Комарова, Г Г. Григорьеве» [5], отмечают, что детское рисование является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. И В. Дубровина [9] рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве одного из видов творческого воображения.
Проблему изобразительных способностей изучали В.И. Киреенко [13] и Б. А. Сазонтьев [21], которые главное внимание уделяют их развитию у школьников.
Подчёркивая связь между мышлением и воображением. К.Д. Ушинский [23] говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Теоретические знания требуют наглядности, так как память имеет наглядно-образный характер. Особое значение на уроке изобразительного искусства приобретает так называемое «словесное рисование», ведь именно речь организует мышление ребенка. Дети затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, делают ошибки в масштабе изображений, так как в этом возрасте восприятие изображений еще несовершенно. Для этого педагог использует наглядные формы обучения: показ иллюстраций, схем, плакатов, таблиц разного рода. А на современном этапе помощь педагогу оказывают технические средства обучения. «В наше время использование средств информационно-коммуникативных технологий является важным условием для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности ребёнка, особенно это актуально для занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством» [16, с. 313]. Ребенок рисует не с натуры, а в большинстве случаев по памяти. Часто это смесь формального и схематического изображения, похожего на действительность, графический рассказ об изображаемом предмете. В рисунке отсутствует пластичность и перспектива, а предмет изображается в виде силуэта или контура, часто в фас и профиль.
У детей младшего школьного возраста воображение опирается на все возрастающие знания и на довольно значительный жизненный опыт.
Воображение у ребенка-школьника развивается так. что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой.
Образы воображения, возникающие у школьников I-II классов в процессе их творческой деятельности крайне неустойчивы, и легко изменяются под влиянием возникающих ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Воссоздающее воображение у учащихся I-II классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы постоянно меняются и неустойчивы. При повторном чтении текста учащиеся I класса обычно изображают другие предметы, а не те. которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.
Начиная с III класса процесс воображения все более совершенствуется. Так. образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить и з индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте тру дно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения. «Задача учителя организовать эмоциональный настрой на благоприятную и продуктивную работу » [25. с. 420].
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могу т быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях. представляя себе несу шествующего оппонента.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. «Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее» [6. с. 58].
Основной задачей изобразительного искусства является формирование духовной культуры личности, которая умеет видеть и понимать красоту  окружающего мира, способная воспринимать искусство, незаметное для других в повседневной жизни. «Эстетическое отношение к окружающему миру является одним из важнейших компонентов художественно- творческой деятельности, выражает определенные результаты психологического развития детей и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей каждого ученика» 117. с. 185]. Такая личность несравненно богаче в духовном и эстетическом плане. Однако умение созерцать прекрасное не всегда выражается у учащихся в навыках отобразить увиденное на бумаге. Боязнь детей изображать свои впечатления на альбомном листе появляется из-за отсутствия у них пространственного мышления, то есть неумения анализировать пространственные свойства и отношения реальных объектов к их графическому изображению.


Пространственное мышление в психологии принято разделять на два вида:
-             образная память.
-             образное воображение.
Образная память отражает предмет примерно в том виде, как он был воспринят (без мысленной переработки).
Образное воображение является новыми формами и подразделяется по способу создания на две группы.
-             первая группа - образы воссоздающего воображения;
-             вторая - образы творческого воображения.


Образы воссоздающего воображения - это новые образы, которые создаются на основе заданного материала (рисунка, репродукции, словесного описания) путем его мысленной переработки, например, представление и рисование всего изображения по точкам, изображение предмета по его словесному описанию.
Другое воображение - творческое, это когда создание новых образов не направляется, не диктуется заданным материалом (рисунком, репродукцией. схемой, описанием). В процессе творческого воображения формируются такие образы, реализация которых на практике приводит к созданию новых материальных ценностей. Творческое воображение характерно для конструкторов, изобретателей, архитекторов.
Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин, как геометрия, физика, черчение, технология.
Целью изобра зительного иску сства в начальных классах является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. «Активизация творческого воображения детей школьного возраста в современной системе образования является эффективным путем. приводящим к формированию у детей представления об окружающем мире посредством эмоционально-образного мышления. Художественная деятельность, развивающая воображение через занятия творчеством, помогает ребенку освоить технические умения и навыки видеть, понять, прочувствовать образы произведения искусства, способствует активном). целенаправленному' процессу воссоздания ребенком персонажей» [7, с. 145].
Воображение - это способность создавать новые образы, представления и идеи. Фантазия является разновидностью творческого воображения. Тема воображения активно изучается психологами, бизнесменами. Достаточно развитое воображение способно воплотить в жизнь новую идею. Прежде чем нарисовать картину, художник сначала представляет ее в своем воображении, а потом воплощает идею на листе бумаги или холсте.
Существует несколько видов воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное (непроизвольное) воображение - это процесс создания новых образов и идей без помощи внешней среды. Суть -заключается в создании и соединении различных образов воедино в результате ослабления сознательной деятельности и мышления. Произвольное воображение отличается от предыдущего тем, что моделирование новых образов происходит при помощи волевых усилий, человек сознательно начинает фантазировать. придумывая новые идеи. Этот вид воображения присущий каждому человеку, который сталкивается в повседневной жизни с решением не стандартных задач или попадает в нестандартные ситуации.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение - воспроизведение реальности в том виде, какова она есть, но с присутствием элементов фантазии.
Воображение рассматривали многие исследователи, изучением творческого воображения занимались психологи и педагоги: А.Г. Асмолов [2] рассматривал творческое воображение как качество личности. Б.Г. Ананьев [1] как основную жизненную необходимость. А Н. Леонтьев [15] как совокупность устойчивых смыслообразующих мотивов. С.Л. Рубинштейн |20] как динамическую тенденцию, обусловленную мотивами человеческой деятельности.
Кузин в своем источнике по психологии рассматривает художественное воображение как психический процесс появления новых образов и представлений, считает, что воображение является важным моментом в деятельности человека.
С.Л. Рубинштейн рассматривал воображение как элемент образного познания. По его мнению, образ является и воспроизведением (характеристикой памяти), и преобразованием действительности (характеристикой воображения) [ 201.
Л.Б. Ермолаева-Томина [10] считает, что воображение, прежде всего творческое (продуктивное), является наиболее ярким и типичным проявлением креативности. Даная способность определяется как индивидуально-психологическая особенность человека и выражает его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению.
Известный педагог-психолог В.С. Кузин [14] считает, что воображение является важным моментом в деятельности человека и определяет его как психический процесс появления новых образов, представлений.
По мнению Э.В. Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру - это творческое воображение или фантазия». Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления. что характерно для функционирования внутреннего плана действий. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, но и в других областях деятельности человека, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [11].
А. Энштейн считал, что умение воображать, выше многознания. ибо без воображения, нельзя сделать открытие. К. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение. Развитое, смелое воображение - это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления. На одной сту пени с воображением стоит и фантазия. Существует некоторая разница между' воображением и фантазией. Воображение - это умение мысленно создавать новые объекты и идеи на основе своих знаний. Фантазия - это умение мысленно создавать новые сказочные, нереальные идеи и объекты, невозможные ситуации на основе тех же знаний.
Французский психолог Т. Рибо [19] выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» [3, с. 1851. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том. что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то всё же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством».
Мы рассматриваем воображение как очень важный аспект для художественно творческого развития детей, потому что без воображения формирование творческих способностей в изобразительной деятельности невозможно. Поскольку' ребенок должен иметь какое-то представление для того, чтобы изобразить, например, «Полет в космос», «Путешествие на воздушном шаре». «Прогулка на Луне» представить себя в образе какого- либо героя или мысленно отправится на луну во время игры.
В познавательной деятельности наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в деятельности школьника играет воображение. Воображение необходимо в любой детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с различными техниками и видами, средствами и приемами изобразительного искусства, самостоятельно пробуют воплотить свои мысли, идеи и фантазии в художественной форме. «Ритм, симметрия, композиция, цвет являются средствами художественной выразительности не только произведения профессионального художника, но и детского рисунка. Если в дошкольном возрасте применение этих средств носит скорее активный эмоциональный окрас, то уже в младшем школьном возрасте характер и качество использования данных средств имеют логическое обоснование, подчиняются общей задумке, художественному замыслу рисунка» [4, с. 174|. СУ ЩНОСТЬ художественного воображения заключается, прежде всего, в том. чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять - такова логика творческого воображения. Педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения - развивающие методы. «Для достижения качественного эффекта обучения учителю важно применять приемы, способы и методы обучения, дающие наилучшие результаты. А также использовать продуктивные методы работы с обучающимися, выбирать принципы, способы, приемы и педагогические технологии, дающие положительный результат в обучении» [18|.
В соответствии с составленной программой и методической системой были составлены задания, в которые включены упражнения по формированию воображения и фантазии у детей младшего школьного возраста.
Ниже, в таблице №1 представлен комплекс заданий и тем уроков, которые апробированы в процессе художественно-творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Предлагаемый методический комплекс помимо заданий и упражнений, включает цели и задачи изобразительной деятельности; дидактические принципы обучения; обеспечение необходимыми наглядными пособиями. ТСО и т. д. Для того чтобы повысить эффективность развития воображения в изобразительной деятельности у детей 7-10 лет необходимо использовать следующие методы: репродуктивный, метод проблемного изложения, словесно-наглядный, где акцент делается на практический показ и подробное словесное объяснение педагогом приемов и способов ведения работы в изобразительной деятельности детей.


Таблица 1
Комплекс заданий по методике развития воображения учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства


п/п

Тема урока

Цель и задачи

Содержание занятий

Кол-во
часов

1

2

3

4

5

1

«Путешествие на воздушном шаре»

- выявить уровень знаний, умений и навыков обучающихся

Изобразить путешествие на воздушном шаре с высота полета. Бумага А-3, гуашь.

1 час

2

«Морозные узоры на стекле»

  1. выполнение и овладение определенными навыками изобразительной деятельности;
  2. формировать представление о колорите;
  3. обучение приемам,способам, средствам изображения;
  4. формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству в целом

Изобразить снежинки и зимние узоры на стекле гуашевыми красками в технике имитации печатной графики.
Бумага А-4, гуашь.

1 час

3

«Осенний ковер из листьев»

Нарисовать осенние опавшие листья на асфальте или на земле (кленовые, березовые, осиновые, рябиновые) гуашевыми красками. Бумага А-3, гуашь.

I час

4

«Фруктовый
натюрморт»

Выполнить натюрморт с фруктами гуашевыми красками (яблоки, бананы, ананас, груша, слива и т. п.). Бумага А-3, гуашь.

2
часа

5

«Меж берез и сосен тихо бродит осень»

Нарисовать осенний пейзаж (березовая роща, осины, кустарники) гуашевыми красками. Бумага А-3, гуашь.

2
часа

б

«Космический полет»

Изобразить по воображению, по представлению выход в атмосферу на летающем объекте. Бумага А-3. гуашь.

2
часа

7

«Забавный
клоун»

  1. углубленней закрепление ранее полученных зна- ний и умений:
  2. развивать воображение и художественные способности;
  3. вызвать устойчивый интерес и желание создавать свои образы в рисунках;
  4. воспитан, бережное отношение ко всему живому.

Придумать образ клоуна и изобразить на бумаге. Бумага А-3. гуашь.

2
часа

8

«Сказочная
Чудо-птица»

Придумать и изобразить образ сказочной птицы, передать характер, ее настроение. Бумага А-3. гуашь.

2
часа

 

 

 

 

 

9

«На деревьях снегири - словно отблески зари»

 

Изобразить снегирей на веточках. Бумага А-3. гуашь или акварель по выбору

2
часа

10

«Сказочный
замок»

 

Придумать и изобразить сказочный замок. Бумага А-3, акварель, гелиевая ручка.

2
часа

12

«В белую шубку одетый пейзаж»

 

Изобразить по воображению зимний пейзаж. Бумага А-3. гуашь.

2
часа

13

«Животные и птицы Игры в зимнем лесу»

 

Изобразить зимний пейзаж с животными и птицами. Бумага А-3, гуашь.

2
часа

14

«Зимние
забавы»

 

Выполнить по воображению рисунок зимнего пейзажа с введением фигуры человека

2
часа


Структура и содержание занятий разработаны в определенной последовательности. от простого к сложному. Представленный комплекс заданий для учащихся младших классов, заключаются в эффективном подходе. в обучении и непосредственном формировании воображения.
Итак, только тщательно продуманная организация процесса обучения изобразительному искусству помогает достичь одну из важнейших целей у роков изобразительного искусства - развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные нормы работы стимулируют школьников к творческому' добыванию и применению знаний и умений.


Библиографический список
1.           Ананьев Б.Г. Воспитание художественной наблюдательности школьников / Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 1940. 64 с.
2.           Асмолов А.Г. Психология личности: принципы. Общепсихологический анализ. Учеб, для вузов по спец. «Психология» / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.: ил.
3.           Выготский Л.С. Психология искусства. Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
4.           Горюнова С.В. Цвет как средство выразительности в образном решении портрета учащимися начальных классов / С.В. Горюнова И.Н. Полынская Образование в России и актуальные вопросы современной науки : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары. 25 декабря 2020 года. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». 2020. - С. 173-179.
5.           Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений Г.Г. Григорьева. - М., 1999. - 344 с.
6.           Гришанина В.Р. Педагогический рисунок как средство развития у школьников внутренней мотивации обучения на уроках изобразительного искусства / В.Р. Гришанина И Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (Тюмень. II января 2018 года). - Тюмень: ОМЕГА САИНС. 2018. -С. 57-61. 
7.           Даудова С.И. Развитие воображения у школьников через изобразительное искусство / С.И. Даудова И Обзор педагогических исследований. - 2021. Т. 3. - №4. - С. 145-150.
8.           Джон Дьюи. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. -Карапуз. 2009.
9.           Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия. 1999. - 464 с.
10.         Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект. 2003. - 304 с.
11.         Ильенков Э.В. Личность и творчество Э.В. Ильенков. - М.: Издательский дом «ЯСК». 1999. - 272 с.
12.         Карташева А.Д. Развитие фантазии и воображения учащихся на занятиях по композиции / А.Д. Карташева, О.А. Овсянникова // E-Scio. - 2021. - №5(56). - С. 623-629.
13.         Киреенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности / В.И. Ки- реенко. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. - 304 с.
14.         Кузин В.С. Психология. Учебник В.С. Кузин. - 3-е изд.. перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.
15.         Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
16.         Нагоричная М.Р. Обучение младших школьников Городецкой росписи в кружковой работе М.Р. Нагоричная. И.Н. Полынская // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Материалы конференции. Нижневартовск, 06-07 апреля 2020 года. Научный редактор: Д.А. Погонышев. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. 2020. - С. 313-317.
17.         Полынская И.Н. Воспитание эстетической активности школьников на уроках изобразительного искусства / И.Н. Полынская // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференция с международным участием. Нижневартовск. 01 декабря 2020 года. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. - С. 181-186. - DOI 10.36906 KSP-2020/30.
18.         Полынская И. Н. Методика обучения рисованию животных и птиц на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы / И.Н. Полынская, Т.В. Щуринова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №3. - С. 42. - IX 10.17513'spno.30833.
19.         Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения: пер. с фр. / Т. Рибо. - СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1901.  [2), VI, 232 с.; 20.
20.         Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019.-С. 713.
21.         Сазонтьев Б. А. К вопросу о развитии восприятия пространства и пространственных представлений у дошкольников / Б.А. Сазонтьев // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. - М.. 1961.
С. 96-104.
22.         Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей) : Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1973. - 208 с., ил.
23.         Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2 / К.Д. Ушинский. - С. 313-559.
24.         Штерн В. Дифференциальная психология и ей методические основы Die differentielle Psychologic in ihren methodischen Cirundlagen / В. Штерн; Послесл. А. В. Брушлинского и др.; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.
25.         Юшкова А.Д. Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства А.Д. Юшкова. О.А. Овсянникова И E-Scio. -2020.     - №6(45). - С. 417-426.

Источник: Педагогика и психология как науки формироианни потенциала современного общества: монография / И. А. Левицкая. В.И. Коннов. Е.Э. Домашина и др.; гл. ред. Ж.В. Мурзина. Чувашский республиканский ИНСТИТУТ образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 172 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.