На главную Младший школьный возраст Эмоциональная сфера Развитие изобразительных навыков у детей
Развитие изобразительных навыков у детей
Младший школьный возраст - Эмоциональная сфера

По мере того как дети растут, они обогащаются новыми знаниями, их врожденные навыки и способности раскрываются, а приобретенные — развиваются. По этой схеме происходят многие поворотные события в жизни малышей: именно так они научаются ходить, говорить и выводить каракули — прообразы рисунков и букв. В процессе развития дети проходят несколько так называемых нормальных стадий. Сразу оговорюсь, что эти стадии, как и примерная возрастная периодизация, могут служить лишь приблизительными ориентирами, поскольку понятие «нормы» в детской психологии трактуется достаточно широко. Родителям нужно помнить, что двух одинаковых детей не бывает. Дети развиваются естественно и осваивают новые навыки тогда, когда готовы к ним физиологически — одни раньше, другие позже. Малыши, которые обгоняют сверстников в чем-то одном, вполне могут отставать в чем-то другом. Раннее детство — очень насыщенный период в жизни ребенка, ведь он развивается физически и одновременно овладевает множеством новых умений.

Как правило, в девять-двенадцать месяцев, то есть примерно к году, малыши делают первые шаги. Но еще до того, как начать самостоятельно ходить, они преодолевают целый ряд ступеней: научаются сидеть, ползать и вставать. У младенцев растут и укрепляются мышцы, параллельно развиваются координация и контроль движений, способность удерживать равновесие. Поскольку маленькие дети неустанно исследуют окружающее пространство, они довольно быстро догадываются, за какие предметы можно ухватиться, чтобы подтянуться и встать, а какие лучше не трогать, чтобы не опрокинуть их и не упасть вместе с ними. И каким бы физически крепким ребенок ни выглядел, должно пройти еще несколько лет, прежде чем он сможет начать заниматься спортом.
Вербальные навыки у детей также развиваются поэтапно, по мере того как формируется их речевой аппарат и они все активнее взаимодействуют с окружающей средой. В два-три месяца младенцы начинают «гулить», к четырем — лепетать, то есть экспериментировать со звуками. Сегодня некоторые люди фиксируют едва ли не каждое мгновение своей жизни, потому в интернете с изрядной частотой появляются видеоролики, на которых симпатичные карапузы «подпевают» отцам, пытаясь попасть в ритм. Но ребенку нужно время, чтобы подготовить себя к реальному общению, не говоря уж о пении: у него должны развиться необходимые познавательные и речевые навыки, а кроме того, мелкая моторика, с помощью которой мы контролируем мышцы языка и губ. Иначе говоря, он должен научиться не только произносить звуки, но и распознавать простые фразы, а также соотносить звуковой образ слова с предметом и выражать в словах свои желания и потребности.
По схожей схеме развиваются и рисовальные навыки детей. Малыши начинают выводить на бумаге каракули только тогда, когда они к этому готовы физиологически и когда им это интересно — разумеется, если родители или воспитатели выделят им подходящее место и снабдят рисовальными принадлежностями, соответствующими их возрасту. Большинству родителей хорошо известно, что, схватив карандаш, малыш может подержать его несколько секунд, посмотреть на него, а затем уронить на пол или сунуть в рот. Согласно одной из гипотез, когда младенец размазывает еду по своему столику, он на самом деле делает жесты, предшествующие письму и рисованию. Всё может быть. Но стоит ли пытаться прыгнуть выше головы, когда ты еще не умеешь держать карандаш? То же самое можно сказать и об умении ходить и говорить. Только когда у ребенка выработается координация движений и достаточно окрепнет рука, то есть примерно к полутора годам, ему станет интересно оставлять метки на бумаге.
Примерно к двум годам малыши неплохо овладевают такими пишущими или рисовальными инструментами, как фломастер и толстый карандаш. Но даже тогда ребенок «рисует» в первую очередь для того, чтобы испытать новые ощущения. Он скорее прислушивается к движениям тела и руки, чем проводит связь между своими жестами и следами на бумаге. Карандашные штрихи кажутся случайными, непреднамеренными. Вскоре, однако, они превращаются в нечто совсем иное — каракули, которые выводятся уже совершенно сознательно и с определенной целью. Хотя взрослым они кажутся всего лишь хаотичными линиями, петлями и загогулинами, детям без них не обойтись: каракули — это первые попытки визуализировать свои ощущения, зафиксировать чувства и «записать» мысли о мире вокруг. Проще говоря, для маленьких детей рисунок — это текст.
Виктор Ловенфельд считает, что детское творчество свидетельствует об уровне эстетического, социального, физиологического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Другими словами, детские рисунки отражают не только когнитивные возможности своих авторов — то есть мышление, запоминание и способность рассуждать, — но и степень развитости их навыков (моторики, речи, восприятия, символизации) и способностей (сенсорных, социальных, культурных, способностей к ориентации в пространстве, к эмпатии и т. д.).

Взяв за основу ранние работы Сирила Бёрта и других психологов, Ловенфельд дал общие характеристики шести основным стадиям развития рисовальных навыков ребенка с двух лет до подросткового возраста:
1. Стадия каракулей (2-4 года): первые опыты самовыражения через случайные, разрозненные, а позднее — более сгруппированные метки, линии, каракули и круги.
2. Предсхематическая стадия (4-7 лет): первые попытки детей построить элементарные визуальные идеи и освоить простую символику — своего рода визуальную стенографию, позволяющую изображать людей, животных, места и предметы.
3. Схематическая стадия (7-9 лет): выработка представления о форме как специфической схеме или фигуре, выражающей что-либо. На этой стадии ребенок переходит к изобразительным символам: рисует фигуры, предметы, обращает внимание на композицию и цвет, располагает все элементы рисунка на одной линии.
4. Объединительная стадия (9-12 лет): начало реалистического подхода. Цвета становятся более естественными, растет число деталей, делаются первые попытки передать пространство.
5. Стадия псевдонатурализма (12-14 лет): формирование рационального мышления, четких представлений о человеческой фигуре и об окружающей среде; овладение приемами карикатуры и преувеличения.
6. Подростковое творчество (14-17 лет). В этот период дети начинают принимать самостоятельные решения, и их работы становятся всё более детализированными и сложными.


Согласно Ловенфельду, по изменениям в рисунках ребенка можно проследить развитие его представлений о себе и окружающем мире. Но если переход от одной стадии к другой заметить достаточно просто, то понять причины прогресса куда сложнее. Ловенфельд предполагает, что постепенное движение от одной стадии рисования к другой совпадает с биологическим развитием ребенка и совершенствованием его языковых навыков. В построении схемы эволюции рисовальных навыков он опирается на исследование видного швейцарского психолога Жана Пиаже «Речь и мышление ребенка», где умственное (когнитивное) развитие ребенка подразделяется на сенсомоторный период (от рождения до 12-14 месяцев), период дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет), период конкретных операций (7-12 лет) и период формальных операций (после 12 лет). По мнению Ловенфельда, можно с уверенностью сказать, что изобразительное творчество ребенка служит показателем уровня развития его мышления. И действительно, процесс рисования, особенно для маленьких детей, — это способ познания, способствующий взрослению.
С точки зрения автора нескольких популярных книг и преподавателя рисования Бетти Эдвардс, прогресс в детском творчестве определяется развитием головного мозга ребенка. Эдвардс отмечает, что латерализация, то есть разделение функций между полушариями мозга, идет постепенно на протяжении всего детства, отражаясь, в частности, на формировании речевых навыков и закрепляющихся примерно к четырем годам способностей к символизации в изобразительном творчестве. В биопсихологии (поведенческой неврологии) принято считать, что левое полушарие мозга отвечает за речь, понимание, арифметические расчеты и способности к письму, а правое — за ориентацию в пространстве, творчество и воображение, музыкальные и артистические способности. Согласно Эдвардс, завершающая стадия специализации полушарий мозга, наступающая, как правило, около десяти лет, сопровождается нарастанием противоречий в творческом самовыражении детей. Примерно в десять лет левое (вербальное) полушарие мозга становится ведущим, и оперирование именами и символами берет верх над пространственным восприятием, что, по мнению Эдвардс, мешает детям изображать вещи «реалистически» и подталкивает их к обозначению своих знаний символами.
Тем из нас, кто не раз восхищался причудливой фантазией юных художников, а также родителям и воспитателям, желающим больше узнать о рисунках своих детей и о том, как особенности рисования соотносятся с уровнем их развития, стоит обратиться к классическому труду Ловенфельда, который по сей день остается главным пособием по начальному художественному образованию. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и работы других видных практиков и теоретиков раннего обучения, арт-терапии, когнитивной и возрастной психологии, которые развили и дополнили выводы Ловенфельда.
Теперь самое время заметить, что вне зависимости от стадии развития ребенка его творчество не следует оценивать с эстетических позиций — исходя из того, насколько хорошо (или «реалистично») для своих лет он рисует. Взгляд на детские рисунки глазами взрослых обманчив. «Красота» в данном случае — не самое главное: дети рисуют не то, что красиво, а то, что они знают и что наполнено для них смыслом. Для малышей важен не столько результат, сколько процесс рисования, по ходу которого они размышляют и преодолевают трудности. Когда родители смотрят на рисунки своих детей, им предоставляется шанс увидеть, что происходит в сознании малышей. Большинство детей переходят с одной стадии развития на другую не потому, что их стимулируют и подталкивают к этому взрослые, а просто потому, что они растут.

Источник: Детский рисунок : пер. с англ. / Мэрилин Гудмен. — М. : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства «Гараж», 2020. — 192 с. : ил.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.