Страница 3 из 4
Сегодня, как Вы помните, речь пойдет о коррекции неадекватных способов саморегуляции ребенка. Непосредственно корректировать тип саморегуляции очень трудно. Практически это удается лишь со взрослыми клиентами, к тому же если последний готов к самоизменению. Опосредованные пути коррекции типа саморегуляции ребенка: 1. Устранение негативных последствий тех критических ситуаций, с которыми ребенок не справился - это невроз, психические нарушения, отклонения в поведении и т.д. 2. Устранение, по возможности стрессовой ситуации (например, в семье стрессором могут быть конфликты родителей и т.д.) 3. Гармонизация отношений у ребенка с окружающими людьми через "обращение" ребенка к другим людям и демонстрацию окружающим положительных сторон ребенка. 4. Включение ребенка в общение, обучение навыкам общения. 5. Создание общего положительного тонуса игровыми методами. 6. Коррекция самооценки и уровня притязаний (в случае необходимости повышение самооценки и понижение уровня притязаний). 7. Уменьшение тревожности личности ребенка игровыми методами. Такое опосредованное воздействие на личность ребенка позволит ему самому изменить свой тип саморегуляции. Надо сказать, что самокоррекция всегда эффективнее внешней коррекции. Гармонизация жизни и отношений ребенка ведут к общим положительным изменениям в его личности, в том числе, происходит смена типа саморегуляции. После работы с ребенком по гармонизации его личности (например, воспитание берет на себя бабушка в случае развода родителей) наблюдается изменение его поведения: ребенок становится более спокойным, меньше наблюдается у него истерик, капризов и др. негативных явлений. Это и свидетельствует о произошедшей перемене саморегуляции. Непосредственное воздействие на тип саморегуляции ребенка заключается в изменении реакций ребенка на критическую ситуацию. Например, при малейшей неудаче или запретах родителей ребенок сразу впадает в истерику. Эта реакция нарушает отношения ребенка с родителями и разрушает личность самого ребенка. Коррекция типа саморегуляции здесь должна заключаться в выработке у ребенка новых способов реагирования на запреты и неуспех (фрустраторы). Эта коррекция проводится тремя способами: 1. Личный пример взрослого в критической ситуации. Необходимо обеспечить наблюдение ребенком за реакциями взрослого на критическую ситуацию. При этом ситуация не должна касаться самого ребенка. Например, взрослый порезал палец, ребенок наблюдает. Те слова, те эмоции, которые продемонстрирует взрослый человек в таком положении могут запомниться ребенку, и если тот уважает и любит этого взрослого, то будет ему подражать и поступать так же. Критическую ситуацию в целях коррекции можно организовать заранее (например, специально споткнуться и сделать вид, что больно), главное заключается в привлечении внимания ребенка к саморегуляции взрослого. Возможно последующее обсуждение этой ситуации, объяснение ребенку почему взрослый поступает именно так. Мотивировать ребенка на соответствующее поведение в критической ситуации можно словами: "Так поступают в трудном положении взрослые, ты тоже можешь поступать как взрослый". Если быть, как взрослый, значимо для ребенка, то коррекция будет успешной. При достижении положительного эффекта необходимо повторить корректирующее воздействие для закрепления. 2. Второй способ коррекция саморегуляции ребенка - беседа, оговаривание того, как себя вести в критической ситуации. Это можно сделать игровыми методами. Например, кукла (роль ее будет исполнять психолог или воспитатель) может рассказать о своем трудном случае, неприятности и своем поведении в этой ситуации. Цель здесь состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой с куклой, создать положительное отношение к кукле (это вполне достижимо в практической работе с детьми) и убедить ребенка поступать так же, как и кукла. Этот способ, как и первый, приведет к положительным результатам лишь при длительной работе с ребенком, одна беседа может дать только очень кратковременный положительный эффект. 3. Проговаривание в игре, моделирующей критическую ситуацию, того типа саморегуляции, который желательно сформировать (например, разрешающий или терпеливый и т.д.). Игра часто проводится по какой-либо сказке или рассказу. Рассказ можно составить самим с обязательным включением в него критической ситуации и слов, которые герой сказки или рассказа говорит в этой ситуации. Обучение в игре адекватному типу саморегуляции приведет к тому, что ребенок сможет почувствовать, как можно иначе отреагировать на неприятные события, а также научиться определенным навыкам действования в критической ситуации. Коррекция саморегуляции должна осуществляться комплексно, т.е. включать в себя как опосредованные, так и непосредственные способы воздействия. Возможно использование сразу нескольких непосредственных способов коррекции. Обязательно при этом помнить о необходимости закрепления положительного эффекта, если он появляется и изменении способа воздействия, если он проводит лишь к негативным последствиям. Последнее может объясняться несоответствием конкретного способа воздействия личности ребенка. В этом случае нужно более четко отработать индивидуальный подход, лучше понять конкретного ребенка и только после этого действовать.
|