На главную Младший школьный возраст Личностное развитие Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция - Взаимодействие типов саморегуляции взрослого и ребенка
Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция - Взаимодействие типов саморегуляции взрослого и ребенка
Младший школьный возраст - Личностное развитие
Индекс материала
Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция
Диагностика типа саморегуляции ребенка
Диагностика и коррекция саморегуляции ребенка
Взаимодействие типов саморегуляции взрослого и ребенка
Все страницы

 


Для практической работы с детьми важно знать не только критерии диагностики саморегуляции и принципы коррекции, но и механизмы формирования саморегуляции в результате взаимодействия типа саморегуляции взрослого (воспитателя, психолога) и ребенка. Это очень важная проблема, т.к. в случае воздействия саморегуляции взрослого на саморегуляцию ребенка никакие коррекционные процедуры не будут успешны. При разнонаправленном воздействии коррекции и собственной саморегуляции ребенка ему будет нанесен большой вред. Поэтому каждому специалисту, работающему с детьми, важно знать свой тип саморегуляции и как он влияет на ребенка.
Ребенок смотрит, как взрослый справляется с трудными, эмоциогенными ситуациями, и "переносит" эти приемы в свои критические ситуации. Особенно важное значение для саморегуляции ребенка имеют те способы, с помощью которых взрослый успокаивает (регулирует), помогает ребенку. Например, если ребенок упал, плачет, а мать, уговаривая ребенка перестать, начинает ругать то, обо что он споткнулся, то тем самым она формирует внешненаправленную агрессивную реакцию на критическую ситуацию и акцентирует внимание на переживании ("вот как больно, это плохой камень виноват"), не учит ребенка стремиться к благоприятному разрешению ситуации через проявление собственной активности (например, убрать камень с дороги). Своими словами с обвинением того, обо что споткнулся ребенок (например, камень), мать сужает влияние ситуации, не обращая внимание ребенка на его собственные действия, на то, что, возможно, он сам виноват в случившемся. В ситуациях, подобных приведенному примеру, мать обычно добивается успеха, т.е. ребенок успокаивается, но это кратковременное достижение, т.к. сформированный матерью тип саморегуляции  ребенка  может обернуться против нее же (например,  в какой-либо трудной ситуации ребенок начинает ее обвинять,  т.к. привык на кого-то возлагать ответственность за сложившуюся сложную ситуацию). Кроме того, подобный тип саморегуляции приносит самому субъекту (ребенку) множество отрицательных переживаний, т.к. обвинение окружающих сопровождается гневом, а это и есть отрицательная эмоция. В данном примере также прослеживается тесная связь поведения взрослого (родителя) и ребенка в реализации типа саморегуляции.
Тип саморегуляции может быть описан через направленность и вид (тип) реакций человека на критическую ситуацию. Взрослый, обладающий определенным типом саморегуляции, формирует аналогичный тип и у ребенка.
Рассмотрим направленности реакций (по С.Розенцвейгу - фрустрационных реакций); внешнеобвинительную, самообвинительную и безобвинительную.
Внешнеобвинительная саморегуляция проявляется в упреках, обвинениях, угрозах по отношению к другому человеку, сопровождается ощущением своей правоты, уверенностью своей позиции, что дает возможность человеку с таким типом саморегуляции излить гнев, "катартировать" и чувствовать себя достаточно хорошо, впрочем, до того момента, когда критическая ситуация усложнится и подобный тип саморегуляции будет неэффективен. Такие ситуации имеют место если, например, окружающие люди перестают принимать человека с внешнеобвинительными реакциями, оказываются настроенными против него. Ориентация такого человека в сложившихся обстоятельствах ограничена суженным восприятием ситуации до видения в качестве причины неприятностей другого человека.
Самообвинительная причина проявляется двояко:
а) самоуничижение, признание своей вины. Этому типу саморегуляции сопутствует депрессия, неуверенность в себе, в свои возможности, низкая самооценка. Такого ребенка можно охарактеризовать как "забитого".
б) внешняя агрессия, обидчивость, обвинение другого человека в своих неприятностях. Это внешнее проявление самообвинительной реакции, которое не соответствует внутренним переживаниям и оценке субъектом ситуации, не проявляющихся во внешнем плане. "Внутренняя реакция", однако, все та же: самообвинение, самоуничижение.
Пример: ребенок капризничает, кричит, обвиняет, жалуется на других детей, а в то же время является легко обидчивым, тревожным, неуверенным. Внешнеобвинительное поведение в этом случае является, таким образом, компенсаторным, защищающим слабую и неуверенную личность.
Безобвинительный тип саморегуляции назван так именно потому, что человеком с таким типом никто не обвиняется в сложившейся критической ситуации и никто не заслуживает наказания. Типичные ответы человека с безобвинитльным типом саморегуляции: "Ничего страшного", "Бывает", резкие, отрицательные эмоции (гнев,раздражение и т.д.) отсутствуют.
Вопрос о том , какой тип саморегуляции желательно воспитывать у ребенка, решается воспитателем в зависимости от главного вопроса: надо ли каждый проступок наказывать, что считать наказанием и как себя вести в критической ситуации. Рассмотрим эти проблемы.
Считается, что обвинение другого человека в критической ситуации плохо, а обвинение себя - хорошо. Однако, как всякие прямолинейные оценки, такое понимание страдает упрощенчеством, кроме того, как было рассмотрено выше, самообвинение связано с глубокими нарушениями внутренней гармонии в личности - низкая самооценка, тревожность, нервозность и т.д.
Иллюзией является представление о том, что саморегуляция может быть "объективной", т.е. обвинять того, кто на самом деле виноват. Иллюзия и то, что можно разобраться в том, кто виноват (тем более, в том случае, если "судья" включен в ситуацию), т.к. чаще всего бывает, что виноваты все участники ситуации или случайные обстоятельства, или же ненамеренное действие одного человека. Вопрос о том кто прав или виноват, не относится к психологии. Саморегуляция человека зависит не столько от объективных условий, сколько от субъективной оценки ситуации. Само разбирательство может создать новую, производную от первой, критическую ситуацию, на которую следует новая реакция. Разбирательство, кто виноват, особенно, если оно проведено не тактично, может оскорбить человека и тот, даже если виноват, может не согласиться с вынесенным решением и обвинять другого человека.
Это, конечно, не означает того, что надо позволять ребенку совершать негативные поступки, не обращать внимания на отрицательные моменты в поведении ребенка.  Необходимо иметь в виду тип саморегуляции ребенка, а не его проступок. А самое важное - это осознание воспитателем цели своих действий, цели наказания ребенка. Рассмотрим, для чего может проводиться наказание и как оно может осуществляться:
1. Цель наказания - доставление ребенку неприятных переживаний или ощущений, в случае наказания ремнем, потому что ребенок доставил неприятности взрослому. Этот вид наказания является попросту местью.
2. Цель наказания - добиться осознания ребенком своей неправоты, негативного характера своих действий.
3. Цель наказания - предотвращение повторных негативных поступков ребенка.
Несомненно, что различные воспитательные действия (ремень, разговоры, личный пример и т.д.) по-разному достигают или не достигают этих целей, и что традиционное наказание (угол, лишение прогулок и т.д.) не единственные способы воспитания.
Наказание, переживание отрицательных эмоций ребенком (например, вследствие выслушивания упреков взрослых) не всегда приводит к осознанию негативного характера своего поступка и переживанию отрицательного отношения к нему (например, стыда).
Одной из самых тяжелых форм наказания является переживание стыда, самонаказание. Это чаще всего приводит к тому, что негативные поступки не повторяются. Однако, в связи с этим встает проблема: кто является субъектом наказания (т.е. наказующим), и должен ли им быть взрослый. Если ребенок видит неприятные моменты поступка в тех действиях взрослых, которые следуют за ним, то это не означает понимания сути проступка как зло. К такому искаженному пониманию приводят внешнеобвинительные реакции взрослого, т.е. наказание ребенка взрослым. Такой саморегуляцией взрослый, во-первых, формирует внешнеобвинительную регуляцию у ребенка, а во-вторых, связывает поступок ребенка со своим ответным, наказывающим действием в сознании ребенка (например, "Если ты сделаешь это, то я тебе сделаю то"). Такая связь "поступок-наказание" считается ребенком действительной лишь при наличии установившего ее взрослого (т.е. грозящего), при отсутствии последнего поступок считается разрешенным. Таким образом, не формируется внутренний запрет на определенный поступок.
Внешнеобвинительные реакции взрослого формируют аналогичный тип саморегуляции ребенка. Самообвинительные реакции не так однозначно определяют саморегуляцию ребенка, а опосредованно. Как было рассмотрено выше, самообвинительные реакции приводят к пассивности, ожиданию наказания, отсутствию попыток исправить положение. Это связано с низкой самооценкой, высокой тревожностью, неуверенностью, ожиданием неуспеха, оставлению начатого дела и т.д. Часто самообвинительный тип саморегуляции связан с сенситивностью, однако жестких причинно-следственных связей здесь нет. Чувствительный человек может через изменение особенностей своей саморегуляции, но без изменения свойств личности быть достаточно успешным в общении и деятельности.

Самообвинительный тип саморегуляции опосредованно формирует саморегуляцию ребенка. Описанные выше особенности (пассивность, тревожность, низкая самооценка, неуверенность и др.) взрослого человека, обладающего самообвинительным типом саморегуляции, "заражают"ребенка" и, таким образом, определяют его тип саморегуляции в общении и деятельности.
Безобвинительные реакции наиболее "безвредные". Они не оскорбляют партнера по конфликту, создают возможности "снятия страстей", устранению эмоций, заставляют перейти к конструктивному решению ситуации.
Такой тип саморегуляции также "переходит" на ребенка. Например, если взрослый в трудной для него ситуации не обвиняет кого-либо, а спокойно принимает ситуацию как уже случившуюся, в которой ничего нельзя исправить, кроме уже наступивших следствий, то ребенок - наблюдая такое поведение взрослого - будет реагировать аналогичным образом.
Одно из главных преимуществ безобвинительных реакций составляет то, что от этих реакций легко перейти к активному воздействию на ситуацию в целях ее улучшения, изменения или устранения. Активное отношение к ситуации проявляется, прежде всего, в поиске путей решения конфликта, устранения негативных последствий ситуации, нормализации положения. Достоинства такого отношения очевидны: 1. прекращение конфликта, недоведение до разрыва отношений с другим человеком; 2. устранение отрицательных эмоций (гнева, раздражения и т.п.) и предотвращение последствий длительных негативных переживаний - психологических заболеваний и др.; 3. устранение нежелательной ситуации.
Вопрос о том, какую реакцию надо формировать у ребенка, сложен, неоднозначно его решение. Здесь очень важна проблема саморегуляции взрослого человека. Конечно, взрослого тоже кто-то воспитал и "передал" ему тип саморегуляции, однако, взрослый обладает более активным и сильным сознанием и свободой (по сравнению с ребенком), что дает возможность самоизменения в произвольно выбранном направлении. Выбирая это направление, взрослый формирует не только себя, но и человека, следующего за ним.
Формирование саморегуляции - это формирование сознания, точнее, той его стороны, которая "отвечает" за взаимодействие, восприятие, миропонимание, активность, способы осуществления деятельности.
Саморегуляцию нельзя привязывать только к социальным критическим ситуациям (конфликт, ссора и т.д.), она проявляется и в творчестве, и в жизнедеятельности в целом. Агрессивный ребенок будет не только конфликтовать со всеми - родителями, сверстниками, но и жить, и действовать вполне определенным образом. Агрессия - следствие внутреннего беспокойства, нарушений. Это отражается во всех сферах существования: деятельности, общении.
Формирование саморегуляции -  прежде всего воспитание души ребенка, гармонии в ней, а также обучение навыкам саморегуляции, т.е. способам видения, оценивания ситуации (например, оценка ситуации как угрожающей или требующей конструктивного решения, необходимой проявить активность) и способам действования, реагирования (например, грубо ответить, ссориться или терпеть, упорствовать или решать, как выйти из трудной ситуации).
Внутренняя и внешняя стороны саморегуляции - способы видения, оценивания и реагирования взаимопереплетаются, взаимодействуют. Например, внутренняя гармония может быть нарушена вследствие научения ребенка агрессивным реакциям, и, наоборот, изменяя восприятие ребенком людей как представляющих опасность, можно сформировать не только новое видение (саморегуляцию), но и весь внутренний мир ребенка.
Таким образом, одной из важных проблем воспитания является проблема формирования саморегуляции ребенка. Именно саморегуляция во многом обеспечивает взаимодействие людей, характер их отношений. Воспитание саморегуляции не означает насильственного насаждения "правильных" способов реагированию ребенку. Воспитание саморегуляции должно подчиняться тем же принципам, что и общее воспитание: не переусердствовать, не подавить, не навредить!

Лаборатория прикладной педагогической психологии
г.Минск



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.