На главную Младший школьный возраст Личностное развитие Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция - Диагностика типа саморегуляции ребенка
Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция - Диагностика типа саморегуляции ребенка
Младший школьный возраст - Личностное развитие
Индекс материала
Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция
Диагностика типа саморегуляции ребенка
Диагностика и коррекция саморегуляции ребенка
Взаимодействие типов саморегуляции взрослого и ребенка
Все страницы

 


Типы саморегуляции ребенка всегда проявляются во внешнем плане - поведении. В понятие "поведение" включены эмоциональные (гнев, радость, страх и т.д.), вербальные (слова) реакции и поступки. Для исследования саморегуляции взрослых применяется фрустрационный тест С.Розенцвейга.  (Блейхер. Клиническая патопсихология, Ташкент, 19). Однако к детям этот тест неприменим. Наиболее удобным методом исследования ребенка, по-прежнему, остается наблюдение. Критерии и единицы, вычленяемые в процессе наблюдения, изложены ниже в программе наблюдения, в которую включены принципы, заключенные в фрустрационном тесте С.Розенцвейга и описание психологических защит, которые изучались З.Фрейдом (Избранные труды, 1т., Лондон, 1961), Т.Дембо (П.Фресс, Ж.Пиаже. Экспериментальная психология, 1975, вып.5), К.Левиным (Б.ВЗейгарник, Теория личности К.Левина, М., 1982) и др.
Реакции ребенка в критических ситуациях исследуются по видам:
-         препятственно-доминантный (фиксирование внимания на препятствии, стрессоре, помехе, фрустраторе, на том явлении, предмете, который и создает критическую ситуацию, например, у ребенка отсутствие игрушки);
-         самозащитный (самооправдвние, приведение аргументов  в  свою защиту, обвинение другого в целях отведения от себя наказания и т.п.);
-         упорствующе-разрешающий (не уход из ситуации, а  упорство  в  ее разрешении каким-либо образом, т.е. стремление не оставить ситуацию не завершенной, поиск выхода, конструктивного решения и т.п.).
И по направленности реакций:
-         внешняя направленность;
-         направленность на себя;
-         несубъектная направленность ("ни на кого").
Каждый тип саморегуляции характеризуется видом и направленностью, поэтому можно выделить 9 типов (реакций, по С.Розенцвейгу) саморегуляции.


Направленность реакций

Вид реакций

Препятственнодоминантный

Самозащитный

Упорствующеразрешающий

Внешняя (экстрапунитивная)

1

4

7

Направленность на себя (интрапунитивная)

2

5

8

Несубъектная направленность (импунтивная)

3

6

9

Диагностика типа саморегуляции ребенка на основе наблюдения эмоциональных, вербальных и собственно поведенческих реакций в критической ситуации:
1. Экстрапунитивный, препятственно-доминантный тип саморегуляции. Эмоциональные реакции раздражение, желание немедленно действовать, изменить ситуацию, гнев, направленный на фрустраторную помеху или препятствие, которое создает критическую ситуацию, ощущение беспомощности.
Вербальные реакции: называние фрустратора, проговаривание невозможности реализовать цель ("вот так получилось, теперь ничего не сделать"), "вот (называется фрустратор) препятствие".
Поведение: остановка в деятельности, нерешительность, колебания в принятии  решения.
Примеры: у одного ребенка другой отобрал игрушку, конфету или что-то подобное, ребенок плачет вместо того, чтобы взять новый предмет; ребенок разбил чашку, из которой пил и обвиняет ее за то, что она хрупкая.
К экстрапунитивному, препятственно-доминантному типу относятся такие психологические защиты, как ... на препятствие и фиксация на цели.
2. Интрапунитивный, препятственно- доминантный тип саморегуляции. Эмоциональные реакции: обида, огорчение, ощущение собственной неправоты, признание себя тем фактором, который создал неприятную ситуацию, самообвинение, самоуничижение.
Вербальные реакции: "Это я во всем виноват", "это из-за меня получилось и т.п.
Поведенческие реакции: покорность наказанию, остановка, бездействие; невербальные реакции: опускание глаз, "вялая" моторика и т.п.
К интрапунитивному, препятственно-доминантному типу саморегуляции относятся психологические защиты: признание себя причиной критической ситуации, подчинение, уход.
Пример: ребенок разбил чашку и чувствует свою вину, стоит и ждет наказания.
3. Импутивный,  препятственно-доминантный.
Эмоциональные реакции: отрицательные эмоции не высокой интенсивности.
Вербальные реакции: "вот что произошло, но это не страшно", "это не важно" и т.п.
Поведенческие реакции: остановка деятельности, постепенное восстановление активности.
К импутивному, препятственно-доминантному типу можно отнести такие психологические защиты как подчинение, отрицание, уход, терпение.
Пример: у ребенка отобрали игрушку, он не огорчается, а постепенно востанавливает игру.
Необходимо отметить, однако, что в дошкольном возрасте импутивный, препятственно-доминантный тип саморегуляции очень редко наблюдается, поэтому при появлении реакций, внешне напоминающих этот тип необходимо исследовать ребенка дальше, возможно, что на самом деле ребенок обладает интрапунитивным типом саморегуляции. Это можно выяснить только при осуществлении индивидуального подхода к ребенку.
4. Экстрапунитивный, самозащитный тип саморегуляции. Эмоциональные реакции:  гнев высокой интенсивности,  направленный
на другого человека или какой-либо объект, который называется в качестве причины создавшейся трудной ситуации: раздражение, ненависть, чувство беспомощности, растерянность, обида.
Вербальные реакции: "Это ты во всем виноват", "я не виноват, это другой сделал", "это чашка сама выскользнула, она виновата" и т.п.
Поведенческие реакции: показывание пальцем на то, кто еще оказался в критической ситуации, обвинение его; ребенок может ударить другого, замахнуться на взрослого и т.п.
Пример: ребенок разбил чашку и пытается ударить взрослого, который сделал замечание.
Психологические защиты, соответствующие этому типу саморегуляции: агрессия на других людей и внешние предметы, уход из критической ситуации.
5. Интрапунитивный, самозащитный тип саморегуляции.
Эмоциональные реакции: обида, чувство незащищенности, стыд, растерянность.
Вербальные реакции: "да, я виноват, но я сделал это не нарочно", " я виноват, но меня оправдывает ...", т.е. приведение аргументов в свою защиту.
Поведенческие реакции: остановка в деятельности, смущение. Невербальные реакции: скрещивание рук на груди, как бы защищая себя от удара, опускание головы.
Интрапунитивному, самозащитному типу саморегуляции соответствует такая психологическая защита, как оправдание себя, приведение доводов в свою защиту.
Пример: Взрослый ругает ребенка за какой-либо проступок, ребенок признает, что он это совершил, но указывает на те обстоятельства, которые смягчают его вину.
6. Импунитивный,  самозащитный  тип саморегуляции.
Эмоциональные реакции: эмоции почти не меняются с наступлением критической ситуации, соответствуют предшествующему эмоциональному состоянию.
Вербальные реакции: "А мне не больно", "а у меня другая игрушка есть", "ничего страшного" и т.п.
Поведенческие реакции: обращение к другой деятельности, демонстрация нефрустированного поведения, демонстрация замещающих предметов и деятельностей.
Пример: ребенок разбил кружку, берет другую взамен разбитой. Импунитивному, самозащитному   типу  саморегуляции  соответствуют  следующие психологические защиты: терпение, отрицание критической ситуации, замещение, смещение, фантазирование.
7. Экстрапунитивный, упорствующе-разрешающий тип саморегуляции. Эмоциональные реакции: обида, раздражение, невозможность отвлечься, успокоиться, ригидность ("застревание") эмоций, гнев.
Вербальные реакции: "А я все рано это хочу, помоги мне", "это надо сделать, ты сделай", "тебе надо все это исправить" и т.п.
Поведенческие реакции: отдача фрустратора, испорченного объекта, например, другому человеку; невербальные реакции: пристальный контакт глаз с фрустратором и тем объектом, который является желательным в данной ситуации.
Ребенок с подобным типом саморегуляции не способен выйти из наступившей критической ситуации, он хочет ее разрешения, окончания, но за счет действий другого человека, не зависимо от того, кто на самом деле создал критическую ситуацию, например, испортил что-либо, разбил и т.п. При этом типе ребенок может долго плакать, устраивать истерики, не реагировать на действия взрослого, пытающегося "переключить" его на новые предметы.
Экстрапунитивному, упорствующе-разрешающему типу саморегуляции соответствуют такие психологические защиты, как: внешняя агрессия, конструктивный выход из ситуации за счет другого человека: взрослого или другого ребенка, фиксация на цели.
8. Интрапунитивный, упорствующе-разрешающий тип саморегуляции.
Эмоциональные реакции: стыд, желание достичь разрешения ситуации,
стремление устранить критическую ситуацию, активные эмоциональные переживания.
Вербальные реакции: "я могу все исправить", "я это сделаю", "я переделаю" и т.п.
Поведенческие реакции: устранение фрустирующего объекта, деятельность по завершению критической ситуации.
Интрапунитивному, упорствующеразрешающему типу саморегуляции соответствует  следующая психологическая защита:  конструктивный выход из критической ситуации за счет собственных действий.
Пример: ребенок пытался склеить разбитую им кружку.
9. Импунитивный,  упорствующе-разрешающий.
Эмоциональные реакции: безразличие по отношению к действиям окружающих в критической ситуации, спокойствие, сохраняется эмоциональное состояние, испытываемое ребенком до наступления критической ситуации.
Вербальные реакции: "ничего, пройдет", "ничего, со временем все улучшится", "все само собой исправится".
Поведенческие реакции: остановка деятельности, наблюдение за действиями окружающих.
Импунитивный, упорствующе-разрешающий тип саморегуляции редко можно наблюдать у ребенка, такой тип не характерен для детского возраста, поэтому пример будет приведен для поведения взрослого человека: человек упал, ушибся и поранился, но отреагировал на это спокойно: "ничего, скоро заживет".
Изложенная схема диагностики саморегуляции ребенка может быть использована лишь в сочетании с наблюдением поведения ребенка в некритических ситуациях. Поведение конкретного ребенка может варьировать (изменяться) в достаточно широких пределах, поэтому утверждать, что ребенок проявляет тот или иной тип саморегуляции можно только сравнивая собственное поведение ребенка в критической ситуации с "нормальным" поведением в некритической ситуации.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.