На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе - Подходы и принципы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе - Подходы и принципы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе
Подходы и принципы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Все страницы

 


1.2. Подходы и принципы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе


В дошкольном образовательном учреждении педагогический процесс представляет собой непрерывно развивающееся явление. Это внутренняя связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей их многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, а именно в его образованность, культуру, общение, в способности, привычки.
Рассмотрим деятельностный, ситуационный и технологический подходы для формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе.
Деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.).
Деятельностный подход - организация обучения и воспитания, при которой воспитанник действует с позиции активного субъекта познания, труда и общения, у которого целенаправленно формируются учебные умения по осознанию цели, планированию хода предстоящей деятельности, ее исполнению и регулированию, выполнению самоконтроля, анализа и оценки результатов своей деятельности.
Цель деятельностного подхода заключается в воспитании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом означает быть хозяином своей деятельности, а значит - ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта школьника.
В контексте деятельностного подхода дошкольник выступает не просто исполнителем, а субъектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. Подобная дифференциация целей требует учета не только типов ведущей деятельности (в нашем случае старшего дошкольного возраста), и законов их смены, но и учета сензитивных периодов и особенно определения «размеров» индивидуальных зон ближайшего развития.
О.В. Евдокишина отмечает, что деятельностный подход делает акцент на решении следующих стратегических задач: организация условий и возможностей для эффективного личностного роста ребенка-дошкольника, организация условий, а также возможностей ребенка в плане коммуникативной готовности к обучению в школе. Последнее способствует организации условий и возможностей для совершенствования ребенка в учебной деятельности в школе.
Деятельностный подход исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности. При этом, личность, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразования деятельности, которые удовлетворяют потребностям личностного развития.
Основоположниками деятельностного подхода в педагогической психологии являются крупнейшие отечественные ученые - Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др. К активным их сторонникам и продолжателям следует отнести П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.К. Маркову, Н.Ф. Талызину, Д.Б. Эльконина, и др.
Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идеи, изучение которого начато Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым, различения внешней и внутренней деятельности. При этом внешняя деятельность слагается из специфических действий человека с реальными предметами, которые осуществляются путем движения рук, ног, пальцев. Вторая - внутренняя деятельность - посредством умственных действий, где личность оперирует идеальными моделями, образами предметов, а также представлениями о предметах. При этом человеческая деятельность как процесс, где внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации. Процесс интериоризации - переход внешней деятельности во внутреннюю.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Рассмотрим принципы деятельностного подхода в формировании социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе. Принципы обучения - это исходные положения, которые определяют деятельность педагога и характер познавательной деятельности обучающихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка. При этом сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Именно субъектом педагогических усилий, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития безусловно необходимо учитывать в построении образовательной работы.
Необходимо отметить, что, в существующих условиях (большое число детей в группах) реализация принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Принцип индивидуализации занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Изучение межличностных отношений - является необходимым условием такого подхода. Применение данного принципа даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Другими словами: «Я» возможно только потому, что есть «мы».
При реализации принципа индивидуализации педагог создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно-воспитательного процесса, а не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами.
Обучение в количестве основано на том, что воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга (работа сильного ребенка со слабым), направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех. Индивидуальный подход используется в целях предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств и создания условий для максимального развития каждого из детей.
Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены.
Этот принцип учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
Каждому возрастному периоду будет соответствовать определенные формы и методы работы. В раннем детстве - это манипуляции с предметами: катится - не катится, звенит - не звенит и т. д. В старшем дошкольном возрасте - игра и продуктивные виды деятельности. Именно игра представляет собой наиболее эффективный и доступный способ формирования коммуникативных навыков дошкольников. В игре дети учатся общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и приобретают следующие навыки:
- активно вступать в диалог;
- задавать вопросы;
- слушать и понимать речь;
- строить общение с учётом ситуации;
- легко входить в контакт;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
- регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Игра - лучший метод социально-коммуникативного развития детей.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения этого задания, можно утверждать, указывает Н.Н. Поддьяков, что решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте имеет именно развитие игр по правилам.
Игры с правилами, в том числе дидактические способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное Я через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
Условия деятельностного подхода. Непременным условием эффективности формирования социально-коммуникативной готовности детей к школьному обучению в контексте деятельностного подхода является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику развития. При этом предметная деятельность предстает не только в качестве непосредственной причины, но и необходимым условием, предпосылкой формирования мышления, сознания, субъективности в целом. Деятельность выступает как интегрирующая основа психических свойств и функций, в свете которых разрабатывается в настоящее время деятельностный подход в педагогике.
Ситуационный подход (В.С. Ильин, Т.Е. Исаева, В.А. Павлов и др.).
Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста при использовании ситуационного подхода является развивающая образовательная ситуация. Развивающая образовательная ситуация - это форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности. Задача образовательных ситуаций - формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме. При этом, они способствуют развитию способности рассуждать, делать предположения и выводы. Существует несколько типов образовательных ситуаций:
- игровые;
- практические;
- социально-ориентированные;
- проблемно-игровые, и др.
Так же образовательные ситуации можно разделить:
- на заранее спланированные;
- спонтанно возникшие.
Необходимо отметить, что в каждой ситуации перед детьми возникает какая-то проблема, которая требует решения. Задача воспитателя - направить детей на поиск этого решения. В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска. Педагог, используя образовательные развивающие ситуации, имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир.
Ситуационный подход выполняет принцип продуктивности образовательной деятельности. Иными словами результатом решения образовательной ситуации выступает получение какого-либо продукта: схемы, свода правил, панно, газеты, атрибутов для игр, и т.д.
Принципы ситуационного подхода:
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе.
Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».
Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии явлений, которые подлежат изучению, осмыслению, переработке и применению. Для того чтобы активизировать детей, педагог использует наводящие вопросы (например, «Как бы ты поступил в этой ситуации?», «Саша, как ты думаешь, можно ли было поступить иначе?»).
Основное условие ситуационного подхода состоит в том, что педагог должен всегда основываться на реальных индивидуальных способностях детей. При проведении работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.
Технологический подход (М.Е. Бершадский, В.П. Беспалько, В.И. Т.А. Ильина и др.).
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности. Технологический подход предоставляет возможность:
- предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами с большей определенностью;
- на научной основе анализировать и систематизировать имеющийся практический опыт и его использование;
- решать образовательные и социально-воспитательные проблемы комплексно;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Технологический подход к обучению, предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей. Технологический подход, на сегодняшний день активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, А.И. Умана. Среди зарубежных авторов эту тема разрабатывали Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и другие. По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Необходимость использования современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста обусловлена новыми требованиями, которые связаны с совершенствованием содержания и технологий образования, развитием системы обеспечения качества образовательных услуг.
Раскрыть сущность технологического подхода позволяют следующие ключевые положения:
- технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей;
- технология обучения связана с применением педагогом соответствующих средств обучения.
В качестве основных характеристик технологии обучения, исследователи, исходя из анализа подходов, которые существуют в современной педагогике, называют ее системность, научность, интегративность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотивированность обучения, новизну, алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия, и др.
В образовательном процессе ДОО используются различные виды образовательных технологий. Наиболее полный перечень современных педагогических технологий представлен Г. Селевко:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно ориентированные технологии;
- технология портфолио;
- социоигровые технологии.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Отношение к ребенку со стороны взрослых, позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе является принципиально важным условием в педагогической технологии. Взрослый (педагог) в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Эго педагога- воспитателя - содействовать становлению ребенка как личности. Среди условий технологического подхода необходимо отметить также качественное освоение и применение её педагогом, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы.
Принципы технологического подхода:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
При реализации данного принципа необходимо:
- создание условий для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам;
- оказание помощи (при необходимости) детям в решении проблем организации игры (диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры - недопустимо);
- создание в группе положительного психологического микроклимата, в ровной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;
- проявление уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей;
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремясь найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и т.д. детям;
- учитывать существующие приоритетные сферы инициативы, которые характерны для каждого возраста.
Приоритетной сферой инициативы для детей старшего дошкольного возраста является внеситуативно-личностное общение и научение.
Деятельность воспитателя заключается в:
- привлечении детей к планированию жизни группы на день и более отдалённую перспективу;
- оказании помощи детям в решении проблем организации игры (при необходимости);
- педагог даёт адекватную оценку результата деятельности ребёнка, одновременно признавая его усилия и указывая возможные пути и способы совершенствования продукта;
- педагог создаёт ситуации, которые позволяют ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- воспитатель может обращаться к детям с просьбой показать и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого ребёнка.
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, который выражает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно - воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.
Условия:
- полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
- опора на положительные качества воспитанника;
- создание ситуации успеха;
- защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.
Кроме перечисленных выше в соответствии с ФГОС ДО исследователи выделяют другие принципы. Например, С.А. Козлова отмечает, что социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:
1. Принцип целенаправленности. Этот принцип означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.
2. Принцип комплексного воздействия. Принцип предусматривает единство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение.
3. Принцип воспитания в деятельности. В соответствии с этим принципом организация благоприятных условий для развития ребенка реализуется с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.
4. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонности к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности.
5. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни.
Таким образом, деятельностный, ситуационный и технологический подходы образуют совокупность теоретико-методологических и методических подходов способствующих формированию социально-коммуникативной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Каждый из перечисленных подходов имеет свои принципы и условия реализации. Необходимо отметить, что каждый воспитатель с целью формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе может варьировать и реализовывать в своей работе деятельностный, ситуационный и технологический подходы в соответствии с внедрением в практику педагогической деятельности ФГОС дошкольного образования.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.