На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе - Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе - Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе
Подходы и принципы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Все страницы

 


1.3 Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе

В соответствии с гипотезой нашего исследования формирование социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе будет осуществляться более эффективно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
1. Создание дидактико-коммуникативной среды для формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе на основе применения деятельностного, ситуационного, технологического подходов и принципов: принципа индивидуализации, принципа учета ведущих видов деятельности, принципа сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности, принципа активности ребенка в образовательном процессе, принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, принципа гуманистической направленности педагогического процесса.
2. Применение специальных упражнений, направленных на эмоционально-волевую регуляцию поведения и деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Активизация коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста через социально-ориентированные ситуации при взаимодействии со сверстниками, педагогами и родителями.
Создание дидактико-коммуникативной среды для формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе на основе применения деятельностного, ситуационного, технологического подходов и принципов как содержательное педагогическое условие представляет собой методику организации диалогов, которая включает в себя предметную коммуникацию воспитателя и дошкольников. Предметная структура коммуникации имеет вид вопроса-ответа при чтении и анализе с детьми различных художественных текстов (рассказов, сказок, повестей, басен и т.п.). Старшие дошкольники при такой организации обсуждают прочитанный текст или его «блок-концепт», выделяют проблемы, совместно пытаются их разрешить, знакомятся с разными позициями, обобщают собственные знания, взаимно дополняют и помогают друг другу,
движутся к взаимопониманию, самовоспитанию положительных личностных качеств, проявляющихся во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в культуре речевого и межличностного общения. При этом педагог-воспитатель должен осуществлять педагогическое управление диалогом.
При создании дидактико-коммуникативной среды необходимо делать акцент на последовательное выполнение упражнений. При выполнении упражнений у старших дошкольников формируются: умение заявить проблему в реплике; умение слушать собеседника и показать это своим поведением; умение использовать языковые средства выражения вежливости и уважения к мнению собеседника; умение быть информативным в диалоге; умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, используя при этом не только вербальные, но и невербальные средства.
Реализации данного условия способствует тому, что старшие дошкольники учатся использовать вариативные коммуникативные тактики и соответствующие им речевые средства, учатся корректировать своё поведение с учётом ситуаций, а также проявлять некатегоричность суждений при выражении мнения.
Дидактические игры, которые являются частью дидактико-коммуникативной среды для формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе помогают в непринужденной форме активизировать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки старших дошкольников, формируя у них потребность их сознательного применения в различных видах деятельности.
Применение специальных упражнений, направленных на эмоционально-волевую регуляцию поведения и деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая формирует усидчивость, стремление к намеченной цели, целеустремленность и умение сдерживать свои эмоции, должно иметь постоянный характер. При этом необходимо помнить, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра.
Для выполнения этого условия необходимо организовывать совместную деятельность, которая в свою очередь пробуждает в ребёнке интерес. При необходимости воспитатель должен показать дошкольнику, как нужно выполнять то или иное задание. Основной акцент при этом необходимо делать на то, что обязательное условие - довести дело до конца. Например, после раскрашивания ребёнок должен собрать карандаши, убрать рабочее место и т.п.
Среди способов развития усидчивости кроме раскрашивания (цветными карандашами или красками) необходимо также отметить чтение и прослушивание сказок, изготовление разнообразных поделок из бумаги, пластилина, природных материалов, упражнения «найди отличия», конструирование, игры со счетными палочками и др. При этом после завершения игры или упражнения необходимо поблагодарить детей за участие (помощь) и ненавязчиво проговорить все пройденные этапы.
Для развития целеустремленности необходимо в игровой форме учить детей четко формулировать цели, стимулировать старших дошкольников к достижению цели (цель изначально должна быть привлекательной).
Способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации включает в себя умение справляться с сильной эмоциональной реакцией на различные травмирующие стимулы, умение успокоиться, когда ребенок расстроен, а также умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек. Эти навыки помогают достигать жизненных целей, несмотря на непредсказуемость внешнего мира и наших собственных чувств.
Формирование умения сдерживать свои эмоции должно осуществляться без осуждения и критики ребенка. Необходимо посредством применения специальных упражнений приучать его анализировать своё поведение и подвести к выводу о том, следует поступить в следующий раз.
Кроме того, необходимо подбирать специальные игры и упражнения которые развивают представление детей о разнообразном мире эмоций; учат понимать свои чувства и чувства других людей; учат устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; воспитывают умение чувствовать настроение в музыке и цвете.
Среди упражнений, направленных на эмоционально-волевую регуляцию поведения и деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо отметить упражнения на расслабление мышц (рук, ног, тела), релаксационные упражнения и дыхательные упражнения.
Активизация коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста через социально-ориентированные ситуации при взаимодействии со сверстниками, педагогами и родителями.
Социально-ориентированная игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.
При активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста через социально-ориентированные ситуации при взаимодействии со сверстниками, педагогами и родителями необходимо учитывать следующие их особенности:
1. Коллективный характер деятельности (включение в игру как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.
2. Актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для обще-интеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста.
3. Педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу).
4. Уникальность (такая игра - не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля (стиля обучения) решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника).
5. Направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и, что немаловажно, единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.
В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной и творческой.
Необходимо отметить, что для формирования навыков межличностного взаимодействия важным элементов является создание эмоционально-комфортной обстановки общения детей в группе.
Характер поведения взрослого является очень важным моментом, определяющим успешность детей в игре. Общаясь с дошкольниками, воспитателю необходимо занять позицию партнера. Когда дети чувствуют себя «на равных» с педагогом, они свободнее и раскованнее включаются в игру, не ожидают постоянной оценки со стороны взрослого, не боятся сделать что-то не так. При условии правильного руководства игрой позиция партнерства гарантирует возникновение у ребенка интереса к игре, что непосредственно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия.
Залог успешного формирования навыков межличностного взаимодействия состоит в том, что воспитателю необходимо подбирать специальные игры, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия, в том числе таких, которые ориентируют ребенка на пояснение смысла игрового действия сверстникам.
Сформулированные условия формирования у детей навыков межличностного взаимодействия позволяют развертывать дошкольникам самостоятельную игру в соответствии с их интересами и желаниями. Моменты формирования навыков межличностного взаимодействия в совместной игре педагога с детьми и создания условий для самостоятельной игры детей должны включаться в педагогический процесс организации игры на каждом возрастном этапе. Но с возрастом следует изменять форму совместной игры со взрослым, увеличивая долю самостоятельной игры.
Руководя игрой, воспитатель должен развивать инициативу и самостоятельность детей, сохранять детскую непосредственность и радость игры, исключая всякого рода принуждение и придумывание игры за них. Надо любить детей, понимать их игру, уметь наблюдать за ними в игре, деликатно влиять на их чувства, направлять работу их мысли и воображения, развивать их интересы.
Таким образом, для реализации описанных психолого-педагогических условий воспитатель совместно с психологом моделирует и развивает с детьми различные игры и упражнения, в которых дети приобретают опыт и навыки, необходимые для формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Далее Практические основы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе

Источник: Филиппова О.Г. Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / О.Г. Филиппова, Ю.В. Батенова, А.А. Прохорова. - Челябинск: ЮжноУральский научный центр РАО, 2020. - 144 с. - 500 экз.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.