На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению как профилактика дезадаптации
Готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению как профилактика дезадаптации
Младший школьный возраст - Готовность к школе

Шитова А.Э. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

(г. Москва, Россия)


Поступление в школу – значимый этап в жизни каждого ребенка с точки зрения успешной адаптации к новым условиям, поэтому важной задачей учителей, родителей и психологов является не допустить дезадаптации первоклассника. По сей день не угасают споры о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать обучение ребенка в школе.



Большое количество ученых, таких как Л. И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин изучали явление психологической готовности к школе.

 

В целом психологическая готовность к школе – это комплексное понятие, включающее в себя осведомленность об окружающем мире, владение мыслительными операциями, положительное отношение к учению, подкрепленное учебной мотивацией, проявление волевых усилий при выполнении каких – либо задач, развитую мелкую моторику рук, умение общаться, умение организовывать свое поведение нужным образом, владение грамотной, выразительной и содержательной речью, любознательность, самостоятельность, адекватную самооценку себя и окружающих (Гуткина Н. И., 2006; Дубровина И. В., 1991)


Целью нашего исследования является сравнение уровня готовности к обучению в школе детей 6 и 7 лет. Мы поставили перед собой задачи изучения и сравнения компонентов психологической готовности к школьному обучению детей 6 и 7 лет.

Объектом исследования выступает уровень готовности первоклассников к обучению в школе, а предметом - различия в уровне готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет.

Мы предполагаем, что у семилетних первоклассников уровень готовности к школьному обучению выше, чем у шестилетних.

Нами использовались такие методы, как наблюдение, беседа, теоретический анализ, синтез, метод проективной диагностики, метод анализа продуктов деятельности, интерпретационный метод. Для статистического анализа проводили расчет среднего арифметического и использовался метод математической статистики (критерий Манна–Уитни).

В исследовании приняли участие 34 учащихся первых классов, из которых 17 первоклассников в возрасте от 6 лет 4 мес. до 6 лет 11 мес. и 17 – в возрасте от 7 лет 4 мес. до 7 лет 10 мес.

Для комплексной диагностики применялись методики: «Лесенка» самооценки, «Графический диктант» Эльконина Д.Б., методика Керна–Йерасека, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», автор Орехова О.А., «Определение мотивов учения» Гинзбург М.Р., «Корректурная проба» (Тест Бурдона, детский вариант) (Павлова Т.Л., 2006).

После обработки данных исследования были получены статистически значимые различия по критерию Манна–Уитни, на основе которых делаем вывод, что наша гипотеза о более высоком уровне готовности к школьному обучению у детей 7 лет подтверждается (значимые различия выявлены в интеллектуальной (методика Керна– Йирасека), произвольной («Графический диктант» Эльконина Д.Б.) и эмоциональной (показатели «суммарного отклонения» в методике «Домики» Ореховой О.А.) сферах, во внимании («Корректурная проба»)); в мотивационной сфере, самооценке и показателях «вегетативного коэффициента» по методике «Домики» Ореховой О.А. (т. е. энергосбережение) статистически значимых различий не выявлено.

В заключении хочется отметить, что подготовка ребенка к школе является шагом на пути к его успешной адаптации. Компетентное решение данной проблемы позволит обеспечить целостное и гармоничное развитие личности каждого ребенка.


Литература
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
2. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
3. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребёнка к школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.