Способности восприятия (перцептивные процессы) - Тест А. Рея Многозначные рисунки |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | |||
Страница 3 из 7
|
Оценка результатов
1. Хороший уровень восприятия. Примеры ответов:
• (рис. 1) Солнце, заходящее за водой; лодки, плывущие по реке; матросы плавают; льдины плывут или обломки корабля;
• (рис. 2) — слон в постели; слон зашел в квартиру и устроил «кавардак»;
• (рис. 1) часовая мастерская; здесь часы с пружиной, инструменты везде разбросаны; лупа, лампочки;
• (рис. 2) — это детская площадка, горка и много ступенек одинаковых, рядом песочница, тут ведерко с лопаткой, камешки.
2. Низкий уровень. Примеры ответов:
• (рис. 1) — кольца; палочки разные, какие-то полоски, не знаю.
• (рис. 2) — улитка; цветочки; что-то здесь ни на что не похоже.
1.16. Тесты зрительно-моторной координации
Ребенку предлагают скопировать простое предложение из трех слов, написанное письменными буквами русского или иностранного языка (7 букв). Расстояние между словами образца примерно в полбуквы.
Стимульный материал: на рис. 1 приведены образец и призеры пяти проб его выполнения с оценками.
Рис. 1
Оценка результатов
1 балл — четко скопирован образец. Размер букв не превышает эталон более чем в два раза. Предложение разделено на три слова. Отклонение записи от горизонтальной линии — не более 30°.
2 балла — то же самое, но размер букв и отклонение от горизонтальной линии превышает указанные границы.
3 балла — можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца и хотя бы одно слово в записи явно выделено (другие условия не учитываются).
4 балла — сохраняется запись в строку, но нет разбивки на слова, и хотя бы 2 буквы совпадают с образцом.
5 баллов — каракули.
Ребенку предлагают нарисовать такие же точки, как на образце (рис. 1), справа от него.
Рис. 1
Оценка результатов
1 балл — высокая точность срисовывания. Рисунок параллелен эталону. Допускается незначительное отклонение точки от строки или колонки. Возможно изменение размера образца (увеличение не более чем в два раза).
2 балла — верно зарисован узор из точек, но расстояние между ними искажено не более чем в ползазора и не более чем в трех случаях.
3 балла — не соблюдено число точек (их может быть не более 20 и не менее 7), размеры узора искажены не более чем вдвое, возможно любое отклонение узора от параллельной проекции эталона.
4 балла — узор не соответствует образцу, но состоит из точек.
5 баллов — каракули.
Это более сложная сенсомоторная проба, чем предыдущие, так как требует от ребенка хорошего различения большего количества фигур и знаков, хорошего распределения внимания, активной работы памяти и высокой скорости движения руки. Это проба на определение скорости и легкости формирования у ребенка простого сенсомоторного навыка (обучаемости). Ему предлагается бланк с пятью рядами простых фигур (всего 50) и пятью фигурами-эталонами.
Существует аналогичная проба Пьерона — Рузера с другими фигурами в бланке. Ребенку предлагается заполнить пустые фигуры в бланке такими же знаками, как и в соответствующих фигурах образца. 5 фигур в начале первой строки бланка отводятся для тренировки. Следует начать и кончить работу по сигналу взрослого, заполнять все фигуры последовательно, одну за другой, и работать как можно быстрее. На пробу отводится 2 мин, никаких замечаний и помощи взрослого после тренировочного этапа. В конце подсчитывается число правильно заполненных фигур.
Норма для 6-летних: 25 — 30 фигур (успел заполнить правильно знаками за 2 мин). 40 — 45 фигур — хорошая норма.
Норма для 7-летних: 32 — 39 фигур. 46 — 47 фигур — хорошая норма. 45 фигур — наилучший результат для обоих возрастов.
Для ребенка закрепляют на столе лист бумаги (можно тетрадный лист в длину или альбомный). Посредине листа проводят прямую горизонтальную линию-эталон на всю ширину листа.
Ребенку дают карандаши (но лучше ручку, так как многие дети ломают карандаши от чрезмерного нажима во время пробы или его быстро стачивают) и предлагают провести ручкой по линии-образцу слева направо, до края листа, а затем, не отрвшая ручку от бумаги, вернуться по этой же линии назад, справа налево, и повторять чертить по этой линии вперед- назад, даже когда перед глазами ребенка поставят экран (так, чтобы он продолжал чертить, не видя того, как он это делает). После трех проб с открытыми глазами ребенок продолжает работать, не глядя (с экраном), делая еще 7 линий (всего 10).
Перед ребенком поочередно ставят незнакомые ему игрушки, которые он рассматривает 1—2 мин. После этого говорят: «Опиши игрушку». Если ребенок затрудняется, уточняют: «Расскажи, какая она». После перерыва 20 — 30 мин ему вновь предлагают: «Опиши игрушку, которую тебе показывали».
Схема анализа данных
Особенности восприятия:
1. Какие признаки дошколвник назвшает, сколько и в какой последовательности? Воспитатели ввывляет, какие из них малыш воспринимает полнее, точнее и легче (цвет, форму, величину, пространственное расположение деталей). Называет ли ребенок материал, из которого изготовлена игрушка?
2. Называет ли малыш части предмета и какие?
3. Называет ли ребенок действия игрушки (сидит, стоит), ее эмоционалвное состояние (задумался, сердитый, веселый), нравственнвю качества (добрый, сердитый)? Пытается ли объяснить наличие определенных деталей, то или иное действие, состояние, качество?
4. Выражает ли дошкольник свое отношение к игрушке («Это барашек. Мне такие нравятся»), требование к обращению с ней («Заяц из резины сделан. С ним нужно по-хорошему обращаться, его можно быстро порвать»)? Объясняет ли свое отношение («Она вся белая. Поэтому она мне нравится») ? Дает ли эстетическую оценку («Красивая»), мотивирует ли ее? Такой анализ позволяет проследить взаимосвязь эмоций и восприятия.
5. Воспринимает ли малыш игрушку только зрительно или пытается обследовать ее? Как и насколько целенаправленно делает это?
6. Из того, насколько последовательно и планомерно дошкольник описывает игрушку, можно сделать вв1вод о сформированности процесса наблюдения.
7. Проявляется ли у ребенка (и в чем) связв восприятия и прошлого опв1та? Например, малвнп назвп вает действия, непосредственно не воспринимаемые, но соответствующие персонажу.
Испытуемому предлагается два одинаковых рисунка (например, см. рис. 1), отличающихся отдельными элементами. Он должен рассмотреть их внимательно и указать (назвать) все замеченные изменения. Количество элементов, правильно названных испытуемым, служит показателем наблюдательности.
Заметим, что если первые шесть методик направлены на изучение произвольного восприятия, то при использовании последней немаловажную роль играет непроизвольное восприятие, поскольку такое занимательное задание сразу же вызывает интерес школьника.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |