На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Способности восприятия (перцептивные процессы) - Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Способности восприятия (перцептивные процессы) - Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Способности восприятия (перцептивные процессы)
Восприятие пространственных признаков. Методика компаса
Тест А. Рея Многозначные рисунки
Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Приложения 1-3
Приложения 4-5
Осязательное и слуховое восприятие
Все страницы

 


1.22. Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)


В основе методики лежит авторское понимание способностей зрительного восприятия, которое введено на основе исследования таких психических феноменов как способности и восприятие, а также понимание способностей в контексте концепции познавательных способностей В.Д. Шадрикова. Способности зрительного восприятия рассматриваются как сущностные качества человека, определяющие эффективность реализации функции восприятия — функции целостного отражения объективного мира.
В составе способностей зрительного восприятия выделены 4 свойства: целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие) — свойство 1; свойство отражать многообразные детали объекта (предметы ситуации) в их полноте и точности — свойство 2; свойство отражать незаметные и замаскированные детали объекта (предметы ситуации) в их полноте и точности — свойство 3; свойство адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие) — свойство 4. Эти свойства обнаруживаются в процессе реализации целостного зрительного восприятия такого вполне естественного и привычного для перцепции объекта как цветная фотография реалистической картины, в реальном масштабе времени, в обычных условиях жизнедеятельности.
Выделено 11 показателей продуктивности способностей зрительного восприятия, из них 8 показателей — количественные и 3 — качественные.


СВОЙСТВО 1:
1) СМЫСЛ 1 — уровень восприятия смысла картины при ее недифференцированном восприятии;
2) ВРЕМЯ — время, необходимое для формирования СМЫСЛА 1;
СВОЙСТВО 2:
3) В_ДЕТ — общее количество воспринятых деталей объекта (предметов ситуации), в т.ч. незаметнв1х;
4) ПР-НО_ДЕТ — количество правильно воспринятых деталей (предметов ситуации);
5) НЕПР_ДЕТ — количество неправильно воспринятых деталей (предметов ситуации);
СВОЙСТВО 3:
6) В_НЕЗАМ — общее количество воспринятых незаметных (замаскированных) деталей объекта предметов ситуации);
7) ПР-НО_НЕЗАМ — количество правильно воспринятых незаметных деталей объекта (предметов ситуации);
8) НЕПР_НЕЗАМ — количество неправильно воспринятых незаметных деталей объекта (предметов ситуации);
СВОЙСТВО 4:
9) СМЫСЛ 2 — уровень восприятия смысла картины по завершении самостоятельного рассматривания картины, при дифференцированном восприятии;
10) ПОДСКАЗКИ— количество подсказок (наводящих вопросов), данных экспериментатором, чтобы помочь испытуемому сформировать более целостный, полный и точный смысл картины;
11) СМЫСЛ 3 — уровень восприятия смысла картины после подсказок.

В результате обследования по методике можно получить:
1) качественно-количественные показатели продуктивности способностей зрительного восприятия;
2) данные о качественном составе внутренних механизмов способностей зрительного восприятия — операционных механизмов, регулирующих механизмов и степени осознанности процесса восприятия. Их анализ позволяет судить об индивидуальном своеобразии способностей зрительного восприятия (то есть индивидуальном способе взаимодействия со средой при ее восприятии). На уровне продуктивности результате у разных индивидов может быть одинаков, но достигнут разивши путями. Знание индивидуального своеобразия способностей позволяет понять причины той или иной продуктивности, а также наметить способы коррекции способностей.
Исследование способов обработки информации, которые субъект может использовать при восприятии, позволило выделить 13 таких способов: ассоциация, группировка по визуальным признакам, группировка по смысловым признакам, соизмерение, выделение опорного пункта, перекодирование, достраивание, структурирование, схематизация, упорядоченное сканирование, сериационная организация материала, классификация, аналогия.
Эти способы рассматриваются как операционные механизмы способностей зрительного восприятия. Конкретный человек, как правило, не владеет всем набором операционных механизмов, а применяет лишь некоторые из них. Набор операционных механизмов, представляющих собой внутренние психологические механизмы способностей, характеризует их качественную специфику и своеобразие и непосредственно влияет на продуктивность восприятия.
Методика апробирована на детях в возрасте от 10 до 12 лет, хотя обследование детей более старших возрастов и даже взрослый позволяет получает достаточно дифференцированную информацию и количественно качественную характеристику способностей зрительного восприятия.


Методика состоит из четырех серий
I серия направлена на диагностику свойства 1 способностей зрительного восприятия. По завершении серии экспериментатор задает несколько вопросов на изучение операционных механизмов.
II серия направлена на диагностику свойств 2 и 3 способностей зрительного восприятия.
III серия направлена на диагностику свойства 4 способностей зрительного восприятия. Кроме того, при неадекватном или неточном (неполном) восприятии смысла в III серии проводится дополнительная серия III а, которая направлена на коррекцию восприятия смысла испытуемым при помощи «подсказок» экспериментатора. Возможность использования «подсказок» и их количество является одним из показателей продуктивности способностей зрительного восприятия.
IV серия направлена на исследование внутренних механизмов способностей — операционных и регулирующих механизмов, а также степени осознанности процесса восприятия испытуемым.
Методика проводится только индивидуально. Присутствие экспериментатора необходимо в течение всего времени обследования. Поэтому важно перед его началом установить контакт с испытуемым, заинтересовать предстоящей работой. Ситуация заинтересованности при добровольном участии испытуемого является наиболее адекватной для тестирования познавательных способностей (в ситуации принудительности и незаинтересованности усиливается мотивация социального одобрения — неодобрения, происходит подавление познавательных способностей).
Ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Он состоит из двух листов. На листе N 1 идет регистрация и затем обработка качественно-количественных показателей продуктивности способностей зрительного восприятия; на листе N 2 записываются данные, связанные с изучением операционных механизмов, а также «подсказки» и ответы на них испытуемого. Эти результаты (их количество, длина ответа) трудно заранее однозначно определить и структурировать, поэтому для удобства они вынесены на отдельный лист протокола.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ от 10 до 20 мин.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ: цветная фотография репродукции картины В.Е. Маковского «Без хозяина» (в дальнейшем просто «картина») размером 15 х 22, бланки протокола, ручка, опросник на изучение внутренних механизмов способностей зрительного восприятия, список «подсказок».
Процедура проведения методики
Перед началом работы испытуемому дается вводная инструкция, которая ориентирует его в том, что будет происходить, снять излишнюю тревогу и напряженность, сосредоточиться, вызвать заинтересованность и установку на наблюдение за внутренними процессами, происходящими при рассматривании картины.
Вводная инструкция. «Вам на уроках показывают иногда фотографии или репродукции картин? (Как правило, испытуемые отвечают утвердительно. Если нет, можно напомнить, что какие-то репродукции ученики видели в учебниках по истории, родному языку, литературе и выполняли по ним задания учителя.) Вот и я покажу тебе сейчас фотографию картины, ты ее будешь рассматривать, а я — задавать по ней разные вопросы. Это несложные вопросы, на которые, я уверена, ты без труда ответишь. Но вопросы эти необычные, учителя таких вопросов, как правило, не задают. Для меня важно понять, как ты рассматриваешь картину, что при этом происходит у тебя в голове. Поэтому попробуй и сам (а) обратить на это внимание, а я буду помогать тебе вопросами. Поскольку у разных ребят это может происходить по-разному, какие-то вопросы тебя не будут касаться. Если было что-то похожее, о чем я спрашиваю, в момент рассматривания картины, попробуй об этом сказать, если нет, значит, так и говори: «Такого не было». Специально придумывать ничего не надо.
Если при чтении книг или выполнении письменных работ ты используешь очки, то одень их, пожалуйста. Ты готов (а)?»
При утвердительном ответе испытуемого экспериментатор переходит к I серии. Если у испытуемого есть вопросы, нужно на них ответить.


Серия I
Инструкция испытуемому: «Сейчас я покажу тебе фотографию картины, о которой говорила. Ты посмотри на нее и попробуй, особенно не рассматривая детали, сказать, что на ней изображено. Не надо перечислять отдельные предметы, попробуй увидеть, какой общий смысл картины и сделай это как можно быстрее». Экспериментатор кладет фотографию перед испытуемым. Как только испытуемый начинает отвечать, экспериментатор убирает репродукцию и записв1вает 82 ответ в лист N 1 протокола. 
Примечание. Если испытуемый начинает перечислять предметы, изображенные на фотографии картины, его останавливают: «Нет, перечислять предметы пока не надо. Попробуй коротко, одним предложением, сказать, что здесь показано (общий смысл картины)».


Затем экспериментатор задает вопросы на исследование некоторых операционных механизмов способностей зрительного восприятия и фиксирует ответы в листе N 2 протокола.
Серия II
Направлена на диагностику свойства 2 — отражать многообразные детали объекта в их полноте и точности, и свойства 3 — отражать незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.
Всего на картине изображена 31 деталь (предмет), из них 9 незаметных. В качестве незаметных деталей условно были приняты те, которые восприняли 50 и менее процентов испытуемых экспериментальной выборки. Как показал анализ, незаметными (замаскированными) выступают, как правило, детали небольших размеров, или неяркие, или изображенные частично). Общий список деталей (предметов) картины дан в таблице 1.
Инструкция испытуемому: «Теперь я положу перед тобой картину и больше не буду ее убирать (экспериментатор кладет фотографию перед испытуемым). Ты можешь рассматривать ее, сколько захочешь. А я попрошу тебя сейчас перечислить все предметы, которые ты видишь на этой картине, стараясь ничего не пропустить. Если будут предметы, названия которых ты не знаешь, покажи их, пожалуйста, пальцем».
Экспериментатор записывает ответы испытуемого в лист N 1 протокола. По окончании ответа экспериментатор спрашивает у испытуемого: «Это все, или ты можешь что-нибудь еще добавить?» (вопрос стимулирует включение регулирующих механизмов). При отрицательном ответе экспериментатор ставит прочерк в соответствующей графе протокола, при положительном — записывает дополнительный ответ испытуемого.


Серия III
Направлена на диагностику свойства 4 — адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие). 
Инструкция испытуемому: «Теперь, после того как ты подробно рассмотрел (а) всю картину, увидел (а) много разных предметов, как ты ответишь на вопрос: «Что здесь изображено (какой общий смысл картины) ? ».
Экспериментатор записывает ответ в лист N 1 протокола.


Серия III а (дополнительная)
Проводится при неадекватном или неполном восприятии смысла испытуемым в III серии. Направлена на коррекцию и расширение восприятия смысла испытуемым при помощи подсказок. Экспериментатор, используя список наводящих вопросов («подсказок», Приложение 3), обращает внимание испытуемого на ключевые детали картины, которые тот не заметил или неадекватно воспринял. Фиксирует вопросы, которые были заданы, и ответы на них в лист N 2 протокола. Если испытуемый способен воспользоваться подсказками (начинает сомневаться в своей версии смысла, после восприятия новых ключевых деталей с помощью экспериментатора строит новые гипотезы) экспериментатор продолжает давать «подсказки», добиваясь полного и адекватного восприятия смысла картины. В противном случае (испытуемый как бы «не замечает» ключевых деталей или воспринимает их неадекватно, несмотря на «подсказки») экспериментатор перестает давать «подсказки». По завершении «подсказок» экспериментатор снова спрашивает: «Теперь, после того как мы вместе с тобой рассмотрели картину, заметили разные предметы, посмотри еще раз на картину и подведи итог тому, что ты увидел: «Что изображено на картине? Что это за человек, какого он пола, возраста, чем занимался, что делает сейчас?».
Экспериментатор записывает ответ в протокол.


Серия IV
Направлена на диагностику операционных и регулирующих механизмов способностей зрительного восприятия, а также степени осознанности процесса восприятия.
Инструкция испытуемому: «Я задам тебе еще несколько вопросов по тому, как ты рассматривал (а) картину».
Экспериментатор задает вопросы из «Опросника 84 для исследования операционных механизмов способностей зрительного восприятия» (Приложение 2) и записывает ответы в лист N 2 протокола. По окончании экспериментатор говорит: «На этом наша работа закончена. Спасибо».
Примечание
1. Тест-объект находится перед глазами испытуемого в течение всего эксперимента (за исключением момента после I серии, когда экспериментатор задает вопросы). Это является важным условием, т. к.: а) не искажается нормальное протекание процесса восприятия и разворачивание перцептивной деятельности, в отличие от большинства исследований восприятия с применением тахистоскопического предъявления объектов на регламентированное время; б) соответствует одной из основных характеристик способностей зрительного восприятия, согласно которой — это способности, которые обеспечивают адекватное отражение объекта в процессе непосредственного взаимодействия с ним.
2. Эксперимент проводится при нормальном рабочем освещении, естественном или искусственном.
3. Коррекция зрения для лиц, имеющих отклонения от нормального зрения (= 1), необходима, чтобы для всех испытуемых создать одинаковые «стартовые» условия и исключить влияние фактора аномалии рефракции глаза.
4. На первый взгляд, применение изложенной процедуры, включающей несколько серий, каждая со своими инструкциями, двумя листами протокола, опросником и списком «подсказок» может показаться сложным. Но как свидетельствует опыт автора, а также студентов, работавших под его руководством, освоение методики происходит достаточно быстро, уже после работы с 3 — 4 испытуемыми. Текст инструкций способствует органичному диалогу с испытуемым, помогающим ему организовать сознательное разворачивание перцептивной деятельности при восприятии такого привычного и естественного для школьников объекта как фотография репродукции реалистической картины. Известно, что применение любого психологического инструментария, позволяющего получить достаточно глубинную информацию о субъекте, о внутренних механизмах его психического устройства, требует определенной подготовки и опыта исследователя.


Обработка результатов
Серия I
Показатель «Смысл 1» соотносится с «Ключом к I серии» и определяется «Уровень восприятия смысла».
Серия II
Проводится качественно-количественный анализ воспринятых предметов на картине, с учетом данных «дополнительного ответа». Подсчитывается, сколько:
1) всего воспринято предметов (деталей) картины В_ДЕТ (см. таблицу 1 «Общий список деталей картины»). Иногда испытуемый в процессе восприятия предметов забывает, что какой-то предмет он уже заметил и назвал. В этом случае экспериментатор не поправляет его, повторно записывает название предмета в протокол (это нужно для определения стратегии сканирования), но при обработке повторное название вычеркивает карандашом, чтобы не сосчитать один предмет дважды.
2) Предметов воспринято правильно ПР-НО_ДЕТ.
3) Предметов воспринято неправильно НЕПР_ДЕТ. Такими предметами считаются:
1. Предметы, названные неправильно (например, «сигарета» названа «ручкой», «карандашом»; «совок для мусора» — «портфелем» и т. д., — см. таблицу 1 «Общий список деталей картины»).
2. Предметы, отсутствующие на картине («ложная тревога»).
При этом экспериментатор должен попросить показать эти предметы, чтобы исключить ошибки первого типа. Могут называть следующие отсутствующие предметы, которые на самом деле являются сочетаниями других предметов и игрой теней: зеркало, раскрытый комод с зеркалом, светильник на стене (лампада), икона, хлеб (в руке), третий стул.
Следует обратить особое внимание на предметы, которые испытуемый называет словом «что-то». Нужно попросить показать эти предметы и спросить: «На что это похоже?» Например, испытуемый говорит: «На полу что-то валяется». Экспериментатор спрашивает: «На что это похоже?» Если испытуемый дает несколько вариантов ответов, например: «на сумку, или коробку, или книгу», — записываются все ответы: «Сумка (коробка, книга)». При подсчете это учитывается как один предмет, и если все названия неправильные, то одно очко записывается в показатель НЕПР_ДЕТ. Если среди ответов есть правильный, то одно очко записывается в показатель ПР- НО_ДЕТ. Также может быть случай, когда испытуемый не дает названия, но правильно описывает перцептивные свойства предмета. Например, он говорит, показывая на ширму: «Я точно не знаю, что это такое, но это предмет, состоящий из трех частей, края деревянные, а внутри — типа ткани». При таком ответе считается, что испытуемый воспринимает его правильно, но просто не знает названия. Одно очко при этом записывается в показатель ПР-НО_ДЕТ, и экспериментатор может сообщить название предмета: «Это — ширма». Для удобства обработки названия предметов, воспринятых неправильно, можно подчеркивать карандашом одной чертой.
4) Воспринято незаметных (замаскированных) предметов В_НЕЗАМ (см. таблицу 1 «Общий список деталей картины»). Для удобства подсчета названия этих предметов можно подчеркивать карандашом двумя чертами.
5) Незаметных предметов воспринято правильно ПР-НО_НЕЗАМ.
6) Незаметных предметов воспринято неправильно НЕПР_НЕЗАМ. Результаты соотносятся с нормами для определения уровня показателя: высокий, средний или низкий (см. таблицу 2 «Результаты нормирования показателей продуктивности способностей зрительного восприятия»).
Серия III
Показатель «Смысл 2» соотносится с «Ключом к cерии III» и определяется «уровень восприятия смысла».
Серия III a
Подсчитывается, сколько задано «подсказок».
Показатель «Смысл 3» соотносится с «Ключом к серии III» и определяется «уровень восприятия смысла».
Серия IV
Анализируются ответы на вопросы, связанные с исследованием операционных механизмов способностей зрительного восприятия. Это ответы на вопросы, заданные после серии I, и ответы на вопросы серии IV. Ответы соотносятся с таблицей 3 «Соответствие номера вопроса и используемого способа обработки материала». Выявляется, какими операционными механизмами пользуется испытуемый. Подсчитывается их количество.

Название
предмета

Частота восприятия (в %)

Варианты
неправильного
восприятия

1.

Человек, мужчина

100

Женщина, служанка

2.

Ковер

98,5

 

3.

Лампа

97,0

 

4.

Картина

97,0

 

5.

Книги

96,0

 

6.

Диван
(в т. ч. спинка дивана)

94.0
24.0

 

7.

Кресло (стул)

94,0

 

8.

Перья в вазе

93,0

 

9.

Ширма

93,0

Шкаф, сервант, комод, зеркало, занавески

10.

Сигарета

90,0

Ручка, карандаш

11.

Стол

90,0

 

12.

Тряпка

87,0

Птица убитая, кошка, шкура, шапка, бумага, газета

13.

Ваза

85,0

 

14.

Сигаретница

84,0

Кружка

15.

Фартук

76,0

 

16.

Часть картины

74,0

 

17.

Совок для мусора

69,0

Книга, сумка, портфель, листы бумаги, коробка, ящик, тряпка, черепаха

18.

Скатерть

63,0

 

19.

Рубашка

62,0

 

20.

Брюки

60,0

Юбка

21.

Сигареты в сигаретнице

57,0

Карандаши, ручки, сахар, таблетки

22.

Ботинки

56,0

 

В том числе НЕЗАМЕТНЫЕ ДЕТАЛИ (ПРЕДМЕТЫ) картины:

23.

Крыло птицы (в совке)

50,0

Птица, мусор, игрушка, чучело птицы

24.

Часть кресла (стула)

50,0

Раскладушка, пианино, комод

25.

Салфетка под лампой

41,0

 

26.

Стены (обои), угол комнаты

39,0

 

27.

Пол

34,0

 

28.

Пепельница

28,0

Блюдечко, тарелка, браслет, клубок ниток

29.

Носки на мальчике

18,0

 

30.

Часть потолка

16,0

 

31.

Щетка (в руках мальчика)

4,0

Шкура, сосна или елка

ВСЕГО ДЕТАЛЕЙ (ПРЕДМЕТОВ) — 31, из них НЕЗАМЕТНЫХ — 9

 

КЛЮЧ к серии I


Оценивается уровень развития свойства 1 — свойства целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие). Целостное, адекватное (полное и точное), недифференцированное восприятие смысла картины включает три основных элемента:
1. ЧЕЛОВЕК РАБОТАЛ (человек после работы; рабочий; человек убирал комнату; уставший человек).
2. ОТДЫХАЕТ (сидит, курит сигарету).
3. МЕЧТАЕТ (думает; воображает; представляет).
Возможны четыре уровня недифференцированного восприятия смысла картины.
УРОВЕНЬ 1. Неадекватное восприятие: неправильное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Человек отравился.
Сидит больной мальчик.
Человека бросили.
Плохое настроение.
Мина вдохновения (сочиняет стихи).
УРОВЕНЬ 2. Фрагментарное восприятие: воспринимаются отдельные фрагменты картины, отсутствует целостное восприятие. Возможные варианты:
Человек сидит, курит.
Человек держит в руке тряпку.
Человек думает о чем-то.

УРОВЕНЬ 3. Целостное, точное, но не полное восприятие смысла картины. Возможные варианты: Отдыхает рабочий после своей работы.
Человек прибирался в комнате и сел отдохнуть.
УРОВЕНЬ 4. Целостное, полное и точное восприятие смысла картины (восприняты все три элемента картины, образующие ее смысл при недифференцированном восприятии). Возможные варианты:
Человек работал, теперь отдыхает и о чем-то мечтает. Человек убирал комнату, сейчас сидит, курит сигарету, что-то представляет.
Интерпретация результатов: уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие); уровень 3— показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.


КЛЮЧ к серии III
Оценивается уровень развития свойства 4 — свойства адекватно (полно и точно) отражать объект целостным на основе его детализации (дифференцированное восприятие). Целостное, полное и точное дифференцированное восприятие смысла картины включает шесть элементов:
1. МАЛЬЧИК (мужчина; подросток; парень).
2. ПРИСЛУГА (слуга; работник; рабочий; уборщик).
3. УБИРАЛ КОМНАТЫ (убирался; занимался уборкой; вытирал пыль и мыл полы).
4. В ОТСУТСТВИЕ ХОЗЯИНА (зная, что хозяина нет дома; хозяин куда-то ушел; дома никого нет).
5. ПРЕРВАЛ РАБОТУ (решил отдохнуть; сделал перекур; сидит, курит сигарету).
6. ИЗОБРАЖАЕТ ХОЗЯИНА (пытается представить себя на месте хозяина; мечтает о том, чтобы быть хозяином; хочет почувствовать себя в его роли).
Так же как и в серии I, возможны четыре уровня, но уже дифференцированного восприятия смысла картины.
УРОВЕНЬ 1. Неадекватное восприятие: неправиль- 9 U ное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Мальчик, сын хозяина, переоделся для уборки. Убирал комнату, теперь отдыхает и планирует, что будет делать дальше.
Человек живет в этой комнате, сделал уборку, а теперь отдыхает.
Художник рисовал картину, а теперь отдыхает и любуется на то, что нарисовал.
Мальчика побил хозяин, у него потекла кровь из носа, и он держит голову вверх.
Девочка нянчилась с ребенком, устала, села отдохнуть и мечтает, как бы ей поиграть.
УРОВЕНЬ 2. Фрагментарное восприятие: воспринимаются отдельные фрагменты картины, отсутствует целостное восприятие. Возможные варианты:
Человек сидит в красивой комнате, в одной руке держит сигарету, в другой — тряпку.
Отдыхающий мальчик с трубкой, который работал.
Он вытирал пыль.
Мужчина что-то делал на кухне, смотрит на какой- то предмет, думает, как получше отдохнуть.
УРОВЕНЬ 3. Целостное, точное, но не полное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Слуга убирал комнаты, а теперь сидит, отдыхает.
Слуга пытается представить себя хозяином.
Рабочий мечтает о такой же квартире, хочет быть свободным и богатым.
УРОВЕНЬ 4. Целостное, точное и полное восприятие смысла картины (восприняты все шесть элементов картины, образующие ее смысл при дифференцированном восприятии). Возможные варианты:
Мальчик-прислуга, убиравший комнаты, решил отдохнуть. И зная, что хозяина нет дома, попробовал представить себя на его месте: развалился в его кресле, взял его сигарету и воображает себя хозяином.
Мужчина, прислуга, занимался уборкой (пыль смахивал, полы мыл), отдыхает, курит и мечтает быть хозяином, когда хозяина нет дома.
Интерпретация результатов: уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие); уровень 3 — показатель среднего 91
уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Заключение о продуктивности способностей зрительного восприятия
Первичные результаты диагностики способностей зрительного восприятия подвергаются обработке и анализу для получения характеристики сущностных качеств этих способностей у конкретного индивида. Специфика продуктивности способностей зрительного восприятия может быть раскрыта с помощью качественных и количественных показателей.
Качественные показатели характеризуют уровень развития свойств 1 и 4 — свойств целостного и адекватного (полного и точного) отражения объекта восприятия: высокий, средний, низкий. Путем анализа протокола (лист N 1) и соотнесения с «Ключами» соответствующих серий получают следующие качественные показатели: СМЫСЛ 1; СМЫСЛ 2; СМЫСЛ 3.
Показатель СМЫСЛ 1 характеризует уровень развития свойства 1 способностей зрительного восприятия. При этом уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированном восприятии); уровень 3 — показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Показатели СМЫСЛ 2 и СМЫСЛ 3 (вместе с ПОДСКАЗКАМИ) характеризуют уровень развития свойства 4 способностей зрительного восприятия. При этом аналогично уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие); уровень 3 — показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Количественные показатели характеризуют уровень развития свойств 2 и 3 — свойств, связанных с отражением многообразных деталей объекта, в т. ч. незаметных, в их полноте и точности. Получают количественные показатели путем обработки протокола (лист N 1) и соотнесения с «Общим списком деталей 92 (предметов) картины». 
Показатели свойства 2: В_ДЕТ; ПР-НО_ДЕТ; НЕ- ПР_ДЕТ; Показатели свойства 3: В_НЕЗАМ; ПР- НО_НЕЗАМ; НЕПР_НЕЗАМ; Показатель свойства 4: ПОДСКАЗКИ.
Результаты соотносятся с нормами для определения уровня развития показателей: высокий, средний или низкий (таблица 2).

Наименование показателя

Значение показателя
дднь8________________

Низкое

Среднее

Высокое

В_ДЕТ

0-16

17-23

24-30

ПР-НО_ДЕТ

0-15

16-21

22-28

НЕПР_ДЕТ

3-5

1-2

0

В_НЕЗАМ

0

1-3

4-8

ПР-НО_НЕЗАМ

0

1-3

4-7

НЕПР_НЕЗАМ

1-2

0

0

ПОДСКАЗКИ

9-13

4-8

0-3


Заключение о внутренних механизмах способностей зрительного восприятия (по результатам опросника)
Качественное своеобразие внутренних психологических механизмов способностей зрительного восприятия — операционных механизмов, может быть получено на основе ответов испытуемого на опросник. Ответы испытуемого (лист N 2 протокола) соотносят с таблицей 3 «Соответствие номера вопроса и используемого способа обработки материала» и делают вывод о наличии у него тех или иных операционных механизмов, наличии регулирующих механизмов, степени осознанности процесса восприятия и эмоциональном отношении к тест-объекту.
Вопросы № 1 — 14 касаются операционных механизмов. Утвердительные ответы на них являются индикаторами их наличия у испытуемого. Описание операционных механизмов дано в Приложении 4.
Развитие операционных механизмов способностей зрительного восприятия может происходить в двух направлениях: 1) увеличение набора способов обработки воспринимаемого материала; 2) развитие умения их использовать. Последнее дает возможность субъекту управлять, в определенной мере, процессом восприятия. Показателем такого умения является наличие регулирующих механизмов в структуре внутренних психологических механизмов способностей зрительного восприятия. То есть наличие регулирующих механизмов показывает, что теперь становится возможной регуляция процесса восприятия со стороны субъекта в отличие от периода, когда такая регуляция была обусловлена, в значительной степени, свойствами воспринимаемого материала. По-видимости, возможности управления процессом восприятия со стороны субъекта не так велики, по сравнению, например, с процессами памяти и мышления, восприятие — это более непосредственный психический процесс, тесно связанный с психофизиологическими особенностями функционирования зрительного анализатора. Тем не менее, появление регулирующих механизмов свидетельствует о более высоком уровне развития способностей зрительного восприятия.
Диагностика регулирующих механизмов осуществляется с помощью трех вопросов опросника: N 10, 16, 17. Положительные ответы на эти вопросы позволяют зафиксировать наличие таких основных регулирующих приемов как планирование, оценка результатов и коррекция: наличие какого-то плана осмотра тест-объекта; использование специальных контролирующих приемов в процессе восприятия; проверка (повторный осмотр) уже воспринятого. Следует отметить, что все три приема имеются лишь у пятой части детей 10 — 12 лет (21 %); два действия — у трети (32 %); одно действие, и это наиболее простое контролирующее действие (проверка уже воспринятого) — у 40 %; полностью отсутствуют регулирующие действия — у 7 % испытуемых выборки.
На оценку степени осознанности процесса восприятия были направлены пять вопросов опросника: N 15, 18, 19, 20 и 21. Вывод о степени осознанности процесса восприятия испытуемым делается следующим образом: приписывается по одному баллу при положительных ответах на вопросы 18 и 19 (о простой и сложной для восприятия частях картинв1); за вопрос 15 — при наличии ответа: «Был порядок осмотра», — если этот порядок в общих чертах совпадал с реальным порядком осмотра в серии II; за вопрос 20 — при наличии ответа: «Смысл картины достаточно сложен для восприятия» либо «Смысл картины воспринять легко» — при реальной легкости этой задачи для испытуемого (в I и III сериях он достигает самостоятельно уровня восприятия смысла 3 или 4); за вопрос 21 — при наличии положительного ответа на вопрос либо отрицательного («ничего не мешало воспринимать картину») при реальной легкости этой задачи для испытуемого (аналогично ответу на вопрос 20). Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, равно пяти: 5 баллов свидетельствуют о хорошей степени осознанности процесса восприятия испытуемым, 0 баллов — о минимальной.
Оценка степени осознанности процесса восприятия также позволяет получить косвенное представление об операционных механизмах способностей зрительного восприятия. Дело в том, что при непроизвольном восприятии, представляющем собой слабоосознаваемый процесс, сложно говорить о регуляции им со стороны субъекта, как умении использовать приобретенные в течение жизни способы обработки воспринимаемого материала. Очевидно, непроизвольное восприятие осуществляется преимущественно с опорой на функциональные механизмы, какие-то непроизвольные, врожденные способы восприятия информации. Вот почему, когда у субъекта нет специальной задачи воспринять материал, который находится достаточно длительное время в поле зрения испытуемого, он затрудняется сообщить о нем определенную информацию. При произвольном восприятии, когда перед испытуемым стоит специальная задача по восприятию объекта, разворачивается перцептивная деятельность, в ходе которой используются различные приобретенные способы обработки воспринимаемого материала, он может дать определенный самоотчет об этом объекте. Чем более развиты регулирующие механизмы в структуре способностей зрительного восприятия и чем более осознанно протекает этот процесс, тем более эффективно субъект использует свои операционные механизмы, потому что он может сознательно организовать свое восприятие: он планирует, оценивает результат, корректирует его при необходимости. С другой стороны, наличие самой по себе специальной задачи на восприятие, предполагающей включение произвольного восприятия, как правило, повышает степень осознанности процесса восприятия даже при отсутствии регулирующих механизмов. Поэтому судить об уровне развития регулирующих механизмов только по степени осознанности процесса восприятия нельзя.
Таким образом, создавая определенную мотивацию и заинтересованность, четко поставив специальную задачу на восприятие, можно добиться достаточно хорошей осознанности процесса восприятия у детей 10—12 лет, у которых уровень развития регулирующих механизмов, чаще всего, невысок. Этот факт можно использовать для развития способностей зрительного восприятия.
Получена определенная типология способностей зрительного восприятия. У детей 10— 12 лет обнаружены 4 типа с разными сочетаниями уровней развития свойств способностей зрительного восприятия.
1- й тип (43%) — все свойства неразвиты, низкий уровень продуктивности. Сформированный образ чаще всего является целостным неадекватным или фрагментарным при низком уровне отражения полноты деталей, но при хорошем качестве (отражают мало, но правильно).
2- й тип (35%) — «аналитики с ошибками». При среднем уровне развития свойств 2 и 3 и склонностью к ошибкам, низкий уровень развития свойств 1 и 4. Сформированный образ, как правило, также является целостным неадекватным или фрагментарным при среднем уровне отражения полноты деталей, но невысоком качестве (отражают много, но достаточно часто
96 ошибаются).
3- й тип (8 %) — «аналитики с высокой точностью и тенденцией к синтезу». Высокий уровень развития свойств 2 и 3 при среднем уровне развития свойств 1 и 4. Сформированный образ обычно является целостным адекватным, но не вполне точным и полным, хотя уровень отражения деталей высокий и число ошибок невелико (затруднения в интеграции деталей при их большом числе).
4- й тип (14 %) — «синтетики с высокой точностью и тенденцией к аналитичности». Высокий уровень развития свойств 1 и 4, свойств целостного восприятия при среднем уровне развития свойств 2 и 3. Сформированный образ, чаще всего, является целостным, точным, но не совсем полным из-за среднего уровня отражения полноты деталей, низкого уровня отражения незаметных деталей, однако при высоком качестве отражения (отражают не все детали, но делают это почти безошибочно). Показатели средних значений по четырем типам способностей зрительного восприятия даны в таблице 4 «Сводная таблица показателей средних значений (х) по четырем „типам" способностей зрительного восприятия».
На основании оценки уровня развития показателей всех четырех свойств способностей зрительного восприятия, заключении об операционных механизмах можно сделать выводы о своеобразии формирования зрительного образа и дать характеристику способностей зрительного восприятия обследуемого следующим образом:
- оценить уровень развития каждого из четырех свойств способностей зрительного восприятия;
- отнести обследуемого к определенному типу способностей зрительного восприятия;
- дать прогноз качества формируемых зрительных образов при восприятии естественных целостных объектов реальности;
- сделать заключение о качественном составе используемых испытуемым способов обработки воспринимаемого материала;
- объяснить результаты полученной продуктивности и на основе этого наметить пути развития способностей зрительного восприятия у ребенка.
Представление об уникальности способностей зрительного восприятия конкретного ребенка дают две
«характеристики способностей» детей, обладающих, соответственно, низкой и высокой продуктивностью способностей зрительного восприятия. «Характеристики» подготовлены по результатам диагностики по предложенной методике (Приложение 5).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.