Способности восприятия (перцептивные процессы) - Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной) |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 4 из 7
|
№ |
Название |
Частота восприятия (в %) |
Варианты |
1. |
Человек, мужчина |
100 |
Женщина, служанка |
2. |
Ковер |
98,5 |
|
3. |
Лампа |
97,0 |
|
4. |
Картина |
97,0 |
|
5. |
Книги |
96,0 |
|
6. |
Диван |
94.0 |
|
7. |
Кресло (стул) |
94,0 |
|
8. |
Перья в вазе |
93,0 |
|
9. |
Ширма |
93,0 |
Шкаф, сервант, комод, зеркало, занавески |
10. |
Сигарета |
90,0 |
Ручка, карандаш |
11. |
Стол |
90,0 |
|
12. |
Тряпка |
87,0 |
Птица убитая, кошка, шкура, шапка, бумага, газета |
13. |
Ваза |
85,0 |
|
14. |
Сигаретница |
84,0 |
Кружка |
15. |
Фартук |
76,0 |
|
16. |
Часть картины |
74,0 |
|
17. |
Совок для мусора |
69,0 |
Книга, сумка, портфель, листы бумаги, коробка, ящик, тряпка, черепаха |
18. |
Скатерть |
63,0 |
|
19. |
Рубашка |
62,0 |
|
20. |
Брюки |
60,0 |
Юбка |
21. |
Сигареты в сигаретнице |
57,0 |
Карандаши, ручки, сахар, таблетки |
22. |
Ботинки |
56,0 |
|
В том числе НЕЗАМЕТНЫЕ ДЕТАЛИ (ПРЕДМЕТЫ) картины: |
|||
23. |
Крыло птицы (в совке) |
50,0 |
Птица, мусор, игрушка, чучело птицы |
24. |
Часть кресла (стула) |
50,0 |
Раскладушка, пианино, комод |
25. |
Салфетка под лампой |
41,0 |
|
26. |
Стены (обои), угол комнаты |
39,0 |
|
27. |
Пол |
34,0 |
|
28. |
Пепельница |
28,0 |
Блюдечко, тарелка, браслет, клубок ниток |
29. |
Носки на мальчике |
18,0 |
|
30. |
Часть потолка |
16,0 |
|
31. |
Щетка (в руках мальчика) |
4,0 |
Шкура, сосна или елка |
ВСЕГО ДЕТАЛЕЙ (ПРЕДМЕТОВ) — 31, из них НЕЗАМЕТНЫХ — 9 |
КЛЮЧ к серии I
Оценивается уровень развития свойства 1 — свойства целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие). Целостное, адекватное (полное и точное), недифференцированное восприятие смысла картины включает три основных элемента:
1. ЧЕЛОВЕК РАБОТАЛ (человек после работы; рабочий; человек убирал комнату; уставший человек).
2. ОТДЫХАЕТ (сидит, курит сигарету).
3. МЕЧТАЕТ (думает; воображает; представляет).
Возможны четыре уровня недифференцированного восприятия смысла картины.
УРОВЕНЬ 1. Неадекватное восприятие: неправильное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Человек отравился.
Сидит больной мальчик.
Человека бросили.
Плохое настроение.
Мина вдохновения (сочиняет стихи).
УРОВЕНЬ 2. Фрагментарное восприятие: воспринимаются отдельные фрагменты картины, отсутствует целостное восприятие. Возможные варианты:
Человек сидит, курит.
Человек держит в руке тряпку.
Человек думает о чем-то.
УРОВЕНЬ 3. Целостное, точное, но не полное восприятие смысла картины. Возможные варианты: Отдыхает рабочий после своей работы.
Человек прибирался в комнате и сел отдохнуть.
УРОВЕНЬ 4. Целостное, полное и точное восприятие смысла картины (восприняты все три элемента картины, образующие ее смысл при недифференцированном восприятии). Возможные варианты:
Человек работал, теперь отдыхает и о чем-то мечтает. Человек убирал комнату, сейчас сидит, курит сигарету, что-то представляет.
Интерпретация результатов: уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие); уровень 3— показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
КЛЮЧ к серии III
Оценивается уровень развития свойства 4 — свойства адекватно (полно и точно) отражать объект целостным на основе его детализации (дифференцированное восприятие). Целостное, полное и точное дифференцированное восприятие смысла картины включает шесть элементов:
1. МАЛЬЧИК (мужчина; подросток; парень).
2. ПРИСЛУГА (слуга; работник; рабочий; уборщик).
3. УБИРАЛ КОМНАТЫ (убирался; занимался уборкой; вытирал пыль и мыл полы).
4. В ОТСУТСТВИЕ ХОЗЯИНА (зная, что хозяина нет дома; хозяин куда-то ушел; дома никого нет).
5. ПРЕРВАЛ РАБОТУ (решил отдохнуть; сделал перекур; сидит, курит сигарету).
6. ИЗОБРАЖАЕТ ХОЗЯИНА (пытается представить себя на месте хозяина; мечтает о том, чтобы быть хозяином; хочет почувствовать себя в его роли).
Так же как и в серии I, возможны четыре уровня, но уже дифференцированного восприятия смысла картины.
УРОВЕНЬ 1. Неадекватное восприятие: неправиль- 9 U ное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Мальчик, сын хозяина, переоделся для уборки. Убирал комнату, теперь отдыхает и планирует, что будет делать дальше.
Человек живет в этой комнате, сделал уборку, а теперь отдыхает.
Художник рисовал картину, а теперь отдыхает и любуется на то, что нарисовал.
Мальчика побил хозяин, у него потекла кровь из носа, и он держит голову вверх.
Девочка нянчилась с ребенком, устала, села отдохнуть и мечтает, как бы ей поиграть.
УРОВЕНЬ 2. Фрагментарное восприятие: воспринимаются отдельные фрагменты картины, отсутствует целостное восприятие. Возможные варианты:
Человек сидит в красивой комнате, в одной руке держит сигарету, в другой — тряпку.
Отдыхающий мальчик с трубкой, который работал.
Он вытирал пыль.
Мужчина что-то делал на кухне, смотрит на какой- то предмет, думает, как получше отдохнуть.
УРОВЕНЬ 3. Целостное, точное, но не полное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Слуга убирал комнаты, а теперь сидит, отдыхает.
Слуга пытается представить себя хозяином.
Рабочий мечтает о такой же квартире, хочет быть свободным и богатым.
УРОВЕНЬ 4. Целостное, точное и полное восприятие смысла картины (восприняты все шесть элементов картины, образующие ее смысл при дифференцированном восприятии). Возможные варианты:
Мальчик-прислуга, убиравший комнаты, решил отдохнуть. И зная, что хозяина нет дома, попробовал представить себя на его месте: развалился в его кресле, взял его сигарету и воображает себя хозяином.
Мужчина, прислуга, занимался уборкой (пыль смахивал, полы мыл), отдыхает, курит и мечтает быть хозяином, когда хозяина нет дома.
Интерпретация результатов: уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие); уровень 3 — показатель среднего 91
уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Заключение о продуктивности способностей зрительного восприятия
Первичные результаты диагностики способностей зрительного восприятия подвергаются обработке и анализу для получения характеристики сущностных качеств этих способностей у конкретного индивида. Специфика продуктивности способностей зрительного восприятия может быть раскрыта с помощью качественных и количественных показателей.
Качественные показатели характеризуют уровень развития свойств 1 и 4 — свойств целостного и адекватного (полного и точного) отражения объекта восприятия: высокий, средний, низкий. Путем анализа протокола (лист N 1) и соотнесения с «Ключами» соответствующих серий получают следующие качественные показатели: СМЫСЛ 1; СМЫСЛ 2; СМЫСЛ 3.
Показатель СМЫСЛ 1 характеризует уровень развития свойства 1 способностей зрительного восприятия. При этом уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированном восприятии); уровень 3 — показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Показатели СМЫСЛ 2 и СМЫСЛ 3 (вместе с ПОДСКАЗКАМИ) характеризуют уровень развития свойства 4 способностей зрительного восприятия. При этом аналогично уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие); уровень 3 — показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Количественные показатели характеризуют уровень развития свойств 2 и 3 — свойств, связанных с отражением многообразных деталей объекта, в т. ч. незаметных, в их полноте и точности. Получают количественные показатели путем обработки протокола (лист N 1) и соотнесения с «Общим списком деталей 92 (предметов) картины».
Показатели свойства 2: В_ДЕТ; ПР-НО_ДЕТ; НЕ- ПР_ДЕТ; Показатели свойства 3: В_НЕЗАМ; ПР- НО_НЕЗАМ; НЕПР_НЕЗАМ; Показатель свойства 4: ПОДСКАЗКИ.
Результаты соотносятся с нормами для определения уровня развития показателей: высокий, средний или низкий (таблица 2).
Наименование показателя |
Значение показателя |
||
Низкое |
Среднее |
Высокое |
|
В_ДЕТ |
0-16 |
17-23 |
24-30 |
ПР-НО_ДЕТ |
0-15 |
16-21 |
22-28 |
НЕПР_ДЕТ |
3-5 |
1-2 |
0 |
В_НЕЗАМ |
0 |
1-3 |
4-8 |
ПР-НО_НЕЗАМ |
0 |
1-3 |
4-7 |
НЕПР_НЕЗАМ |
1-2 |
0 |
0 |
ПОДСКАЗКИ |
9-13 |
4-8 |
0-3 |
Заключение о внутренних механизмах способностей зрительного восприятия (по результатам опросника)
Качественное своеобразие внутренних психологических механизмов способностей зрительного восприятия — операционных механизмов, может быть получено на основе ответов испытуемого на опросник. Ответы испытуемого (лист N 2 протокола) соотносят с таблицей 3 «Соответствие номера вопроса и используемого способа обработки материала» и делают вывод о наличии у него тех или иных операционных механизмов, наличии регулирующих механизмов, степени осознанности процесса восприятия и эмоциональном отношении к тест-объекту.
Вопросы № 1 — 14 касаются операционных механизмов. Утвердительные ответы на них являются индикаторами их наличия у испытуемого. Описание операционных механизмов дано в Приложении 4.
Развитие операционных механизмов способностей зрительного восприятия может происходить в двух направлениях: 1) увеличение набора способов обработки воспринимаемого материала; 2) развитие умения их использовать. Последнее дает возможность субъекту управлять, в определенной мере, процессом восприятия. Показателем такого умения является наличие регулирующих механизмов в структуре внутренних психологических механизмов способностей зрительного восприятия. То есть наличие регулирующих механизмов показывает, что теперь становится возможной регуляция процесса восприятия со стороны субъекта в отличие от периода, когда такая регуляция была обусловлена, в значительной степени, свойствами воспринимаемого материала. По-видимости, возможности управления процессом восприятия со стороны субъекта не так велики, по сравнению, например, с процессами памяти и мышления, восприятие — это более непосредственный психический процесс, тесно связанный с психофизиологическими особенностями функционирования зрительного анализатора. Тем не менее, появление регулирующих механизмов свидетельствует о более высоком уровне развития способностей зрительного восприятия.
Диагностика регулирующих механизмов осуществляется с помощью трех вопросов опросника: N 10, 16, 17. Положительные ответы на эти вопросы позволяют зафиксировать наличие таких основных регулирующих приемов как планирование, оценка результатов и коррекция: наличие какого-то плана осмотра тест-объекта; использование специальных контролирующих приемов в процессе восприятия; проверка (повторный осмотр) уже воспринятого. Следует отметить, что все три приема имеются лишь у пятой части детей 10 — 12 лет (21 %); два действия — у трети (32 %); одно действие, и это наиболее простое контролирующее действие (проверка уже воспринятого) — у 40 %; полностью отсутствуют регулирующие действия — у 7 % испытуемых выборки.
На оценку степени осознанности процесса восприятия были направлены пять вопросов опросника: N 15, 18, 19, 20 и 21. Вывод о степени осознанности процесса восприятия испытуемым делается следующим образом: приписывается по одному баллу при положительных ответах на вопросы 18 и 19 (о простой и сложной для восприятия частях картинв1); за вопрос 15 — при наличии ответа: «Был порядок осмотра», — если этот порядок в общих чертах совпадал с реальным порядком осмотра в серии II; за вопрос 20 — при наличии ответа: «Смысл картины достаточно сложен для восприятия» либо «Смысл картины воспринять легко» — при реальной легкости этой задачи для испытуемого (в I и III сериях он достигает самостоятельно уровня восприятия смысла 3 или 4); за вопрос 21 — при наличии положительного ответа на вопрос либо отрицательного («ничего не мешало воспринимать картину») при реальной легкости этой задачи для испытуемого (аналогично ответу на вопрос 20). Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, равно пяти: 5 баллов свидетельствуют о хорошей степени осознанности процесса восприятия испытуемым, 0 баллов — о минимальной.
Оценка степени осознанности процесса восприятия также позволяет получить косвенное представление об операционных механизмах способностей зрительного восприятия. Дело в том, что при непроизвольном восприятии, представляющем собой слабоосознаваемый процесс, сложно говорить о регуляции им со стороны субъекта, как умении использовать приобретенные в течение жизни способы обработки воспринимаемого материала. Очевидно, непроизвольное восприятие осуществляется преимущественно с опорой на функциональные механизмы, какие-то непроизвольные, врожденные способы восприятия информации. Вот почему, когда у субъекта нет специальной задачи воспринять материал, который находится достаточно длительное время в поле зрения испытуемого, он затрудняется сообщить о нем определенную информацию. При произвольном восприятии, когда перед испытуемым стоит специальная задача по восприятию объекта, разворачивается перцептивная деятельность, в ходе которой используются различные приобретенные способы обработки воспринимаемого материала, он может дать определенный самоотчет об этом объекте. Чем более развиты регулирующие механизмы в структуре способностей зрительного восприятия и чем более осознанно протекает этот процесс, тем более эффективно субъект использует свои операционные механизмы, потому что он может сознательно организовать свое восприятие: он планирует, оценивает результат, корректирует его при необходимости. С другой стороны, наличие самой по себе специальной задачи на восприятие, предполагающей включение произвольного восприятия, как правило, повышает степень осознанности процесса восприятия даже при отсутствии регулирующих механизмов. Поэтому судить об уровне развития регулирующих механизмов только по степени осознанности процесса восприятия нельзя.
Таким образом, создавая определенную мотивацию и заинтересованность, четко поставив специальную задачу на восприятие, можно добиться достаточно хорошей осознанности процесса восприятия у детей 10—12 лет, у которых уровень развития регулирующих механизмов, чаще всего, невысок. Этот факт можно использовать для развития способностей зрительного восприятия.
Получена определенная типология способностей зрительного восприятия. У детей 10— 12 лет обнаружены 4 типа с разными сочетаниями уровней развития свойств способностей зрительного восприятия.
1- й тип (43%) — все свойства неразвиты, низкий уровень продуктивности. Сформированный образ чаще всего является целостным неадекватным или фрагментарным при низком уровне отражения полноты деталей, но при хорошем качестве (отражают мало, но правильно).
2- й тип (35%) — «аналитики с ошибками». При среднем уровне развития свойств 2 и 3 и склонностью к ошибкам, низкий уровень развития свойств 1 и 4. Сформированный образ, как правило, также является целостным неадекватным или фрагментарным при среднем уровне отражения полноты деталей, но невысоком качестве (отражают много, но достаточно часто
96 ошибаются).
3- й тип (8 %) — «аналитики с высокой точностью и тенденцией к синтезу». Высокий уровень развития свойств 2 и 3 при среднем уровне развития свойств 1 и 4. Сформированный образ обычно является целостным адекватным, но не вполне точным и полным, хотя уровень отражения деталей высокий и число ошибок невелико (затруднения в интеграции деталей при их большом числе).
4- й тип (14 %) — «синтетики с высокой точностью и тенденцией к аналитичности». Высокий уровень развития свойств 1 и 4, свойств целостного восприятия при среднем уровне развития свойств 2 и 3. Сформированный образ, чаще всего, является целостным, точным, но не совсем полным из-за среднего уровня отражения полноты деталей, низкого уровня отражения незаметных деталей, однако при высоком качестве отражения (отражают не все детали, но делают это почти безошибочно). Показатели средних значений по четырем типам способностей зрительного восприятия даны в таблице 4 «Сводная таблица показателей средних значений (х) по четырем „типам" способностей зрительного восприятия».
На основании оценки уровня развития показателей всех четырех свойств способностей зрительного восприятия, заключении об операционных механизмах можно сделать выводы о своеобразии формирования зрительного образа и дать характеристику способностей зрительного восприятия обследуемого следующим образом:
- оценить уровень развития каждого из четырех свойств способностей зрительного восприятия;
- отнести обследуемого к определенному типу способностей зрительного восприятия;
- дать прогноз качества формируемых зрительных образов при восприятии естественных целостных объектов реальности;
- сделать заключение о качественном составе используемых испытуемым способов обработки воспринимаемого материала;
- объяснить результаты полученной продуктивности и на основе этого наметить пути развития способностей зрительного восприятия у ребенка.
Представление об уникальности способностей зрительного восприятия конкретного ребенка дают две
«характеристики способностей» детей, обладающих, соответственно, низкой и высокой продуктивностью способностей зрительного восприятия. «Характеристики» подготовлены по результатам диагностики по предложенной методике (Приложение 5).
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |