На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Способности восприятия (перцептивные процессы) - Приложения 1-3
Способности восприятия (перцептивные процессы) - Приложения 1-3
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Способности восприятия (перцептивные процессы)
Восприятие пространственных признаков. Методика компаса
Тест А. Рея Многозначные рисунки
Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Приложения 1-3
Приложения 4-5
Осязательное и слуховое восприятие
Все страницы

 

Приложение 1

ТЕСТ-ОБЪЕКТ. Фотография репродукции картины В.Е. Маковского «Без хозяина»

тест картина

Приложение 2


Опросник для исследования операционных механизмов способностей зрительного восприятия


Вопросы к серии I
1. Ты знаешь, что все картины имеют какое-то название. Назвал (а) ли ты каким-нибудь словом или дал(а) название той картине, которую сейчас рассматривал (а) ?
2. О чем ты подумал (а), когда увидел (а) картину?
3. Не возник ли в голове какой-то другой образ, картинка, чем-то связанные с этой? (Это не обязательно должно быть связано с картинами, а может напоминать что-то из твоей собственной жизни.)
4. Какие предметы, детали бросились в глаза прежде всего? Почему?
5. Выделил (а) ли ты какие-то предметы как основные, важные, другие как второстепенные?
6. Называл (а) ли ты про себя (в уме) словами предметы, которые воспринимал (а) при рассматривании картины?
7. Ты успел (а) увидеть всю картину целиком или рассмотрел (а) только какую-то ее часть? Почему именно эту часть?

Вопросы к серии IV
8. Пытался (ась) ли ты как-нибудь изменить увиденное на картине, чтобы лучше воспринять ее смысл (например, мысленно дорисовать, увидеть в другом цвете, что-либо стереть, передвинуть на другое место)?
9. То, что изображено на картине, тебе нравится, не нравится, безразлично? (При этом приписывается значение оценки соответственно 2, 1, 0.)
10. Был ли у тебя какой-то план (порядок) осмотра картины или ты называл (а) те предметы, которые как бы сами попадались на глаза?
11. Было ли тщательное рассматривание каких-либо участков картины, всей картины целиком? Если было, то как ты это делал (а) ? (Что значит для тебя «рассматривать тщательно»?)
12. Когда ты рассматривал (а) картину, было ли такое, что сначала ты рассмотрел (а) предметы на перед- УУ
нем плане, потом на заднем или сначала— все крупные, потом мелкие; или яркие, заметные, потом незаметные; или понятные, потом — непонятные или как-то еще?
13. Пытался (ась) ли ты найти сходство картины или ее частей с чем-то виденным ранее?
14. Попробуй сравнить «на глаз» ширину двух половинок ширмы, средней и правой, ближней к тебе, — они одинаковые или разные? Если разные, то какая больше?
15. Сейчас я задам тебе трудный вопрос, но ты все же попробуй на него ответить: когда ты рассматривал (а) картину в первый раз и потом, когда перечислял (а) предметы, у тебя был одинаковый порядок в осмотре (в переходах от одной части картины к другой) или разный? Если разный, то назови оба варианта. (Вопрос задается при наличии положительного ответа на вопрос 10.)
16. Ты каким-то образом контролировал (а) себя при восприятии? Если да, то как ты это делал (а)?
17. Не было ли такого, что ты возвращался (ась) взглядом в те части картины, где предметы ты уже назвал (а), чтобы проверить себя (не пропустил (а) ли чего) ?
18. Какая часть (предмет) картины показалась тебе наиболее сложной для восприятия? Какой предмет был наиболее непонятным?
19. Какая часть (предмет) картины была воспринята легче всего?
20. Как тебе показалось, смысл картины достаточно сложен для восприятия и чтобы его понять, нужно внимательно рассмотреть все предметы или смысл легко уловить сразу? Если смысл понять сложно, то когда ты это понял (а)?
21. Как ты думаешь, тебе что-нибудь мешало воспринимать картину?
Примечание к вопросу 14. Величина половинок ширмы соответственно 22 и 18 мм, т. е. разница между ними — 4 мм (при дифференциальном пороге для этих 100 величин 0,45 мм).
Таблица 3

Номер
вопроса

Индикатором какого способа обработки материала является вопрос

1

Наличие любого слова как какого-то вербального обозначения картины — ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ; наличие названия — СХЕМАТИЗАЦИЯ

2, 3

АССОЦИАЦИЯ

4

ГРУППИРОВКА

5

СТРУКТУРИРОВАНИЕ или ВЫДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО ПУНКТА (в зависимости от ответа)

6

ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ

7

СТРУКТУРИРОВАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО ПУНКТА или СХЕМАТИЗАЦИЯ (в зависимости от ответа)

8

ДОСТРАИВАНИЕ

10, 11, 15

СКАНИРОВАНИЕ

12

ГРУППИРОВКА, СЕРИАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА или СТРУКТУРИРОВАНИЕ (в зависимости от ответа)

13

АССОЦИАЦИЯ или АНАЛОГИЯ (в зависимости от ответа)

14

Ответ: «Средняя больше» расценивается как индикатор наличия механизма СОИЗМЕРЕНИЕ

10, 16, 17

РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ

15, 18, 19, 20, 21

СТЕПЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ

9

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕСТ-ОБЪЕКТУ


Примечание. Утвердительные ответы на эти вопросы свидетельствуют об использовании испытуемым данного способа обработки воспринимаемого материала.
Кроме ответов испытуемых на специальные вопросы, направленные на выявление тех или иных способов обработки, следует проанализировать также ответы на следующие вопросы, которые задаются в процессе диагностики.


1. В I серии вопрос: «Что изображено на картине?». Ответ в виде названия может свидетельствовать о наличии механизма схематизации, например, «Минута отдыха», «Вдохновение».
2. Во II серии — «Перечисли все предметы, которые ты видишь на этой картине, стараясь ничего не пропустить». Ответ может быть индикатором различных операционных механизмов, в зависимости от того, в каком порядке называет предметы испытуемый: группировки, выделения опорного пункта, сериационной организации материала.
3. О наличии механизма структурирования также можно судить по ответу на вопрос III серии: «Что изображено на картине?» Достижение испытуемым третьего или четвертого уровня восприятия смысла свидетельствует об установлении им внутренних отношений между предметами картины, выделении главного и второстепенного, т. е. о восприятии внутреннего строения картины.
Для некоторых способов обработки нет специальных вопросов. Их наличие может быть обнаружено при анализе ответов испытуемого на вопросы о других механизмах. Например, индикатором механизма классификации может служить следующий фрагмент ответа: «Одежда: рубашка, брюки, ботинки, фартук»; или: «Детали интерьера: шкаф, диван, стол, стулья, картины». То есть главным признаком будет служить, в соответствии с определением механизма «классификации», наличие известного общего признака выделенного класса. Для механизма «перцептивный план» индикатором может служить выделение группы опорных пунктов. Для механизма «соизмерение», помимо ответа на специальный вопрос, индикатором является выделение испытуемым Ю2 отношений величин предметов по типу «больше — меньше»: «Сначала я выделил большие предметы: стол, диван; потом поменьше: лампа, картины; потом совсем маленькие: тряпка, пепельница, сигарета». Такой ответ свидетельствует о наличии одновременно двух механизмов — «соизмерения» («большие, поменьше, совсем маленькие») и «сериационной организации материала» (упорядочение по величине).
Вопросы 1 — 7 задаются испытуемому после I серии в отсутствие картины, остальные вопросы — в IV серии при наличии тест-объекта в поле зрения испытуемого. Задавание всех вопросов в IV серии приводит к забыванию каких-то явлений, возникающих в ходе первичного недифференцированного восприятия.


БЛАНК ПРОТОКОЛА (лист N 1)
Серия I
1. Воспринятый смысл (Смысл 1)
Уровень восприятия смысла
Серия II
2. Воспринятые предметы
3. Дополнительный ответ (после вопроса экспериментатора)
Воспринято деталей (В_ДЕТ)
Из них: правильно (ПР-НО_ДЕТ)
неправильно (НЕПР_ДЕТ)
Воспринято незаметных деталей (В_НЕЗАМ)
Из них: правильно (ПР-НО_НЕЗАМ)
неправильно (НЕПР_НЕЗАМ)
Серия III
4. Смысл, воспринятый после подробного рассматривания картины
(Смысл 2)
Уровень восприятия смысла
Серия Ша (дополнительно)
5. Дано подсказок  
6. Смысл, воспринятый после наводящих
вопросов
(Смысл 3)
Уровень восприятия смысла
БЛАНК ПРОТОКОЛА (лист N 2)
Серия I
Ответы испытуемого на вопросы «Опросника» после I серии.
1.
2
3.
4.
5.
6.
7.
Серия III а
Подсказки Ответы испытуемого


Серия IV
Ответы испытуемого на вопросы IV серии.
9.
10.
11.'
12. '
13. '
14. '
15. '
16. '
17. '
18. '
19. '
20. '
21. '


Приложение 3


Перечень наводящих вопросов-подсказок
(38 вопросов)


I. К группе ключевых деталей «Пол, возраст человека»
1. Какое лицо у человека— старое или молодое?
2. Какая у него прическа?
3. Эта прическа не похожа на мужскую?
4. Как одет человек?
5. Рубашка, брюки, ботинки — это мужская одежда?
II. К группе ключевых деталей «Социальная роль
человека» .
1. Как человек одет?
2. Эта одежда бедная или богатая?
3. Какая обстановка в комнате?
4. Эта обстановка бедная или богатая?
5. Может ли такой человек жить в этой комнате? (Обстановка комнаты и внешний вид человека соответствуют друг другу?)
6. Что человек здесь делает?
7. Какое время изображено на картине — современное или прошлое, старинное?
8. Ты знаешь, что раньше в богатых домах были слуги, а сами хозяева уборкой не занимались?
9. Может быть, хозяев нет дома и потому слуга так по-хозяйски развалился?
III. К группе ключевых деталей «Состояние человека»
1. Какое у человека выражение лица?
2. Какая у него поза?
3. Не похоже, что он о чем-то мечтает или что-то изображает?
4. Как тебе кажется, о чем он может мечтать или что изображает?
IV. К группе ключевых деталей «Занятие человека: что делал?»
1. Чем человек занимался до того, как сел в кресло? Почему ты так думаешь? (Контроль выделенных деталей.)
Вопросы 3—13. Экспериментатор поочередно обращает внимание испытуемого на те ключевые детали, которые тот не заметил— тряпку, совок для 1U5
мусора, крылышко для сметания пыли, щетку, фартук: «Что это?» При ошибочных ответах испытуемого он может называть эти предметы: «Это не похоже на тряпку?» и т. д.
14. Зачем эти предметы здесь изображены?
V. К группе ключевых деталей «Что делает человек сейчас?»
1. Что делает человек сейчас?
2. Что у него в правой руке?
3. Это не похоже на сигарету?
4. Почему он так сидит, развалясь?
5. Почему он не боится хозяина?


Таблица 4
Сводная таблица показателей средних значений (х)
по четырем «типам» способностей зрительного
восприятия

Номер
типа

Номера показателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

1,74

1,47

2,42

7,63

16,53

15,14

1,4

0,95

0,72

0,23

II

1,57

1,57

2,20

6,97

23,06

20,69

2,37

3,91

3,14

0,77

III

2,25

3,0

3,63

2,38

26,75

24,50

2,25

5,50

4,75

0,75

IV

2,86

3,21

3,86

2,64

19,86

19,07

0,79

1,57

1,36

0,21



где N 1 — СМЫСЛ 1;
N2 - смысл 2
N3 - смысл 3
N4 - число подсказок
N5 - В_ДЕТ
N6 - ПР-НО_ДЕТ
N7 - НЕПР_ДЕТ
N8 - В_НЕЗАМ
N9 - ПР-НО_НЕЗАМ
N10 - НЕПР_НЕЗАМ

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.