Способности восприятия (перцептивные процессы) - Осязательное и слуховое восприятие |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 7 из 7
|
С помощью этой методики исследуется степень обобщенности сенсорных эталонов, а также уровень интериоризации действий восприятия. Методика рассчитана на детей от 4 до 5 — 5,5 лет.
Стимульный материал. Таблица с различными фигурками. Внизу таблицы дается эталон. Необходимо иметь и вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям и для их обучения. В приложении приведена таблица и четыре эталона.
Инструкция. Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения, но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице.
Проведение теста. После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон, и даже провести рукой по его контуру. Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти ни одной, даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой, фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса, который нарушен у ребенка.
Анализ результатов. При интерпретации следует обращать внимание как на количество ошибок, так и на характер деятельности детей. Так, детям, которые затрудняются и не могут найти правильный ответ, надо предложить обвести пальцем контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. Если это помогает прийти к правильному решению, можно сделать вывод, что у данного ребенка действия восприятия еще плохо интериоризованы (что для 5-летнего ребенка является недостатком), но сама ориентировка адекватна. Можно предположить, что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, поэтому им нужно оказать помощь, обучить выделению информативных точек и постепенной интериоризации действий восприятия.
Ошибки импульсивных детей с быстрым темпом деятельности и отсутствием ориентировки связаны с неумением организовать свою деятельность, сосредоточиться на задании; 16 фигурок, из которых надо выбрать правильную, отвлекают и рассеивают их внимание, поэтому можно уменьшить количество фигурок, закрыв три ряда из четырех листком белой бумаги. Если ребенок перестает делать ошибки, можно с уверенностью сказать, что причина его отставания — не отклонения в развитии познавательной деятельности (восприятия или мышления), а низкая организация деятельности и низкая концентрация внимания, расторможенность. В этом случае ребенку можно помочь построить план деятельности, научить ориентироваться в задании.
Если дети не могут найти правильную фигурку даже при помощи взрослого, можно говорит о возможности наличия интеллектуального дефекта (или отставания). Такие дети нуждаются в специальном обучении, им нужно помогать и ориентироваться в задании, и выделять информативные точки, и обобщать сенсорные эталоны. Именно для обучения этих детей и нужны вырезанные из картона эталоны, которое они рассматривают, описывают наиболее характерные детали, а затем прикладывают по очереди ко всем фигуркам в таблице. Взрослый должен обращать внимание ребенка на расхождения или совпадения контура фигуры и эталона. Постепенно деятельность детей усложняют, им предлагают, не пользуясь эталоном, сначала обводить контуры пальцем, а затем, по мере обучения, искать нужные фигурки без посторонней помощи.
В качестве экспериментального материала используются плоские фигуры Г. Фелькельта. Испытуемому предлагается ощупать с закрытыми глазами фигуру в
течение одной минуты. Затем он должен зарисовать ее, не глядя на оригинал. После этого рисунок убирается и перед испытуемым кладется та же фигура. Теперь он должен посмотреть на нее, запомнить, а затем зарисовать, опять же не глядя на оригинал.
Оба рисунка сопоставляются с оригиналами и определяется степень их совпадения, которая служит показателем точности зрительного и осязательного восприятия.
(Слуховое различение; 6-й субтест из американской методики «Давайте посмотрим на ребенка», 1973 г., Нью-Йорк)
Ребенку предлагают прослушать пленку с различными реальными звуками, записанными на ней. При этом он должен отождествить лежащие перед ним картинки с теми шумами, которые будет слышать: плач ребенка, шуршание газеты, звуки капающей воды из крана, кваканье лягушки и др.
Высокая точность ответов говорит о хорошем слуховом различении у ребенка.
Методика предназначена для исследования того, различают ли больные предметный источник тихих звуков, а также для провоцирования и изучения слуховых обманов, возникающих иногда у больных в процессе длительного прислушивания к тихим звукам.
Для проведения опыта нужен магнитофон, специально смонтированный таким образом, чтобы его репродуктор находился в возможно более тихой, т. е. изолированной от внешнего шума комнате, а сам звукозаписывающий аппарат с кассетами — в другой. Кроме того, на ленте одной из кассет должны быть предварительно записаны следующие звуки: шелест страниц перелистываемой книги, журчание воды (при вдувании в нее воздуха через трубочку), звук перекатывания по дереву деревянных шаров, пересыпание крупы в тарелку, шум дождя, трение двух металлических пластинок и т. д. Длительность звучания каждого такого шума 55 сек, затем интервал 5 сек перед следующим звуком. На последние 10 мин дается иной набор: короткие — на 3 — 5 сек — звуки, отчетливо различимые по предметному источнику: звук кашля, падения на пол деревянных кубиков, звон стекла, свист, шепот, звук пролитой воды, всхлипывание, стук в дверь, пение птицы, вздохи и т. д. Интервалы между этими звуками аритмичны, в среднем 30 — 57 сек почти абсолютной тишины. Длительность всего набора звуков 25 мин.
Исследование проводится под видом проверки слуха. В комнате тихо, никого, кроме экспериментатора, нет, неполное затемнение (экспериментатор должен иметь возможность писать). Больного расспрашивают о том, хорошо ли он слышит, а затем говорят: «Сейчас мы проверим ваш слух. В этой комнате будут слышны тихие звуки. Слушайте их внимательно и все время говорите мне тихим голосом, что вам слышно. Если трудно будет понять, что именно слышно, говорите мне, на что этот звук хотя бы приблизительно похож, что он вам напоминает, но старайтесь как можно точнее определить звук. Слушать надо будет долго. Сядьте поудобнее и прикройте рукой глаза, тогда лучше будет слышно». (Если больной возражает или неохотно соглашается прикрыть глаза, настаивать ни в коем случае не нужно. Следует лишь позаботиться о том, чтобы больной сидел удобно. Желательно, чтобы он сидел в мягком кресле.) После этого лаборант в соседнем помещении включает магнитофон, т. е. опыт начинается. Протокол ведется на специально разграфленной бумаге, так что против места, обозначающего какой- либо звук, экспериментатор в соседней графе записывает все высказывания больного. Если больной молчит, экспериментатор тихим голосом спрашивает у него: «А сейчас что слышно? А сейчас?» Такие вопросы отмечаются в протоколе вопросительным знаком. Других слов экспериментатор не произносит, а вопросы задает как можно реже.
В результате протокол имеет следующий вид:
Звук |
Фамилия, и., о. Дата |
|
Высказывания больного |
Помехи |
|
Перелистывание |
. „Как будто мышь скребет... шум... |
|
(Многоточиями обозначается длительное молчание больного.)
Ребенку предлагаются четыре картинки (заяц, груша, колокольчик, стакан). Из них нужно выбрать ту, которая начинается с того же звука, что и слово, которое произносит экспериментатор.
Например, он говорит слово: голубв или собака, — а ребенок соответственно поднимает либо картинку с грушей, либо со стаканом и т. д.
Дети, выполняющие эти задания без ошибок, имеют хорошие способности фонематического различения, необходимые для успешного обучения чтению и письму (подобные задания могут иметь множество вариантов на различение любых других звуков при разном местоположении их в слове: в начале, в середине, в конце).
Данная методика основана на методе речевой аудиометрии, т. е. рассчитывается количество правильных ответов в процентном отношении к переданным.
Используется магнитофонная запись с набором слов или фраз, запись предъявляется в смеси с шумом (необходимо подобрать такую частоту и интенсивность шума, которые близки к естественным условиям работы и отдыха учащихся).
2.3.5. Восприятие времени
Оценка точности восприятия времени может производиться с помощью обычного секундомера. Экспериментатор дает отсчет в 12 сек, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Целесообразно давать по 10 проб с таким расчетом, чтобы они относительно равномерно распределились в указанном диапазоне 6—12 сек.
Определяется процентная точность (Т) оценки интервалов времени по формуле
где С2 — сумма разности от времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого в секундах); с1 — сумма
отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени по описанной методике выставляется по таблице.
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Процентная точность оценки интервалов времени |
99,5 |
99 |
88,5 |
88 |
86 |
84 |
80 |
75 |
70 |
Perceptual Learning-Style Preference Questionnaire
Люди учатся многими различными способами. Например, некоторые люди учатся прежде всего наблюдениями (визуальное восприятие) или благодаря слуху (слуховое восприятие); некоторые люди предпочитают учиться благодаря «практическим» задачам (осязательное восприятие).
Этот анкетный опрос был разработан, чтобы помочь вам идентифицировать путь, которым вы предпочитаете учиться. Прочитайте предлагаемые вам утверждения.
Определите, соглашаетесь ли вы или не соглашаетесь с каждым утверждением. Например, если вы абсолютно согласны, отмечайте: АС — абсолютно согласен, С — согласен, НУ — не уверен, НС — не согласен, АНС — абсолютно не согласен.
Текст методики
1.Зрительное восприятие
1. Я воспринимаю лучше, читая то, что преподаватель пишет на классной доске.
2. Когда я читаю инструкции, я их лучше запоминаю.
3. Я воспринимаю лучше, когда читаю инструкции.
4. Я лучше воспринимаю, читая, нежели слушая кого- либо.
5. Я больше узнаю из книг, нежели слушаю лекции.
2. Слуховое восприятие
1. Я понимаю лучше, когда учитель объясняет мне что-либо.
2. Я запоминаю лучше, когда кто-либо рассказывает, как делать что-либо в классе.
3. Я лучше запоминаю информацию, которую услышал в классе, нежели которую прочел.
4. Я запоминаю лучше, когда учитель читает лекцию.
5. Я запоминаю лучше, когда я слушаю людей в классе.
3. Осязательное восприятие
1. Я лучше воспринимаю, когда создаю модель чего- либо.
2. Я лучше воспринимаю, когда делаю что-либо для общего проекта класса.
3. Я лучше воспринимаю, когда рисую во время обучения.
4. Когда я что-либо строю, я запоминаю, чему научился, лучше.
5. Мне нравится делать что-либо для общего проекта.
Обработка результатов
Необходимо подсчитать полученные баллы на каждый из видов восприятия. Итоговое число нужно умножить на 2. Предпочтительный стиль обучения вы можете найти в таблице.
Предпочтительный стиль обучения |
38-50 |
Менее эффективный стиль обучения |
25-37 |
Неэффективный стиль обучения |
0-24 |
Предпочтительный зрительный стиль обучения
Вы лучше воспринимаете, наблюдая слова в книгах, на доске, в учебных пособиях. Вы лучше запоминаете и осознаете информацию и инструкции, когда читаете их. Вам не обязательны устные объяснения в аудиториях, часто вы можете обучаться сами дома, с книгой. Вам следует делать заметки лекций и устных указаний, если вы хотите помнить информацию.
Предпочтительный слуховой стиль обучения
Вы обучаетесь благодаря устным объяснениям. Вы можете запоминать информацию, читая вслух или двигая губами, как будто читаете, особенно когда вы изучаете новый материал. Вам полезно слушать записи, обучать других студентов и дискутировать с вашим преподавателем.
Предпочтительный тактильный стиль обучения
Вы лучше обучаетесь, когда имеете возможность получить практические знания о материале. Таким образом, эксперименты в лаборатории, обработка и построение моделей, прикосновения и работа с материалом предоставляют вам самую успешную возможность изучения. Написание заметок и инструкций может помочь вам запомнить информацию, а физическая причастность к связанным с классом взаимодействий может помочь вам получать новую информацию.
Источник: Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2020. — 533 с. — (Gaudeamus).
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |