На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Способности восприятия (перцептивные процессы) - Восприятие пространственных признаков. Методика компаса
Способности восприятия (перцептивные процессы) - Восприятие пространственных признаков. Методика компаса
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Способности восприятия (перцептивные процессы)
Восприятие пространственных признаков. Методика компаса
Тест А. Рея Многозначные рисунки
Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Приложения 1-3
Приложения 4-5
Осязательное и слуховое восприятие
Все страницы

 

1.5. Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»


Исследование производится с помощью плаката (рис. 1), на котором схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на 1-й строке указано — искать ЮЗ. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин.
Инструкция: «Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север — сверху, юг — внизу, восток — справа, запад — слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача — определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин».


Стимульный материал

компас

Оценка выводится по таблице.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

2

Количество
правильных
ответов

18

17

16

14-15

12-13

10-11

8-9

6-7

5

 


1.6. Методика «часы»


Исследование производится с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу около любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов (рис. 1), или используется небольшой стенд с вращающимся циферблатом (диаметром около 50 см), стрелками и зажимом с набором чисел от 1 до 12, обозначающих часы. Необходимо определить, какое время показывают стрелки. Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси — они в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показывающую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мысленно».

Стимульный материал

стимульный материал

При работе со стендом каждая картинка представляется на 12 сек (по определенной программе) и в первом и во втором случае обследуемые пишут номера заданий и ответ, например: 3—11 ч 15 мин; 4 — 21 ч 20 мин.

Оценка результатов

При работе с бланками оценка выводится по таблице.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество
правильных
ответов

37

34-36

30-33

25-29

20-24

15-19

8-14

4-7

3

При работе со стендом оценки (как и в случае использования плаката вместо бланков) облегчаются на 2 ответа (9 баллов — 35 правильных ответов; 8 баллов — 32 — 34 и т. д.).

1.7. Методика изучения плоскостного и объемного глазомера

Предлагается 8 карточек с геометрическими фигурами (см. рис. 1, уменьшенный в 2 раза). На каждой карточке — две фигуры, различающиеся только размерами. Необходимо определить, во сколько раз первая фигура больше второй. Подсчитывается количество правильных ответов.

стимульный материал4

1.8. Тест «Разрезные картинки»


В качестве стимульного материала являются цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3 — 4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2 — 4 части, а для 4 — 6-летних— картинки, разрезанные на 4 — 6 частей. Если вы считаете необходимым провести диагностику восприятия у школьников (обычно в этом возрасте оно уже не исследуется), рекомендуется применять более сложные рисунки — не с одним предметом, а с группами или с ситуациями.
Инструкция следующая: «Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет».
Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов — от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
При интерпретации, прежде всего, обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. Тест направлен и на изучение уровня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при сборке которых возможны некоторые затруднения в деталях (например, найти правильное место для ног куклы или ее банта). О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 3 — 4-летний ребенок не может узнать ни машинки, ни собаки. В этом случае необходимо
начать обучение ребенка, показать ему наиболее характерные детали этих предметов, вместе с ним собрать картинку. После обучения необходимо предложить ребенку выполнить аналогичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложных случаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информативные точки не на одном, а на нескольких предметах.


1.9. Тест «Коробочка форм»


С помощью этого теста исследуется уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации. При проведении этого теста проверяют также наличие у ребенка сенсорных эталонов формы.
Стимульный материал: деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т. д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, то есть шар, куб, параллелепипед и т. д.
Инструкция следующая: «Давай поиграем, как будто эта коробочка — почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывают геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено».
Фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть ее не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1 —3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают. Если Вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать ему дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары или пар аллеле пипеды.
При интерпретации полученных данных, прежде всего, следует обращать внимание на характер деятельности детей — наличие ориентировки, степень ее ин- териоризованности. Для детей 2,5 — 3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурки в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося друг с другом. Поэтому, помогая детям, взрослые их обучают, формируя ориентировку и действия восприятия одновременно. Более способные дети и более обучаемые быстрее «схватывают» новый материал и сразу после показа способа действия с одной-двумя фигурками начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка как самостоятельный этап деятельности появляется в 3 — 3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться и значительно позднее, к 4 — 4,5 годам). Поэтому 3 — 4-летние дети должны осматривать фигурки прежде, чем начать их опускать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, то есть ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачивает их в разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допустимо участие взрослого, помогающего детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года их жизни. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о возможных нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.


1.10. Тест «Найди квадрат»


Тест направлен на изучение константности восприятия.
Ребенку показывают таблицу (рис. 1) с изображением 10 четырехугольников, среди них 5 совершенно одинаковых квадратов, и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот; какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.
Ребенку предлагается отыскать на таблице все квадраты (четырехугольники, у которых все стороны и углы равны).
Стимульный материал

стимульный материал5

Рис. 1
Оценка результатов
1 — Очень хороший результат, когда безошибочно найдены все фигуры или допущена только одна ошибка.
2 — Средний результат, когда допущены 2 — 3 ошибки с фигурами, имеющими искажение прямого угла.
3 — Низкий результат. Большее число ошибок, среди них неправильно опознаны прямоугольники.
4 — Очень низкий результат. Не понимается определение квадрата, хаотично называются любые фигуры.


1.11. Тест «Найди одинаковые фигуры»


Ребенку предлагается бланк с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: трапеция, квадрат, параллелограмм и прямоугольник (рис. 1). Необходимо одинаковые фигуры пометить на бланке одинаковыми знаками (крестиками, кружочками, галочкой, плюсом) или поставить на одинаковых фигурах одинаковые цифры: 1, 2, 3 и т. д.


Рис. 1

Оценка результатов
1 — Очень высокий результат. Ребенок не только безошибочно выполнил задание, но и назвал отличия фигур, или дал им общепринятые названия.
2 — Высокий результат. Задание выполнено верно, но без словесно-логического анализа, или: дан анализ, но сделана ошибка.
3 — Средний результат. Допущены 1 —2 ошибки, частичный анализ.
4 — Низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.


1.12. Тесты реторазличения


Методика 1. Ребенку предлагают 10 карточек одного цвета, но разные по светлоте. Необходимо разложить их по порядку от самого темного до самого светлого (самостоятельно изготовьте такие карточки с помощью акварели и воды).
Методика 2. Ребенку предлагают 10 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности в нем желтого оттенка. Необходимо также разложить карточки по порядку, от менее желтых, до более желтых.
Методика 3. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (например, серо-зеленые, сине-зеленые, желто-зеленые и др.).
Оценка результатов: чем больше точность раскладки цветов, тем выше способности к цветоразличению у ребенка.
Эти способности поддаются тренировке при отсутствии дефектов зрения. У японцев, например, благодаря их занятиям каллиграфией, во много раз больше развита способность различать оттенки серого цвета, чем у европейцев.


1.13. Тест «Овощи и фрукты»


Тест направлен на исследование цветоразличения. Ребенку предлагают поочередно несколько таблиц с черно-белыми изображениями на каждой карте, и к ним набор 4 — 5 различных цветов (карточек).
Примеры стимульного материала

овощи и фрукты

К рис. 1: фиолетовая, оранжевая, зеленая и розовая цветные карточки.
К рис. 2: коричневая, бордовая, желтая, красная и зеленая карточки.
2.1. Зрительное восприятие
Ребенку предлагают к каждому изображению на таблице подобрать подходящую цветную карточку.
В норме все дети легко справляются с такими заданиями. Вместо овощей на них могут быть нарисованы животные, цветы, другие предметы, имеющие однозначную окраску.


1.14. Тест «Дорисуй фигуры»


Ребенку дают по очереди 3 бланка и предлагают дорисовать на них фигуры (квадраты и круги, стрекозу и рыбу) и подчеркивают, что все квадраты (круги, рыбы и т. д.) одинаковые (рис. 1, 2, 3).

дорисуй


Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможноств составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формв1 предметов, о состоянии его графических наввжов, способности осугцествлятв симметричное изображение.


Оценка результатов
1. Хороший уровень: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.
2. Средний уровень: то же, что и в 1, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунках.
3. Низкий уровень: уменьшение площади дорисованной фигуры; грубые изменения ее формы; непонимание принципа работы.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.