На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Понятие и структура психологической готовности ребенка к обучению в школе
Понятие и структура психологической готовности ребенка к обучению в школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит, быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.


Психологическая готовность к обучению в школе - это сложное комплексное многосоставное явление, поэтому для более оптимального его изучения, понимания и формирования у детей принято выделять компоненты (составные части) психологической готовности к обучению в школе.
Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, социально-коммуникативная, личностная и физическая готовность. Рассмотрим их поподробнее.
Интеллектуальная готовность предполагает сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.), а также владение средствами познавательной деятельности (классифицировать, обобщать, моделировать), родным языком, основными формами речи (диалогом, монологом).
С точки зрения физиологии, интеллектуальная готовность к школе является отражением функционального созревания структур головного мозга. Ребенок оперирует существенным объемом знаний, активно задействует мыслительные операции, постигает основные связи между объектами - следовательно, его мозг достиг необходимой физиологической стадии развития. И наоборот - если появился определенный уровень сфор- мированности мозговых структур, первоклассник справится с учебной нагрузкой школьника.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе - это необходимый уровень каждого познавательного процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и усваивать новые знания. Этот аспект развития дошкольника также называют интеллектуальной зрелостью.
Именно поэтому грамотный подход к формированию интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе заключается не в простом «накачивании» ребенка большим объемом знаний и умений, а в развитии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все процессы познания к концу старшего дошкольного возраста должны выйти на определенную ступень развития. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.
Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму. Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель.
Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.
Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.
Мышление детей в школе сразу же получает высокую нагрузку. Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы. Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.
Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.
По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует... везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое». Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками ..., игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».
Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.
Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое. Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь.
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.
Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.
Мотивационная готовность - это, если выразиться простыми словами, желание ребенка пойти в школу. По сути это означает принятие учения и школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Если ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами, то такое желание должно появиться у ребенка естественным образом. Это происходит потому, что у ребенка примерно к моменту поступления в школу появляется психологическое новообразование - внутренняя позиция школьника. Она связано с развитием самосознания ребенка, который начинает понимать, что он уже не маленький («я вам не лялька, чтобы в детский сад ходить», «в детский сад ходят одни малыши»), а все взрослые, так сказать, большие дети ходят в школу.
В исследованиях по изучению этого новообразования дошкольного возраста (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина) было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием внутренней позиции школьника, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д.). Наоборот, в случае несформирован- ности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности - игру в «перемены», разыгрывание прихода в школу, ухода из нее и т. д.
Это связано с тем, что, как показали исследования Д. Б. Эльконина (1978), центральным моментом в игре дошкольников всегда становится самое важное для них в разыгрываемом событии. При этом самые значимые моменты наиболее развернуты и реалистичны в игре. Соответственно, незначимым моментам уделяется мало внимания. С точки зрения Л. И. Божович, экспериментальная игра в школу может показать, что прежде всего привлекает будущих первоклассников в их новой школьной жизни.
Таким образом, внутреннюю позицию школьника можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же исследовании было показано, что игра может быть заменена специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный результат.
Кроме того, ребенок понимает разницу отношения взрослых (родителей) к дошкольнику и школьнику внутри семьи: дошкольнику можно сказать, чтобы он убрал свои игрушки со стола, так как они мешаются; а школьнику взрослые никогда не говорят, чтобы он убрал свои учебники и тетради, наоборот, создают все условия для выполнения домашних заданий. Также
отлично помогает сформировать у ребенка мотивационную готовность к обучению в школе и целенаправленная работа воспитателей в детском саду (при условии, что ребенок посещает детский сад). Педагоги в дошкольных учреждениях с этой целью организуют сюжетно-ролевые игры в школу, проводят экскурсии в школу, беседы о школе, занятия по формированию умений. Хорошо, если родители также способствуют формированию положительной мотивации к обучению в школе. Важно, чтобы у ребенка школа ассоциировалась с радостью, познанием, праздником, общением с друзьями, интересной активной жизнью, творчеством. Чем дольше у ребенка будет сохраняться такое отношение к школе, тем меньше трудностей будет и у ребенка, и у родителей: при правильном настрое ребенок может пройти всю начальную школу на одном дыхании.
Но, к сожалению, многие родители делают грубые ошибки еще задолго до школы. Так, за год до обучения ребенка у родителей начинаются «муки» выбора школы, образовательной программы, учителя, подготовительных курсов. Чаще всего они довольно эмоционально обсуждают не самые позитивные моменты, связанные со школой, прямо проговаривают недостатки как конкретной школы, учителя, так и всего процесса обучения в целом. Это всё формирует у ребенка негативную мотивацию к обучению в школе. Зачем вообще идти в школу, если заранее известно, что там плохо? Даже если горячие споры и обсуждения родителей происходят не при ребенке, все равно он чувствует их нервное напряжение, как только речь заходит на тему обучения в школе. Таким образом, взрослые сами себе и своему ребенку оказывают «медвежью» услугу.
Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. Основанием для данной готовности является еще одно психологическое новообразование младшего школьника - произвольность. Произвольность напрямую связана с уровнем развития воли. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.
Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.
Важно понимать, что развивать волю необходимо не на пороге школьного обучения, а практически с момента рождения. Все ситуации преодоления (когда ребенку надо подождать, потерпеть, приложить усилия, потрудиться, заработать, самостоятельно догадаться, следовать установленному правилу) являются необходимым условием развития воли. Поэтому некоторые родители совершают большую ошибку, когда удовлетворяют все потребности детей мгновенно, не давая им возможности «попытаться сделать самому».
Социально-коммуникативная готовность. Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами. Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения - словесного и невербального, межличностного и делового.
Данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Коммуникативная готовность включает коммуникативную компетентность.
Коммуникативная компетентность - сложное социальнопсихологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с ними. Она включает адекватную самооценку, развитые перцептивные возможности, арсенал необходимых техник общения, усвоенные нормы ролевого поведения и навыки рефлексии и управления собственными эмоциями.
Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе должно быть направлено и на выработку средств учебного взаимодействия ребенка со взрослым. Ребенок должен быть в состоянии инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего), координировать с ним свои действия.
Надо понимать, что главным образом коммуникативные умения у ребенка формируются в процессе сюжетно-ролевой игры со сверстниками - ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками ребенок распределяет роли, договаривается о правилах игры, разрешает конфликты, то есть получает широкий опыт коммуникативного взаимодействия. Поэтому главная задача родителей - проследить, чтобы в жизни ребенка присутствовала сюжетно-ролевая игра и коллектив сверстников, создать благоприятные условия для их общения.
Личностная готовность. Главное содержание личностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.
В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л.С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.
Физическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Физическая готовность - это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Помимо явно видимых физических нагрузок в первом классе (статическая поза на уроке, тяжелый портфель) ребенок часто сталкивается и с большим количеством стрессовых раздражителей. Так, меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей психологической готовности ребенка к обучению в школе. Для физической подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.
На современном этапе возрастает роль также и специальной готовности. Специальная (предметная) готовность предполагает овладение началами грамоты (чтением, письмом, математикой), элементами учебной деятельности (выделением задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладение общим темпом и ритмом работы).
Изучение образовательных программ для учителей, работающих с детьми первого класса школы, показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам и научился читать. Определенная сумма знаний и представлений, таким образом, составляют основу для начала обучения в школе по специальным предметам. Однако неверно специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное накопление знаний. Для успешного обучения ребенка в школе необходимо развивать у него любознательность, познавательные интересы, способность осознанно воспринимать новую информацию, понимать причинно-следственные связи и закономерности, способность выделять и удерживать учебную задачу.
Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких предметов, как математика и русский язык. Интенсивная работа, проводимая в детском саду по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к освоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной готовности детей к обучению в школе.


Вопросы для самопроверки
1. Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?
2. Какова структура психологической готовности к обучению в школе?
3. Какова роль родителей в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе?
Источник: Гольцева, Юлия Валерьевна
Диагностика психологической готовности ребёнка к обучению в школе : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Гольцева, Н. А. Козлова ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2023. - 186 с. : ил.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.