На современном этапе существует большое количество психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому исследователю порой трудно определиться в этом разнообразии методик, какую же именно выбрать для диагностики в данный момент. Нужно быть хорошим специали- стом-психологом, чтобы выбрать подходящие для достижения поставленной цели методики. В этой связи представляется оптимальным выбор для диагностики психологической готовности к обучению в школе уже готовой диагностической программы, в которой автор не только подобрал методики, необходимые для диагностики уровня сформированности разных компонентов психологической готовности ребенка к обучению в школе, но и проверил валидность и надежность данного диагностического комплекса. Примеры таких программ представлены ниже.
1 Тест Керна-Иирасека
Данный тест был предложен Я. Иирасеком как модификация и обновление существующей методики А. Керна и получил объединенное название "Обновленный тест Керна- Йирасека". В 1978 г. графический тест Керн-Иирасека впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков. Некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” каче- с/ ственно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей: не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; имеет нормативы, разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий для проведения. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменностью. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) уровень развития интеллекта ребенка. Задания по срисовыванию письменных букв и срисовыванию группы точек выявляют умение ребят воспроизводить образец. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь. Данная методика предназначена для 6-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительнопространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе. Несмотря на то, что данная методика появилась и используется в практике уже давно, она остается достаточно информативной, а самое главное - хорошо дифференцирует норму и задержку психического развития. Именно этот факт делает данную методику интересной для практиков до сих пор. Необходимое оборудование для проведения методики. Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. Первая страница чистая. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп, или Ей дан чай, или I am sitting. Внизу вы рисуете группу точек. Правая половина листа - для задания по срисовыванию. Сидеть ребенок должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста. Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждёте, когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д. 1 задание. Тест «Рисунок человека». Инструкция испытуемому: «Здесь (показывается где) нарисуй какого-либо дядю, (мужчину) как ты умеешь». Во время рисования недопустимо поправлять ребенка («ты забыл нарисовать уши»), взрослый молча наблюдает. Если ребенок спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: «Нужно нарисовать мужчину». Если ребенок уже начал рисовать женщину - дождитесь, пока он закончит, и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. В таком случае не настаивайте - это вам информация на размышление. (Такой отказ, предположительно, может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления (Но не делайте сразу поспешных выводов - причиной может быть плохое настроение или предшествующее напряжение).
2 задание. Копирование фразы из письменных букв.
«Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь». На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква - заглавная: Он ел суп.
3 задание. Срисовывание точек.
«Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же». В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
4 задание. Опросник.
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы «вопросответ». Задание может звучать так: «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них». Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются: Какое животное больше - лошадь или собака? (лошадь - 0 баллов; неправильный ответ - минус 5 баллов). Утром мы завтракаем, а днем... (обедаем, едим суп, мясо - 0 баллов; ужинаем, спим и другие неправильные ответы - минус 3 балла). Днем светло, а ночью... (темно - 0; неправильный ответ - минус 4). Небо голубое, а трава... (зеленая - 0; неправильный ответ - минус 4). Черешни, груши, сливы, яблоки - это что? (фрукты - 1; неправильный ответ - минус 1). Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. - 0; неправильный ответ - минус 1). Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (города - 1; станции - 0; неправильный ответ - минус 1). Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано - 4; показано только целый час или четверть часа - 3; не знает часов - 0). Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...? (щенок, ягненок - 4; только один правильный ответ - 0; неправильный ответ - минус 1). Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) - 0; на кошку без объяснения - минус 1, на курицу - минус 3). Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т. д. - 1; одна причина - 0; неправильный ответ - минус!). Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т. д. - 3; одно подобие - 2; неправильный ответ - 0). Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них четыре лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д. - 3; одно подобие - 2; неправильный ответ - 0). Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) - 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка - 2; неправильный ответ - 0). Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... (спорт, физкультура - 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) - 2; не знает - 0). Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства плюс самолет или корабль - 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно передвигаться - 2; неправильный ответ - 0). Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т. д.) - 4; одно или два различия - 2; неправильный ответ (у него палка, он курит ...) - 0). Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т. д.) - 4; одна причина - 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т. д.) - 0). Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) - 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить - 2; неправильный ответ - 0). Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма - 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф - 2; неправильный ответ - 0). Обработка результатов
1 задание
Тест «Рисунок человека».
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове - волосы, возможен головной убор, уши; на лице - глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему. 2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано. 3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии. 5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули. Образцы выполнения и оценки всех предложенных заданий представлены на рисунках 2, 3, 4 [4].
 |
Рисунок 2 - Образец обработки результатов к заданию «Рисунок человека» 2 задание. Копирование фразы из письменных букв.
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква - заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали). 2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз). 3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. 4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка. 5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Рисунок 3 - Образец обработки результатов к заданию «Копирование фразы»
3 задание. Срисовывание точек.
1 балл: почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть. 2 балла: количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами. 3 балла: целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов. 4 балла: рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются. 5 баллов: черкание.
Рисунок 4 - Образец обработки результатов к заданию «Срисовывание точек»
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям: 3-6 баллов - это у него высокий уровень готовности к школе; 7-12 баллов - вполне средний уровень; 13-15 баллов - так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительных занятиях, исследованиях и т. п. (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Всё получится, но, нужно быть внимательнее!).
4 задание. Опросник.
По опроснику отдельно от предыдущих заданий суммируем баллы. Сумма 24 баллов и выше - высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от 14 до 23 баллов - выше среднего. Сумма от 0 до 13 баллов - средний показатель вербального интеллекта. Сумма от минус 1 до минус 10 - ниже среднего. Сумма от минус 11 и меньше - низкий показатель.
Интерпретация результатов
Я. Иирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо - это не значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. Дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок в принципе схематично рисует человека, что сказывается лишь на общей сумме баллов.
2 Методика «Готовность к обучению в школе» (ГОШа)
Методика диагностики готовности детей к обучению в школе (ГОШа) была разработана учеными Южно-Уральского университета Н. Н. Мельниковой, Д. М. Полевым и О. Б. Елагиной.
Первая версия была опубликована в 1995 году. В 1997 году тестовая батарея прошла дополнительную психометрическую проверку, в результате которой были откорректированы отдельные задания субтестов, проведена повторная стандартизация. В 2000-м году был выпущен третий вариант методики. Методика «ГОШа» существует в двух параллельных формах (А, В), форма «А» предназначена для проведения диагностики в момент окончания дошкольного образовательного учреждения, «В» - для диагностики готовности к школе, проводится при поступлении ребенка в первый класс. Методика позволяет определить три фактора, говорящие о возможности успешного обучения: интеллектуальную готовность к школьному обучению (природная составляющая интеллекта), наличие у ребенка знаний, умений и навыков в соответствии с программой дошкольного образовательного учреждения (культурная составляющая), особенности регулятивной сферы ребенка, важные для прогноза успешности его адаптации к школе.
Методика состоит из 3 блоков с условными названиями: 1) природная составляющая интеллекта (ПСИ); 2) культурная составляющая интеллекта (КСИ); 3) психическая регуляция (ПР)
. В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. Субтесты: «Аналогии», «Выбор фигур», «Эскизы», «Метод двойной стимуляции» (определение уровня функционирования памяти), «Осведомленность», «Понятливость», «Пересказ теста», «Арифметический», «Графический диктант», «ДУМ-1» - исследование структуры и устойчивости мотивации, «Групповая экспресс-диагностика РВГ» - диагностика расстройства внимания при гиперактивности (РВГ), «Линеограммы».
Структура обследования
Блок 1 (особенности функционирования познавательных процессов): 1. Простые аналогии - умение выделять связи и отношения между объектами. 2. Выбор фигур - способность оперировать несколькими признаками при анализе объекта. 3. Эскизы - беглость и гибкость продуктивного мышления. 4. «Метод двойной стимуляции» (МДС) - глубина обработки информации при запоминании. Блок 2 (имеющиеся знания, умения, навыки): 1. Осведомлённость - запас относительно простых сведений и знаний о мире. 2. Понятливость - сформированность начальных представлений об основных закономерностях природных и социальных явлений. 3. Пересказ текста - развитие речи. 4. Арифметический - степень освоенности простейших арифметических операций. Блок 3 (психическая регуляция): 1. Диагностика учебной мотивации» (ДУМ-1) - иерархия мотивов, связанных с учебной деятельностью. 2. Групповая экспресс-диагностика РВГ - расстройство внимания при гиперактивности (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза). 3. Структурированное наблюдение за поведением во время тестирования - тестовая тревожность (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза). 4. Анализ графических показателей, полученных в процессе тестирования (субтесты Линеограммы, Эскизы) - тревожность (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза).
Описание субтестов
Простые аналогии
Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Инструкция. «На демонстративном плакате (или на доске) представлен пример задачи, аналогичной тем, которые вам предстоит решать. В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа контрольное слово, а под чертой - 5 вариантов ответа. Вам необходимо выбрать одно из этих пяти, которое находится в такой же логической связи с контрольным, как и левая пара слов. В данном случае правильный ответ - «Б» (Самолет). На регистрационном листе следует знаком «х» отметить ответ: 1 - Б. На работу отводится 5 минут. У кого есть вопросы?» Для оценки используется количество правильных ответов, которое по таблице переводится в баллы. Выбор фигур Материал: два набора карточек. На карточках изображены геометрические фигуры, которые представляют собой различные комбинации трех признаков: формы, цвета и размера фигур. Ребёнку предлагается оценить сходство и различие фигур, опираясь на их признаки.
Процедура исследования. Эксперимент проводится в два этапа.
1. Экспериментатор предъявляет ребенку одну из восьми карточек первого набора (в случайном порядке) и предлагает ему выбрать из оставшихся семи «самую непохожую». После того, как ребёнок выбрал одну из фигур, его просят объяснить, почему он сделал, именно такой выбор. После того, как результаты выполнения задания зафиксированы, и независимо от того, насколько успешно ребенок справится с заданием, экспериментатор проводит обучение. Совместно с ребенком тщательно разбирается выполненное задание, чётко проговариваются все признаки фигур (цвет, размер, форма) и называется вариант правильного решения. 2. На втором этапе экспериментатор повторяет процедуру, используя параллельный материал. Экспериментатор предъявля- ет ребенку одну из карточек второго набора (в случайном порядке) и предлагает ему выбрать из оставшихся семи «самую непохожую». После того, как ребёнок выбрал одну из фигур, его просят объяснить, почему он сделал именно такой выбор.
(!) На втором этапе обучение не проводится.
Обработка результатов.
Складываются баллы, полученные за выбор и объяснение в двух частях теста (максимально - 12 баллов). Эскизы Инструкция: «Дорисуй каждый из овалов до целой картинки. За три минуты тебе нужно нарисовать как можно больше картинок. Все картинки должны быть разными, отличаться друг от друга». В случаях непонимания ребенком задания, допускается рисование экспериментатором лица со шляпой. Время выполнения задания - 3 минуты. В случаях, когда ребенок выполнил задание раньше, ему предоставляется возможность продолжить на обратной стороне. Овалы рисуются экспериментатором. В ходе рисования ребенок может уточнять, что он изображает. После выполнения задания необходимо уточнить непонятный рисунок, подписать название объекта. Пересказ текста Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю маленький рассказ. Слушай внимательно, потому что тебе нужно будет пересказать его как можно подробнее. После пересказа, экспериментатор задает вопросы, определяющие степень понимания предложенной информации. Допускается повторное прочтение текста ребенку. При затруднениях в пересказе возможно делать подсказки, задавать уточняющие вопросы, не более двух. Павлин Собрались птицы себе царя выбирать. Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари. И все птицы за его красоту выбрали его царем. Сорока и говорит: Скажи же ты нам, павлин: когда ты царем будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится? Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин. И не взяли его царем, а взяли орла.
Дополнительные вопросы к тексту: 4. Зачем собрались птицы? 5. Для чего павлин распустил хвост? 6. Почему птицы не выбрали павлина царем?
Обработка результатов.
Пересказ ребенка оценивается по параметрам, представленным в таблице. В регистрационный бланк вносится общий балл, набранный ребенком по каждому из исследуемых параметров (максимальный балл - 9) (таблица 1).
Таблица 1 - Обработка результатов субтеста «Пересказ текста»
Параметр
|
Критерий оценки
|
Балл
|
1
|
2
|
3
|
1 Понимание
|
1
|
Точность, адекватность содержанию
|
1
|
Неадекватность содержанию
|
-1
|
2
|
Адекватные ответы на доп. вопросы
|
1 2 3
|
Неадекватные ответы на доп. вопросы или отсутствие ответов
|
0
|
|
|
|
2 Программирование
|
3
|
Все информационные блоки
|
1
|
Пропуск информационных блоков
|
0 -1
|
4
|
Правильная последовательность
|
1
|
Неправильная последовательность
|
0
|
3 Качество речи
|
5
|
Самостоятельность пересказа
|
1
|
Пересказ с подсказками, уточнениями
|
0
|
6
|
Образная, выразительная речь (распространенные предложения)
|
2
|
Точная, но «сухая» речь (простые предложения)
|
0
|
4 Словоупотребление
|
7
|
Правильное употребление слов и словообразование
|
0
|
Неправильное употребление слов и словообразование
|
-1
|
Понятливость
Процедура. Ребенку предлагается ответить на вопросы экспериментатора. 1. Что нужно для того, чтобы растения лучше росли? 2. Как можно получить кипяток? 3. Почему на севере у медведя шкура белая? 4. Откуда берут воду для города? Что с ней происходит прежде, чем она попадает в кран? 5. Чем отличается старый человек от молодого? 6. Почему в космосе люди одевают скафандры? 7. Каким образом люди узнали, что было на Земле несколько миллионов лет назад? Обработка результатов. При подведении итогов выполнения теста проводится подсчет набранных испытуемым баллов (таблица 2).
Таблица 2 - Обработка результатов субтеста «Понятливость»
№
|
0 баллов
|
1 балл
|
2 балла
|
3 балла
|
Примечание
|
1
|
0
|
1 признак (уход)
|
2 признака (температура, вода)
|
|
|
2
|
0
|
1 признак
|
2 признака (температура, вода)
|
|
|
3
|
0
|
маскиров ка
|
|
|
|
4
|
0, колодец, труба
|
|
любой водоем
|
любой водоем, очистка
|
+ 1 балл за объяснение технологии
|
5
|
0, с палкой, с бородой
|
1 признак
|
|
|
|
6
|
0
|
1 признак
|
|
2 признака (температура, воздух)
|
|
7
|
0
|
—
|
—
|
раскопки
|
—
|
Осведомленность
Процедура. Ребенку предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы ребенка оцениваются по таблице № 3. Экспериментатор предоставляет возможность ребенку свободно высказаться, уточняет недостаточно понятные ответы. Материал: 1. Назови зимние и весенние месяцы. 2. Какие цветы ты знаешь? 3. Назови города России. 4. Назови весь транспорт, который ты знаешь. 5. Кто живет в море, кроме рыб, перечисли. Обработка результатов. При подведении итогов выполнения теста проводится подсчет набранных испытуемым баллов.
Таблица 3 - Обработка результатов субтеста
«Осведомленность»
№
|
- 1 балл
|
0 баллов
|
1 балл
|
2 балла
|
3 балла
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
0, путает
|
1-3
|
4-5
|
6
|
—
|
—
|
2
|
0
|
1-3
|
4-5
|
6 и более
|
—
|
—
|
3
|
0
|
1
|
2-3
|
4 и более
|
|
-1 балл за наличие ошибок (страна, континент)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
4
|
0
|
1 вид
|
2 вида
|
3 вида
|
все виды
|
Не учитываются марки автомобилей и виды служебного транспорта
|
5
|
0
|
1-2
|
|
3
|
4 и более
|
+ 1 балл за три и более класса (водоросли, млекопитающие, ракообразные, моллюски, многоклеточные). Ошибки (чайки, водолазы, акулы) игнорируются.
|
Арифметический
Экспериментатор предлагает ребенку решить ряд арифметических задач и ответить на вопросы, связанные со знанием числового материала: Досчитай до 10. Досчитай обратно от 10. Что больше 5 или 9? Какое число идет перед числом 8? Сколько будет 6+2? Сколько будет 7-2? Сколько будет 4+3? Сколько будет 5-3? Сколько будет 6-6? Какие числа находятся между числами 2 и 5? У двух мальчиков было 6 яблок. Они разделили их поровну. Сколько яблок досталось каждому мальчику? К Алеше на день рождения пришли 5 мальчиков и 3 девочки. Каждый из гостей подарил подарок. Сколько всего подарков получил Алеша? В зоопарке жили 7 тигров. Троих из них взяли выступать в цирке. Сколько тигров осталось в зоопарке? В норке жило 12 мышек. 5 из них любили сыр, остальные - печенье. Сколько мышек любили печенье? Обработка результатов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Производится суммирование набранных испытуемым баллов. Графический диктант Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора. «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам». При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам». «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам». «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам». Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование: 4 балла - точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются); 3 балла - воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; 2 балла - воспроизведение, содержащее несколько ошибок; 1 балл - воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором; 0 баллов - отсутствие сходства.
Диагностика учебной мотивации-1
Процедура. Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же, как и все дополнительные замечания детей. Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше». Вопросы: Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики; чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться? Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться? Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой - давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться? Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой - можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться? Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой - нет. В какой из них ты бы хотел учиться? Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал? Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» - согласился бы ты с таким предложением? Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением? Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил? Обработка результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Линеограммы
Инструкция: «Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила-была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след - линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию. Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию (каждую линию психолог помечает значком). Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую (при необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять). Четвёртая точка была очень громкая и линия тоже громкая. Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след». Для младших детей можно исключить одну-две пары, чтобы сократить объём работы. Пары могут быть заменены другими.
Интерпретация данных: линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам. 1 уровень - есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно). 2 уровень - линии разнятся по цвету, толщине. 3 уровень - есть различие либо по цвету, либо в характере линий. 4 уровень - линии не различаются. (Не различение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.) Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.
Примечание. Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.
Таблица 4 - Перевод сырых баллов по субтестам методики в стандартные
Станайн Субтест
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
низкий уровень
|
|
|
средний уровень
|
|
|
высокий уровень
|
Простые аналогии
|
0-1
|
2
|
3-4
|
5-6
|
7-8
|
9-10
|
11
|
12-13
|
14-15
|
Выбор фигур
|
0-2
|
3-4
|
5-6
|
7-8
|
9
|
10-11
|
12
|
-
|
-
|
Эскизы
|
0-6
|
7-8
|
9-11
|
12-14
|
15-16
|
17-18
|
19-21
|
22-25
|
26 и >
|
Осведомленность
|
-5 - -3
|
-2 - -1
|
0-1
|
2-3
|
4-5
|
6-7
|
8-9
|
10-11
|
12
|
Понятливость
|
0
|
1
|
2
|
3-4
|
5-6
|
7-8
|
9-10
|
11
|
12 и >
|
Пересказ
|
-3
|
-2
|
-1 - 1
|
2-3
|
4-5
|
6-7
|
8
|
-
|
9
|
Арифметический
|
0-3
|
4-5
|
6-7
|
8-9
|
10-11
|
12
|
13
|
14
|
-
|
Источник: Гольцева, Юлия Валерьевна Диагностика психологической готовности ребёнка к обучению в школе : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Гольцева, Н. А. Козлова ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2023. - 186 с. : ил. |