На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Программы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе - Методика «Готовность к обучению в школе» (ГОШа)
Программы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе - Методика «Готовность к обучению в школе» (ГОШа)
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Программы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе
Методика «Готовность к обучению в школе» (ГОШа)
Все страницы

 


2 Методика «Готовность к обучению в школе» (ГОШа)


Методика диагностики готовности детей к обучению в школе (ГОШа) была разработана учеными Южно-Уральского университета Н. Н. Мельниковой, Д. М. Полевым и О. Б. Елагиной.


Первая версия была опубликована в 1995 году. В 1997 году тестовая батарея прошла дополнительную психометрическую проверку, в результате которой были откорректированы отдельные задания субтестов, проведена повторная стандартизация. В 2000-м году был выпущен третий вариант методики.
Методика «ГОШа» существует в двух параллельных формах (А, В), форма «А» предназначена для проведения диагностики в момент окончания дошкольного образовательного учреждения, «В» - для диагностики готовности к школе, проводится при поступлении ребенка в первый класс.
Методика позволяет определить три фактора, говорящие о возможности успешного обучения: интеллектуальную готовность к школьному обучению (природная составляющая интеллекта), наличие у ребенка знаний, умений и навыков в соответствии с программой дошкольного образовательного учреждения (культурная составляющая), особенности регулятивной сферы ребенка, важные для прогноза успешности его адаптации к школе.


Методика состоит из 3 блоков с условными названиями:
1) природная составляющая интеллекта (ПСИ);
2) культурная составляющая интеллекта (КСИ);
3) психическая регуляция (ПР)

.
В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. Субтесты: «Аналогии», «Выбор фигур», «Эскизы», «Метод двойной стимуляции» (определение уровня функционирования памяти), «Осведомленность», «Понятливость», «Пересказ теста», «Арифметический», «Графический диктант», «ДУМ-1» - исследование структуры и устойчивости мотивации, «Групповая экспресс-диагностика РВГ» - диагностика расстройства внимания при гиперактивности (РВГ), «Линеограммы».


Структура обследования


Блок 1 (особенности функционирования познавательных процессов):
1. Простые аналогии - умение выделять связи и отношения между объектами.
2. Выбор фигур - способность оперировать несколькими признаками при анализе объекта.
3. Эскизы - беглость и гибкость продуктивного мышления.
4. «Метод двойной стимуляции» (МДС) - глубина обработки информации при запоминании.
Блок 2 (имеющиеся знания, умения, навыки):
1. Осведомлённость - запас относительно простых сведений и знаний о мире.
2. Понятливость - сформированность начальных представлений об основных закономерностях природных и социальных явлений.
3. Пересказ текста - развитие речи.
4. Арифметический - степень освоенности простейших арифметических операций.
Блок 3 (психическая регуляция):
1. Диагностика учебной мотивации» (ДУМ-1) - иерархия мотивов, связанных с учебной деятельностью.
2. Групповая экспресс-диагностика РВГ - расстройство внимания при гиперактивности (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза).
3. Структурированное наблюдение за поведением во время тестирования - тестовая тревожность (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза).
4. Анализ графических показателей, полученных в процессе тестирования (субтесты Линеограммы, Эскизы) - тревожность (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза).


Описание субтестов


Простые аналогии


Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления.
Инструкция. «На демонстративном плакате (или на доске) представлен пример задачи, аналогичной тем, которые вам предстоит решать. В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа контрольное слово, а под чертой - 5 вариантов ответа. Вам необходимо выбрать одно из этих пяти, которое находится в такой же логической связи с контрольным, как и левая пара слов.
В данном случае правильный ответ - «Б» (Самолет). На регистрационном листе следует знаком «х» отметить ответ: 1 - Б. На работу отводится 5 минут. У кого есть вопросы?»
Для оценки используется количество правильных ответов, которое по таблице переводится в баллы.
Выбор фигур
Материал: два набора карточек. На карточках изображены геометрические фигуры, которые представляют собой различные комбинации трех признаков: формы, цвета и размера фигур. Ребёнку предлагается оценить сходство и различие фигур, опираясь на их признаки.


Процедура исследования. Эксперимент проводится в два этапа.


1. Экспериментатор предъявляет ребенку одну из восьми карточек первого набора (в случайном порядке) и предлагает ему выбрать из оставшихся семи «самую непохожую». После того, как ребёнок выбрал одну из фигур, его просят объяснить, почему он сделал, именно такой выбор.
После того, как результаты выполнения задания зафиксированы, и независимо от того, насколько успешно ребенок справится с заданием, экспериментатор проводит обучение. Совместно с ребенком тщательно разбирается выполненное задание, чётко проговариваются все признаки фигур (цвет, размер, форма) и называется вариант правильного решения.
2. На втором этапе экспериментатор повторяет процедуру, используя параллельный материал. Экспериментатор предъявля-
ет ребенку одну из карточек второго набора (в случайном порядке) и предлагает ему выбрать из оставшихся семи «самую непохожую». После того, как ребёнок выбрал одну из фигур, его просят объяснить, почему он сделал именно такой выбор.


(!) На втором этапе обучение не проводится.


Обработка результатов.

Складываются баллы, полученные за выбор и объяснение в двух частях теста (максимально - 12 баллов).
Эскизы
Инструкция: «Дорисуй каждый из овалов до целой картинки. За три минуты тебе нужно нарисовать как можно больше картинок. Все картинки должны быть разными, отличаться друг от друга».
В случаях непонимания ребенком задания, допускается рисование экспериментатором лица со шляпой. Время выполнения задания - 3 минуты. В случаях, когда ребенок выполнил задание раньше, ему предоставляется возможность продолжить на обратной стороне. Овалы рисуются экспериментатором. В ходе рисования ребенок может уточнять, что он изображает. После выполнения задания необходимо уточнить непонятный рисунок, подписать название объекта.
Пересказ текста
Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю маленький рассказ. Слушай внимательно, потому что тебе нужно будет пересказать его как можно подробнее.
После пересказа, экспериментатор задает вопросы, определяющие степень понимания предложенной информации. Допускается повторное прочтение текста ребенку. При затруднениях в пересказе возможно делать подсказки, задавать уточняющие вопросы, не более двух.
Павлин
Собрались птицы себе царя выбирать. Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари. И все птицы за его красоту выбрали его царем. Сорока и говорит: Скажи же ты нам, павлин: когда ты царем будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?
Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин. И не взяли его царем, а взяли орла.


Дополнительные вопросы к тексту:
4. Зачем собрались птицы?
5. Для чего павлин распустил хвост?
6. Почему птицы не выбрали павлина царем?


Обработка результатов.

Пересказ ребенка оценивается по параметрам, представленным в таблице. В регистрационный бланк вносится общий балл, набранный ребенком по каждому из исследуемых параметров (максимальный балл - 9) (таблица 1).


Таблица 1 - Обработка результатов субтеста «Пересказ текста»

Параметр

Критерий оценки

Балл

1

2

3

1 Понимание

1

Точность, адекватность содержанию

1

Неадекватность содержанию

-1

2

Адекватные ответы на доп. вопросы

1 2 3

Неадекватные ответы на доп. вопросы или отсутствие ответов

0

 

 

 

2 Программирование

3

Все информационные блоки

1

Пропуск информационных блоков

0 -1

4

Правильная последовательность

1

Неправильная последовательность

0

3 Качество речи

5

Самостоятельность пересказа

1

Пересказ с подсказками, уточнениями

0

6

Образная, выразительная речь (распространенные предложения)

2

Точная, но «сухая» речь (простые предложения)

0

4 Словоупотребление

7

Правильное употребление слов и словообразование

0

Неправильное употребление слов и словообразование

-1

 

 

Понятливость


Процедура. Ребенку предлагается ответить на вопросы экспериментатора.
1. Что нужно для того, чтобы растения лучше росли?
2. Как можно получить кипяток?
3. Почему на севере у медведя шкура белая?
4. Откуда берут воду для города? Что с ней происходит прежде, чем она попадает в кран?
5. Чем отличается старый человек от молодого?
6. Почему в космосе люди одевают скафандры?
7. Каким образом люди узнали, что было на Земле несколько миллионов лет назад?
Обработка результатов. При подведении итогов выполнения теста проводится подсчет набранных испытуемым баллов (таблица 2).


Таблица 2 - Обработка результатов субтеста «Понятливость»

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Примечание

1

0

1 признак (уход)

2 признака (температура, вода)

 

 

2

0

1 признак

2 признака (температура, вода)

 

 

3

0

маскиров
ка

 

 

 

4

0, колодец, труба

 

любой водоем

любой водоем, очистка

+ 1 балл за объяснение технологии

5

0,
с палкой, с бородой

1 признак

 

 

 

6

0

1 признак

 

2 признака (температура, воздух)

 

7

0

раскопки

Осведомленность


Процедура. Ребенку предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы ребенка оцениваются по таблице № 3. Экспериментатор предоставляет возможность ребенку свободно высказаться, уточняет недостаточно понятные ответы.
Материал:
1. Назови зимние и весенние месяцы.
2. Какие цветы ты знаешь?
3. Назови города России.
4. Назови весь транспорт, который ты знаешь.
5. Кто живет в море, кроме рыб, перечисли.
Обработка результатов. При подведении итогов выполнения теста проводится подсчет набранных испытуемым баллов.


Таблица 3 - Обработка результатов субтеста


«Осведомленность»

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1

0, путает

1-3

4-5

6

2

0

1-3

4-5

6 и более

3

0

1

2-3

4
и более

 

-1 балл за наличие ошибок (страна, континент)

1

2

3

4

5

6

7

4

0

1 вид

2 вида

3 вида

все виды

Не учитываются                марки
автомобилей и виды служебного транспорта

5

0

1-2

 

3

4
и более

+ 1 балл за три и более класса (водоросли, млекопитающие, ракообразные, моллюски, многоклеточные). Ошибки (чайки, водолазы, акулы) игнорируются.



Арифметический


Экспериментатор предлагает ребенку решить ряд арифметических задач и ответить на вопросы, связанные со знанием числового материала:
Досчитай до 10.
Досчитай обратно от 10.
Что больше 5 или 9?
Какое число идет перед числом 8?
Сколько будет 6+2?
Сколько будет 7-2?
Сколько будет 4+3?
Сколько будет 5-3?
Сколько будет 6-6?
Какие числа находятся между числами 2 и 5?
У двух мальчиков было 6 яблок. Они разделили их поровну. Сколько яблок досталось каждому мальчику?
К Алеше на день рождения пришли 5 мальчиков и 3 девочки. Каждый из гостей подарил подарок. Сколько всего подарков получил Алеша?
В зоопарке жили 7 тигров. Троих из них взяли выступать в цирке. Сколько тигров осталось в зоопарке?
В норке жило 12 мышек. 5 из них любили сыр, остальные - печенье. Сколько мышек любили печенье?
Обработка результатов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Производится суммирование набранных испытуемым баллов.
Графический диктант
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла - точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла - воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла - воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл - воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов - отсутствие сходства.


Диагностика учебной мотивации-1


Процедура. Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же, как и все дополнительные замечания детей.
Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше». Вопросы:
Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики; чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой - давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой - можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой - нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» - согласился бы ты с таким предложением?
Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Обработка результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.


Линеограммы


Инструкция: «Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила-была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след - линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию.
Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию (каждую линию психолог помечает значком). Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую (при необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять). Четвёртая точка была очень громкая и линия тоже громкая. Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след».
Для младших детей можно исключить одну-две пары, чтобы сократить объём работы. Пары могут быть заменены другими.


Интерпретация данных: линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам.
1 уровень - есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).
2 уровень - линии разнятся по цвету, толщине.
3 уровень - есть различие либо по цвету, либо в характере линий.
4 уровень - линии не различаются. (Не различение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.)
Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.


Примечание. Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.

Таблица 4 - Перевод сырых баллов по субтестам методики в стандартные

Станайн
Субтест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

низкий
уровень

 

 

средний
уровень

 

 

высокий
уровень

Простые
аналогии

0-1

2

3-4

5-6

7-8

9-10

11

12-13

14-15

Выбор
фигур

0-2

3-4

5-6

7-8

9

10-11

12

-

-

Эскизы

0-6

7-8

9-11

12-14

15-16

17-18

19-21

22-25

26 и >

Осведомленность

-5 - -3

-2 - -1

0-1

2-3

4-5

6-7

8-9

10-11

12

Понятливость

0

1

2

3-4

5-6

7-8

9-10

11

12 и >

Пересказ

-3

-2

-1 - 1

2-3

4-5

6-7

8

-

9

Арифметический

0-3

4-5

6-7

8-9

10-11

12

13

14

-

Источник: Гольцева, Юлия Валерьевна
Диагностика психологической готовности ребёнка к обучению в школе : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Гольцева, Н. А. Козлова ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2023. - 186 с. : ил.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.