На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации - Опросники для учителей и для родителей
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации - Опросники для учителей и для родителей
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации
Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия
Карта наблюдений Стотта
Опросники для учителей и для родителей
Примерная схема обследования готовности детей
Все страницы

Опросник для учителей

Показатели тревожности

Часто
(2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Ребёнок боится отвечать у доски

 

 

 

2.

Во время ответа начинает заикаться

 

 

 

3.

При обращении учителя легко краснеет

 

 

 

4.

Не уверен в правильности своих ответов, действий

 

 

 

5.

Панически реагирует на неудачи в учёбе

 

 

 

6.

Очень боится ошибиться при ответе

 

 

 

7.

Считает, что к нему плохо относятся в классе

 

 

 

8.

На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы

 

 

 

9.

Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами

 

 

 

Опросник для родителей

Показатели тревожности

Часто (2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние

 

 

 

2.

Считает себя плохим учеником

 

 

 

3.

Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя

 

 

 

4.

Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе

 

 

 

5.

В школе неохотно расстается с родителями

 

 

 

6.

Бывают ночные страхи со школьной тематикой

 

 

 

7.

Избегает разговоров о школе

 

 

 

8.

Открыто выражает страх перед школой

 

 

 

Количественным показателем выраженности школьной тревожности является сумма баллов, полученных при оценивании ребёнка учителями и родителями. Результаты применения опросника «Школьная тревожность» удобно оформить в виде таблицы.

Ф. И. ученика

Оценка показателей тревожности учителем

Оценка показателей тревожности родителями

Об-щий
балл

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё одной методикой, позволяющей выявить эмоциональные проблемы ребёнка (тревожность, эмоциональное неблагополучие), является методика «Диаграмма «Хорошее – плохое».
Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

адаптация1

«Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твой дом (семью), всё, что в происходит в нём, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа, в которой есть другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в котором живёшь и учишься ты и многие другие люди.
Везде – и дома, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают.
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

К числу важнейших показателей адаптации к школе относят становление позиции школьника и характер школьной мотивации. Их исследование можно проводить с помощью приведённых ниже методик.
Методика «Беседы о школе» разработана Т.А.Нежновой и используется чаще всего при поступлении ребёнка в школу.
Психолог (педагог) знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ребёнку в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос беседы.
1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
Далее психолог говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что случалось с тобой, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».
2. Представь себе, что мама сегодня вечером вдруг скажет: «Ребёнок, ты ведь у меня ещё маленький, трудно тебе ещё в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что бы ты ответил маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, а в школу идти не нужно, делай, что хочешь … Что ты стал бы делать, чем бы занялся в то время, когда ребята в школе?.
4. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика, которому тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спросил: «Что нужно, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Как бы ты ему ответил?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
6. Представь себе, что ваша учительница уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам выделить другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них побывала у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше?
7. Представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры, не каждый день. А в школе Б наоборот: каждый день бывают физкультура, рисование, труд, музыка, а чтение, письмо, математика, труд – раз в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться?
8. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали всё, что он говорит, не разговаривали на уроках, поднимали руку, если хотят что-то сказать или выйти. В школе Б не делают замечаний, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты старательно отработал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, и я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить». Что бы ты выбрал?
Классификация ответов производится следующим образом. Все ответы разделяются на категории А и Б.
А
Вопрос 1: уроки грамоты, счёта – занятия, по форме и содержанию не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка.
Вопрос 2: несогласие ребёнка на отпуск.
Вопрос 3: учебные занятия – высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счёта, письма.
Вопрос 5: несогласие обучаться на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Б
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности: уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и др.
Вопрос 2: согласие на отпуск.
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-то учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе: приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание у ребёнка ответов категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание ответов категории Б говорит, соответственно, об ориентации ребёнка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения. Соответственно, первые свидетельствуют о предпосылках более лёгкой адаптации к школе, а вторые – о возможных трудностях в ней.

Анкета для определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)

1.

Тебе нравится в школе?

да;
нет;
не очень

2.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью;
бывает по-разному;
чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу;
не знаю;
остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится;
бывает по-разному;
нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;
не знаю;
хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет;
не знаю;
хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто;
редко;
не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;
точно не знаю;
хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

много;
мало;
нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся;
не очень;
не нравятся

Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

Интегративным показателем личностной адаптации является самооценка. В целях её определения может применяться методика Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант), а также методика “Кружки”.
Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

адаптация3

“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.
В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.
Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.
В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.
В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.
Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”
Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная самооценка) и в первый (завышенная).

В целях изучения социальной адаптации ребёнка, выявления его социального статуса применяется социометрия. Методики её изучения достаточно широко известны, и нет необходимости публиковать их ещё раз. Неблагоприятный социальный статус ребёнка (“изолированный”, “пренебрегаемый”) является одним из показателей дезадаптации ребёнка.

Необходимую информацию о процессах адаптации ребёнка на первом году учёбы в школе можно получить с помощью анкетирования родителей.

Анкета для родителей № 1
Уважаемые родители! У Вашего ребёнка – важный этап в жизни. Начинается его школьная биография. Какой она будет – зависит и от семьи, и от школы. Просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. Фамилия, имя ребёнка _____________________________________
2. Сведения о родителях:

 

Ф.И.О.

Место работы, должность

Образование, специальность

Отец

 

 

 

Мать

 

 

 

3. Адрес семьи, телефон ______________________________________
4. Состав семьи (подчеркнуть нужное): полная семья (родители, дети), полная сложная (родители, дети, дети родителей), неполная (один из родителей не живёт в семье).
5. На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании ребёнка: _________________________________________________________
6. Охарактеризуйте несколькими словами Вашего ребёнка и Вас как родителя:

Ваш ребёнок

Вы как родитель

 

 

7. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам в воспитании ребёнка (детей): __ ________________________________________________________________

8. Как Вы считаете, готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению:
а) да, в полной мере;
б) в основном готов;
в) готов в незначительной мере;
г) не готов.
9. Какие качества (характеристики) Вашего ребёнка, условия предыдущего развития, по Вашему мнению, могут препятствовать его адаптации к школе, успешной учёбе: ________________________________
10. Какие дополнительные (специализированные) занятия, по Вашему мнению, нужны Вашему ребёнку: ___________________________
11. Продолжите, пожалуйста, предложения: “Чтобы ребёнок хорошо учился, школа (учителя) должна _______________; родители (семья) должны ________________________________________________________.
12. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают Ваш интерес.
– Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?
– Режим дня школьника: возможности и проблемы.
– Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий.
– Развитие познавательных интересов в семье.
– В мире “нехочух”: что делать при проявлениях детского упрямства.
– Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
– Дети среди детей.
Какие ещё: _________________________________________________
13. Напишите, пожалуйста, какие дни недели и время наиболее удобны для Вашего участия в родительских собраниях _________________

Анкета № 2
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных ответов подчеркните тот, который наиболее подходит Вашему ребёнку.
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________
1. Охотно ли ребёнок идёт в школу:
неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; ответить затрудняюсь.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное школьный распорядок:
пока нет; не совсем; в основном да; безусловно да; затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи:
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; ответить затрудняюсь.
4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями:
пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.
5. Каков преобладающий характер этих впечатлений:
преобладают отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, но отрицательных больше; в основном положительные.
6. Сколько времени в среднем Ваш ребёнок тратит на выполнение домашних заданий (укажите конкретно): _______________________
7. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий:
помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; затрудняюсь ответить.
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе:
перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении трудностей; затрудняюсь ответить.
9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу и найти ошибки:
сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может.
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них:
довольно часто; редко; практически не бывает; затрудняюсь ответить.
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения:
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да.
12. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребёнка деятельность педагогов, работающих с классом:
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; затрудняюсь ответить.
13. Каковы впечатления Вашего ребёнка о занятиях в школе дополнительного образования (внеклассных занятиях по интересам):
преобладают отрицательные впечатления; впечатления разные; преобладают положительные впечатления.

 

Психолого-педагогическое сопровождение
адаптации ребёнка к школе

Успешность адаптации ребёнка к школе, предупреждение и преодоление его дезадаптации зависят от реализации преемственных связей между дошкольным детством и условиями обучения в начальной школе и требуют пристального внимания и участия многих специалистов, в числе которых учителя начальных классов, педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог, воспитатели детских дошкольных учреждений, нередко невропатолог или психоневролог.
Цель координирующей и направляющей деятельности психолого-педагогической службы школы в период перехода ребёнка из дошкольного детства к новой социальной роли школьника – смягчить трудности адаптации, помочь ребёнку в принятии и освоении новой социальной позиции и всей ситуации развития.
I. Первый этап деятельности можно назвать информационно-ориентировочным и выделить в нём следующие действия.
1. Изучение списков будущих учащихся первых классов (январь – март), выявление так называемых «домашних» детей (не посещающих дошкольные учреждения), выяснение условий их жизни и развития в сотрудничестве с социальным педагогом.
2. Изучение медицинской документации с целью выяснения особенностей психофизического развития, состояния здоровья контингента будущих первоклассников в сотрудничестве с медработниками.
3. Изучение материалов, которые могут быть предоставлены социальным педагогом школы, ИДН, социальными службами города о соответствующих семьях.
4. Посещение учителями начальных классов детских садов с целью предварительного знакомства с будущими первоклассниками и наблюдения за ними в ситуации их дошкольного воспитания.
5. Изучение материалов, отражающих особенности и дошкольный «анамнез» психического развития детей, которые могут предоставить психологи, социальные педагоги, дефектологи, воспитатели детских садов (согласно действующим стандартам в июне – августе, но целесообразнее в апреле – мае).
6. Систематизация полученной информации с целью предварительного выяснения так называемой группы риска, социального неблагополучия, возможных или точно определённых аномалий развития, соматически ослабленных детей. Это необходимо, чтобы адекватно организовывать психологическое сопровождение ребёнка не по факту дезадаптации, а именно в период его адаптации.
II. Второй этап деятельности – организационно-просветительская работа с родителями.
1. Первое собрание родителей будущих первоклассников. От того, насколько оно продумано и подготовлено, зависит организованность и успешность будущего сотрудничества. В начале собрания целесообразно анкетирование родителей. Психолог, педагоги, проанализировав полученную информацию, создают представление о том, в каких направлениях необходимо психолого-педагогическое просвещение родителей. Далее родителям может быть представлена «визитка» начальной школы (в устной и письменной форме), рассказывающая об условиях и особенностях учебно-воспитательного процесса, содержании основной и дополнительной программ обучения. Хорошо, если визитка будет коллективно представлена самими учащимися начальной школы – тогда родители лучше увидят, каковы перспективы взросления их детей в данной школе. Затем следуют сообщения (согласованные заранее) психолога и дефектолога о современном понимании готовности ребёнка к школе. Родителям предлагается ознакомиться с популярной литературой по этим вопросам. Далее с родителями детей из различных групп согласуется время групповых консультаций, которые даются совместно с дефектологом, медработником, социальным педагогом.
2. Консультации с различными группами родителей.

Группа родителей

Примерная тематика консультаций

Категории «риска», «социального неблагополучия»

Ответственность человека перед собой, людьми, законом за семью и детей (проводится с социальным педагогом, работником прокуратуры).
Семья: структура, функции.
Права ребёнка и их соблюдение в семье.
Почему ребёнок бывает несчастлив.
Трудные судьбы (психология ребёнка из неблагополучной семьи).
Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания.
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребёнка.
Роль семейного общения в профилактике отклоняющегося поведения

Семьи, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития

Типология отношения родителей к проблемам ребёнка и коррекционно-развивающие возможности семьи.
Безусловное принятие ребёнка и знание его сегодняшних и потенциальных возможностей, здоровая атмосфера в семье – лучшие лекарства.
Воспитание позитивной Я-концепции. Принципы и методы семейного воспитания.
Как помочь страдающему ребёнку

 

Весь контингент родителей

Роль семьи в становлении личности ребёнка.
От личности родителей – к личности ребёнка.
Типы семейного воспитания и формирование характера.
Слагаемые родительского авторитета.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Кризис 6–7 лет как переходный этап в жизни ребёнка.
Познавательные процессы, или сложный путь к хорошему чтению и грамотному письму.
Развитие речи и мышления детей в семье.
Тревожные дети. Помощь взрослого в преодолении тревоги.
Произвольность регуляции деятельности ребёнка. О внимании и внимательности.
Ребёнок в коллективе сверстников. Навыки общения и сотрудничества.
Воспитание у ребёнка самостоятельности и сознательной дисциплины.
Как помочь детям избавиться от страхов.
Детская агрессия. Её причины и коррекция.
Развитие эмоционального мира ребёнка.
Детская робость и застенчивость

Примечание. Групповое и индивидуальное консультирование ведётся как в предшкольный период, так и в течение всего периода адаптации.
3. Предложение родителям принять участие в семейном тренинге Искусство быть родителями».
III. Третий этап деятельности – изучение психологического развития детей и их готовности к школьному обучению.
Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях предусматривает изучение готовности их к школьному обучению, поэтому определенную часть информации о будущих первоклассниках предоставляют психологи и дефектологи детских дошкольных учреждений. Важным является согласование диагностической работы специалистов школы и дошкольных учреждений, исключение ненужного дублирования и обеспечение преемственности в применении диагностических средств. Однако не во всех дошкольных учреждениях есть указанные специалисты, и не все дети воспитываются в садах. В любом случае в целях обеспечения успешной адаптации детей к школе необходимо обследование их школьными специалистами. Оно может проходить в двух видах:
– индивидуальные диагностико-развивающие занятия с ребёнком в присутствии родителей и консультация для них (для «домашних» детей часто проходят в несколько этапов);
– групповые занятия – тестирование детей в присутствии родителей и консультации для них.
Для проведения этой работы обязательно согласие ребёнка и родителей. В процессе обследования контакт устанавливается не только с ребёнком, что является важным шагом на пути к адаптации его к школе, но и с родителями. Стиль, тон, умение школьных работников общаться с ребёнком, понимать и принимать его делают родителя союзником школы: наблюдая за ребёнком, он сам видит, что у ребёнка не получается, какая требуется помощь и какими способами она оказывается, получает своего рода урок, как заниматься с ребёнком. На основе такого урока появляется возможность того, что в процессе консультирования родитель начнёт занимать деятельную позицию по отношению к предполагаемым изменениям.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.