На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации - Примерная схема обследования готовности детей
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации - Примерная схема обследования готовности детей
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации
Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия
Карта наблюдений Стотта
Опросники для учителей и для родителей
Примерная схема обследования готовности детей
Все страницы

 

Примерная схема обследования готовности детей
к школьному обучению в индивидуальных диагностико-развивающих занятиях и в групповом тестировании

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности: личностную (мотивационную) и интеллектуальную. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Блок структуры готовности

Учебно-важные качества

Методы и методики
изучения

Личностно-мотивационная готовность

Отношение к школе и к учению:
желание идти в школу, доминирующие мотивы, участие в познавательной деятельности, организуемой в детском саду и дома, целенаправленность и заинтересованность при выполнении заданий познавательного характера, реакция на успех и неудачу и др.
Отношение к взрослому:
доброжелательность и доверие, готовность к внеситуативному общению с педагогом.
Отношение к сверстникам:
контактность, доброжелательный интерес, готовность к партнёрским отношениям.
Отношение к самому себе:
адекватность и дифференцированность самооценки и уровня притязаний
Произвольная регуляция деятельности:
произвольность внимания, принятие учебной задачи, способность сосредоточиться на ней, действовать по речевой инструкции взрослого, по правилу, образцу и аналогии, зрительно-моторная координация

Все указанные параметры выявляются в процессе взаимодействия с ребёнком и в беседе с родителями, а также в результате предваряющего обследование сбора информации.
Возможно использовать специально разработанные планы бесед, выявляющих позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной, программа Н.Кушнир).
Цветовой тест отношений (ЦТО).
Одна из методик изучения самооценки – Дембо-Рубин-штейна, «Лесенка», «Кружки».
Уровень притязаний может быть выявлен с помощью методического приёма «Выбор сложности задания».
Особенности произвольного поведения прослеживаются с помощью наблюдения за ребёнком на занятиях и с помощью методик Д.Б.Эльконина-А.Л.Венгера «Графический диктант», «Образец и правило», заданий теста школьной зрелости Керна-Йирасика (срисовывание письменных букв и группы точек), методики Н.И.Гуткиной «Домик» и др.

Интеллектуальная готовность

Вербальная слуховая механическая и опосредованная память
Зрительное восприятие и память

 

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление

 

Понятийное (словесно-логическое) и речевое мышление

 

 

Общие сенсомоторные и интеллектуальные способности

Методика «Запоминание 10 слов» и методика А.Р.Лурии на опосредованную память.
Экспресс-методика «Лурия–90», тест Бернштейна «Узнавание фигур»
Методика «Разрезные картинки», методика А.Л.Венгера «Лабиринт», детский вариант теста Равена
Методика «Словарь» Р.В.Овчаровой
Методики «Объяснение сюжетных картин» и «Последовательность событий».
Субтесты теста Амтхауэра (выделение существенных признаков, классификация, аналогии, обобщение)
Тест «Рисунок человека»

Предложенная схема может быть дополнена изучением характера латерализации, наличия правшеских или левшеских тенденций, сформированности пространственных и пространственно-временных отношений, произвольности, развития моторики, фонематического восприятия, анализа и синтеза, уровня произвольного оперирования грамматическими категориями.
Решение об использовании методов изучения психологической готовности к школьному обучению в индивидуальной или групповой форме принимается в зависимости от конкретных условий взаимодействия дошкольных учреждений и школы, количества будущих первоклассников и возможностей самих методик. Так, в групповом тестировании при наличии заранее подготовленного стимульного материала и бланков протоколов возможно использовать «Графический диктант», прогрессивные матрицы Равена, тест Бернштейна, фрагмент теста Керна-Йирасика, тест «Рисунок человека».
IV. Четвёртый этап деятельности – основной. Он включает следующие действия.
1. Анализ результатов обследований: написание заключений о детях проблемной группы с целью создания общих данных о ней; заполнение индивидуальных карт сопровождения, составление программ развивающей, индивидуальной и коррекционной работы с детьми для учителя, психолога, воспитателя, дефектолога.
2. Собеседование с педагогами об их будущих учениках, согласование содержания программ. Рекомендации педагогам по организации учебно-воспитательного процесса в адаптационный период.
3. Тренинг личностного роста для педагогов, работающих в первых классах.
4. Выяснение с администрацией вопросов дополнительной оплаты за коррекционно-развивающую работу, исходя из количества нуждающихся в ней детей класса и имеющихся часов «школьного компонента» и «кружковой работы».
5. Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе». На этом собрании можно провести анонимное анкетирование родителей с целью выяснения восприятия родителями и ребёнком ситуации предшкольного обследования.
6. Диагностика дезадаптации у учащихся первых классов.
В ходе адаптационного процесса выделяются три фазы.
Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе ребёнка; длится в среднем один месяц. Различают три степени тяжести острой фазы:

  • лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней;
  • адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца;
  • тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 3 – 5 месяцев.
Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития. Дети к концу учебного года преодолевают задержки и трудности в развитии.
Поскольку готовность детей к систематическому обучению различна, как и состояние их здоровья, то и процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае различен. Доказано, что в течение первых двух месяцев обучения к школе адаптируется 5 – 10 % детей, 30 – 50 % первоклассников адаптируются к концу первого полугодия, 10 – 15 % учащихся не могут адаптироваться и к концу первого года обучения. Поэтому в течение всего первого года обучения в первом классе (а для некоторых детей и на протяжении второго года обучения) психологическое сопровождение развития ребёнка должно быть достаточно полным и насыщенным.
Диагностика дезадаптации проводится в три этапа:
1-й этап (сентябрь – ноябрь): наблюдение, опросник «Школьная тревожность», методика «Беседы о школе».
2-й этап (январь – февраль): диаграмма «Плохое – хорошее», самооценка, социометрический статус.
3-й этап (апрель – май): наблюдение и анализ поведения и учебной деятельности согласно «Карте адаптации», анкета «Отношение к школе».
7. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам первого этапа диагностики дезадаптации, определение направлений и содержания работы в сфере выявленной дезадаптации.
8. Работа в сфере выявленной дезадаптации. Дополнительная диагностика с целью выяснения причин дезадаптации. Консультационная работа с родителями и педагогами. Психокоррекционная работа с детьми по ранее намеченным программам, например, таким.

  • Коррекция и развитие эмоциональной сферы, навыков общения и сотрудничества.
  • Коррекция и развитие базовых составляющих психического развития и формирования личности (произвольности, познавательных процессов, самосознания).
  • Коррекция учебной деятельности, общеучебных умений и навыков через коррекцию базовых составляющих и расширение кругозора.

 

При определении средств и методов педагогической и психологической коррекции дезадаптации вследствие
социальной и педагогической запущенности уместно воспользоваться методическими рекомендациями Р.В.Овчаровой

Подструктуры личности

Предмет коррекции

Педагогические приёмы

Психологические методы

Индивидуально-типологические особенности личности

Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы.
Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками

Понимание.
Сочувствие.
Снятие напряжения.
Рационализация учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальный подход.
Выравнивание культурно-образователь-ных возможностей детей.
Система поручений.
Личностная перспектива

Развитие произвольности в двигательной сфере.
Развитие произвольности в познавательной сфере.
Развитие произвольности в эмоциональной сфере.
Развитие произвольности в общении и поведении.
Когнитивная тренировка.
Систематическая десенсибилизация.
Терапия средствами искусства

Свойства субъекта общения

Высокая тревожность.
Слабая социальная рефлексия.
Трудности общения.
Неадекватное поведение.
Низкий социальный статус

Доверие к личности ребёнка.
Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
Формирование реально действующих мотивов поведения.
Анализ конфликтов.
Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребёнка со сверстниками.
Коллективная творческая деятельность детей

Игровая коррекция поведения в группе.
Развитие позитивного отношения к «другому».
Ролевое научение.
Коммуникативные игры и упражнения.
Расшатывание традиционных позиционных ролей.
Статусное перемещение детей.

Свойства субъекта деятельности

Дисгармония мотивов учения.
Низкая учебно-познавательная активность.
Школьная тревожность.
Несформированность предпосылок учебных действий и начальных учебных умений.
Слабая обучаемость

Позитивное стимулирование.
Авансирование успеха.
Акцентуация достижений ребёнка в деятельности.
Парциальная оценка результатов.
Наглядные опоры в обучении.
Комментируемое управление.
Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт.
Поэтапное формирование умственных действий.
Щадящая учебная нагрузка.
Опережающее консультирование по трудным темам

Формирование адекватной самооценки школьных успехов.
Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.
Десенсибилизация к оцениванию.
Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
Развитие познавательных процессов

Свойства субъекта самосознания

Неразвитый и нарушенный образ Я.
Неадекватная самооценка.
Неудовлетворенное притязание на признание.
Комплекс неполноценности

Безусловное принятие ребёнка.
Выборочное игнорирование негативных поступков.
Эмоциональное поглаживание ребёнка.
Позитивное побуждение к деятельности.
Ожидание завтрашней радости.
Регулярно организуемое самопознание детей и рефлексивная деятельность (в доступных формах)

Психологический массаж.
Идентификация.
Зеркальное отражение.
Подтверждение уникальности ребёнка.
Развитие позитивного восприятия других.
Самовнушение «я хочу», «я могу», «я буду»

При необходимости более глубокой работы с ребёнком школьный психолог должен иметь возможность «передать» его своим коллегам из специализированных центров психологической помощи (диагностико-реабилитационных, медицинских).

 

V. Пятый этап деятельности – контрольно-рефлексивный.
1. Отслеживание динамики развития всего контингента первоклассников, особенно тех, кто попал в поле зрения по результатам диагностики дезадаптации.
2. Контроль процесса адаптации (по окончании коррекционно-развивающих мероприятий) в конце первого класса по трём направлениям:

  • академическая, связанная с освоением учебной деятельности;
  • социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив, установлением отношений с субъектами общения, соблюдением правил и норм поведения;
  • личностная, связанная с эмоциональным самочувствием ребёнка, его самооценкой.

3. Уточнение контингента, с которым необходимо проводить дальнейшую коррекционную работу.
4. Уточнение содержания коррекционных программ на следующий учебный год.
Реализация данной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка к школе требует больших затрат времени и сил педагога-психолога, однако эти затраты компенсируются закономерным уменьшением объёмов другой работы, так как качественное сопровождение адаптационного периода снимает многие проблемы, возникающие в более поздние периоды.

Литература

1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002.
3. Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Александровская, И.Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6.
4. Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.
5. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000.
6. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний / Р.М.Баевский. – М., 1997.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М., 1968.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
9. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. – М., 1994.
10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. – М., 2003.
11. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья / В.В.Ветрова. – М., 2000
12. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. – М., 1980.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1997.
14. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А.Беличевой и др. – М., 1993.
15. Дорожевец, Т.В. Диагностика школьной дезадаптации / Т.В.Дорожевец. – Витебск, 1995.
16. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М., 1989.
17. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е.Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4.
18. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В.Клюева. – Ярославль, 1997.
19. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – М., 1988.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. – М., 1999.
21. Кряжева, М.Л. Развитие эмоционального мира детей / М.Л.Кряжева. – Ярославль, 1996.
22. Лусканова, Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г.Лусканова – М., 1995.
23. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – М., 1998.
24. Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А.К.Маркова, Г.А.Матис. – М., 1990.
25. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М., 2001.
26. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В,Овчарова. – М., 1999.
27. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.Дубровиной. – М., 1991.
28. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. / В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. – М., 1989.
29. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психического здоровья детей / В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
30. Семаго, Н.Я, Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М., 2000.
31. Слободяник, И.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы / И.П.Слободяник. – М., 2004.
32. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд. – М., 1997.
33. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С.Спиваковская. – М., 2000.
34. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман. – М., 1999.
35. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. – М.. 1989.

Источник: Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.

Автор-составитель:

Г.Д.Воднева, старший преподаватель кафедры управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

Рецензент:

А.С.Метелица, заведующая кафедрой управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.