Страница 3 из 5
Карта наблюдений Стотта Фамилия, имя ____________________________________________________ Дата _______________ Класс _____________ Школа ___________________ Наблюдатель ____________________________________________________
Асоциальность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
Инфантильность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
Подчиняемость
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
Активность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
Неуверенность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
Фактор «Асоциальность» – 14 пунктов. 1. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину. 2. Агрессивен, кричит, угрожает, применяет силу. 3. Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе. 4. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность. 5. Ссорится, обижает других детей. 6. Находится в плохих отношениях с другими детьми. 7. Дерётся несоответствующим образом. 8. Всегда находит предлог задеть учителя своей особой. 9. Бормочет под нос, если чем-то недоволен. 10. Временами лжёт без какого-либо повода и затруднений. 11. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружающими. 12. Работает в школе только тогда, когда над ним стоят или заставляют. 13. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют. 14. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
Фактор «Инфантильность» – 12 пунктов. 1. Играет игрушками, слишком «детскими» для его возраста. 2. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям. 3. Играет преимущественно с более младшими детьми. 4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя. 5. В классе не может быть внимательным или длительно сосредоточиться на чём-либо. 6. Непунктуален, нестарателен, часто теряет карандаши, книги, другие предметы. 7. В играх совершенно не владеет собой. 8. Ведёт себя по-разному, старательность в учебной работе меняется почти ежедневно. 9. Выполняя ручную работу, иногда старателен, иногда нет. 10. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии. 11. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере её выполнения. 12. Неорганизован, разболтан, несобран.
Фактор «Подчиняемость» – 10 пунктов. 1. Ребёнок подчиняется, соглашается на невыигрышные роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят. 2. Очень охотно выполняет свои обязанности. 3. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. 4. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и др. 5. Другие дети часто пристают к нему, он является козлом отпущения. 6. Плачет, когда ему делают замечания. 7. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. 8. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. 9. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. 10. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
Фактор «Активность» – 7 пунктов. 1. Проявляет настойчивость и упорство в ручном труде. 2. Слишком смел (рискует без надобности). 3. Незастенчив, но никогда не просит о помощи. 4. Надоедает другим детям, пристаёт к ним. 5. Исключительно нетерпелив, кроме случаев, когда находится в хорошем настроении. 6. Любит быть в центре внимания. 7. Пытается монополизировать учителя.
Фактор «Неуверенность» – 7 пунктов. 1. Слишком застенчив, чтобы просить о чём-либо. 2. Вял и безынициативен в классе. 3. Не подходит к учителю по собственной инициативе. 4. Легко примиряется с неудачами в ручном труде. 5. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает её, если его об этом просят. 6. Говорит невыразительно, бормочет, особенно когда с ним здороваются. 7. В классе не может длительно на чём-либо сосредоточиться. За каждый наблюдаемый поведенческий акт присваивается один балл. Исследователь (педагог, психолог) заполняет протокол и записывает результаты всех детей в общую таблицу, отмечает в списке детей с самыми высокими показателями по каждому из факторов.
Общая таблица результатов наблюдения за поведением детей с помощью карты Стотта
№
|
Фамилия, имя ученика
|
Асоци-альность
|
Инфан-тильность
|
Подчиня-емость
|
Активность
|
Неуве-ренность
|
|
|
|
|
|
|
|
В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.
|