На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы
Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей

Теоретическое обоснование. Выбор метода изучения произвольного внимания определяется задачами исследования. Общим принципом проведения эксперимента является создание такой лабораторной ситуации, при которой испытуемому необходимо приложить усилия для поддержания направленности и сосредоточенности психической активности. Это достигается путем варьирования уровней сложности стимулов, способов их предъявления, а также в результате учета состояний испытуемого.

В данном эксперименте произвольное внимание исследуют методом интеллектуальной пробы. Метод заключается в поиске, различении и регистрации простых и четных чисел, объединенных в группы по три числа в каждой, которые экспериментатор зачитывает в ряду случайных чисел. Характеристиками произвольного внимания в этом случае будут распределение и устойчивость внимания, а косвенным показателем распределения внимания — коэффициент распределения внимания (С). Его вычисляют как результат отношения количества правильно зарегистрированных испытуемых троек простых чисел а и троек четных чисел b (m = b + а) к общему количеству троек (N) согласно программе экспериментатора. Таким образом, результат всегда представляет число меньше 1, результат будет равен 1.

C=m/N<1

Большее значение величины С означает лучшее распределение внимания. Иногда сравнивают индивидуальные показатели испытуемых со средними данными по группе (С). Тогда значение С может быть и больше 1. В таком случае качественно внимание оценивается следующим образом: отличное — 1,25 С; хорошее — 1,0 С < С < 1,25 С; удовлетворительное — 0,75 С < С < 1,0 С; плохое — С < 0,75 С.
Устойчивость внимания оценивают по графику.

Цель. Определить степень распределения и устойчивости произвольного внимания при выполнении задания на цифровом материале.
Методика.Задача испытуемого заключается в обнаружении и записи троек простых и четных чисел. Перед началом работы испытуемые заготавливают таблицу для протокольных записей. Занятие групповое. Преподаватель или его помощник-экспериментатор сообщает испытуемым, что будут названы расположенные не в строгом порядке числа от 1 до 29, среди которых встретятся идущие последовательно три простых, а также три четных числа. Задание заключается в следующем: определить на слух любую тройку таких чисел и записать их в протоколе, но если при этом обнаружится иное количество этих чисел (большее или меньшее), записывать их не следует. По сигналу экспериментатора: "Черта!" — испытуемые должны сделать соответствующую пометку в протоколе у той цифры, на которой их застал сигнал.
Затем экспериментатор приступает к чтению цифрового материала, регулируя его скорость по секундомеру. Через каждую минуту он подает команду: "Черта!" Эксперимент заканчивается после прочтения всех цифр.
Тестовый материал. Для проведения занятия экспериментатору нужен цифровой бланк, на котором имеется 300 чисел (от 1 до 29). Среди них часть цифр встречается группами, образуя тройки — всего пять троек простых чисел (например, 13,19,17) и пять троек четных чисел (например, 22,16,4). Числа в бланке распределены таким образом, что в течение 1 мин. испытуемый может успеть зарегистрировать лишь одну тройку. Скорость чтения экспериментатором — одно число за 2 с. Для регистрации времени экспериментатору необходим секундомер.
Обработка результатов.

  1. Сверить ответы испытуемого с программным бланком экспериментатора.
  2. По отметкам (вертикальным линиям, сделанным испытуемым в протоколе) определить временные промежутки выполнения задания —T1....Tn
  3. Определить общее количество правильно зарегистрированных троек чисел на протяжении всего опыта — m1...mn.
  4. Вычислить скорость выбора для каждого временного промежутка по формуле:

(m1/T1):(mn/Tn)

, где mn — общее количество правильных стимулов; Tn — временной промежуток.

Интерпретация результатов. Анализ качества показателей позволяет сделать выводы о влиянии характера стимульного материала на характеристики произвольного внимания.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.