Цель: изучение уровня поведенческой адаптации детей в первые месяцы школьной жизни.
Время проведения. Конец первой четверти, начало второй четверти.
Процедура проведения. Инструкция для педагогов: «Внимательно прочитайте следующие утверждения. Они касаются поведения и деятельности каждого ребенка в разных сферах школьной жизни.
Напротив фамилии каждого ребенка поставьте соответствующий знак в зависимости от того, характерно ли для него данное поведение: Всегда «+», Часто «+/-», Редко «-».
Обработка данных. Каждый ответ переводится в соответствующий балл. Ответы всегда - 3 балла, «часто» - 2 балла, «редко» - 1 балл. Максимальный результат - 90 баллов.
Вывод. Можно предполагать, что ребенок, набравший максимальное количество баллов, стремится соответствовать ролевым ожиданиям взрослых и вести себя соответственно своему статусу. Чем ниже количество баллов у ребенка, тем менее сформировано представление о своей социальной роли и о том, что от него требуют школа и учителя.
Утверждения
|
Ученики
|
|
|
|
|
|
|
Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
Способен длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности
|
|
|
|
|
|
|
При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления
|
|
|
|
|
|
|
Не требуется усилий для переключения с одного вида деятельности на другой
|
|
|
|
|
|
|
Старается проявлять терпение в деятельности, выполняемой в трудных условиях
|
|
|
|
|
|
|
Старается контролировать свое поведение в обычной и непривычной обстановке
|
|
|
|
|
|
|
Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока
|
|
|
|
|
|
|
Способен работать в одном темпе со всем классом, выключается из урока редко
|
|
|
|
|
|
|
Достаточно активен на уроке, стремится узнать новый материал и отвлекается редко
|
|
|
|
|
|
|
Проявляет заинтересованность в получении новых знаний
|
|
|
|
|
|
|
Понимает требования учителя и старается их выполнить в разных видах деятельности
|
|
|
|
|
|
|
Утверждения
|
Ученики
|
|
|
|
|
|
|
Старается выполнять правила в школе, а также правила, установленные внутри коллектива
|
|
|
|
|
|
|
Нарушает нормы и правила в школе достаточно редко (почти никогда)
|
|
|
|
|
|
|
Старается понять правила всей школьной жизни, им соответствовать
|
|
|
|
|
|
|
Редко опаздывает в школу и не приносит домашние задания
|
|
|
|
|
|
|
Не сопротивляется и не упорствует, когда нарушает правила и его наказывают
|
|
|
|
|
|
|
Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним
|
|
|
|
|
|
|
Прислушивается к замечаниям учителя, старается их выполнять
|
|
|
|
|
|
|
Способен выполнять какую-либо работу без постоянной помощи и контроля со стороны взрослого
|
|
|
|
|
|
|
Способен занять себя какой-либо деятельностью во время свободного времени
|
|
|
|
|
|
|
С удовольствием выполняет дополнительные поручения, даже если они не совсем интересные и требуют упорства и внимательности
|
|
|
|
|
|
|
Практически любую работу выполняет старательно, несмотря на трудности и различные помехи
|
|
|
|
|
|
|
Утверждения
|
Ученики
|
|
|
|
|
|
|
Способен взять себя в руки и сконцентрироваться в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений
|
|
|
|
|
|
|
Трезво оценивает свои силы и выполняет задания в соответствии с ними
|
|
|
|
|
|
|
Старается добиться выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями
|
|
|
|
|
|
|
Готов выслушать критику в свой адрес и стремится изменять свое поведение в соответствии с ней
|
|
|
|
|
|
|
Стремится соблюдать порядок в шкафу, на парте, в портфеле, в одежде и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
Проявляет упорство, если сталкивается с трудностями
|
|
|
|
|
|
|
Способен быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудач
|
|
|
|
|
|
|
Обычно спокоен, эмоциональные вспышки редки и непродолжительны
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональный фон ребенка практически всегда положительный
|
|
|
|
|
|
|
Владеет своими эмоциями в неожиданных ситуациях
|
|
|
|
|
|
|
Как правило, умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления
|
|
|
|
|
|
|
Быстро успокаивается в случаях неожиданного эмоционального всплеска
|
|
|
|
|
|
|
Утверждения
|
Ученики
|
|
|
|
|
|
|
Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий
|
|
|
|
|
|
|
Не провоцирует конфликты со сверстниками
|
|
|
|
|
|
|
Пользуется авторитетом среди сверстников
|
|
|
|
|
|
|
Не отказывается от участия в общественных дополнительных делах
|
|
|
|
|
|
|
Общителен, стремится проявлять заботу и помощь по отношению к другим
|
|
|
|
|
|
|
При ответе у доски или у парты контролирует движения тела (позу, положения рук и ног), не паясничает и не гримасничает
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствуют навязчивые движения во время уроков (качание ног, рук, головы)
|
|
|
|
|
|
|
Выдерживает режим и нагрузку школы без физического переутомления
|
|
|
|
|
|
|
Редко обращается к врачу
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Гагай, В.В., Гринева, К.Ю. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе : монография / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева ; Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 176, [1] с. |