Инструкция
По отношению к каждому учащемуся класса определить уровень выраженности предложенных критериев (3, 2, 1, 0) и занести в таблицу. Далее вычислить средние значения по каждому учащемуся и классу в целом. Полученные результаты являются основанием для организации воспитательной деятельности (содержания, направленности).
|
Ф И
|
Ф И
|
Ф И
|
Ф И
|
Ф И
|
Ф И
|
Ф И
|
Ср. по классу
|
1. Отношение к Отечеству
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Отношение к семье
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Отношение к природе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Отношение к культуре (искусству)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Политическая и правовая культура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Отношение к собственности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Отношение к учебе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Отношение к людям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Отношение к себе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее по каждому учащемуся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отношение к Отечеству
4. Высокая степень интереса к истории и культуре большой и малой Родины, активная, позитивно окрашенная деятельность на благо родного города. 2. Неустойчивый интерес к истории и культуре, невысокая активность в созидательной деятельности. 1. Низкий интерес и равнодушие 0. Пренебрежительное отношение к истории, культуре. Негативно окрашенные поступки
2. Отношение к семье
3. Гордость и уважение по отношению к семье, знание «корней», стремится проводить больше времени с семьей, любит рассказывать о семье, семейных праздниках, традициях, родных. Любит приглашать к себе в гости товарищей. 2. Уважает, любит родных, но не стремится рассказывать о семье, редко приглашает в гости товарищей. Плохо знает историю семьи. 1. Демонстрация материальной зависимости от родителей, нет искреннего уважения к родным, отношения с родителями неровные. 0. Негативные эмоции по отношению к семье, избегание взаимодействия с родителями, яркий «конфликт поколений».
3. Отношение к природе
3. Демонстрирует созидательное, эмоционально ценностное отношение к природе и активную природоохранную деятельность, является участником экологических кружков, обществ. 2. Принимает участие в природоохранной деятельности, но не демонстрирует при этом высокой мотивации. 1. Равнодушен к миру, природоохранная деятельность регулируется взрослыми. 0. Разрушительное поведение по отношению к природе.
4. Отношение к культуре (искусству)
3. Демонстрирует созидательное, эмоционально ценностное отношение к культурным артефактам и активную художественную деятельность, является участником кружков, обществ. Высокий уровень осведомленности в области литературы, музыки, живописи и др. 2. Принимает участие в мероприятиях, направленных на художественное, эстетическое развитие, но не демонстрирует при этом высокой мотивации. Осведомленность на среднем уровне. 1. Осведомленность в области искусств ниже среднего, взаимодействие с артефактами регулируется взрослыми. 0. Равнодушное поведение по отношению к артефактам, очень низкий уровень осведомленности.
5. Политическая и правовая культура
3. Высокая степень информированности в политических и правовых вопросах, позитивное принятие правовых норм и законов. Высокая степень интереса, чувства сопричастности и личной ответственности за происходящие события в стране, городе, школе. 2. Хорошая осведомленность в политических и правовых вопросах, наличие собственных суждений, оценок по отношению к политическим событиям. 1. Невысокая осведомленность, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует контроля взрослых. 0. Низкий интерес и правовая грамотность, асоциальное поведение.
6. Отношение к собственности
3. Уважает свою и чужую собственность, бережно относится к школьному имуществу, активен в поддержании порядка и побуждает к этому других, демонстрируетэстетическое восприятие мира. 2. Внимателен, бережлив, ценит красоту, но не побуждает других. Но других не побуждает к сохранению и преумножению богатства и красоты окружающего мира. 1. В реализации позитивного отношения к собственности требует контроля взрослых. 0. Негативное, разрушительное отношение к своей и чужой собственности.
7. Отношение к учебной деятельности
3. Высокий интерес и мотивация, позитивная эмоциональная окраска учебной деятельности, творчество, выход за рамки урока в изучении материала, сотрудничество в процессе деятельности 2. Успешен в учебе, достаточная мотивация, направленная на собственное усвоение предмета, нет выхода за рамки урока. 1. Не проявляет выраженного интереса к учебной деятельности, «интеллектуальная лень», неустойчивые успехи в учебе. 0. Не успешен, ленив, отсутствие учебной мотивации.
8. Отношение к людям
3. Дружелюбие, эмоциональная насыщенность контактов, высокая культура общения, сотрудничество, уважение прав другого человека. 2. Вежлив, ровное, спокойное отношение к чужим интересам. Невысокая интенсивность контактов. 1. Отношения с другими неустойчиво, процесс общения требует контроля взрослых. 0. Эгоистичен, бестактен, драчлив.
9. Отношение к себе
3. Сформированная положительная самооценка, знает свои сильные и слабые стороны, оптимистичен, настроен на самосовершенствование, высокая степень саморегуляции, мотивация достижения, развитые рефлексивные способности, чувство собственного достоинства. 2. Неустойчивая самооценка, мотивация достижения, стремление к самосовершенствованию, невысокие рефлексивные способности. 1. Заниженная самооценка, тревожность, мотивация избегания неудачи, низкие рефлексивные способности. 0. Безволие, низкая самооценка, зависимость от чужого мнения, остановка в личностном развитии.
Ключ к методике
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 24. С помощью методики диагностируются три уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру: Низкий уровень 0 - 12 баллов: неустойчивый опыт положительного поведения, который регулируется требованиями старших, или другими внешними стимулами. Средний уровень 13 - 18 баллов: самостоятельная регуляция деятельности. Поведение с разной эмоциональной окраской соответствует в целом нормам и требованиям социума. Высокий уровень 19- 24 балла: устойчивое социально привлекательное поведение, позитивная, эмоционально окрашенная деятельность, активная гражданская позиция.
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |