Инструкция
Просим вас в каждом блоке опросника выбрать ту строку, в которой, на ваш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в школе.
ВНИМАНИЕ! В некоторых блоках отдельные строки помечены знаком «+» или « - ». Это означает, что можно не ограничиваться выбором одной строки в блоке, а отметить несколько подходящих оценок. Выраженность каждого параметра среды будет характеризоваться суммой ваших оценок
I. ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
|
|
1. Местные экскурсии пешком, на городском и пригородном транспорте)
|
|
• Практически не проводятся
|
0
|
• Проводятся, но не для всех учащихся
|
0,2
|
• Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие
|
0,5
|
• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие
|
0,7
|
• Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)
|
1,25
|
2. Путешествия
|
|
• Практически не бывает
|
0
|
• Не для всех учащихся
|
0,2
|
• Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие
|
0,5
|
• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие
|
0,7
|
• Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса
|
1,25
|
3. Обмен педагогами
|
|
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится
|
0
|
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер
|
0,1
|
• Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях
|
0,3
|
• Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе)
|
0,7
|
• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями
|
1,25
|
4. Обмен учащимися
|
|
• Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится
|
0
|
• Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер
|
0,1
|
• Производится систематический прием школьников из других учебных заведений
|
0,3
|
• Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.)
|
0,7
|
• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями
|
1,25
|
5. Широта материальной базы
|
|
• Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные
|
0
|
• Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает
|
0,3
|
• Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений
|
0,8
|
• Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).
|
1
|
• Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (Интернет)
|
1,25
|
2. Интерактивные формы и методы
|
|
• В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала
|
0
|
• Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.)
|
0,5
|
• Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования
|
1
|
• Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении
|
1,5
|
• Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами
|
2,5
|
3. Учебная нагрузка учащихся
|
|
• Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.
|
0
|
• Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы
|
1
|
• После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий)
|
1,5
|
• После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий, а также получают объемные домашние задания
|
2
|
• Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например, в специализированных классах и т.п.)
|
2,5
|
4. Организация активного отдыха
|
|
• Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения
|
0
|
• В выходные дни для учащихся систематически проводятся образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.)
|
+0,5
|
• На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.)
|
+0,7
|
• На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п.
|
+0,8
|
• Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул)
|
2,5
|
6. Посещение учреждений культуры
|
|
театры, концерты, выставки и т.д.)
|
• Практически не бывает
|
0
|
• Не для всех учащихся
|
0,2
|
• Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения
|
0,5
|
• Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения
|
0,7
|
• Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса
|
1,25
|
7. Гости
|
• Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко
|
0
|
• Г ости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами
|
+0,1
|
• Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки)
|
+0,2
|
• Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.
|
+0,4
|
• Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей
|
+0,5
|
8. Возможности выбора образовательных микросред
|
|
• Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей
|
0
|
• Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам
|
0,1
|
• Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам
|
0,2
|
• Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников)
|
+0,4
|
• Учащиеся имеют возможности выбора учителя
|
+,55
|
• интенсивность образовательной среды
|
1. Уровень требований кучащимся
|
|
• К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)
|
0
|
• Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта
|
0,5
|
• Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта
|
1
|
• Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования
|
2
|
• Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам (например, по программам вуза)
|
2,5
|
•. осознаваемость образовательной среды
|
|
1. Уровень осведомленности об учебном заведении
|
|
• Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.
|
0
|
• Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения
|
0,3
|
• История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением
|
0,5
|
• Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения
|
1
|
• Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения
|
1,4
|
2. Символика
|
|
- Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики
- Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей
|
0
|
• Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название (школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают
|
+0,25
|
• Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.)
|
++0,25
|
• Учебное заведение имеет свое знамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия
|
+0,25
|
• Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимна своего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях
|
+0,25
|
• Учащиеся и педагоги охотно носят значки своего учебного заведения
|
+0,25
|
• Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят
|
+0,25
|
3. Формирование осознаваемости
|
|
• Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер
|
0
|
• Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения
|
+0,1
|
• Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения
|
+0,2
|
• Ведется летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы)
|
+0,3
|
• Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка
|
+0,4
|
• Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения
|
+0,5
|
4. Связь с выпускниками
|
|
• Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер
|
0
|
• Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году
|
0,2
|
• Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками
|
0,6
|
• Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка
|
0,9
|
• Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь
|
1,2
|
• Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения
|
1,4
|
5. Активность сотрудников
|
|
• Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты
|
0
|
• Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению
|
0,3
|
• Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи
|
0,6
|
• Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
1
|
• Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
|
1,4
|
6. Активность учащихся
|
|
• Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
|
0
|
• Значительная часть учащихся охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
|
0,3
|
• Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи
|
0,6
|
• Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
1
|
• Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
|
1,4
|
7. Активность родителей
|
|
• Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
|
0
|
• Значительная часть родителей охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
|
0,3
|
• Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи
|
0,6
|
• Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
1
|
• Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
|
1,4
|
iv. обобщенность образовательной среды
|
|
1. Команда, единомышленников
|
|
• Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются
|
0
|
• Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований
|
0,4
|
• В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей
|
0,8
|
• Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду
|
1,4
|
• В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию
|
1,7
|
2. Концепция развития учебного заведения
|
|
• Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции»
|
0
|
• Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе
|
0,4
|
• Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления
|
0,6
|
• В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом
|
1
|
• Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов
|
1,7
|
3. Формы работы с педагогическим коллективом
|
|
• Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется
|
0
|
• На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса
|
+0,5 +0,8
|
• Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений
|
• Периодически проводятся педагогические конференции, на которых про-исходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения
|
1,2
|
• Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения
|
1,6
|
4. Включенность учащихся
|
|
• Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения
|
0
|
• Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения
|
0,4
|
• Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы
|
0,8
|
• Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения
|
1,2
|
• Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов
|
1,7
|
5. Включенность родителей
|
|
• Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения
|
0
|
• На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения
|
0,4
|
• Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы
|
0,8
|
• Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями
|
1,3
|
• Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения
|
1,7
|
6. Реализация авторских образовательных моделей
|
|
• Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки
|
0
|
• Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта
|
0,3
|
• Ученые-авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируют как администрацию, так и педагогов
|
0,8
|
• Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными-авторами образовательной концепции данного учебного заведения
|
1,2
|
• Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые-авторы образовательной концепции работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами
|
1,6
|
v. эмоциональность образовательной среды
|
|
1. Взаимоотношения в педагогическом коллективе
|
|
• Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией
|
0
|
• Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции
|
+0,4
|
• Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.)
|
+0,8
|
• Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач
|
+0,4
|
• В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами
|
+0,9
|
2. Взаимоотношения с учащимися
|
|
• Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой
|
0
|
• Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся
|
+0,4
|
• Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)
|
+0,8
|
• Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом
|
+0,4
|
• Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку
|
+0,9
|
3. Взаимоотношения с родителями
|
|
• Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой
|
0
|
• Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем
|
+0,4
|
• Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)
|
+0,8
|
• Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом
|
+0,4
|
• Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку, профессиональный совет
|
+0,9
|
4. Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды
|
|
• Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации
|
0
|
• В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.)
|
+0,3
|
• Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению
|
+0,5
|
• Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги
|
+0,7
|
• Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п.
|
+ 1
|
• доминантность образовательной среды
|
|
1. Значимость для педагогов
|
|
• Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации
|
0
|
• Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально
|
1
|
• В учебном заведении есть группа педагогов, для которых в их работе заключен главный смысл жизни
|
2
|
• Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации
|
2,5
|
• Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность
|
3,3
|
2. Значимость для учащихся
|
|
• Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей
|
0
|
• Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом
|
1
|
• Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная жизнь» все-таки составляет для них одну из их важнейших ценностей
|
1,5
|
• В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д.
|
2,5
|
• Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность
|
3,4
|
3. Значимость для родителей
|
|
• У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом
|
0
|
• Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами
|
1
|
• Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей
|
1,5
|
• Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам
|
2,5
|
• Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов
|
3,3
|
VII. КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ(согласован- ность)
|
|
1. Преемственность с другими образовательными учреждениями
|
|
• В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий
|
+0,5
|
• Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий
|
+0,5
|
• Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.)
|
+ 1
|
• Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний
|
+ 1,3
|
2. Региональная интеграция
|
|
• Согласование содержания регионального компонента образования (по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами
|
+0,2
|
• Использование местного научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса
|
+0,4
|
• Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными, религиозными и другими организациями
|
+0,4
|
• Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления
|
+0,6
|
• Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона
|
+0,7
|
• Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции)
|
+1
|
3. Широкая социальная интеграция
|
|
• Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта
|
+0,2
|
• Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.)
|
+0,7
|
• Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.)
|
+1
|
• Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом
|
+1,5
|
viii. активность образовательной среды
|
|
1. Трансляция достижений
|
|
• Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня
|
+0,4
|
• Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.)
|
+0,6
|
• Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой)
|
+0,7
|
• Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)
|
+0,8
|
2. Работа со средствами массовой информации
|
|
• В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении
|
+0,2
|
• В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении
|
+0,4
|
• Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио
|
+0,6
|
• Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах (журналах)
|
+0,2
|
• В газетах (журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении
|
+0,5
|
• Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.)
|
+0,7
|
• Имеются отдельные телетрансляции (сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении
|
+0,3
|
• Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению
|
+0,6
|
• Учебное заведение имеет на телевидении постоянное эфирное время, ин-формация о нем сообщается систематически
|
+0,8
|
• Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении
|
+0,4
|
3. Социальные инициативы
|
• Учебное заведение принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей
|
+0,5
|
• Учебное заведение является инициатором различных региональных вы-ставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей
|
+1,2
|
• Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)
|
+0,5
|
• Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)
|
+1,3
|
• Именно данное учебное заведение по существу является признанным ли-дером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив
|
+2,5
|
4. Социальная значимость выпускников
|
|
|
• Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.)
|
+0,3
|
• Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной)
|
+0,6
|
• Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми
|
+0,8
|
• Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России
|
+ 1,1
|
ix. мобильность образовательной среды
|
|
1. Мобильность целей и содержания образования
|
|
• Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта
|
0
|
• В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социальноэкономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и т.д.)
|
1
|
• Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие
|
2
|
• Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.)
|
2,5
|
2. Мобильность методов образования
|
|
|
• Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять)
|
0
|
• Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.)
|
0,5
|
• Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе
|
1,5
|
• В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования
|
2,5
|
3. Мобильность средств образования
|
|
|
• В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет
|
0
|
• Наряду со старыми, используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д.
|
1
|
• Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения
|
2
|
• Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д
|
2,5
|
4. Мобильность кадрового обеспечения образования
|
|
|
• Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику
|
0,5
|
• Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины
|
1
|
• Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение
|
2
|
• Для преподавания новых дисциплин приглашаются дипломированные специалисты
|
2,5
|
X. УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
Усилен
|
ие устойчивости (+)
|
Ослабление устойчивости (-)
|
+0,3 +0,6 +1
|
• Данный директор руководит учебным заведением не менее 2 лет
|
За последний год произошла смена директора
|
-0,5
|
• более 5 лет
|
За последние два-три года сменилось несколько директоров
|
-2
|
• более 10 лет
|
+0,5
|
• Администрация остается стабильной не менее 2 лет
|
За последние два-три года сменилось больше двух заместителей директора
|
-1
|
+0,8
|
• более 5 лет
|
|
|
+0,6
|
• Основной «костяк» педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет
|
За последние годы учебное заведение покинуло несколько наиболее авторитетных педагогов
|
-1
|
+1
|
- Весь коллектив
- педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет
|
Наблюдается частая смена (перемещение) учителей предметников и классных руководителей
|
-1,5
|
+0,2
|
• Многие педагоги - выпускники данного учебного заведения
|
Многие педагоги приехали из других регионов
|
-0,5
|
+0,3
|
• Большинство родителей нынешних учащихся в свое время окончили данное учебное заведение
|
Специфика образовательного процесса предполагает частую смену контингента учащихся (краткосрочные курсы, семинары, лагерь и т.п.)
|
-1
|
+0,5
|
• Учебное заведение создано более 50 лет назад, все эти годы сохраняет свой профиль и образовательные традиции
|
Учебное заведение создано менее 5 лет назад или поменяло свой профиль или статус (средняя школа стала лицеем и т.п.)
|
-1
|
+0,2
|
• Учебное заведение находится в старинном историческом здании
|
Учебное заведение не имеет своего здания, помещения арендуются
|
-1
|
+ 1
|
• Учебное заведение выстояло, достойно пережив серьезное испытание («травля» директора, судебный процесс из- за прав на здание, большой пожар и т.п.)
|
В результате ряда возникших «внешних» проблем ухудшились взаимоотношения в коллективе, снизился уровень образования
|
-2
|
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |