На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Методика диагностики параметров образовательной среды В.А. Ясвина
Методика диагностики параметров образовательной среды В.А. Ясвина
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Инструкция

Просим вас в каждом блоке опросника выбрать ту строку, в которой, на ваш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в школе.

ВНИМАНИЕ! В некоторых блоках отдельные строки помечены знаком «+» или « - ». Это означает, что можно не ограничиваться выбором одной строки в блоке, а отметить несколько подходящих оценок. Выраженность каждого параметра среды будет характеризоваться суммой ваших оценок

 

I. ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

1. Местные экскурсии
пешком, на городском и пригородном транспорте)

 

• Практически не проводятся

0

• Проводятся, но не для всех учащихся

0,2

• Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие

0,5

• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие

0,7

• Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)

1,25

2. Путешествия

 

• Практически не бывает

0

• Не для всех учащихся

0,2

• Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие

0,5

• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие

0,7

• Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса

1,25

3. Обмен педагогами

 

• Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится

0

• Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер

0,1

• Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях

0,3

• Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе)

0,7

• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями

1,25

4. Обмен учащимися

 

• Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится

0

• Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер

0,1

• Производится систематический прием школьников из других учебных заведений

0,3

• Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.)

0,7

• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися
с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями

1,25

5. Широта материальной базы

 

• Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные

0

• Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает

0,3

• Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений

0,8

• Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).

1

• Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (Интернет)

1,25

2. Интерактивные формы и методы

 

• В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала

0

• Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.)

0,5

• Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования

1

• Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении

1,5

• Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами

2,5

3. Учебная нагрузка учащихся

 

• Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.

0

• Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы

1

• После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий)

1,5

• После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий, а также получают объемные домашние задания

2

• Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например, в специализированных классах и т.п.)

2,5

4. Организация активного отдыха

 

• Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения

0

• В выходные дни для учащихся систематически проводятся образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.)

+0,5

• На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.)

+0,7

• На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п.

+0,8

• Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул)

2,5

6. Посещение учреждений культуры

 

театры, концерты, выставки и т.д.)

• Практически не бывает

0

• Не для всех учащихся

0,2

• Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения

0,5

• Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения

0,7

• Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса

1,25

7. Гости

• Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко

0

• Г ости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами

+0,1

• Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки)

+0,2

• Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.

+0,4

• Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей

+0,5

8. Возможности выбора образовательных микросред

 

• Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей

0

• Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам

0,1

•    Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по
интересам

0,2

•    Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по
уровню подготовленности школьников)

+0,4

• Учащиеся имеют возможности выбора учителя

+,55

• интенсивность образовательной среды

1. Уровень требований кучащимся

 

• К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)

0

• Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта

0,5

• Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта

1

• Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования

2

• Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам (например, по программам вуза)

2,5

•. осознаваемость образовательной среды

 

1. Уровень осведомленности об учебном заведении

 

• Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.

0

• Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения

0,3

• История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением

0,5

• Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения

1

• Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения

1,4

2. Символика

 

  1. Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики
  2. Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей

0

• Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название (школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают

+0,25

• Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.)

++0,25

• Учебное заведение имеет свое знамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия

+0,25

• Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимна своего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях

+0,25

• Учащиеся и педагоги охотно носят значки своего учебного заведения

+0,25

• Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят

+0,25

3. Формирование осознаваемости

 

• Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер

0

• Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения

+0,1

• Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения

+0,2

• Ведется летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы)

+0,3

• Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка

+0,4

• Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения

+0,5

4. Связь с выпускниками

 

• Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер

0

• Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году

0,2

• Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками

0,6

• Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка

0,9

• Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь

1,2

• Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения

1,4

5. Активность сотрудников

 

• Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты

0

• Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению

0,3

• Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи

0,6

• Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

1

• Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

1,4

6. Активность учащихся

 

• Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)

0

• Значительная часть учащихся охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению

0,3

• Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи

0,6

• Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

1

• Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

1,4

7. Активность родителей

 

• Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)

0

• Значительная часть родителей охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению

0,3

• Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи

0,6

• Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

1

• Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

1,4

iv. обобщенность образовательной среды

 

1. Команда, единомышленников

 

• Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются

0

• Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований

0,4

• В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей

0,8

• Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду

1,4

• В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию

1,7

2. Концепция развития учебного заведения

 

• Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции»

0

• Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе

0,4

• Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления

0,6

• В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом

1

• Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов

1,7

3. Формы работы с педагогическим коллективом

 

• Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется

0

• На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса

+0,5
+0,8

• Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений

• Периодически проводятся педагогические конференции, на которых про-исходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения

1,2

• Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения

1,6

4. Включенность учащихся

 

• Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения

0

• Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения

0,4

• Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы

0,8

• Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения

1,2

• Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов

1,7

5. Включенность родителей

 

• Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения

0

• На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения

0,4

• Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы

0,8

• Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями

1,3

• Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения

1,7

6. Реализация авторских образовательных моделей

 

• Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки

0

• Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта

0,3

• Ученые-авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируют как администрацию, так и педагогов

0,8

• Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными-авторами образовательной концепции данного учебного заведения

1,2

• Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые-авторы образовательной концепции работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами

1,6

v. эмоциональность образовательной среды

 

1. Взаимоотношения в педагогическом коллективе

 

• Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией

0

• Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции

+0,4

• Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.)

+0,8

• Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач

+0,4

• В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами

+0,9

2. Взаимоотношения с учащимися

 

• Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой

0

• Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся

+0,4

• Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)

+0,8

• Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом

+0,4

• Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку

+0,9

3. Взаимоотношения с родителями

 

• Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой

0

• Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем

+0,4

• Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)

+0,8

• Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом

+0,4

• Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку, профессиональный совет

+0,9

4. Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды

 

• Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации

0

• В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.)

+0,3

• Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению

+0,5

• Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги

+0,7

• Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п.

+ 1

• доминантность образовательной среды

 

1. Значимость для педагогов

 

• Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации

0

• Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально

1

• В учебном заведении есть группа педагогов, для которых в их работе заключен главный смысл жизни

2

• Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации

2,5

• Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность

3,3

2. Значимость для учащихся

 

• Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей

0

• Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом

1

• Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная жизнь» все-таки составляет для них одну из их важнейших ценностей

1,5

• В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д.

2,5

• Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность

3,4

3. Значимость для родителей

 

• У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом

0

• Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами

1

• Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей

1,5

• Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам

2,5

• Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов

3,3

VII. КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ(согласован- ность)

 

1. Преемственность с другими образовательными учреждениями

 

• В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий

+0,5

• Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий

+0,5

• Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.)

+ 1

• Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний

+ 1,3

2. Региональная интеграция

 

• Согласование содержания регионального компонента образования (по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами

+0,2

• Использование местного научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса

+0,4

• Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными, религиозными и другими организациями

+0,4

• Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления

+0,6

• Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона

+0,7

• Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции)

+1

3. Широкая социальная интеграция

 

• Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта

+0,2

• Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.)

+0,7

• Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.)

+1

• Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом

+1,5

viii. активность образовательной среды

 

1. Трансляция достижений

 

• Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня

+0,4

• Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.)

+0,6

• Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой)

+0,7

• Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)

+0,8

2. Работа со средствами массовой информации

 

• В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении

+0,2

• В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении

+0,4

• Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио

+0,6

• Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах (журналах)

+0,2

• В газетах (журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении

+0,5

• Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.)

+0,7

• Имеются отдельные телетрансляции (сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении

+0,3

• Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению

+0,6

• Учебное заведение имеет на телевидении постоянное эфирное время, ин-формация о нем сообщается систематически

+0,8

• Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении

+0,4

3. Социальные инициативы

• Учебное заведение принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей

+0,5

• Учебное заведение является инициатором различных региональных вы-ставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей

+1,2

• Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)

+0,5

• Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)

+1,3

• Именно данное учебное заведение по существу является признанным ли-дером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив

+2,5

4. Социальная значимость выпускников

 

 

• Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.)

+0,3

• Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной)

+0,6

• Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми

+0,8

• Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России

+ 1,1

ix. мобильность образовательной среды

 

1. Мобильность целей и содержания образования

 

• Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта

0

• В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социальноэкономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и т.д.)

1

• Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие

2

• Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.)

2,5

2. Мобильность методов образования

 

 

• Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять)

0

• Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.)

0,5

• Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе

1,5

• В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования

2,5

3. Мобильность средств образования

 

 

• В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет

0

• Наряду со старыми, используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д.

1

• Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения

2

• Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д

2,5

4. Мобильность кадрового обеспечения образования

 

 

• Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику

0,5

• Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины

1

• Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение

2

• Для преподавания новых дисциплин приглашаются дипломированные специалисты

2,5

X. УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Усилен

ие устойчивости (+)

Ослабление устойчивости (-)

+0,3
+0,6
+1

• Данный директор
руководит учебным заведением не менее 2 лет

За последний год произошла
смена
директора

-0,5

• более 5 лет

За последние два-три года сменилось несколько директоров

-2

• более 10 лет

+0,5

• Администрация остается стабильной не менее 2 лет

За последние два-три года сменилось больше двух заместителей директора

-1

+0,8

• более 5 лет

 

 

+0,6

• Основной «костяк» педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет

За последние годы учебное заведение покинуло несколько наиболее авторитетных педагогов

-1

+1

  1. Весь коллектив
  2. педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет

Наблюдается частая смена (перемещение) учителей предметников и классных руководителей

-1,5

+0,2

• Многие педагоги - выпускники данного учебного заведения

Многие педагоги приехали из других регионов

-0,5

+0,3

• Большинство родителей нынешних учащихся в свое время окончили данное учебное заведение

Специфика образовательного процесса предполагает частую смену контингента учащихся (краткосрочные курсы, семинары, лагерь и т.п.)

-1

+0,5

• Учебное заведение создано более 50 лет назад, все эти годы сохраняет свой профиль и образовательные традиции

Учебное заведение создано менее 5 лет назад или поменяло свой профиль или статус (средняя школа стала лицеем и т.п.)

-1

+0,2

• Учебное заведение находится в старинном историческом здании

Учебное заведение не имеет своего
здания, помещения арендуются

-1

+ 1

• Учебное заведение выстояло, достойно пережив серьезное испытание («травля» директора, судебный процесс из- за прав на здание, большой пожар и т.п.)

В результате ряда возникших «внешних» проблем ухудшились взаимоотношения в коллективе, снизился уровень образования

-2

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.